-Рубрики

 -Цитатник

Томас Вулнер (1825 - 1892) - (0)

СКУЛЬПТОР - ПРЕРАФАЭЛИТ №5 ТОМАС ВУЛНЕР / THOMAS WOOLNER (1825-1892). Часть I   ...

Якоб Торенвлит (1641-1719) - (0)

Нидерландский художник Jacob Toorenvliet . Начало: Нидерландский художник Jacob To...

Образы смыслов и их толкования - (0)

«Оболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51993


Суздаль на фотографиях Горского

Среда, 25 Июля 2012 г. 09:47 + в цитатник
  Суздаль по праву считается одним из самых красивых и исторически ценных малых городов России. Не мог обойти стороной эту жемчужину и Прокудин-Горский. Время съемок - конец лета 1912 г. Возможно, это был последний город, который он запечатлел в рамках своего масштабного фотопроекта (поездка по Мурманской железной дороге в 1916 г. - не в счёт.

 Посмотрим, что изменилось за 100 лет в городе-заповеднике, который считается хорошо сохранившимся (несмотря на снос половины храмов в 30-е)
 

Панорама Суздаля в 1912-08 годах на снимках Горского и В.Емелина:

Высокое разрешение
                  
 

Помимо типичного для всей современной России зарастания (впрочем, здесь не столь сильного), это сравнение открывает первую утрату - разобранный в 1943 (?) на кирпич для школы храм Живоначальной Троицы в Преподобенском монастыре. Школа эта видна сразу за оградой монастыря в правом нижнем углу современного снимка.
Так выглядит сравнение с исчезнувшим храмом с земли (все следующие сравнения сделаны мною в 2009 г.):


Высокое разрешение

 

К счастью, для большинства запечатлённых в Суздале Прокудиным-Горским особо ценных памятников такая судьба скорее исключение, чем правило.
Поэтому сравнивать можно не с пустым местом.

 

Святые ворота Ризоположенского монастыря:

Высокое разрешение

Надвратная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря:

Высокое разрешение
На открытках конца 60-х цвет здания был ещё старый, потом побелили (думаю, в конце 70-х).

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря (перестроена при реставрации в 1970-е):

Высокое разрешение

Покровский монастырь на первый взгляд не сильно изменился, но его главам реставраторы придали вид 17 века, вместо барочного:

Высокое разрешение
А окрестные огороды давно заросли.

Борисоглебская церковь пребывает не в самом лучшем состоянии, но колокольню, с которой она снималась, вообще снесли вместе с храмом:

Общий вид:

Высокое разрешение

Изразцы на наружной стене собора Преподобенского монастыря в Суздале:


За 100 изразцы сильно побились, а у реставраторов до них пока руки не дошли:


Собор Рождества Пресвятой Богородицы с домонгольским белокаменным низом стоит на своём месте, только сильно оброс деревьями:


Высокое разрешение

С некоторых прежних ракурсов он вообще не виден теперь:

Высокое разрешение
Зато реставраторы покончили с прежней какофонией цвета и всё выкрасили в монотонный белый цвет.

Вот она, домонгольская белокаменная вязь:


Как я писал уже, заросли скрыли и некоторые другие архитектурные достопримечательности Суздаля. Например, входные врата Спасо-Евфимиевского монастыря:


Зато стена этого монастыря-крепости всё ещё хорошо просматривается:

Высокое разрешение
Её не раз реставрировали и укрепляли за 100 лет.

К сожалению, нельзя в точности повторить красивый вид сверху на суздальский кремль по причине снесённой колокольни:

Высокое разрешение
Мне очень повезло с погодой при съемках, она была такой же пасмурной.

Вид на речку Каменка:

Высокое разрешение

 

Всё неуклонно зарастает. Даже такой красивый и ухоженный город, в который не стыдно привозить европейских туристов, был вдвое красивей и ухоженней 100 лет назад.


Ещё раз обращаюсь ко всем читателям - летний сезон уже давно открылся! Спешите делать сравнения, ибо через год всё может сильно измениться.
Особо хочу обратить внимание на те места, для которых в 2012 г. исполняется ровно 100 лет со дня прокудинских съемок: Артвин, Баку, Батум, Бзыбь, Боржоми, Борисов, Вильнюс, Витебск, Вязьма, Гагры, Дагомыс, Даугавпилс, Каунас, Коломна, Малоярославец, Минск, Новый Афон, Полоцк, Рязань, Смоленск, Сочи, Суздаль, Сухум(и), Тбилиси, Тобольск, Тюмень, Уч-Дере, Чакви, Чусовая (вся река), Шадринск, Ялуторовск. Юбилейные сравнения особенно ценны и интересны.
Мы будем очень рады рассказать о Ваших съемках у нас в блоге и включить Ваши работы в общую базу народного фотопроекта "По следам Прокудина-Горского: 100 лет спустя".

Для тех, кто всё же сподвигнется на это дело, повторю здесь снова свои прошлогодние размышления на тему фотосравнений по Прокудину-Горскому.
Зачем нужна эта работа?
Во-первых, чтобы понять, как изменилась наша страна за 100 лет, что стало с ней и с её памятниками. Часто сравнения бывают весьма красноречивы и, как правило, безрадостны. Города заросли, словно их покинули жители, многие памятники утрачены или находятся в плачевном состоянии. Крайне редко современные снимки смотрятся не хуже, чем у Прокудина-Горского.
Во-вторых, фотосравнения имеют важную исследовательскую цель - они служат лучшим подтверждением правильности авторской подписи (или идентификации), а иногда позволяют выявить ошибки (самый ярким и свежий пример - фрески и иконостас Федоровской церкви в Ярославле).
В-третьих, фотосравнения весьма важны для реставрации снимков Прокудина-Горского, а именно для определения максимально точного цветового баланса и тональности. Конечно, в идеале фотосравнение должно быть для этого сделано в то же время года и при том же освещении. Особенно это важно, когда речь идет об объектах с устойчивым цветом (например, скалы).

Делать фотосравнения интересно, это как спорт, как фотоохота. На пути к цели приходится преодолевать немало трудностей. Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (она должна быть такая же хорошая или плохая как при съемках самого ПГ), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина №1 - всё заросло и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок "в кусты" и потом с ближайшего возможного ракурса.
Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход - тот же.
Причина №2 - точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, которые любили сносить в 30-е гг. :(
Как правило, ничего не поделаешь. Теоретически можно использовать автоподъемник :)
Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал ПГ. Надо искать лодку!
Причина №3 - точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра.
В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички "посторонним проход запрещен". Но, как говорится, если очень надо - то можно (пока никто не видит :) )
Причина №4 - административный запрет на съемку в церквах и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов - он вынужден был получать разрешение у местных "начальников". Так что всё зависит от способностей к переговорам.

Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут всё зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемке памятников архитектуры - посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу. Недавно в Кирилло-Белозерском монастыре мне не повезло - как раз на месте точки съемки поставили Камаз!

В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко (забыл сказать, что ПГ ещё снимал с очень высокого штатива!). Поэтому лучше вообще не переживать и не заморачиваться по этому поводу. Даже примерного ракурса вполне достаточно для достижения всех трех обозначенных выше целей. Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фотосравнения. Конечно, к нему надо стремиться по возможности. У меня, каюсь, точный ракурс часто не получается просто по невнимательности и чрезвычайной спешки (нет возможностей для нормальных путешествий). Когда надо за полтора дня покрыть маршрут в тысячу километров, на который сам Прокудин-Горский потратил 2-3 недели, то на поиск места съемки иногда остаются минуты.

Вообще, если подходить к делу серьезно, то каждой такой поездке должна предшествовать серьезная исследовательская подготовительная работа. Одной только пачки с распечатками кадров мало. Надо заранее выяснить точки съемки и изучить подходы к ним, записать все адреса, узнать режим работы музеев, время открытия храмов и монастырей. В идеале можно установить по электронке или по телефону контакт с местными краеведами (музейными работниками) и договориться с ними о сотрудничестве при съемке.

Надо заранее отдавать себе отчет, что всего запланированного снять не удастся, по крайней мере, в желаемом виде. Где-то не повезет с погодой, что-то будет закрыто не ремонт или в ненужном месте встанет камаз. Поэтому всегда останется работа и для других любителей фотосравнений, и для вашей второй, третьей попытки.
Вообще, фотосравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Всё быстро или медленно меняется. Вчера ещё не было Успенского собора в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фотосравнения!
По этой же причине следует спешить запечатлеть для фотосравнения тот вид, который завтра уже исчезнет.

Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки "в том же ракурсе" станут исторической ценностью.

 

http://oldcolor.livejournal.com/65217.html

Рубрики:  Фотографии
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям



MsTataka   обратиться по имени Четверг, 26 Июля 2012 г. 09:45 (ссылка)
Какая благодать.... жаль не была в этом городе....
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо Четверг, 26 Июля 2012 г. 10:22 (ссылка)
У Вас, Наташа, ещё есть надежда
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку