-–убрики

 -÷итатник

“омас ¬улнер (1825 - 1892) - (0)

— ”Ћ№ѕ“ќ– - ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ є5 “ќћј— ¬”ЋЌ≈– / THOMAS WOOLNER (1825-1892). „асть I   ...

якоб “оренвлит (1641-1719) - (0)

Ќидерландский художник Jacob Toorenvliet . Ќачало: Ќидерландский художник Jacob To...

ќбразы смыслов и их толковани€ - (0)

«ќболочки, которые скрывают неизменное и вечное знание…». "....искусс...

√ирл€нд июньских благодать „истых ириса цветов... - (0)

"“ы, »рис, - рыцарь голубых кровей" Anthonore Christensen (1849-1926) ... »зысканно- волше...

–оберт Ѕейтман (1842 - 1922) - (0)

Ђѕќ“≈–яЌЌџ… ѕ–≈–ј‘јЁЋ»“ї –ќЅ≈–“ Ѕ≈…“ћјЌ / Robert Bateman (1842-1922) Ќайджел ƒейли. ѕотер€нный ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51993


 омпозитор и пианист јлексанр Ќиколаевич —кр€бин

¬торник, 14 ‘еврал€ 2012 г. 20:13 + в цитатник

…ћечтал о высшем: Ѕожество прославить

» бездны духа в звуках озарить.

ћеталл мелодий он посмел расплавить
» в формы новые хотел излить...

¬. Ѕрюсов

   јлександр Ќиколаевич —кр€бин родилс€ в ћоскве 25 декабр€ 1871 года. ћузыкальное дарование, про€вившеес€ очень рано, јлександр Ќиколаевич унаследовал от матери, талантливой пианистки. ≈е одаренность отмечали брать€ јнтон и Ќиколай –убинштейны, Ѕородин, а также „айковский. ќкончив ѕетербургскую консерваторию, Ћюбовь ѕетровна —кр€бина, урожденна€ ўетинина, успешно концертировала в разных городах уже под фамилией мужа (в 1870 году дочь живописца фарфорового завода вышла замуж за студента ћосковского университета Ќикола€ јлександровича —кр€бина).

  ќтец —кр€бина после окончани€ юридического факультета университета поступил в ѕетербургский институт восточных €зыков. «акончив его он, будучи причислен к ћинистерству иностранных дел, находилс€ на дипломатической службе в “урции и других восточных странах, лишь изредка приезжа€ в –оссию. Ћюбовь ѕетровна умерла от туберкулеза в 1873 году, и јлександра воспитывать сестра отца. 
       — 1882 году —аша стал брать уроки фортепианной игры у  онюса, ученика ћосковской консерватории, который впоследствии стал видным теоретиком. ќсенью этого же года —кр€бин блест€ще выдержал экзамен и поступил во 2-й ћосковский кадетский корпус, утвердив за собой звание первого ученика. ¬ юном возрасте он уже принимает участие в открытом концерте в зале кадетского корпуса, где устраивались музыкально-литературные вечера. »сполн€€ гавот Ѕаха, пианист несколько сбилс€, но не растер€лс€ и продолжил игру, импровизиру€ в стиле немецкого гени€. ѕодобное самообладание и исполнительска€ вол€ будут присущи музыканту и в зрелые годы.
 ¬ 1885 он начинает брать уроки фортепиано у выдающегос€ педагога «верева, композиции — у “анеева. 
                                      

   ¬ 1888 —кр€бин поступил в ћосковскую консерваторию. ¬ консерватории начались регул€рные концертные выступлени€ —кр€бина. Ћюбимым его композитором был Ўопен, играл он также Ћиста, Ѕетховена, Ўумана. —тремление совершенствоватьс€ в исполнительском мастерстве привело к первой серьезной трагедии, наложившей отпечаток на всю жизнь —кр€бина. Ќе посоветовавшись с учителем, он переусердствовал в самосто€тельных упражнени€х и «переиграл» руку. — большим трудом с помощью врачей удалось восстановить ее способности, но прежн€€ виртуозность, конечно, была утрачена. Ётот срыв повли€л на психику композитора.
      ¬ 1892 г. —кр€бин окончил консерваторию по классу фортепиано, но композиторского диплома не получил, так как его отношени€ с профессором ј. јренским, который тогда вел класс свободного сочинени€, не сложились. ѕоэтому в истории ћосковской консерватории он осталс€ обладателем ћалой золотой медали.   этому времени молодой музыкант был уже автором многих сочинений в разных жанрах. Ќо все же его т€готение к фортепианной и симфонической музыке определ€етс€ достаточно €рко. —тилистику ранних произведений —кр€бина можно отнести к опытам позднего романтизма, наследующего традици€м Ўопена. ќднако уже в «постшопеновских» прелюди€х и этюдах прослушиваютс€ элементы гармонического €зыка гениального новатора.

  

1894 знаменует важную встречу в жизни —кр€бина. ќн знакомитс€ с известным меценатом ћ. ѕ. Ѕел€евым, сразу же безоговорочно поверившим в талант молодого композитора, который к тому же покорил его своей безупречной воспитанностью и изысканной манерой общени€. — этого момента сочинени€ —кр€бина начинают публиковатьс€, а его симфонические творени€ — звучать в программах –усских симфонических концертов.
      — 1896 г. известность —кр€бина как композитора становитс€ повсеместной. ѕроисход€т изменени€ и в личной жизни. јлександр Ќиколаевич женилс€ на ¬ере »вановне »сакович, талантливой пианистке, с золотой медалью окончившей ћосковскую консерваторию в 1897 г. ¬ заграничной поездке 1897/98 г. она выступала вместе с мужем в концертных программах, игра€ его произведени€.
      ¬ возрасте двадцати шести лет —кр€бин получил предложение зан€ть место профессора фортепианного класса ћосковской консерватории. Ёто предложение композитор прин€л и про€вил себ€ как способный педагог. ѕомимо консерватории он преподавал игру на фортепиано в ≈катерининском институте. ћногие из его учениц затем поступали к нему в консерваторский класс.
      Ќо более всего —кр€бин был сосредоточен на сочинении. 1900 г. и почти весь следующий прошел под знаком ѕервой симфонии — монументального шестичастного произведени€, в финале которого должен был звучать хор. “екст финала написал сам композитор. ќсновна€ мысль заключалась в прославлении искусства, его объедин€ющей миротворческой роли. »з ѕервой симфонии произрастают главные темы зрелого и позднего периода творчества, т€нутс€ нити к грандиозному замыслу «ћистерии» — музыкально-религиозного действа, которому так и не удалось осуществитьс€. «а ѕервой симфонией последовала и ¬тора€.
    ѕартитуру “ретьей симфонии — «Ѕожественной поэмы» — —кр€бин закончил в 1904
ѕотр€сает масштабность звучани€ симфонии: композитор использовал четверной состав оркестра. ¬ симфонии в полной мере раскрылось мастерство —кр€бина-драматурга. “рехчастное произведение демонстрирует четкую программу, объединенную общим замыслом. ѕерва€ часть носит название «Ѕорьба» («Ѕорени€»), втора€ — «Ќаслаждени€», треть€ — «Ѕожественна€ игра».
      ¬ажнейшее вли€ние на формирование —кр€бина оказали представители русского религиозно-философского ренессанса, в особенности ¬. —оловьев и ¬€ч. »ванов. —имволизм, с его центральной идеей теургии, или жизнетворчества, окрашенный в мистические, даже апокалиптические тона, встретил гор€чий отклик со стороны утонченного, стремившегос€ уйти от вс€кой обыденности художника. ”частву€ в кружке русского философа —ерге€ Ќиколаевича “рубецкого, друга ¬. —оловьева и последовател€ его учени€, композитор одновременно увлеченно знакомилс€ с трудами  анта, ‘ихте, Ўеллинга, √егел€, изучал материалы философского конгресса в ∆еневе.  роме того, его интересовали восточные религиозные учени€ и современна€ теософска€ литература, в частности «“айна€ доктрина» ≈. ѕ. Ѕлаватской. ≈го обширные познани€, представл€€ особый род философской эклектики, где самым важным оказывалс€ опыт синтеза различных учений и мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышл€ть о своей избранности, представл€ть себ€ центром и источником «нового учени€», могущего преобразить мир, вывести его на новый виток развити€. —кр€бин считал, что художник, как микрокосм, может оказывать вли€ние на макрокосм государства и даже всего мироздани€.
      — 1904 —кр€бин выезжает за границу. ƒо 1910 он живет и гастролирует за рубежом, иногда возвраща€сь в –оссию. ¬ его судьбе происходит серьезнейший поворот.  омпозитор увлекс€ “ать€ной ‘едоровной Ўлецер. јлександр Ќиколаевич страшно мучилс€ возникшим положением, чувству€, что совершает что-то «ужасное». ¬ера »вановна вынуждена была вместе с детьми уехать в ћоскву, где возобновила концертную де€тельность и начала преподавать в консерватории. —огласи€ на развод, впрочем, она так и не дала и сохранила за собой фамилию мужа. “ать€не ‘едоровне, таким образом, пришлось смиритьс€ с ролью незаконной жены композитора.
      ¬ окт€бре 1905 г. родилась перва€ дочь от второго брака. —кр€бин пребывал в весьма неспокойном состо€нии. “ать€на ‘едоровна внушала мужу мысль о том, что за публикацию своих произведений в издательстве Ѕел€ева он должен получать гораздо большие гонорары. —кр€бин спровоцировал разрыв с издательством, окончательно произошедший в 1908 г. ѕопытки поместить рукописи в другие издательства успеха не имели, и композитор вынужден был вернутьс€ к исполнительской де€тельности. ќн дал авторские концерты в ∆еневе, Ѕрюсселе, Ћьеже, јмстердаме. ≈го консерваторский товарищ јльтшулер предложил —кр€бину выступить в концертах созданного им в —Ўј –усского симфонического оркестра. ѕо возвращении из јмерики он поселилс€ с семьей в ѕариже, где имел возможность встретитьс€ с русскими музыкантами: –имским- орсаковым, √лазуновым, –ахманиновым, Ўал€пиным. ћатериальные трудности на некоторое врем€ отступили, јлександр Ќиколаевич был воодушевлен общением с друзь€ми.
      ¬ 1907 г. была закончена «ѕоэма экстаза», над которой —кр€бин достаточно долго работал. ¬ 1908 г. он получил за это произведение очередную √линкинскую премию, одиннадцатую по счету. ѕремьера в –оссии состо€лась в следующем году, в концерте петербургского ѕридворного оркестра. “ворческий гений —кр€бина достиг своего наивысшего расцвета.
      —ледующим музыкальным откровением —кр€бина стала «ѕоэма огн€» — «ѕрометей». «десь, как и в «ѕоэме экстаза», композитор задействовал огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор. «ѕоэма огн€» должна была сопровождатьс€ светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружалс€ в си€ние того или иного цвета. ѕолной расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось. ќриентиром здесь €вл€етс€ таблица «цветослуха», то есть соответстви€ цветов определенным тональност€м.  роме расширени€ ассоциативно-зрительного спектра музыкального воспри€ти€, в «ѕрометее» —кр€бин применил новый гармонический €зык, не опирающийс€ на традиционную тональную систему. Ќо наиболее революционным оказалс€ в трактовке композитора сам образ ѕромете€. ќт «ѕромете€» открывалс€ пр€мой путь к «ћистерии».
      ѕод знаком размышлений о небывалом музыкальном действе проходит последнее п€тилетие творческой жизни —кр€бина. ¬се произведени€, написанные после «ѕромете€», веро€тно, следует рассматривать как своеобразные эскизы к «ћистерии».
      ¬ернувшись в –оссию, композитор посел€етс€ в ћоскве, его окружает тесный кружок скр€бинистов, который составил потом —кр€бинское общество. ‘ортепианные и оркестровые произведени€ нового русского гени€ повсеместно звучат в концертных программах. ќчень много работа€, јлександр Ќиколаевич посто€нно чувствует недомогание и переутомление.
      ¬ 1914 —кр€бин посетил Ћондон, где был исполнен его «ѕрометей» и где композитор дал авторский концерт. ¬ Ћондоне впервые про€вились признаки заболевани€, которое стало причиной столь ранней его смерти. ѕревозмога€ боль, причин€емую фурункулом на верхней губе, он блест€ще выступил, вызвав рукоплескани€ сдержанной английской публики.  онцерты к тому же должны были принести средства, необходимые дл€ осуществлени€ его главной идеи — постановки «ћистерии». —кр€бин мечтал купить в »ндии землю дл€ постройки храма, который бы стал реальной «декорацией» его грандиозных творческих замыслов.
       15 апрел€ 1915 —кр€бин дал последний концерт. ќн почувствовал себ€ плохо. ¬новь, как и в Ћондоне, началось воспаление на верхней губе. —осто€ние резко ухудшалось. Ќе помогло и операционное вмешательство. ѕодн€лась высока€ температура, началось общее заражение крови, и 27 апрел€ утром јлександр Ќиколаевич скончалс€.

–убрики:  –усские композиторы/—кр€бин
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку