-Цитатник

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

Роман Семашкевич (1900-1937) - (0)

ХУДОЖНИК РОМАН СЕМАШКЕВИЧ. ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ЖЕРТВА РЕЖИМА. Роман Матвеевич Семашкевич ...

Джон Ричи (1828-1875) - (0)

АНГЛИЙСКИЙ ЖАНРОВЫЙ ХУДОЖНИК ДЖОН РИЧИ /JOHN RITCHIE Джон Ричи (1846-1875). Маленькая Нелл и е...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8489
Комментариев: 31400
Написано: 51950

О доходе Пушкина "с тридцати шести букв русского алфавита"

Понедельник, 30 Июля 2012 г. 12:22 + в цитатник

пушкин (484x363, 122Kb)

   Слова Пушкина о "постоянном доходе с тридцати шести букв русского алфавита" цитируют куда реже, чем "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Но именно постоянством литературного заработка отличался поэт от своих российских предшественников.

 

  Сумароков и Тредиаковский, Херасков и Державин, Жуковский и Шишков, Карамзин и Рылеев — все они получали гонорары (не всегда деньгаами — порой и ценными предметами). Но жили они отнюдь не сочинительством: до 20-х годов XIX века литература рассматривалась в российском обществе как забава, как барская прихоть. Лишь после войны с Наполеоном в Россию пришли западные представления о том, что литература и журналистика — это профессия, способ прокормиться. На смену литературному аристократу начал приходить «литературный работник».    
 


  
   Гонорары поэтов и прозаиков стали стремительно расти. Уже в 1815 году издатель и книготорговец Селивановский заплатил Карамзину неслыханную сумму в 6 тысяч рублей за собрание его сочинений. А через 10 лет А.Ф. Смирдин купил у Крылова его сочинения за 40 тысяч рублей. Для сравнения: фунт говядины стоил тогда 12 копеек, "французского" хлеба - 16 копеек. Квартира Пушкина на Галерной обходилась ему в 2500 рублей в год, а на Мойке - 4300 рублей (а цены в столице и тогда были намного выше, чем в провинции).
    До "Руслана и Людмилы" Пушкин печатался 47 раз - и не получил за это ни копейки. Первый гонорар принес Пушкину только "Бахчисарайский фонтан", изданный Вяземским в 1824 году. Обрадованный Пушкин писал ему: "Уплачу старые долги и засяду за новую поэму. Благо я не принадлежу к нашим писателям 18-го века: я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть для улыбки прекрасного пола".

 


  
   Пушкин стал первым русским профессиональным литератором: "Я богат через мою торговлю стишистую, а не прадедовскими вотчинами". Ведь кроме гонораров Пушкин имел единственный доход в виде жалованья камер-юнкера - 5 тысяч рублей в год, да и то лишь в зрелом возрасте. Во владения имениями он вступил лишь после женитьбы...
   По подсчетам исследователей, среднегодовой доход Пушкина в последние годы его жизни составлял не менее 40 тысяч рублей (так, тот же Смирдин заплатил Пушкину 10 тысяч рублей за право переиздания "Руслана и Людмилы", "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана").
  


 
  Но поэт нес большие потери от книжного пиратства. Еще в 1824 году петербургский почтовый цензор Евстафий Ольдекоп сумел получить разрешение на выпуск "Кавказского пленника" в переводе на немецкий. Однако выпустил он эту книгу с параллельным текстом русского оригинала, ничего не заплатив автору. Книга пользовалась большим спросом — разумеется, только у русскоязычных россиян. Отец поэта (тогда находившегося в ссылке) Сергей Львович подал прошение в Санкт-Петербургский цензурный комитет с просьбой защитить законные права сына, потерявшего не менее 3 тысяч рублей на срыве переговоров о переиздании поэмы другими издателями. Но тут выяснилось: Ольдекоп никаких законов не нарушал, поскольку таковые в России отсутствовали. Авторские привилегии, защищавшие от пиратских перепечаток, практиковались в России как разовые, а не как система.
 


 
  Поэтому в июле 1827 года. поэт обратился к Бенкендорфу с пространной запиской о необходимости ввести в стране "закон противу перепечатывания книг" и "оградить литературную собственность от покушений хищников". Такой закон, подготовленный приятелем поэта В.Ф. Одоевским, был одобрен и принят в 1828 году под названием "Положение о правах сочинителя" и утвержден как приложение к новому цензурному уставу.
Рубрики:  Пушкин
Метки:  

Процитировано 1 раз



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку