-Цитатник

Гирлянд июньских благодать Чистых ириса цветов... - (0)

"Ты, Ирис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... Изысканно- волше...

Роберт Бейтман (1842 - 1922) - (0)

«ПОТЕРЯННЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТ» РОБЕРТ БЕЙТМАН / Robert Bateman (1842-1922) Найджел Дейли. Потерянный ...

Фредерик Джордж Стивенс (1828-1907) - (2)

ПРЕРАФАЭЛИТ №6 ФРЕДЕРИК ДЖОРДЖ СТИВЕНС / Frederic George Stephens Уильям Холман Хант (1827-1910...

Роман Семашкевич (1900-1937) - (0)

ХУДОЖНИК РОМАН СЕМАШКЕВИЧ. ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД – ЖЕРТВА РЕЖИМА. Роман Матвеевич Семашкевич ...

Джон Ричи (1828-1875) - (0)

АНГЛИЙСКИЙ ЖАНРОВЫЙ ХУДОЖНИК ДЖОН РИЧИ /JOHN RITCHIE Джон Ричи (1846-1875). Маленькая Нелл и е...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8489
Комментариев: 31400
Написано: 51950

Андрей Тарковский. Жертвоприношение

Вторник, 03 Апреля 2012 г. 20:59 + в цитатник

Тарковский (475x356, 127Kb)

   Жизнь Андрея Тарковского оборвалась на 54-м году. За двадцать четыре года работы в кино он успел снять семь культовых фильмов.

   Тридцать лет назад, когда Тарковский покидал Советский Союз с тем, чтобы через два года стать «невозвращенцем», даже в горячечном бреду невозможно было представить, что его удостоят Ленинской премии. Разумеется, посмертно. После того как великий режиссер скончался от рака легких в парижской клинике и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, признание его заслуг перед киноискусством стало расти как снежный ком: всесоюзные чтения, фонды и фестиваль его имени, улицы и даже планета, названные в его честь. Книгами о Тарковском, написанными в России и за рубежом, можно выстелить городскую площадь.             

Посмертная слава — сюжет в истории не новый. В отношении Андрея Тарковского человечество проявило хоть и несколько запоздавшую, но справедливость, ведь практически все его фильмы полны пронзительной обеспокоенности судьбой этого самого человечества. Каждый его герой, начиная с маленького разведчика Ивана («Иваново детство»), чувствовал свою ответственность за судьбы мира вплоть до готовности отдать свою жизнь. В том первом фильме молодого режиссера Великая Отечественная представала как конечная точка истории — Апокалипсис.

  http://youtu.be/X-cOMy9k-6s  

   Апокалипсическим предчувствием пронизан весь кинематограф Тарковского. И каждый его герой, будь то астронавт Кельвин, полуюродивый Сталкер, отшельник Доменико и писатель Горчаков, преуспевающий режиссер Александр, готовы принести себя в жертву, чтобы удержать мир, колеблющийся над пропастью.

Ленинская премия на фоне прочих проявлений признания выглядела, конечно же, курьезно. Государство в лице киночиновников всласть поглумилось над режиссером, не давая ему снимать то, что он хотел, испещряя поправками почти каждый его фильм, с трудом пропуская картины Тарковского на международные фестивали. Коллеги тоже не слишком жаловали этого ершистого человека, умевшего, в отличие от многих, не прогибаться перед киноначальством. Аутодафе, устроенное его фильму «Зеркало» на страницах журнала «Искусство кино», выглядело неприличным даже в глазах тех, кто не ходил в поклонниках Тарковского.

Есть нечто парадоксальное в том, как этот бескомпромиссный режиссер, ни на йоту не потакавший зрительским вкусам, непрерывно усложнявший язык своих фильмов, их смысловое содержание, тем не менее стремился пробиться к зрительским сердцам и умам. Подобно героям «Соляриса», он бился над контактом с океаном — массовым зрителем. Неутолимая жажда контакта гнала его на многочисленные встречи-беседы, в которых он тщился объяснить зрителям смысл своих картин. Выслушивал наивные или глупые вопросы, а то и грубые выкрики из зала. Но понимание зрителей было для Тарковского не менее, а может быть, и более важно, чем награды международных фестивалей. Признанный своими великими коллегами — от Бергмана до Феллини — он буквально таял от благодарности к обычному зрителю, дававшему понять: «Есть контакт!».


Фильм «Жертвоприношение» Андрей Тарковский называл своим завещанием. Эта картина действительно стала для режиссера последней. Он снимал ее в Швеции четверть века назад. О создании фильма рассказывает выставка, которая открылась сегодня в Москве. Ее название поэтически соединило две знаковые и очень важных для Тарковского работы – «Зеркало» и «Жертвоприношение».

«Жертвоприношение» – это кино, которое редко показывают. Его трудно смотреть, но еще труднее разгадывать загадки, которые Тарковкий задал в каждом из планов. Что уж и говорить о редких материалах к этому редкому фильму. Лейла Александер-Гаррет – переводчица Андрея Тарковского в Швеции. Она была своей в съемочной группе, вела дневники и даже выпустила книгу о мастере. Впервые за двадцать пять лет после выхода фильма Лейла демонстрирует материалы из своего личного архива. Самые яркие моменты съемок она помнит до сих пор, как будто это было вчера.

«Пожар у нас был центральной и кульминационной сценой. Сломалась камера, и перегорели все провода, пожар стал неуправляем, чудом, как Феникс, дом восстановился за четыре дня во второй приезд в Готланд», – вспоминает переводчица.

Впервые можно увидеть некоторые рабочие материалы «Жертвоприношения», а также сцену под названием «Петушиный сон», не вошедшую в фильм. Ее не было в сценарии, просто Тарковскому приснился сон, как будто он умер, и он обязательно захотел снять то, что он увидел во сне. Получилось слишком красиво. Из-за этой красивости Тарковский сцену выкинул, а бобину с пленкой подарил Лейле. Помимо всего прочего, в экспозицию вошли редкие фото и детские рисунки Андрея.

«Там и взрыв этот. Причем, когда Анрей рисовал, он все это сопровождал звуком. Сидел, поджав одну ногу, одна свешивалась, он все рисовал и озвучивал. Видимо, уже тогда появилась синтетическое отношение к рисунку, то есть уже появилось кино», – рассказывает сестра режиссера Марина Тарковская.

Последний фильм Тарковского сопровождали удивительные и мрачноватые совпадения: всего за две недели до мировой премьеры, назначенной на 9 мая 1986 года в Стокгольме, аварийная система Швеции зафиксировала радиоактивный чернобыльский выброс. Место, где Тарковский снимал эпизод войны, стало местом убийства шведского «голубя мира» – премьер-министра Улофа Пальме. Это, конечно, не мистика. Это просто кино, в котором невозможно поставить точку. Кино, которое Тарковский создал только потому, что осознал: «Человеку перестали быть нужными Душа, Чудо и Бог».

Что ему посмертная слава?.. Так хочется повернуть время вспять, чтобы сказать ему, живому: «У вас есть зрители. Те, кто стоит в длинных очередях, чтобы посмотреть «Зеркало» или «Сталкера» и выйти из кинотеатра в эйфории. Выйти с новым зрением и чувствованием, как от картин Леонардо и Брейгеля, музыки Баха, поэзии Данте. Вы — из этого ряда. Они, а не мы ваши современники и достойные собеседники».

"Ностальгия" Андрея Тарковского (сценарий написан совместно с Тонино Гуэрра)

ностальгия (690x490, 309Kb)

Серия сообщений "Тарковские":
Часть 1 - Ким Смирнов: смотрю Тарковского
Часть 2 - Андрей Тарковский. Жертвоприношение
Часть 3 - 80 лет со дня рождения режиссёра Андрея Тарковского
Часть 4 - К 80-летию великого режиссера Тарковского
...
Часть 32 - Андрей Тарковский о творчестве и искусстве.
Часть 33 - «Андрей Рублёв»
Часть 34 - Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986)

Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку