-÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8233
 омментариев: 30225
Ќаписано: 50329

Ѕеседа с ћайклом ”эланом

„етверг, 23 ‘еврал€ 2012 г. 14:49 + в цитатник

   “рехкратный обладатель всемирной премии фэнтези предпочитает читать научные и исторические книги, может отказатьс€ от выгодного контракта ради возможности зан€тьс€ интересной дл€ себ€ работой и советует не слишком увлекатьс€ чужим творчеством и никогда не останавлива€сь на достигнутом. — известнейшим художником беседует ƒмитрий «лотницкий.

Ќа стыке реальности и фантазии

—реди сотен фантастических художников лишь единицы добиваютс€ всемирной известности. »х работы знакомы каждому любителю фантастики: они смотр€т с обложек книг и журналов, плакатов, «аватар» на интернет-форумах, не говор€ о тематических календар€х и репродукци€х. ќдин из таких творцов мирового значени€ наш сегодн€шний гость ћайкл ”элан. ”элан не только любезно согласилс€ ответить на вопросы «ћира фантастики», но и прокомментировал некоторые свои работы.

«—мотрю в будущее без оптимизма»

¬р€д ли ошибусь, предположив, что вы стали иллюстрировать фантастику, потому что любите этот жанр. ј с чего эта любовь начиналась?

—колько себ€ помню, € всегда был и остаюсь поклонником и фантастики, и фэнтези, и романов ужасов. „естно говор€, точно уже не помню, но могу предположить, что и первые фантастические фильмы, виденные мной в детстве, сыграли значительную роль. “огда € читал почти все, что попадалось мне под руку, и была это в основном именно фантастика — и еще, конечно, исторические романы и книги об искусстве. Ќаверное, не буду оригинален, признавшись, что через всю жизнь пронес любовь к великой трилогии «¬ластелин  олец». ’от€ и малую форму € всегда читал с не меньшим удовольствием, чем объемные циклы. я зачитывалс€ произведени€ми Ёдгара Ѕерроуза, –ичарда ћэтьюсона и, разумеетс€, романами о похождени€х  онана.

“радиционный сюжет: дракон и дева...

...» друга€ вариаци€ на ту же тему.

— тех пор ваши литературные предпочтени€ сильно изменились?                        

–азмышлени€ о вечном.

¬ плане книг € «все€ден». »з тех трех книг, которые € читаю сейчас, ни одна не относитс€ к фантастике или фэнтези! — сожалением приходитс€ признать, что произведений этих жанров € уже почти не читаю: почти все мое врем€ отнимают научные и исторические книги. ¬еро€тно, чем старше € становлюсь, тем меньше мне интересны другие миры и больше — наш. “о, что нас окружает, тоже может быть неверо€тно интересным, не говор€ уж о том, что может ожидать нас в будущем!

Ќо ведь наше будущее — тоже сфера фантастики. ѕравильно ли € понимаю, что вы отдаете ей предпочтение перед фэнтези?

ƒа, по той же причине € больше люблю рисовать фантастические картины: они позвол€ют использовать не только воображение, но и знани€ из современного мира.  артина становитс€ более реалистичной. ј фэнтези часто не может выйти за границы пусть и при€тных, но все же пустых мечтаний.

≈сли не секрет, каким вы видите будущее человечества?

я смотрю в него без особого оптимизма.  ак несложно догадатьс€ по некоторым моим картинам, например, из цикла End of Nature, мен€ сильно интересуют темы конца света и падени€ цивилизации. » мне сложно не согласитьс€ со знаменитой фразой “ерминатора: «ƒл€ вашей расы естественно уничтожать самих себ€».

¬аша блест€ща€ карьера поражает воображение.  азалось бы, уже не к чему и стремитьс€, но все же — случаетс€ ли вам до сих пор сталкиватьс€ с трудност€ми в творчестве?

ќдна проблема преследует мен€ всю жизнь — неумение эффективно распор€дитьс€ своим временем. ј еще всегда очень т€жело отказыватьс€ от интересных и прибыльных проектов — но приходитс€, если € вижу, что они не позвол€т мне заниматьс€ творчеством, что называетс€, дл€ себ€.

ј какой эпизод карьеры вы бы могли назвать ключевым или самым пам€тным?

¬ыделить какой-то один момент сложно. ѕервое, что приходит на ум — работа над «Ѕелым драконом» Ённ ћаккефри. Ёто была перва€ книга с моей обложкой, котора€ добилась звани€ бестселлера.

ј в 1988 году € временно прекратил заниматьс€ коммерческой иллюстрацией. я не мог не рисовать, но делал это ради собственного удовольстви€. —оздава€ их, € ни на что не рассчитывал, — и каково же было мое удивление, когда эти работы многим понравились! Ќастолько понравились, что позволили мне очень быстро достигнуть нынешнего положени€. “еперь € в основном пишу картины дл€ выставок и редко занимаюсь оформлением книг.

 огда вы все-таки оформл€ете книгу, чем руководствуетесь при выборе того эпизода, который изобразите?

  каждому роману нужен свой подход. ƒаже себе € не могу четко объ€снить, почему кака€-то сцена кажетс€ мне ключевой, достойной изображени€. —корее всего, есть несколько основных критериев: мои впечатлени€ от сюжета и героев книги, заложенный в романе авторский посыл и то, как все это преломл€етс€ в моем воображении.  онечно, немалую роль играет и мнение заказчика.

¬сегда ли вам удаетс€ воплотить на холсте именно то, что задумывали?

”ж не знаю, к счастью или к сожалению, но исходные задумки порой очень сильно отличаютс€ от законченного варианта картины. ѕравда, чаще всего € с самого начала представл€ю, как должен выгл€деть результат, и стараюсь следовать этому представлению.

¬прочем, даже если у ћайкла выходит картина, далека€ от задумки, можно не сомневатьс€, что нас в любом случае ждет маленький шедевр. Ќедаром картины ”элана — одни из самых узнаваемых в мире фантастической иллюстрации.

¬етер дальних странствий.

”лыбочку...

—ама —нежна€ королева.

—»Ќяя ѕ“»÷ј

Ёту иллюстрацию € сделал после утренней прогулки и попыталс€ изобразить на ней увиденное тогда небо. Ќикакого особого смысла в этой картине нет, она просто родилась в моем воображении, и всЄ.  огда € рисовал, даже не особо задумывалс€ над тем, что у мен€ получаетс€. ¬ этом и кроетс€ одно из отличий между тем, что € рисую дл€ себ€, и работами на заказ, которые почти всегда имеют четкие рамки, обусловленные темой иллюстрации.

 ќ–ќЌј “≈Ќ≈…

»ллюстраци€ дл€ обложки одноименного романа —. ‘ридман. √лавный персонаж изображен на фоне пейзажа, описанного в книге. ƒл€ каждого из романов данного цикла € делал по иллюстрации с героем, изображенным между фантастических деревьев. ¬ отличие от большинства моих работ, эта выполнена не акриловыми, а масл€ными красками.

ЁЋ–»  »« ћ≈ЋЌ»ЅќЌЁ

я давно хотел примерно так изобразить Ёлрика, и наконец, нашелс€ заказ, который позволил мне это сделать. я оформл€л сборник и мог свободно выбирать дл€ иллюстрации любую сцену или эпизод из произведений ћуркока.

—ин€€ птица

 орона теней

Ёлрик

«“ворчество должно быть полностью оригинальным»

” вас весьма своеобразный стиль, который не позвол€ет перепутать ваши картины с работами других авторов. Ќо, веро€тно, он все-таки вырабатывалс€ под вли€нием творчества других художников... “ак ли это?

ѕрирода и техника.

¬ юности € восхищалс€ работами тех же художников, что и все мои сверстники: –оквелла, ѕарриса, ‘разетты...  аждый, чь€ картина заставл€ла мен€ замереть от восторга, в той или иной степени повли€л на мое становление. я всегда много и с удовольствием посещал музеи, что также не могло не оказать на мен€ вли€ни€. Ќо сейчас основными источниками вдохновени€ дл€ мен€ стали собственна€ жизнь, работа и опыт.

”верен, в нашей стране немало любителей фантастики считают вас своим кумиром. Ќе могли бы вы поделитьс€ с ними секретами своего мастерства?

 инг  онг отдыхает.

Ќачну с конкретики. Ћет двадцать назад € отобрал акриловые краски наиболее часто используемых цветов и тщательно их рассортировал, — это до сих пор очень экономит врем€ на подготовку к работе! » такие маленькие хитрости каждый художник изобретает сам.

ј общий совет может быть только один: надо быть упорным и оставатьс€ верным себе. ƒаже если вы уже добились определенного успеха, не думайте расслабл€тьс€ и старайтесь найти новых клиентов. Ќе стоит тер€ть врем€, копиру€ чужое творчество: куда важнее научитьс€ воплощать собственное виденье мира. Ёто ваша жизнь и ваше творчество, которые должны быть полностью оригинальными, иначе — какой смысл?..

 ак повли€ло на ваше творчество по€вление компьютеров и программ дл€ работы с изображени€ми?

Ќаедине с √алактикой.

ќсновное преимущество компьютерных картин над обычными состоит в том, что их можно править, сколько душе угодно, не опаса€сь испортить. ¬прочем, € не слишком интересуюсь компьютерным рисованием. ћне не хватает чувства кисти, пропадает ощущение полотна... ¬ то же врем€ не могу не признать, что те художники, которые прибегают к помощи высоких технологий, создают великолепнейшие творени€. », вполне возможно, со временем они вытесн€т художников-«консерваторов» на задворки искусства.

ј любите ли вы экспериментировать?

Ќе могу сказать, что занимаюсь экспериментами посто€нно, но врем€ от времени стараюсь все же находить новые способы передать картины, которые рождаютс€ в моем создании. я стараюсь быть разным. »ногда, скажем, использую модели, а порой просто рисую «из головы». ћое творчество не статично.   примеру, в молодости € отдавал предпочтение картинам, полным действи€, а сейчас мне важнее передать внутренний мир персонажей.

¬ы упом€нули модели. „асто приходитс€ прибегать к справочным материалам?

–азумеетс€, причем к совершенно разным: от книг до фотографий. ” мен€ огромна€ коллекци€ фотографий оружи€ и доспехов, сделанных в различных исторических музе€х.  онечно, рису€ иллюстрацию дл€ романа, отталкиваешьс€ прежде всего от текста книги. Ќо часто он служит лишь отправной точкой, а все, что в книге есть, но не описано подробно, приходитс€ додумывать. ћоей задачей становитс€ совместить реальность и фантазию так, чтобы это максимально соответствовало духу книги.

¬ картинах ”элана всегда присутствует неуловимый дух фантастики, который отличает творени€ насто€щего мастера от работ грамотных профессионалов. ¬олшебство и самые фантастические сюжеты обретают четкие очертани€ и будто оживают, стоит им соприкоснутьс€ с кистью нашего собеседника.

ƒјЁ“–»Ќ

ќбложка дл€ книги —. ‘ридман Madness Season. ћы с издателем решили создать иллюстрацию с симметричной композицией, чтобы ее можно было напечатать на книге как угодно. ¬ итоге одна часть картины оказалась на обложке, а втора€ — на заднике. »нопланет€нина € нарисовал, пока ждал свою дочку в танцевальной школе.

ЅЋј√ќ–ј«”ћ»≈ II

 артина входит в цикл «ƒобродетели». ¬се работы этой серии невелики по размеру и представл€ют собой персонификацию тех или иных человеческих добродетелей, которые, по-моему, все реже встречаютс€ в наше врем€.

END OF NATURE V

Ётот цикл объединен одной мыслью: природа поддерживает человечество, и если мы отвергнем эту помощь, то наc ждет печальный конец.

ƒаэтрин

Ѕлагоразумие II

End of Nature V

«„тобы все поверили»

„асто эльфы на картинах отличаютс€ от людей лишь наличием острых ушей, а гномы — ростом и бородой. ¬ам же (к примеру, на обложке «Ѕашни зеленого ангела» “эда ”иль€мса) удаетс€ создавать образы действительно магических существ. ¬ чем секрет?

Ќа иллюстрации к «Ѕашне зеленого ангела» — люди и сидхи.

—екрет в том, что € сам не могу этого объ€снить. Ќаверное, либо у художника есть способность воплощать нечто чуждое нашему миру, либо ее нет. Ќо в любом случае сначала надо отточить мастерство в изображении обычных людей. Ќельз€ рассчитывать на нечто большее, если не умеешь адекватно рисовать реальность. «атем уже можно пытатьс€ преломл€ть ее, создава€ фантастические картины так, чтобы они выгл€дели убедительно.

¬ вашем портфолио много картин, св€занных одной тематикой — ужасами.  акие именно художественные приемы вы используете, чтобы напугать зрител€?

ѕрежде всего, € пытаюсь придумать нечто устрашающее, часто на основе тех вещей, которые пугали мен€ самого, а затем переработать эту предварительную идею. я стараюсь не рисовать просто кровь или куски тел, потому что они вызывают скорее не страх, а отвращение. ћне куда интереснее создавать картину, котора€ будет пронизана атмосферой необъ€снимого и таинственного страха. „естно говор€, сделать это посредством только иллюстрации очень сложно. Ѕольшинство из нас привычны к фильмам ужасов, где то же ощущение создаетс€ с помощью музыки, звуков, игры теней... Ћишенное всего этого изображение часто оставл€ет зрител€ равнодушным.

¬олшебник и дракон — известнейша€ иллюстраци€ ”элана.

“еперь € уже не рисую иллюстрации подобной направленности. ¬ мире и так достаточно ужаса и крови, чтобы еще и € увеличивал их количество.

Ќе менее часто на ваших иллюстраци€х представлены и драконы, причем совершено непохожие один на другого...  ак вам удаетс€ не повтор€тьс€?

Ёто очень нелегко и, откровенно говор€, сам € считаю, что они, напротив, выход€т слишком однообразными! Ќо они ведь должны сильно отличатьс€ друг от друга. —кажем, драконы ѕерна совершенно не похожи на драконов из других миров.  аждый дракон — неповторима€ личность, что выражаетс€ в его внешности. »ногда бывает непросто это передать. “е же драконы ѕерна, согласно всем законам физики, просто не могут летать. ј передо мной стоит задача изобразить их так, чтобы все поверили: их полет возможен!

ј вам никогда не хотелось обладать магическими силами?

ѕолагаю, это было бы очень здорово!  онечно, все зависит от того, насколько значительными были бы возможности, и пришлось ли бы за них расплачиватьс€. ѕрименить их во благо, чтобы изменить человечество к лучшему, стало бы пределом моих мечтаний.

¬ заключение — просто несколько слов вашим российским поклонникам.

—пасибо вам за вашу любовь и внимание!  аждому, дл€ кого фантастика — часть жизни, фанам и профессионалам, мои наилучшие пожелани€. ѕусть истории наших народов очень сильно отличаютс€, но у нас, по крайней мере, у тех, кого объедин€ет любовь к фантастике, очень много общих целей и интересов. ” нас схожие культурные ценности, которые с легкостью преодолевают любые территориальные границы!

»менно благодар€ тому, что дл€ фантастики не существует границ, мы имеем возможность наслаждатьс€ творчеством западных мастеров. ѕоблагодарим ”элана в ответ за тыс€чи окон в иные миры, которые он открыл дл€ нас, и пожелаем ему долгих и творческих лет жизни.

»сточник: http://www.mirf.ru/archive.php
–убрики:  ’удожники и картины
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку