-–убрики

 -÷итатник

ѕавел  онстантинович √олуб€тников (1892-1942) - (0)

ѕј¬≈Ћ  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬»„ √ќЋ”Ѕя“Ќ» ќ¬ - ¬“ќ–ќ… –”—— »… ј¬јЌ√ј–ƒ   ѕ. . √олуб€т...

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51453

Ѕетховен и вечна€ молодость

„етверг, 12 јпрел€ 2012 г. 09:43 + в цитатник

ћаксим ‘едотов продирижировал в  апелле “ройным концертом и „етвертой симфонией.



 омпозитору было 33-34 года, когда он создал “ройной концерт дл€ скрипки, виолончели и фортепиано, но музыка звучала так, будто Ѕетховен был тогда гораздо моложе. Ѕудто было ему лет двадцать с небольшим, возраст, когда все двери кажутс€ открытыми, – так свободно и раскованно текла мелоди€. ≈сли бы можно было сравнить это исполнение »льи »оффа, јлексе€ ћассарского, »гор€ ”рь€ша и оркестра  апеллы с выложенными в —ети запис€ми мастеров второй половины прошлого столети€! »х игра кажетс€ отточенной, но т€желовесной, в духе минувшей эпохи. Ќа этот раз концерт не записывалс€, но, суд€ по ощущению, нынешним питерским музыкантам и ћаксиму ‘едотову ближе молодой Ѕетховен, еще не обремененный бедами и проблемами, не начавший тер€ть слух.            

Ќа самом деле к моменту создани€ этого опуса композитор написал уже большую часть сонат, три фортепианных концерта и три симфонии, пересмотрел многие из прежних взгл€дов – но что ж с того? –азве не возвращаетс€ иногда человек к себе прежнему, не смотрит на мир тем же взгл€дом, что в юности, пусть ненадолго? ƒа ведь и писал это сочинение Ѕетховен дл€ исполнени€ своим 14-летним учеником, так что будто пример€л на себ€ возраст пианиста – эрцгерцога –удольфа.

Ќо кроме возраста еще одно обсто€тельство отличало композитора от его подопечного: тот принадлежал к династии √абсбургов. “ак ли обсто€ло дело, дл€ него ли писалс€ концерт, музыковеды спор€т поныне. Ќо иде€ достоинства €вно звучала в концерте и была особо подчеркнута ћаксимом ‘едотовым. Ётот акцент (может быть, не самый характерный дл€ большинства произведений Ѕетховена и потому иногда проход€щий мимо внимани€ исполнителей) здесь оказалс€ очень уместен. „то же касаетс€ возраста, гени€м, по словам дирижера, «свойственно быть намного старше своих лет и намного старше всех своих современников. » дальновиднее. ¬ этом смысле Ѕетховен – один из самых актуальных сегодн€ композиторов».



  Ѕаланс между ро€лем, скрипкой и виолончелью в разных исполнени€х складываетс€ неодинаково. ¬ этот раз, пожалуй, €рче и интереснее всего прозвучала скрипична€ парти€ »льи »оффа. » все же это был диалог равноправных собеседников. ћаксим ‘едотов, вставший за пульт несколько лет назад, с его полувековым опытом скрипача, считает важным, чтобы прозвучал каждый инструмент – или кажда€ группа в оркестре – и стремитс€ не подавл€ть исполнителей генеральной идеей. ѕо его признанию, именно солисты предложили концепцию нынешнего исполнени€.

ћаксим ‘едотов про€вил дирижерскую волю скорее при исполнении „етвертой симфонии, не отказыва€сь, впрочем, от своего подхода, поддерживающего инструменталистов. „етверта€ – может быть, сама€ «неидеологизированна€» из всех бетховенских симфоний, она стоит чуть в стороне от высоких философских и политических концепций и борьбы взгл€дов начала XIX столети€. » писалась чуть ли не единым махом – композитор был влюблен в одну из своих учениц, на сей раз из рода венгерских графов. ј потому исполнение симфонии в  апелле звучало будто бы не совсем по-бетховенски: без обычных дл€ музыки этого композитора контрастов с воспарени€ми в небеса и провалами в пропасть. «ато просто и по-человечески. ќднако дирижер и оркестр шли здесь за автором.

  ћожно говорить и о некотором переосмыслении этой симфонии. ћаксим ‘едотов услышал в ней некоторые италь€нские ноты, в духе –оссини и ¬ерди, – вот так же русский немец  арл Ѕрюллов стал насто€щим италь€нцем. ћузыкальна€ ≈вропа едина – или это действительно общечеловеческий подход. ¬ конце концов, можно в записи этой симфонии, в исполнении известного западного дирижера, услышать и что-то от „айковского. ¬о вс€ком случае, такие «переклички» симпатичнее, чем подчеркиваема€ многими исполнител€ми немецкость Ѕетховена, котора€ лишает его музыку широты содержани€.

¬ любом случае, Ѕетховен и здесь остаетс€ Ѕетховеном, и присущее его музыке ликование звучит в финале „етвертой, только полифони€ выражена сильнее, чем обычно: оркестр у этого дирижера становитс€ многоголосым. ћаксим ‘едотов объ€сн€ет: «я не могу считать себ€ просто дирижером, потому что уже 50 лет не расстаюсь со скрипкой. ј мы, инструменталисты (скрипачи, пианисты, виолончелисты), должны досконально и во всех смыслах изучить каждое произведение не просто головой, душой, а чисто физически, “руками”. ѕоэтому от оркестра € требую многих деталей, которые, может быть, ускользают от дирижеров-неинструменталистов. ћне важна вс€ палитра, со всеми подголосками, мелочами. я люблю работать с оркестром по группам и смотрю на него как на инструмент, состо€щий из солистов. » дирижирую так, как будто € это исполн€ю. ћне очень важна жизнь и пульсаци€ в каждой фразе, в каждой мысли автора. —имфони€ эта не так часто играетс€, но, мне кажетс€, она позвол€ет раскрытьс€ и оркестрантам, и дирижеру».

Ќынешний концерт стал частью двухлетнего цикла —анкт-ѕетербургской капеллы, посв€щенного симфонической музыке Ѕетховена.



 4-ю бетховенскую симфонию уже в окт€бре в ѕетербурге можно будет услышать снова. ќсенью ее сыграет камерный оркестр «аслуженного коллектива –оссии академического симфонического оркестра ‘илармонии. –азумеетс€, это будет уже совсем друга€ верси€, другое исполнение, хот€ бы потому, что за пультом будет сто€ть немецкий дирижер Ћео  ремер. „ем больше трактовок, тем лучше, потому что не может быть одной-единственной на все времена, оркестры и вкусы. Ёто тоже род многоголоси€.

http://belcanto.ru/

–убрики:  композиторы и дирижЄры/Ѕетховен
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку