-Рубрики

 -Цитатник

Христос и Пилат в живописи - (0)

Суд и поругание. Брюллов Карл Павлович. Голова Христа в терновом венце. 1849 И отвели Его...

Николай Иванович Кульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ДОКТОР-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЛЬБИН (1868-1917) Пасха у футуристов в мастерской художн...

Волков Ефим Ефимович (1844 -1920) - (0)

Забытые имена.Художник  Волков Е.Е.   ВОЛКОВ  ЕФИМ ЕФИМОВИЧ ...

Михаил Петрович Цыбасов (1904-1967) - (0)

«МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» МИХАИЛ ЦЫБАСОВ М.П. Цыбасов (1904-1967) Цветы Востока (Порт...

Ван Гог. Аукционы - (0)

Картину Ван Гога продадут во Франции впервые за 20 лет. Женщины в дюнах за починкой с...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 51444

80 лет со дня рождения режиссёра Андрея Тарковского

Среда, 04 Апреля 2012 г. 20:55 + в цитатник

Андрей Тарковский

Признанный еще при жизни, он оставил такое огромное наследство, что его до сих пор не удается осознать и переварить. Тарковский задал планку, соответствовать которой очень непросто. Современное российское интеллектуальное кино так часто его цитирует и на него оглядывается, что рискует в нем утонуть.                         

 Говорить о Тарковском сложно. Просто потому, что о нем уже слишком много сказано. Это приблизительно, как с Пушкиным: школьное сочинение о Татьяне Лариной написать еще можно, а обсуждать на кухне за чашечкой кофе уже нечего.    

Тарковский - из тех людей, по отношению к которым эпитет "великий" - пошлость и глупость. Он вписан в летопись мирового кинематографа как самый известный русский режиссер. Он останется в русской культурe как один из самых странных и мощных философов советского периода. Таких как Тарковский - один на миллион и хорошо, если раз в 10 лет.

Тарковский на съемках фильма "Зеркало"

 

 Обычный ряд, в который его ставят критики: все тот же Пушкин, Андрей Рублев, Чайковский - классики, прошедшие проверку временем. Я бы составила другой: французская революция, телевизор и The Beatles - явления, которые изменили мир, и после которых возвращение в прошлое стало невозможным.

Анатолий Солоницын на съемках фильма «Андрей Рублев»

Тарковский, как губка, впитал в себя все наследие человеческой мысли, переработал его в своей внутренней загадочной машине и выдал совершенно новый продукт - новый мир с неведомым пейзажем, климатическими условиями и людьми, говорящими вроде бы на понятном языке, но не очень ясно, о чем именно.

Тарковский навсегда изменил отечественный кинематограф. Он какой-то незримой тенью появляется в каждом современном российском фильме - из тех, про которые мы говорим "не для всех". На мой вкус, его даже слишком много. Я думаю, он мешает.



И это проблема. Смотреть наше "умное" кино непросто, потому что пытаешься увидеть что-то новое и неожиданное, а там всегда 80-летний ОН - такой большой и огромный, что остального и не видно. В литературе про такое говорят - между строчек. В кинематографе, видимо, надо сказать: "между кадров".

Помните, в звягинцевском "Изгнании": мальчик ходит по комнате, не зная, чем себя занять, хватает книгу и начинает перелистывать страницы. Вроде бы никаких прямых аллюзий с творчеством Тарковского. Но между кадров-то вот он: стоит в полный рост! Потому что едва ли не в каждом его фильме есть книга, которая рано или поздно попадает в руки к герою, и из которой непременно выпадает засохший цветок. Вот и у звягинцевского мальчика из книги выпадают какие-то листики.

В том же "Изгнании" - в первых же кадрах - Звягинцев показывает деревенский лес: по всему такой же, как в "Жертвоприношении" Тарковского, даже снят так же - плывущей мимо деревьев камерой. Мне это мешает.

Вот выходит фильм Андрея Смирнова "Жила-была одна баба": монументальный, тяжелый, очень реалистичный. И вдруг в самом конце откуда не возьмись - черно-белые кадры фантастического потопа, странные паузы, длинные путанные философские монологи. "Тарковщина". Мне мешает.

Фильм "Пыль" Сергея Лобана. Здесь и комната, которая исполняет желания, и песня "Только этого мало", стихи из которой читает герой Кайдановского в "Сталкере".

 

Так случилось, что однажды я пересмотрела все эти три фильма в течение одного месяца. И то, что раньше, при первом просмотре, казалось мне намеренным и оправданным цитированием, сложилось, как льдинки у Кая, в аксиому. Только у Кая это было слово "Вечность", у нашего кино это "Обреченность".

Режиссеры обречены цитировать Тарковского, а мы обречены на то, чтобы сталкиваться с ним в каждом новом фильме. Это проклятие - или счастье - поколения, которое слишком близко к Тарковскому, чтобы отнестись к нему как к истории и переварить его полностью.
Но одновременно это поколение слишком далеко от Тарковского, чтобы считать его просто современником с альтернативным художественным методом, на который можно не обращать внимания.

Тарковский задал тон и атмосферу. Страна поменялась дважды, а от них никуда: его константы стали обязательной составляющей российского арт-хауса. Получилось так, что, дав в свое время огромный толчок для развития киноискусства, Тарковский невольно на многие годы создал жесткие рамки, выйти за которые мало у кого хватает духа. Хотя, возможно, дело вовсе не в режиссерах, которые подсознательно или намеренно посылают ему приветы, а в зрителях вроде меня, которые во всем готовы и хотят видеть Тарковского.

Андрей Тарковский

Источник: РИА Новости

Серия сообщений "Тарковские":
Часть 1 - Ким Смирнов: смотрю Тарковского
Часть 2 - Андрей Тарковский. Жертвоприношение
Часть 3 - 80 лет со дня рождения режиссёра Андрея Тарковского
Часть 4 - К 80-летию великого режиссера Тарковского
Часть 5 - Памяти Анатолия Солоницына
...
Часть 32 - Андрей Тарковский о творчестве и искусстве.
Часть 33 - «Андрей Рублёв»
Часть 34 - Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986)

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку