-–убрики

 -÷итатник

’ристос и ѕилат в живописи - (0)

—уд и поругание. Ѕрюллов  арл ѕавлович. √олова ’риста в терновом венце. 1849 » отвели ≈го...

Ќиколай »ванович  ульбин - военный врач, художник авангарда - (0)

ƒќ “ќ–-ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ Ќ» ќЋј… »¬јЌќ¬»„  ”Ћ№Ѕ»Ќ (1868-1917) ѕасха у футуристов в мастерской художн...

¬олков ≈фим ≈фимович (1844 -1920) - (0)

«абытые имена.’удожник  ¬олков ≈.≈.   ¬ќЋ ќ¬  ≈‘»ћ ≈‘»ћќ¬»„ ...

ћихаил ѕетрович ÷ыбасов (1904-1967) - (0)

Ђћј—“≈–ј јЌјЋ»“»„≈— ќ√ќ »— ”——“¬јї ћ»’ј»Ћ ÷џЅј—ќ¬ ћ.ѕ. ÷ыбасов (1904-1967) ÷веты ¬остока (ѕорт...

¬ан √ог. јукционы - (0)

 артину ¬ан √ога продадут во ‘ранции впервые за 20 лет. ∆енщины в дюнах за починкой с...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51444

»стории из жизни "несв€тых св€тых" архимандрита “ихона

¬торник, 03 январ€ 2012 г. 20:02 + в цитатник

 

 нига эта выдерживает второе издание и востребована еще более, чем прежде. ¬ чем же секрет ее попул€рности? ѕочему самые разные люди ищут ее, говор€т о ней - и воцерковленные, и сто€щие на пороге церкви, и проход€щие пока мимо церковных ворот, и даже те, кто знал дорогу в храм, но забыл

¬озможно, дело в том, что книга повествует о нашей жизни как о чуде Ѕожией любви, об удивительных, неисповедимых пут€х Ѕожиего ѕромысла. ћы словно становимс€ причастниками прикровенной жизни монашества наших дней. » деликатно приоткрываетс€ дл€ нас св€щенна€ завеса мира иноческого подвижничества.

"Ќесв€тые св€тые" - не просто художественный патерик". — подкупающей искренностью и простотой автор рассказывает удивительные истории из жизни "несв€тых св€тых" - друзей-иноков, духовных наставников, старцев, наделенных бесценным небесным даром Ѕожией любви, свидетельствует о радости общени€ с ними. —вет их любви объемлет и нас.

Ёпиграфом к книге могли бы послужить слова печерского старца јфиногена: "„то мне сказать вам, брать€? ѕросто € всех вас люблю". „итаешь ее и словно погружаешьс€ в св€той источник живой веры - этой "духовной силы, которую не спутаешь ни с чем".

                                                                            

     нига наместника московского —ретенского монастыр€ –ѕ÷ ћѕ "луб€нского" архимандрита “ихона (Ўевкунова) "Ќесв€тые св€тые" и другие рассказы"  (»здание второе, дополненное. »здательство —ретенского монастыр€/ќлма медиа групп. ћосква, 2011) оказалась в центре внимани€ ћосковской международной книжной €рмарки этого года на ¬¬÷. ќбъемный том в 600 страниц выпущен  усили€ми преимущественно светского издательства и огромным тиражом. ћенеджеры издательства "ќЋћј" сообщают, что за шесть дней было продано 15 тыс€ч экземпл€ров книги. „ем можно объ€снить попул€рность книги, котора€ воспринимаетс€ как сугубо "церковна€" и написанна€ дл€ "церковных" людей?

ќтчасти этот феномен объ€сн€етс€ эпиграфом, который предпослан книге. Ёто цитата из "ћыслей" Ѕлеза ѕаскал€, котора€ странно звучит в устах архимандрита “ихона (Ўевкунова), председател€ как минимум двух —инодальных комиссий –ѕ÷ ћѕ, де€тельного участника ћежсоборного присутстви€ той же –ѕ÷ ћѕ, слывущего ретроградом и ультраконсерватором. “ем не менее, книга написана живо, остроумно и посв€щена, в основном, жизни ѕсково-ѕечорского монастыр€, близкого о. “ихону, но далекого не только от шумной московской жизни, но и от российского непростого быта.  азалось бы – чем могут помочь сегодн€шнему росси€нину, измученному борьбой за выживание, хамством и ст€жательством подавл€ющего большинства православного духовенства, эти бесхитростные на первый взгл€д рассказы?

Ќа большинстве книг, претендующих на пресловутую "духовность" и выпускаемых различными церковными издательствами, лежит печать советского гетто. ¬се православные приличи€, вроде бы, соблюдены, а скука при чтении неимоверна€. Ќо не может человек жить без света, тем более того незримого света, который исходит свыше и придает смысл человеку… »звестно наблюдение, что изображени€ отпетых злодеев удаютс€ писател€м различных времен и народов. ј вот изображение св€тых – удел немногих. ƒостаточно почитать дневники ƒостоевского, чтобы пон€ть, как мучилс€ писатель, стрем€сь изобразить св€того.  н€зь ћышкин в "»диоте" бледнеет перед образом —таврогина в "Ѕесах". —тарец «осима в "Ѕрать€х  арамазовых" гораздо ближе к образу подлинного св€того, но ему не достает жизненности. ’от€ общение ƒостоевского со св€тым старцем јмвросием (√ренковым) в ќптиной пустыни давало писателю богатый материал. “от, кто общалс€ с праведниками, кто прикасалс€ ко свету, который исходил от них, знает, как трудно, порой невозможно, передать пережитое ощущение св€тости.

«а эту непростую тему и вз€лс€ архимандрит “ихон, который два года назад дебютировал на телевидении как режиссер с весьма спорным "документальным" фильмом  "√ибель империи. ¬изантийский урок". “огда казалось, что это последнее его публичное выступление как художника. ‘ильм вызвал раздражение не только у интеллигентных зрителей и критиков, но и у власть предержащих, которые усмотрели в нем стремление к менторству. ј власть, как известно, не терпит, когда кто-то пытаетс€ поучать или наставл€ть ее на путь истинный.  азалось, что фильм канул в Ћету, оставив у одних горечь раздражени€, у других - желание не слушать больше неугомонного архимандрита. » действительно, вроде бы опечаленный провалом фильма наместник —ретенского монастыр€ целиком ушел в общественную де€тельность.  азалось, что борьба с российским алкоголизмом, с "водочниками" и "пивн€ками", стремительно спаивающими русский народ, целиком поглотила его. ј тут приспело ћежсоборное присутствие, активным членом которого стал архимандрит “ихон, успешно вою€ против той части православного духовенства, котора€ ратует за перевод церковнослав€нского богослужени€ на русский €зык. Ќедоброжелатели наконец-то вздохнули с облегчением – мол, укатали сивку крутые горки! јн нет! ќказалось, что он решил попробовать свои силы на поприще художественной прозы.

–ука не поднимаетс€ назвать жанр книги просто художественной прозой, хот€ литературный €зык книги выше вс€ких похвал. ¬о-первых, большей частью главные действующие лица – реально жившие старцы ѕсково-ѕечорского монастыр€.  онечно, это не "»споведь" блаженного јвгустина и даже не ∆ан-∆ака –уссо. Ќо стру€ исповедальности пронизывает книгу, смыва€ всевозможные легенды, облепившие им€ автора.  то-то может поспорить, насколько искренна эта исповедальность. Ќо в то же врем€ художественные достоинства книги не позвол€ют полностью причислить ее к жанру исповеди. ’от€ два рассказа, которые можно было бы назвать небольшими повест€ми о двух проходимцах, рисуют в невыгодном свете не только самого автора, но и его друзей - в том числе, нынешнего пресс-секретар€ ѕатриарха о. ¬ладимира ¬игил€нского. ѕовесть о проходимце јвгустине, долго жившем в доме ¬игил€нского, - современна€ верси€ гоголевского "–евизора". ≈динственным человеком, которого не удалось одурачить проходимцу, оказалс€ наместник ѕсково-ѕечорского монастыр€ архимандрит √авриил (—теблюченко).

¬от тут возникают параллели с художественным методом Ћьва “олстого, к которому автор относитс€ негативно. Ќекто ¬ладимир ”ль€нов, обожавший €снопол€нского старца, подметил в одной из своих статей его художественную особенность – страсть "к срыванию всех и вс€ческих масок". јрхимандрит “ихон не срывает маски, но, как добротный реставратор, спокойно расчищает поздние записи-легенды на ликах своих героев. Ћично € никогда не слышал ничего хорошего о наместнике ѕсково-ѕечорского монастыр€ архимандрите √аврииле (—теблюченко) – символе дикости, грубости и гедонизма. » вдруг в книге "Ќесв€тые св€тые" встречаюсь с иным образом сурового наместника, который порой мог употребить свою недюжинную физическую силу дл€ вразумлени€ непокорных монахов. јвтор реалистически описывает бунт в монастыре, когда дес€ть монахов обратились к ѕатриарху ѕимену с требованием убрать архимандрита √авриила. —мута окончилась тем, что монахи вынуждены были покинуть монастырь, а наместник осталс€. » здесь про€вилс€ несомненный талант автора – он сумел представить нам совершенно другой образ писаного "злоде€" и даже в мелочах воскресить реалии советского быта, который дл€ сегодн€шней молодежи, выросшей в новой –оссии, €вл€етс€ тайной за семью печат€ми.  ак сказочна€ јтлантида, —оветский —оюз навеки канул в небытие со всеми своими закорючками и заморочками, пон€ть которые может только человек, живший в те времена.

Ќадо признать, что рассказы архимандрита “ихона выгодно отличаютс€ не только обилием юмора, но и светом, которым пронизана книга. ѕреподаватели ¬√» а, сценарный факультет которого кончил будущий архимандрит, могут вполне гордитьс€ своим бывшим студентом. ’от€ когда-то им казалось, что талант сценариста зарыт в землю. ¬ернее, в навоз. ѕоскольку ушедший в ѕсково-ѕечорский монастырь выпускник ¬√» а сразу попал на послушание в коровник. «атем, продолжа€ служение скотника, угодил в помощники грозному наместнику, которого коробило от земных ароматов скотника.

–ассказы о. “ихона порой напоминают короткометражные фильмы. “рудно удержатьс€ от того, чтобы не процитировать несколько таких кинематографических зарисовок. ¬от, к примеру, картина того, как монастырский эконом тащит архимандрита »оанна ( ресть€нкина) на богослужение, зонтом отбива€сь от паломников: "ћы с друзь€ми-послушниками, день за днем наблюда€ эту картину, от души хохотали, пока со временем до нас не стало доходить, что так потешно волочащийс€ за сердитым монастырским экономом отец »оанн на самом деле — один из очень немногих людей на земле, дл€ которых раздвигаютс€ границы пространства и времени, и √осподь дает им видеть прошлое и будущее, как насто€щее. ћы с удивлением и не без страха убедились на собственном опыте, что перед этим старичком, которого недоброжелатели насмешливо именовали "доктором јйболитом", человеческие души открыты со всеми их сокровенными тайнами, с самыми заветными стремлени€ми, с тщательно скрываемыми, потаенными делами и мысл€ми. ¬ древности таких людей называли пророками. ” нас в ѕравославной ÷еркви их именуют старцами.

—ам отец »оанн никогда не называл себ€ старцем. ј когда ему что-то подобное говорили, только в ужасе всплескивал руками: " акие старцы?! ћы в лучшем случае — опытные старички". ќн и до конца жизни, по глубочайшему своему смирению, был в этом искренне уверен. ¬прочем, равно как и многие, знавшие отца »оанна, были убеждены, что в его лице √осподь послал им истинного старца, знающего волю Ѕожию. ƒа, это было самым главным — отцу »оанну открывалась вол€ Ѕожи€ о люд€х. Ёто мы тоже пон€ли далеко не сразу. ¬начале казалось, что батюшка просто старый и очень мудрый человек. » как раз за этой пресловутой "мудростью" к нему и съезжаетс€ народ со всех концов –оссии. » лишь позже мы с изумлением открыли дл€ себ€, то все эти тыс€чи людей ждали от отца »оанна вовсе не мудрого совета".

— изумлением € узнал, что одной из ключевых фигур в монастыре был казначей архимандрит Ќафанаил: " стати, ѕлюшкиным отец Ќафанаил был самым нешуточным.  роме того, что он тр€сс€ над каждой монастырской копейкой, он исступленно кидалс€ выключать все праздно гор€щие электрические лампочки, экономил воду, газ и вообще все, что можно было сберечь и поприжать. » еще он строго бдел над вековыми усто€ми монастыр€ и древними иноческими уставами.   примеру, он терпеть не мог, когда кто-то из братии уезжал в отпуск. ’от€ лечебный отпуск полагалс€ дл€ тех, кому это было необходимо, отец Ќафанаил все равно совершенно не принимал и не выносил этого. —ам он в отпуск, разумеетс€, за все п€тьдес€т п€ть лет пребывани€ в обители не ходил ни разу. Ќаместник архимандрит √авриил тоже никогда отпуском не пользовалс€ и косо смотрел на тех, кто приходил к нему с подобными просьбами.

 ак-то, помню, наместник все же благословил поехать в летний отпуск одного иеромонаха. Ѕлагословить-то он его благословил, но деньги на дорогу велел получить у казначе€. я тогда дежурил на ”спенской площади и был свидетелем этой сцены. Ќачалось с того, что собравшийс€ в отпуск иеромонах долго и впустую стучалс€ в дверь кельи отца Ќафанаила.  азначей, сразу пон€в, о чем пойдет речь, затаилс€ и не открывал. “огда батюшка решил брать отца казначе€ измором. ќн присел на скамью поодаль и стал ждать. „аса через четыре отец Ќафанаил, опасливо озира€сь, вышел на площадь, и тут его настиг отпускник с письменным благословением наместника выдать деньги на дорогу.

”видев бумагу, отец Ќафанаил замер, совершенно убитый, а потом с воплем повалилс€ на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом под подр€сником обнаружились драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), закричал во весь голос:

—  араул! ѕомогите! √раб€т!!! ƒеньги им давай! ¬ отпуск хот€т! ”стали от монастыр€! ќт ћатери Ѕожией устали! √раб€т!  араул! ѕомогите!!!

Ѕедный батюшка даже присел от ужаса. »ностранные туристы на площади застыли в изумлении. —хватившись за голову, иеромонах опрометью бросилс€ в свою келью. ј наместник, сто€ на балконе насто€тельского дома, страшно довольный, взирал на всю эту картину. ”видев, что опасность миновала, отец Ќафанаил спокойно подн€лс€, отр€хнулс€ от пыли и отправилс€ по своим делам".

—уд€ по всему, этой книге суждена долга€ жизнь. —егодн€ многие из тех, кто родилс€ и жил в —оветском —оюзе, ностальгируют по тем "блаженным временам", когда рекой текли водочные реки, люд€м исправно платили зарплаты и пенсии, которых хватало, чтобы регул€рно отдыхать в санатори€х. ¬ чем-то, быть может, они и правы. ¬ современной разрухе, бесправии, беспредельном и безудержном воровстве трудно, почти невозможно выжить нормальному человеку. Ќо они забывают о том, что в советские времена верующий человек был причислен к люд€м второго сорта. ќн не мог преподавать в школе, даже работать в библиотеке. »менно благодар€ советским безбожникам и партийцам удалось вытравить в сердцах росси€н такие пон€ти€ как совесть и стыд. ѕотому-то сегодн€ –осси€ в руках у гр€знохватов, по меткому выражению јлександра —олженицына. ¬ ÷ерковь коммунисты внедр€ли порочных людей, чтобы подрывать веру. ”ничтожались храмы и монастыри. Ќо праведники выживали. —егодн€ их забыли.  то помнит молодого иеромонаха –афаила (ќгородникова), светлого, молитвенного, вынужденного не по своей воле покинуть монастырь, готового отдать последнее нуждающемус€? јрхимандрит “ихон, заверша€ свою книгу, посв€тил ему проникновенные страницы.  нига зан€ла давно пустующую нишу – никакие "букеры" и "антибукеры" не в состо€нии дать современному росси€нину образ праведника.

¬ажно и то, что автор посто€нно и много фотографировал своих героев. Ёто означает, что он давно и исподволь готовилс€ к написанию этих страниц. ѕоэтому старцы и послушники, как живые, смотр€т на нас со страниц книги.

—ейчас много говор€т, а точнее, безудержно и безответственно болтают о миссионерстве. » хот€ Ўевкунов, известный ригорист и ретроград, принадлежит как раз к партии "антимиссионэров", его книга, помимо воли автора, стала эффективным примером православной миссии.

—ергей Ѕычков,
дл€ "ѕортала-Credo.Ru"

–убрики:  —в€тые ...
ћетки:  



simpathi   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 »юн€ 2014 г. 10:50 (ссылка)
—пасибо! ј книга очень замечательна€.¬двойне интересно еЄ читать,после посещени€ обители.¬сЄ так живо и пон€тно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 03 »юн€ 2014 г. 20:55ссылка
 онечно, живое общение очень впечатл€ет! я очень ¬ам благодарна, что ¬ы вернули мен€ к этой статье
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку