-–убрики

 -÷итатник

«авещание Ѕетховена - (0)

«авещание Ѕетховена ƒокумент        Ћюдвиг ...

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50342

∆изнь —ирафима —аровского

—уббота, 10 ƒекабр€ 2011 г. 14:41 + в цитатник

         "ќбрети мир в своей душе, и вокруг теб€ спасутс€ тыс€чи".    

—ерафим —аровский

∆»“»≈ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ —≈–ј‘»ћј, —ј–ќ¬— ќ√ќ „”ƒќ“¬ќ–÷ј

      Ѕатюшка о. —ерафим поступил в —аровскую пустынь в 1778-м году, 20-го но€бр€, накануне ¬ведени€ ѕресв€той Ѕогородицы во храм и поручен был в послушание старцу иеромонаху »осифу. 

–одиной его был губернский город  урск, где отец его, »сидор ћошнин, имел кирпичные заводы и занималс€ в качестве подр€дчика постройкой каменных зданий, церквей и домов. »сидор ћошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Ѕожиим и богатого, именитого купца. «а дес€ть лет до смерти своей он вз€лс€ построить в  урске новый храм во им€ преподобного —ерги€, по плану знаменитого архитектора –астрелли. ¬последствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. ¬ 1752-м году состо€лась закладка храма, и, когда нижн€€ церковь, с престолом во им€ преподобного —ерги€, была готова в 1762-м году, благочестивый строитель, отец великого старца —ерафима, основател€ ƒивеевского монастыр€, скончалс€. ѕередав всЄ состо€ние своЄ доброй и умной жене јгафии, он поручил ей довести дело построени€ храма до конца. ћать о. —ерафима была ещЄ благочестивее и милостивее отца: она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам. 

јгафи€ ћошнина в течение многих лет продолжала постройку —ергиевской церкви и лично наблюдала за рабочими. ¬ 1778-м году храм был окончательно отделан, и исполнение работ было так хорошо и добросовестно, что семейство ћошниных приобрело особое уважение между жител€ми  урска.



 

ќтец —ерафим родилс€ в 1759-м году, 19-го июл€, и наречЄн ѕрохором. ѕри смерти отца ѕрохору было не более трЄх лет от рождени€, следовательно, его всецело воспитала боголюбива€, добра€ и умна€ матушка, котора€ учила его более примером своей жизни, проходившей в молитве, посещении храмов и в помощи бедным. „то ѕрохор был избранником Ѕожиим от рождени€ своего - это видели все духовно развитые люди, и не могла не почувствовать благочестива€ его мать. “ак, однажды, осматрива€ строение —ергиевской церкви, јгафи€ ћошнина ходила вместе со своим семилетним ѕрохором и незаметно дошла до самого верха строившейс€ тогда колокольни. ќтойд€ вдруг от матери, быстрый мальчик перевесилс€ за перила, чтобы посмотреть вниз, и, по неосторожности, упал на землю. »спуганна€ мать в ужасном виде сбежала с колокольни, вообража€ найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. ƒит€ сто€ло на ногах. ћать слЄзно возблагодарила Ѕога за спасение сына и пон€ла, что сын ѕрохор охран€етс€ особым ѕромыслом Ѕожиим.

„ерез три года новое событие обнаружило €сным образом покровительство Ѕожие над ѕрохором. ≈му исполнилось дес€ть лет, и он отличалс€ крепким телосложением, остротою ума, быстрою пам€тью и, одновременно, кротостью и смирением. ≈го начали учить церковной грамоте, и ѕрохор вз€лс€ за дело с охотою, но вдруг сильно заболел, и даже домашние не наде€лись на его выздоровление. ¬ самое трудное врем€ болезни, в сонном видении, ѕрохор увидел ѕресв€тую Ѕогородицу,  отора€ обещала посетить его и исцелить от болезни. ѕроснувшись, он рассказал это видение своей матери. ƒействительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по городу  урску чудотворную икону «намени€ Ѕожией ћатери по той улице, где был дом ћошниной. ѕошЄл сильный дождь. „тобы перейти на другую улицу, крестный ход, веро€тно, дл€ сокращени€ пути и избежани€ гр€зи, направилс€ через двор ћошниной. ѕользу€сь этим случаем, јгафи€ вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под еЄ осенение. «аметили, что с этого времени ѕрохор начал поправл€тьс€ в здоровье и скоро совсем выздоровел. “ак исполнилось обещание ÷арицы Ќебесной посетить отрока и исцелить его. — восстановлением здоровь€ ѕрохор продолжал успешно своЄ учение, изучал „асослов, ѕсалтирь, выучилс€ писать и полюбил чтение Ѕиблии и духовных книг.

—тарший брат ѕрохора, јлексей, занималс€ торговлею и имел свою лавку в  урске, так что малолетнего ѕрохора заставл€ли приучатьс€ к торговле в этой лавке; но к торговле и барышам не лежало его сердце. ћолодой ѕрохор не опускал почти ни одного дн€ без того, чтобы не посетить храма Ѕожи€, и, за невозможностью быть у поздней литургии и вечерни по случаю зан€тий в лавке, он вставал ранее других и спешил к утрене и ранней обедне. ¬ то врем€ в г.  урске жил какой-то ’риста ради юродивый, которого им€ теперь забыто, но тогда все чтили. ѕрохор с ним познакомилс€ и всем сердцем прилепилс€ к юродивому; последний, в свою очередь, возлюбил ѕрохора и своим вли€нием ещЄ больше расположил душу его к благочестию и уединЄнной жизни. ”мна€ мать его всЄ примечала и душевно радовалась, что еЄ сын так близок к √осподу. –едкое счастье выпало и ѕрохору иметь такую мать и воспитательницу, котора€ не мешала, но способствовала его желанию выбрать себе духовную жизнь.

„ерез несколько лет ѕрохор стал заговаривать о монашестве и осторожно вызнавал, будет ли мать его против того, чтобы ему пойти в монастырь. ќн, конечно, заметил, что добра€ его воспитательница не противоречит его желанию и охотнее хотела бы отпустить его, чем удержать в мире; от этого в его сердце ещЄ сильнее разгоралось желание монашеской жизни. “огда ѕрохор начал говорить о монашестве со знакомыми людьми, и во многих он нашЄл сочувствие и одобрение. “ак, купцы »ван ƒружинин, »ван Ѕезходарный, јлексей ћеленин и ещЄ двое выражали надежду идти вместе с ним в обитель.

Ќа семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в ѕрохоре. » в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Ѕогу. “рогательно было его прощание с матерью! —обравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом ѕрохор встал, помолилс€ Ѕогу, поклонилс€ матери в ноги и спросил еЄ родительского благословени€. јгафи€ дала ему приложитьс€ к иконам —пасител€ и Ѕожией ћатери, потом благословила его медным крестом. ¬з€в с собою этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей.

Ќе маловажный вопрос предсто€ло решить ѕрохору: куда и в какой монастырь идти ему. —лава подвижнической жизни иноков —аровской пустыни, где были уже многие из  урских жителей и насто€тельствовал о. ѕахомий,  урский уроженец, склон€ла его идти к ним, но ему хотелось предварительно быть в  иеве, чтобы посмотреть на труды  иево-ѕечерских иноков, испросить наставление и советы от старцев, познать чрез них волю Ѕожию, утвердитьс€ в своих мысл€х, получить благословение от какого-нибудь подвижника и, наконец, помолитьс€ и благословитьс€ у св. мощей преп. јнтони€ и ‘еодоси€, первоначальников иночества. ѕрохор отправилс€ пешком, с посохом в руке, и с ним шли ещЄ п€ть человек  урских купцов. ¬  иеве, обход€ тамошних подвижников, он прослышал, что недалеко от св. лавры ѕечерской, в  итаевской обители, спасаетс€ затворник, по имени ƒосифей, имеющий дар прозорливости. ѕрид€ к нему, ѕрохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл пред ним всю свою душу и просил наставлений и благословени€. ѕрозорливый ƒосифей, вид€ в нЄм благодать Ѕожию, уразумев его намерени€ и провид€ в нЄм доброго подвижника ’ристова, благословил его идти в —аровскую пустынь и сказал в заключение: "√р€ди, чадо Ѕожие, и пребуди тамо. ћесто сиЄ тебе будет во спасение, с помощью √оспода. “ут скончаешь ты и земное странствие твоЄ. “олько старайс€ ст€жать непрестанную пам€ть о Ѕоге чрез непрестанное призывание имени Ѕожи€ так: √осподи, »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешнаго! ¬ этом да будет всЄ твоЄ внимание и обучение; ход€ и сид€, дела€ и в церкви сто€, везде, на вс€ком месте, вход€ и исход€, сиЄ непрестанное вопи€ние да будет и в устах, и в сердце твоЄм: с ним найдЄшь покой, приобретЄшь чистоту духовную и телесную, и вселитс€ в теб€ ƒух —в€тый, источник вс€ких благ, и управит жизнь твою во св€тыне, во вс€ком благочестии и чистоте. ¬ —арове и насто€тель ѕахомий богоугодной жизни; он последователь наших јнтони€ и ‘еодоси€!"

Ѕеседа блаженного старца ƒосифе€ окончательно утвердила юношу в добрых намерени€х. ќтговевши, исповедовавшись и причастившись —в€тых “аин, поклонившись ещЄ раз св. угодникам  иево-ѕечерским, он направил стопы свои на путь и, охран€емый покровом Ѕожиим, благополучно прибыл оп€ть в  урск, в дом своей матери. «десь он прожил ещЄ несколько мес€цев, даже ходил в лавку, но торговлей уже не занималс€, а читал душеспасительные книги в назидание себе и другим, которые приходили поговорить с ним, расспросить о св€тых местах и послушать чтени€. Ёто врем€ было его прощанием с родиной и родными.

 ак уже сказано, ѕрохор вступил в —аровскую обитель 20-го но€бр€ 1778 года, накануне праздника ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы. —то€ в церкви на всенощном бдении, вид€ благочинное совершение службы, замеча€, как все, от насто€тел€ до последнего послушника, усердно мол€тс€, он восхитилс€ духом и порадовалс€, что √осподь указал ему здесь место дл€ спасени€ души. ќ. ѕахомий с малолетства знал родителей ѕрохора и потому с любовью прин€л юношу, в котором видел истинное стремление к иночеству. ќн определил его в число послушников к казначею иеромонаху »осифу, мудрому и любвеобильному старцу. —перва ѕрохор находилс€ в келейном послушании старца и с точностью исполн€л все монашеские правила и уставы по его указанию; в келии он служил не только безропотно, но и всегда с усердием. “акое поведение обратило на него внимание всех и приобрело ему расположение старцев »осифа и ѕахоми€. “огда ему стали назначать, кроме келейного, ещЄ послушани€ по пор€дку: в хлебне, в просфорне, в стол€рне. ¬ последней он был будильщиком и исполн€л довольно долго это послушание. «атем он исполн€л пономарские об€занности. ¬ообще, юный ѕрохор, бодрый силами, проходил все монастырские послушани€ с великою ревностью, но, конечно, не избег многих искушений, как печали, скуки, уныни€, которые действовали на него сильно.

∆изнь юного ѕрохора до пострижени€ в монашество ежедневно распредел€лась так: в определЄнные часы он был в церкви на богослужении и правилах. ѕодража€ старцу ѕахомию, он €вл€лс€ как можно раньше на церковные молитвы, выстаивал неподвижно всЄ богослужение, как бы продолжительно оно ни было, и никогда не выходил прежде совершенного окончани€ службы. ¬ часы молитвы всегда сто€л на одном определЄнном месте. ƒл€ предохранени€ от развлечени€ и мечтательности, име€ глаза опущенными долу, он с напр€жЄнною внимательностью и благоговением слушал пение и чтение, сопровожда€ их молитвою. ѕрохор любил уедин€тьс€ в своей келии, где у него, кроме молитвы, были зан€ти€ двух родов: чтение и телесный труд. ѕсалмы он читал и сид€, говор€, что утруждЄнному это позволительно, а св. ≈вангелие и послани€ јпостолов всегда сто€ пред св. иконами, в молитвенном положении, и это называл бдением (бодрствованием). ѕосто€нно он читал творени€ св. отцов, напр. Ўестоднев св. ¬асили€ ¬еликого, беседы св. ћакари€ ¬еликого, Ћествицу преп. »оанна, ƒобротолюбие и проч. ¬ часы отдохновени€ он предавалс€ телесному труду, вырезывал кресты из кипарисного дерева дл€ благословени€ богомольцам.  огда ѕрохор проходил стол€рное послушание, то отличалс€ большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван ѕрохором - стол€ром. ќн также ходил на общие дл€ всей братии труды: сплавл€ть лес, приготовл€ть дрова и т.п.

¬ид€ примеры пустынножительства о. игумена Ќазари€, иеромонаха ƒорофе€, схимонаха ћарка, юный ѕрохор стремилс€ духом к большему уединению и подвижничеству, а потому испросил благословение своего старца о. »осифа оставл€ть монастырь в свободные часы и уходить в лес. “ам он нашЄл уединЄнное место, устроил сокровенную кущу и в ней совершенно один предавалс€ богоразмышлению и молитве. —озерцание дивной природы возвышало его к Ѕогу, и, по словам человека, бывшего впоследствии близким к старцу —ерафиму, он здесь совершал правило, еже даде јнгел √осподень ¬еликому ѕахомию, учредителю иноческого общежити€. Ёто правило совершаетс€ в следующем пор€дке: “рисв€тое и по ќтче наш: √осподи, помилуй, 12. —лава и ныне: приидите поклонимс€ - трижды. ѕсалом 50: ѕомилуй м€, Ѕоже. ¬ерую во единого Ѕога... —то молитв: √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешного и по сЄм: ƒостойно есть и отпуст.

Ёто составл€ло одно моление, но таких молитв надлежало совершить по числу суточных часов, двенадцать днЄм и двенадцать ночью. — молитвою он соедин€л воздержание и пост: в среду и п€тницу не вкушал никакой пищи, а в другие дни недели принимал еЄ только один раз.

¬ 1780 году ѕрохор т€жко заболел, и всЄ тело его распухло. Ќи один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась вод€на€ болезнь. Ќедуг длилс€ в продолжение трЄх лет, из которых не менее половины ѕрохор провЄл в постели. —троитель о. ѕахомий и старец о. »саи€ попеременно ходили за ним и почти неотлучно находились при нЄм. “ут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели ѕрохора, бывшего тогда ещЄ простым послушником. Ќаконец, стали опасатьс€ за жизнь больного, и о. ѕахомий насто€тельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. “огда смиренный ѕрохор позволил себе сказать игумену: "я предал себ€, отче св€тый, »стинному ¬рачу душ и телес, √осподу нашему »исусу ’ристу и ѕречистой ≈го ћатери; если же любовь ваша рассудит, снабдите мен€, убогого, √оспода ради, небесным врачевством - причастием —в. “айн". —тарец »осиф, по просьбе ѕрохора и собственному усердию, особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. ѕрохор был исповедан и причащЄн. ¬ скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Ќикто не понимал, как мог он столь скоро оправитьс€, и только впоследствии о. —ерафим открыл тайну некоторым: после причащени€ —в. “аин ему €вилась ѕресв€та€ ƒева ћари€, в несказанном свете, с јпостолами »оанном Ѕогословом и ѕетром и, обрат€сь к »оанну лицем и указыва€ перстом на ѕрохора, ¬ладычица сказала: "Ётот Ќашего рода!"

"ѕравую-то ручку, радость мо€,- говорил о. —ерафим церковнице  сении,- положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость мо€, и коснулась убогого —ерафима; у мен€ на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вс€ в него и вытекла, и спасла ÷арица Ќебесна€ убогого —ерафима; а рана пребольша€ была, и до сих пор €ма-то цела, матушка, погл€ди-ка, дай ручку!" - "» батюшка, бывало, сам возьмЄт, да и вложит мою руку в €му,- прибавл€ла матушка  сени€,- и велика же она была у него, так вот весь кулак и взойдЄт!" ћного душевной пользы принесла ѕрохору эта болезнь: дух его окреп в вере, любви и надежде на Ѕога.

¬ период послушничества ѕрохора, при насто€теле о. ѕахомии, предприн€ты были в —аровской пустыне многие нужные постройки. ¬ числе их на месте келии, в которой болел ѕрохор, строилась больница дл€ лечени€ недужных и успокоени€ престарелых, и при больнице церковь о двух этажах с престолами: в нижнем во им€ свв. «осимы и —аввати€, чудотворцев —оловецких, в верхнем - во славу ѕреображени€ —пасител€. ѕрохор после болезни, молодой ещЄ послушник, был посылаем за сбором денег в разные места на сооружение церкви. Ѕлагодарный за своЄ исцеление и попечение начальства, он с охотою понЄс трудный подвиг сборщика. —транству€ по ближайшим к —арову городам, ѕрохор был и в  урске, на месте своей родины, но не застал уже матери своей в живых. Ѕрат јлексей, со своей стороны, оказал ѕрохору немалую помощь дл€ построени€ церкви. ¬ернувшись домой, ѕрохор, как искусный стол€р, построил собственными руками престол из кипарисного дерева дл€ нижней больничной церкви в честь преподобных «осимы и —аввати€.

¬ течение восьми лет юный ѕрохор был послушником. Ќаружный вид его к этому времени изменилс€: будучи высокого роста, около 2 арш. и 8-ми вершков, несмотр€ на строгое воздержание и подвиги, он имел полное, покрытое при€тною белизною, лицо, пр€мой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Ћицо его окаймл€лось густою, окладистою бородою, с которою на оконечност€х рта соедин€лись длинные и густые усы. ќн имел мужественное сложение, обладал большими физическими силами, увлекательным даром слова и счастливой пам€тью. “еперь он прошЄл уже все степени монастырского искуса и был способен и готов прин€ть монашеские обеты.

13-го августа 1786 года, с соизволени€ —в. —инода, о. ѕахомий постриг послушника ѕрохора в сан инока. ¬осприемными отцами его при пострижении были о. »осиф и о. »саи€. ѕри посв€щении ему было дано им€ —ерафима (пламенный). 27-го окт€бр€ 1786 года монах —ерафим, по ходатайству о. ѕахоми€, был посв€щЄн преосв€щенным ¬иктором, епископом ¬ладимирским и ћуромским, в сан иеродиакона. ќн вполне предалс€ новому своему, поистине уже ангельскому, служению. —о дн€ возведени€ в сан иеродиакона он, хран€ чистоту души и тела, в течение п€ти лет и 9-ти мес€цев, почти беспрерывно находилс€ в служении. ¬се ночи на воскресные и праздничные дни проводил в бодрствовании и молитве, неподвижно сто€ до самой литургии. ѕо окончании же каждой Ѕожественной службы, остава€сь ещЄ надолго в храме, он, по об€занности св€щенно-диакона, приводил в пор€док утварь и заботилс€ о чистоте јлтар€ √осподн€. √осподь, вид€ ревность и усердие к подвигам, даровал о. —ерафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомлени€, не нуждалс€ в отдыхе, часто забывал о пище и питье и, ложась спать, жалел, что человек, подобно јнгелам, не может беспрерывно служить Ѕогу.

—троитель о. ѕахомий теперь ещЄ более прежнего прив€залс€ сердцем к о. —ерафиму и без него не совершал почти ни одной службы.  огда он выезжал по делам монастыр€ или дл€ служени€, один или с другими старцами, то часто брал с собою о. —ерафима. “ак, в 1789-м году, в первой половине июн€ мес€ца, о. ѕахомий с казначеем о. »саией и иеродиаконом о. —ерафимом отправились по приглашению в село Ћеметь, наход€щеес€ в 6-ти верстах от нынешнего города јрдатова, Ќижегородской губ., на похороны богатого благодетел€ своего, помещика јлександра —оловцева, и заехали по дороге в ƒивеево навестить насто€тельницу общины јгафию —емЄновну ћельгунову, высокочтимую всеми старицу и также благодетельницу свою. ћать јлександра была больна и, получив от √оспода извещение о скорой кончине своей, просила отцов-подвижников, ради любви ’ристовой, особоровать еЄ. ќ. ѕахомий сперва предлагал отложить елеосв€щение до возвращени€ их из Ћемети, но св€та€ старица повторила свою просьбу и сказала, что они еЄ не застанут уже в живых на обратном пути. ¬еликие старцы с любовью совершили над нею таинство елеосв€щени€. «атем, проща€сь с ними, мать јлександра отдала о. ѕахомию последнее, что имела и накопила за года подвижнической жизни в ƒивеево. ѕо свидетельству жившей с нею девицы ≈вдокии ћартыновой своему духовнику, протоиерею о. ¬асилию —адовскому, матушка јгафь€ —емЄновна передала строителю о. ѕахомию: мешочек золотом, мешочек серебром и два мешка меди, суммою в 40 тыс€ч, прос€ выдавать еЄ сЄстрам всЄ потребное в жизни, так как они сами не сумеют распор€дитьс€. ћатушка јлександра умол€ла о. ѕахоми€ поминать еЄ в —арове за упокой, не оставл€ть и не покидать неопытных послушниц еЄ, а также попещись в своЄ врем€ об обители, обетованной ей ÷арицею Ќебесною. Ќа это старец о. ѕахомий ответил: "ћатушка! ѕослужить по силе моей и по твоему завещанию ÷арице Ќебесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь; также и молитьс€ за теб€ не только € до смерти моей буду, но и обитель вс€ наша никогда благоде€ний твоих не забудет, а в прочем не даю тебе слово, ибо € стар и слаб, но как же и братьс€ за то, не зна€, доживу ли до этого времени. ј вот иеродиакон —ерафим - духовность его тебе известна, и он молод - доживЄт до этого; ему и поручи это великое дело".

ћатушка јгафь€ —емЄновна начала просить о. —ерафима не оставл€ть еЄ обители, как ÷арица Ќебесна€ —ама тогда наставить его на то изволит.

—тарцы простились, уехали, а дивна€ старица јгафь€ —емЄновна скончалась 13-го июн€, в день св. мученицы јкилины. ќ. ѕахомий с братией на обратном пути как раз поспел к погребению матушки јлександры. ќтслужив литургию и отпевание соборно, великие старцы похоронили первоначальницу ƒивеевской общины против алтар€  азанской церкви. ¬есь день 13-го июн€ шЄл такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но о. —ерафим, по своему целомудрию, не осталс€ даже обедать в женской обители и тотчас после погребени€ ушЄл пешком в —аров.

ќднажды в ¬еликий „етверток, строитель о. ѕахомий, не служивший никогда без о. —ерафима, начал Ѕожественную Ћитургию в 2 часа пополудни вечернею, и после малого выхода и паремий возгласил иеродиакон —ерафим: "√осподи, спаси благочестивы€ и услыши ны!", но, едва обрат€сь к народу, навЄл на предсто€щих орарЄм, возглаша€: "и во веки веков" - как вдруг так изменилс€ видом, что не мог ни сойти с места, ни проговорить слова. ¬се это заметили и пон€ли, что с ним Ѕожие посещение. ƒва иеродиакона вз€ли его под руки, ввели в алтарь и оставили в стороне, где просто€л он часа три, мен€€сь беспрерывно видом, и после, уже прид€ в себ€, наедине поведал строителю и казначею своЄ видение: "“олько что провозгласил €, убогий: √осподи, спаси благочестивы€ и услыши ны! и, навед€ орарЄм на народ, окончил: и во веки веков! - вдруг мен€ озарил луч, как бы солнечного света; взгл€нув на это си€ние, увидел € √оспода и Ѕога нашего »исуса ’риста, во образе —ына „еловеческого, во славе и неизречЄнным светом си€ющего, окружЄнного небесными силами, јнгелами, јрхангелами, ’ерувимами и —ерафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат гр€дущего на воздухе; приблиз€сь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые —вои руки, √осподь благословил служащих и предсто€щих; по сЄм, вступив во св. местный образ —вой, что по правую сторону царских врат, преобразилс€, окружаемый јнгельскими ликами, си€вшими неизречЄнным светом на всю церковь. я же, земл€ и пепел, срета€ тогда √оспода »исуса на воздухе, удостоилс€ особенного от Ќего благословени€; сердце моЄ возрадовалось чисто, просвещЄнно, в сладости любви ко √осподу!"

¬ 1793 году о. —ерафиму исполнилось 34 года, и начальство, вид€, что он по своим подвигам стал выше других братий и заслуживает преимущество пред многими, ходатайствовало о возведении его в сан иеромонаха. “ак как в этом же году —аровска€ обитель, по новому расписанию, перешла из ¬ладимирской епархии в “амбовскую, то о. —ерафима вызвали в “амбов, и 2-го сент€бр€ епископ ‘еофил рукоположил его во иеромонаха. — получением высшей благодати св€щенства о. —ерафим стал подвизатьс€ в духовной жизни с в€щею ревностью и удвоенною любовью. ¬ течении долгого времени он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобща€сь с гор€чею любовью, верою и благоговением.

—делавшись иеромонахом, о. —ерафим возымел намерение совсем поселитьс€ в пустыне, так как пустынническа€ жизнь была его призванием и назначением свыше.   тому же, от непрестанного келейного бдени€, от посто€нного сто€ни€ в церкви на ногах с небольшим отдыхом во врем€ ночи, о. —ерафим впал в недуг: у него распухли ноги, и на них открылись раны, так что некоторое врем€ он лишилс€ возможности св€щеннодействовать. Ѕолезнь эта была не малым побуждением к избранию пустыннической жизни, хот€ дл€ отдыха следовало ему просить у насто€тел€ о. ѕахоми€ благословени€ удалитьс€ в больничные келии, а не в пустыню, т.е. от меньших трудов - к большим и т€гчайшим. ¬еликий старец ѕахомий благословил его. Ёто было последнее благословение, полученное о. —ерафимом от мудрого, добродетельного и почтенного старца, в виду болезни его и приближени€ смерти. ќ. —ерафим, хорошо помн€, как во врем€ его болезни ходил за ним о. ѕахомий, теперь сам служил ему с самоотвержением. –аз о. —ерафим заметил, что к болезни о. ѕахоми€ присоединилась ещЄ кака€-то душевна€ забота и печаль.

- ќ чЄм, отче св€тый, так печалишьс€ ты? - спросил его о. —ерафим.

- я скорблю о сЄстрах ƒивеевской общины,- ответил старец ѕахомий,- кто их будет назирать после мен€?

ќ. —ерафим, жела€ успокоить старца в предсмертные минуты, обещалс€ сам назирать их и поддерживать всЄ так же после смерти его, как было при нЄм. Ёто обещание успокоило и обрадовало отход€щего ко √осподу о. ѕахоми€. ќн поцеловал о. —ерафима и затем вскоре опочил мирным сном праведника. ќ. —ерафим горько оплакал потерю старца ѕахоми€ и, с благословени€ нового насто€тел€ о. »саии, также гор€чо любимого, удалилс€ в пустынную келию (20-го но€бр€ 1794-го года, в день прихода в —аровскую пустынь).

Ќесмотр€ на удаление о. —ерафима в пустынку, народ стал беспокоить его там. ѕриходили и женщины.

¬еликий подвижник, начина€ строгую пустынническую жизнь, считал дл€ себ€ неудобным посещение женского пола, так как это могло соблазнить и монашествующих, и мир€н, склонных к осуждению. Ќо, с другой стороны, лишить женщин назидани€, ради которого они приходили к пустыннику, могло быть делом, неугодным Ѕогу. ќн стал просить √оспода и ѕресв€тую Ѕогородицу об исполнении его желани€, и чтобы ¬севышний, если это не противно ≈го воле, дал ему знамение на то преклонением ветвей вблизи сто€вших дерев. ¬ предани€х, записанных в своЄ врем€, есть сказание, что √осподь Ѕог действительно дал ему знамение —воего изволени€. Ќаступил праздник –ождества ’ристова; о. —ерафим пришЄл в монастырь к поздней обедне в храм ∆ивоносного »сточника и причастилс€ —в. ’ристовых “аин. ѕосле обеда в своей монастырской келии он вернулс€ на ночь в пустыню. Ќа следующий день, 26-го декабр€, празднуемый по положению (—обор ѕресв€той Ѕогородицы), о. —ерафим вернулс€ ночью в обитель. ѕроход€ свой холм, где он опускаетс€ вниз долу, отчего гора и названа была о. —ерафимом јфонскою, он увидел, что с обеих сторон тропинки огромные сучь€ вековых сосен склонились и завалили дорожку; вечером ничего этого не было. ќ. —ерафим упал на колени и поблагодарил Ѕога за данное, по молитве его, знамение. “еперь он знал, что √осподу Ѕогу угодно, дабы жЄны не входили на его гору.

¬ продолжение всего подвижничества о. —ерафим носил посто€нно одну и ту же убогую одежду: белый полотн€ной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы - вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. Ќа балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родна€ мать, отпуска€ из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. ≈вангелие. Ќошение креста и ≈вангели€ имело, конечно, глубокий смысл. ѕо подражанию древним св€тым, о. —ерафим носил вериги на обоих плечах, и к ним были привешены кресты: одни спереди в 20 ф., другие сзади в 8 ф. каждый, и ещЄ железный по€с. » эту т€жесть старец носил во всЄ врем€ своего пустынножительства. ¬ морозы он накладывал на грудь чулок или тр€пку, а в баню никогда не ходил. ¬идимые его подвиги состо€ли из молитвословий, чтени€ книг, телесных трудов, соблюдени€ правил великого ѕахоми€ и т.д. ¬ холодную пору он топил келию, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Ћетом он возделывал гр€ды на своЄм огороде и удабривал землю, собирал мох с болот. ¬о врем€ подобной работы он ходил иногда без одежды, перепо€сав лишь чресла свои, и насекомые жестоко у€звл€ли тело его, отчего оно опухало, синело по местам и запекалось кровью. —тарец добровольно терпел эти €звы √оспода ради, руководству€сь примерами подвижников древнего времени. Ќа гр€дах, удобрЄнных мхом, о. —ерафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питалс€ летом. “елесный труд порождал в нЄм благодушное состо€ние, и о. —ерафим работал с пением молитв, тропарей и канонов.

ѕровожда€ жизнь в уединении, трудах, чтении и молитве, о. —ерафим соедин€л с этим пост и строжайшее воздержание. ѕо началу своего поселени€ в пустыне он питалс€ хлебом, более всего чЄрствым и сухим; хлеб, обыкновенно, он брал с собою по воскресень€м на целую неделю. ≈сть сказание, что из этой недельной порции хлеба часть удел€л он пустынным животным и птицам, которые были приласканы старцем, очень любили его и посещали место его молитвослови€. “акже он употребл€л овощи, добываемые трудами рук его в пустынном огороде. — тем и устроен был огород сей, чтобы ему не обременить "ничим же" обители и, по примеру великого подвижника јп. ѕавла, питатьс€, "делающе своими руками" (1  ор. 4, 12). ¬последствии времени он приучил своЄ тело к такому воздержанию, что не стал вкушать хлеба насущного, а, по благословению насто€тел€ »саии, питалс€ одними овощами своего огорода. Ёто были картофель, свЄкла, лук и трава, называема€ снить. ¬ течение же первой недели ¬еликого поста он вовсе не принимал пищи до причащени€ —в€тых “аин в субботу. ≈щЄ через несколько времени воздержание и постничество о. —ерафима дошли до неимоверной степени. —овсем переставши брать хлеб из обители, он жил без вс€кого содержани€ от неЄ в течение более двух лет с половиною. Ѕрати€, удивл€€сь, недоумевала, чем мог питатьс€ старец во всЄ это врем€, не только летом, но и зимою. ќн же тщательно укрывал свои подвиги от воззрени€ людей.

ѕо будн€м, спаса€сь в пустыне, о. —ерафим накануне праздников и дней воскресных €вл€лс€ в обитель, слушал вечерню, всенощное бдение и за раннею литургиею в больничной церкви св€тых «осимы и —аввати€ причащалс€ —в€тых ’ристовых “аин. «атем, до вечерни, он принимал в монастырской келии приходивших к нему, по нуждам духовным, из монастырской братии. ¬о врем€ вечерни, когда брати€ оставл€ла его, он, вз€в с собою хлеба на неделю, удал€лс€ в свою пустыню. ¬сю первую неделю ¬еликого поста он проводил в обители. ¬ эти дни он говел, исповедывалс€ и причащалс€ —в. “аин. ƒуховником его с давнего времени был строитель - старец »саи€.

“ак проводил старец дни свои в пустыне. ƒругие пустынножители имели при себе по одному ученику, которые и служили им. ќ. —ерафим жил в совершенном одиночестве. Ќекоторые из —аровской братии пытались сожительствовать с о. —ерафимом и были прин€ты им; но ни один из них не мог вынести трудностей пустыннического жити€: ни в ком не нашлось столько нравственной крепости, чтобы €витьс€ в качестве ученика подражателем подвигов о. —ерафима. Ѕлагочестивые попытки их, принос€ пользу душе, не увенчались успехом; и те, которые посел€лись было с о. —ерафимом, возвращались оп€ть в обитель. ѕосему, хот€ после кончины о. —ерафима нашлись некоторые люди, дерзновенно объ€вл€вшие себ€ его учениками, но при его жизни они, в строгом смысле, учениками не были, и название "—ерафимов ученик" в то врем€ не существовало. "¬ пребывание его в пустыне,- говорили тогдашние —аровские старцы,- вс€ брати€ была его учениками".

“акже многие из —аровской братии временно приходили к нему в пустыню. ќдни просто посещали его, а другие €вл€лись по нужде в советах и наставлени€х. —тарец хорошо различал людей. ќт некоторых он удал€лс€, жела€ сохранить молчание, а имеющим нужды до него не отказывал в духовной пище, с любовью руководству€ их к истине, добродетели и благоустроению жизни. »з посто€нных посетителей о. —ерафима известны: схимонах ћарк и иеродиакон јлександр, также спасавшиес€ в пустыне. ѕервый бывал у него два раза в мес€ц, а последний - однажды. ќ. —ерафим охотно беседовал с ними о разных душеспасительных предметах.

¬ид€ столь искреннее, усердное и, поистине, высокое подвижничество старца о. —ерафима, диавол, исконный враг вс€кого добра, вооружилс€ против него разными искушени€ми. ѕо своей хитрости, начина€ с легчайших, он сперва наводил на подвижника разные "страховани€". “ак, по сказанию одного почтенного летами иеромонаха —аровской пустыни, однажды во врем€ молитвы он услышал вдруг за стенами келии вой звер€; потом, точно скопище народа, начали ломать дверь келии, выбили у двери кос€ки и бросили к ногам мол€щегос€ старца претолстый кр€ж (отрубок) дерева, который восемью человеками с трудом был вынесен из келии. ¬ другие разы и днЄм, особенно же ночью, во врем€ сто€ни€ на молитве, ему видимо вдруг представл€лось, что кели€ его разваливаетс€ на четыре стороны и что к нему со всех сторон рвутс€ страшные звери с диким и €ростным рЄвом и криком. »ногда вдруг €вл€лс€ пред ним открытый гроб, из которого вставал мертвец.

“ак как старец не поддавалс€ страховани€м, диавол воздвигал на него жесточайшие нападени€. “ак, он, по Ѕожию попущению, поднимал тело его на воздух и оттуда с такою силою удар€л об пол, что, если бы не јнгел-’ранитель, самые кости от таких ударов могли бы сокрушитьс€. Ќо и этим не одолел старца. ¬еро€тно, при искушени€х, он духовным оком своим, проникавшим в горний мир, видел самих злых духов. ћожет быть, духи злобы и сами видимо в телесных образах €вл€лись ему, как и другим подвижникам.

ƒуховное начальство знало о. —ерафима и понимало, как полезно было бы дл€ многих сделать такого старца аввою, насто€телем где-нибудь в обители. ќткрылось место архимандрита в городе јлатыре. ќ. —ерафима предназначили было туда насто€телем монастыр€ с возведением в сан архимандрита. ¬ прошлом и в текущем столети€х —аровска€ пустынь не раз давала из своей братии хороших насто€телей в другие обители. Ќо старец —ерафим убедительнейше просил тогдашнего —аровского насто€тел€ »саию отклонить от него это назначение. —троителю »саии и братии —аровской жаль было отпустить от себ€ старца —ерафима, усердного молитвенника и мудрого наставника. ∆елани€ обеих сторон сошлись вместе: все стали просить другого иеромонаха из —арова же, старца јвраами€, прин€ть на себ€ звание архимандрита в јлатырский монастырь, и брат, единственно из повиновени€, прин€л на себ€ это звание.

¬о всех искушени€х и нападени€х на о. —ерафима диавол имел целью удалить его из пустыни. ќднако же все усили€ врага остались безуспешны: он был побеждЄн, отступил со стыдом от своего победител€, но в покое его не оставил. »зыскива€ новые меры к удалению старца из пустыни, злой дух начал воевать против него через злых людей. 12-го сент€бр€ 1804 года подошли к старцу три неизвестных ему человека, одетые по-кресть€нски. ќтец —ерафим в это врем€ рубил дрова в лесу.  ресть€не, нагло приступив к нему, требовали денег, говор€, что "к тебе ход€т мирские люди и деньги нос€т". —тарец сказал: "я ни от кого ничего не беру". Ќо они не поверили. “огда один из пришедших кинулс€ на него сзади, хотел свалить его на землю, но вместо того сам упал. ќт этой неловкости злодеи несколько оробели, однако же не хотели отступить от своего намерени€. ќ. —ерафим имел большую физическую силу и, вооружЄнный топором, мог бы не без надежды оборон€тьс€. Ёта мысль и мелькнула было мгновенно в его уме. Ќо он вспомнил при сЄм слова спасител€: "¬си бо приемши нож ножем погибнут" (ћф. 26, 52), не захотел сопротивл€тьс€, спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: "ƒелайте, что вам надобно". ќн решилс€ претерпеть всЄ безвинно, √оспода ради.

“огда один из кресть€н, подн€вши с земли топор, обухом так крепко ударил о. —ерафима в голову, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. —тарец упал на землю и пришЄл в беспам€тство. «лодеи тащили его к сен€м келии, по дороге €ростно продолжа€ бить, как звероловную добычу, кто обухом, кто деревом, кто своими руками и ногами, даже поговаривали о том, не бросить ли старца в реку?.. ј как увидели, что он уже был точно мЄртвый, то верЄвками св€зали ему руки и ноги и, положив в сен€х, сами бросились в келию, вообража€ найти в ней несметные богатства. ¬ убогом жилище они очень скоро всЄ перебрали, пересмотрели, разломали печь, пол разобрали, искали-искали и ничего дл€ себ€ не нашли; видели только у него св. икону, да попалось несколько картофел€. “огда совесть сильно заговорила у злодеев, в сердце их пробудилось раска€ние, что напрасно, без вс€кой пользы даже дл€ себ€, избили благочестивого человека; какой-то страх напал на них, и они в ужасе убежали.

ћежду тем, о. —ерафим от жестоких смертных ударов едва мог прийти в чувство, кое-как разв€зал себ€, поблагодарил √оспода, что сподобилс€ ради ≈го понести раны безвинно, помолилс€, чтобы Ѕог простил убийц и, проведши ночь в келии в страдани€х, на другой день с большим трудом, однако же сам, пришЄл в обитель во врем€ самой литургии. ¬ид его был ужасен! ¬олосы на бороде и голове были смочены кровью, см€ты, спутаны, покрыты пылью и сором; лице и руки избиты; вышиблено несколько зубов; уши и уста запеклись кровью; одежда изм€та€, окровавленна€, засохла и по местам пристала к ранам. Ѕрати€, увидев его в таком положении, ужаснулась и спрашивала: что с ним такое случилось? Ќи слова не отвеча€, о. —ерафим просил пригласить к себе насто€тел€ о. »саию и монастырского духовника, которым в подробности и рассказал всЄ случившеес€. » насто€тель, и брати€ глубоко опечалены были страдани€ми старца. “аким несчастием о. —ерафим вынужден был остатьс€ в монастыре дл€ поправлени€ здоровь€. ƒиавол, воздвигший злодеев, по-видимому, торжествовал теперь победу над старцем, вообража€, что навсегда изгнал его из пустыни.

ѕервые восемь суток были дл€ больного очень т€жки: не принима€ ни пищи, ни воды, он не имел и сна от нестерпимой боли. ¬ монастыре не наде€лись, чтобы он пережил свои страдани€. Ќасто€тель, старец »саи€, на седьмой день болезни, не вид€ перелома к лучшему, послал в јрзамас за врачами. ќсвидетельствовавши старца, врачи нашли болезнь его в следующем состо€нии: голова у него была проломлена, рЄбра перебиты, грудь оттоптана, всЄ тело по разным местам покрыто смертельными ранами. ”дивл€лись они, как это старец мог остатьс€ в живых после таких побоев. ѕо старинной методе лечени€ врачи считали необходимым открыть кровь больному. Ќасто€тель, зна€, что больной и без того много потер€л еЄ от ран, не соглашалс€ на эту меру, но, по насто€тельному убеждению консилиума врачей, решилс€ предложить о том о. —ерафиму.  онсилиум оп€ть собралс€ в келии о. —ерафима. ќн состо€л из трЄх врачей; с ними было три подлекар€. ¬ ожидании насто€тел€, они оп€ть осмотрели больного, долго на латинском €зыке рассуждали между собою и положили: пустить кровь, обмыть больного, к ранам приложить пластырь, а в некоторых местах употребить спирт. —огласились также насчЄт того, что помощь необходимо подать как можно скорее. ќ. —ерафим с глубокою признательностью в сердце примечал их внимательность и попечение о себе.

 огда всЄ это происходило, кто-то вдруг крикнул: "ќтец насто€тель идЄт, идЄт отец насто€тель!" ¬ эту минуту о. —ерафим уснул; сон его был краткий, тонкий и при€тный. ¬о сне увидел он дивное видение: подходит к нему с правой стороны постели ѕресв€та€ Ѕогородица в царской порфире, окружЄнна€ славою. «а Ќею следовали свв. јпостолы ѕЄтр и »оанн Ѕогослов. ќстанов€сь у одра, ѕресв€та€ ƒева перстом правой руки показала на больного и, обрат€сь ѕречистым Ћиком —воим в ту сторону, где сто€ли врачи, произнесла: "„то вы трудитесь?" ѕотом оп€ть, обрат€сь лицом к старцу, сказала: "—ей от рода Ќашего" - и кончилось видение, которого присутствующие не подозревали.

 огда вошЄл насто€тель, больной оп€ть пришЄл в сознание. ќтец »саи€ с чувством глубокой любви и участи€ предложил ему воспользоватьс€ советами и помощью врачей. Ќо больной, после стольких забот о нЄм, при отча€нном состо€нии здоровь€ своего, к удивлению всех, отвечал, что он не желает теперь пособи€ от людей, прос€ отца насто€тел€ предоставить жизнь его Ѕогу и ѕресв€той Ѕогородице, »стинным и ¬ерным ¬рачам душ и телес. Ќечего было делать, оставили старца в покое, уважа€ его терпение и удивл€€сь силе и крепости веры. ќн же от дивного посещени€ исполнилс€ неизречЄнной радости, и си€ радость небесна€ продолжалась часа четыре. ѕотом старец успокоилс€, вошЄл в обыкновенное состо€ние, почувствовав облегчение от болезни; сила и крепость стали возвращатьс€ к нему; встал он с постели, начал немного ходить по келии и вечером, в дев€том часу, подкрепилс€ пищею, вкусил немного хлеба и белой квашеной капусты. — того же дн€ он оп€ть стал понемногу предаватьс€ духовным подвигам.

≈щЄ в прежнее врем€ о. —ерафим, занима€сь однажды работами в лесу, при порубе дерева был придавлен им и от этого обсто€тельства потер€л свою природную пр€моту и стройность, сделалс€ согбенным. ѕосле нападени€ разбойников от побоев, ран и болезни согбенность ещЄ больше увеличилась. — этого времени он начал ходить, подкрепл€€сь топориком, мотыкою или палкою. “ак, эта согбенность, это у€звление в п€ту, служили всю жизнь венцом победы великого подвижника над диаволом.

—о дн€ болезни старец —ерафим провЄл в монастыре, не вид€ своей пустыни, около п€ти мес€цев.  огда здоровье возвратилось к нему, когда он почувствовал себ€ оп€ть крепким к прохождению пустыннической жизни, то просил насто€тел€ »саию снова отпустить его из монастыр€ в пустынь. Ќасто€тель же, по внушению братии и сам, искренне жале€ старца, упрашивал было его остатьс€ навсегда в монастыре, представл€€ возможным повторение подобных крайне несчастных случаев. ќтец —ерафим отвечал, что ни во что вмен€ет такие нападени€ и готов, подража€ свв. мученикам, страдавшим за им€ √осподне, даже до смерти перенести вс€кие оскорблени€, какие бы ни случились. ”ступа€ христианской неустрашимости духа и любви к пустынножительству, о. »саи€ благословил желание старца, и старец —ерафим снова возвратилс€ в свою пустынную келию.

— новым поселением старца в пустыне диавол претерпел совершеннейшее поражение.  ресть€не, избившие старца, были найдены; они оказались крепостными людьми помещика “атищева, јрдатовского уезда, из села  ременок. Ќо о. —ерафим не только простил их самих, но и упрашивал насто€тел€ обители не взыскивать с них, а затем такую же просьбу написал помещику. ¬се были до такой степени возмущены поступком этих кресть€н, что казалось невозможным простить их, а о. —ерафим настаивал на своЄм: "¬ противном случае,- говорил старец,- € оставлю —аровскую обитель и удалюсь в другое место". —троителю же, о. »саии, своему духовнику, он говорил, что лучше его удалили бы из обители, нежели нанесли кресть€нам какое-либо наказание. ќ. —ерафим представил отомщение √осподу Ѕогу. √нев Ѕожий действительно настиг этих кресть€н: в непродолжительном времени пожар истребил жилища их. “огда они пришли сами просить у о. —ерафима, со слезами раска€ни€, прощени€ и св€тых его молитв.

—тарец о. »саи€ очень почитал и любил о. —ерафима, а также дорожил его беседами; поэтому он, когда был свеж, бодр и наслаждалс€ здоровьем, нередко сам ходил в пустынь к о. —ерафиму. ¬ 1806 году »саи€, по старости лет и от трудов, понесЄнных дл€ спасени€ себ€ и братии, сделалс€ особенно слаб здоровьем и, по собственному прошению, уволилс€ от об€занности и звани€ насто€тел€. ∆ребий зан€ть его место в обители, по общему желанию братии, пал на о. —ерафима. ¬от уже второй раз старец избираетс€ на начальственные должности по монастыр€м, но и на этот раз, по своему смирению и из крайней любви к пустыне, он отказалс€ от предлагаемой почести. “огда голосом всей братии насто€телем избран был старец Ќифонт, исполн€вший до того времени послушание казначе€.

—тарец о. —ерафим после смерти строител€ »саии не изменил прежнего рода жизни и осталс€ жить в пустынке. ќн только прин€л на себ€ ещЄ больший труд, а именно, молчальничество.   посетител€м он более не выходил. ≈сли ему самому случалось неожиданно встретить кого в лесу, старец падал ниц лицом и до тех пор не поднимал глаз, пока встретившийс€ не проходил мимо. “аким образом он безмолвствовал в продолжении трЄх лет и некоторое врем€ перестал посещать обитель по воскресным и праздничным дн€м. ќдин из послушников носил ему и пищу в пустынь, особенно в зимнее врем€, когда у о. —ерафима не было своих овощей. ѕища приносилась однажды в неделю, в день воскресный. “рудно было назначенному иноку совершать это послушание в зимнее врем€, так как в пустынку о. —ерафима дороги не было. Ѕывало, бредЄт он во врем€ вьюги по снегу, утопа€ в нЄм по колена, с недельным запасом в руках дл€ старца-молчальника. ¬ошедши в сени, он произносил молитву, а старец, сказавши про себ€: "јминь", отвор€л дверь из келии в сени. —ложив руки на груди крестообразно, он становилс€ у двери, потупив лицо долу, на землю; сам ни благословит брата, ни даже взгл€нет на него. ј пришедший брат, помолившись, по обычаю, и поклонившись старцу в ноги, полагал пищу на лоточек, лежавший на столе в сен€х. —о своей стороны, старец клал на лоточек же или малую частицу хлеба, или немного капусты. ѕришедший брат внимательно замечал это. Ётими знаками старец безмолвно давал знать, чего принести ему в будущее воскресение: хлеба или капусты. » оп€ть пришедший брат, сотворив молитву, клан€лс€ старцу в ноги и, испросив молитв его о себе, возвращалс€ в обитель, не услыхав от о. —ерафима ни единого слова. ¬сЄ это были только видимые, наружные знамени€ молчальничества. —ущность же подвига состо€ла не в наружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, отречении от вс€ких житейских помыслов дл€ чистейшего посв€щени€ себ€ √осподу.

ћолчальничество о. —ерафим соединил ещЄ со сто€нием на камне. ¬ глухом лесу, на половине пути от келии к монастырю, лежал необыкновенной величины гранитный камень. ¬спомнив о трудном подвиге свв. столпников, о. —ерафим решилс€ прин€ть участие в подвижничестве сего рода. ƒл€ сего он восходил, чтобы не быть ни от кого видимым, в ночное врем€ на этот камень дл€ усилени€ молитвенного подвига. ћолилс€ он, обыкновенно, или на ногах, или сто€ на колен€х, с воздетыми вверх, подобно св. ѕахомию, руками, взыва€ мытаревым гласом: "Ѕоже, милостив буди ми грешному". „тобы уравн€ть ночные подвиги дневным, о. —ерафим и в келии имел камень. Ќа нЄм он молилс€ во врем€ дн€, с утра до вечера, оставл€€ камень только дл€ отдохновени€ от изнеможени€ сил и дл€ подкреплени€ себ€ пищею. “акого рода молитвенный подвиг он нЄс, по временам, в течение тыс€чи суток.

ќт сто€ни€ на камн€х, от трудности этого молитвенного подвига, тело его очень заметно изменилось, в ногах возобновилась болезнь, котора€ с этого времени до кончины дней не переставала мучить его. ќтец —ерафим пон€л, что продолжение таких подвигов привело бы к изнурению сил духа и тела, и оставил моление на камн€х. ѕодвиги сии он проходил в такой тайне, что ни одна душа человеческа€ не ведала о них и не догадывалась.   бывшему после »саии игумену Ќифонту был тайный запрос об о. —ерафиме от епископа “амбовского. ¬ бумагах обители сохранилс€ черновой отзыв Ќифонта, в котором насто€тель отвечал: "ќ подвигах и жизни о. —ерафима мы знаем; о тайных же действи€х каких, также и о сто€нии 1000 дней и ночей на камне, никому не было известно". ѕри кончине дней своих, чтобы не остатьс€ загадкой дл€ людей, по подобию других подвижников, в числе прочих €влений своей жизни, он, в назидание слушател€м, рассказал и о сЄм подвиге некоторым из братии.

ќ“≈÷ —ерафим, со времени смерти старца »саии, наложив на себ€ труд молчани€, жил в пустыне своей безвыходно, точно как в затворе. ѕрежде он хаживал по воскресень€м и праздникам в обитель причащатьс€ —в. “аин. “еперь, со времени сто€ни€ на камн€х, у него болели ноги; ходить он не мог. Ѕыло неизвестно, кто его причащает —в. “аин, хот€ ни на минуту не сомневались, что он без вкушени€ “ела и  рови ’ристовой не оставалс€. —троитель созвал монастырский собор из старших иеромонахов и вопрос о причащении о. —ерафима предложил на рассуждение. –ешили же дело так: предложить о. —ерафиму, чтобы он или ходил, буде здоров и крепок ногами, по-прежнему, в обитель по воскресным и праздничным дн€м дл€ причащени€ —в. “аин, или же, если ноги не служат, перешЄл бы навсегда жить в монастырскую келию. ќбщим советом присудили спросить через брата, носившего пищу по воскресень€м, что изберЄт о. —ерафим? Ѕрат, в первый же приход к старцу, исполнил решение —аровского собора, но о. —ерафим, выслушав безмолвно предложение собора, отпустил брата, не сказав ни слова. Ѕрат, как дело было, передал строителю, а строитель велел ему повторить соборное предложение в следующее воскресенье. ѕринЄсши пищу на будущую неделю, брат повторил предложение. “огда старец —ерафим, благословив брата, вместе же с ним отправилс€ пешком в обитель.

ѕрин€в второе предложение собора, старец показал, что он не в силах был, по болезни, ходить, как прежде, по воскресным и праздничным дн€м в обитель. Ёто было весною 8 ма€ 1810 года. ¬ступив в монастырские врата, после 15-ти летнего пребывани€ в пустыне, о. —ерафим, не заход€ в свою келию, отправилс€ пр€мо в больницу. Ёто было днЄм, до наступлени€ всенощной службы.  огда ударили в колокол, о. —ерафим €вилс€ на всенощное бдение в храм ”спени€ Ѕогородицы. Ѕрати€ удивилась, когда мгновенно разнЄсс€ слух, что старец решилс€ жительствовать в обители. Ќо удивление их возросло ещЄ более, когда произошли следующие обсто€тельства: на другой день, 9-го ма€, в день —в€тител€ и „удотворца Ќикола€, о. —ерафим пришЄл, по обычаю, в больничную церковь к ранней литургии и причастилс€ —в. ’ристовых “аин. ѕо выходе же из церкви, он направил стопы свои в келию строител€ Ќифонта и, прин€вши от него благословение, водворилс€ в прежней своей монастырской келии; к себе никого не принимал, сам никуда не выходил и не говорил ни с кем ни слова, то есть он прин€л на себ€ новый труднейший подвиг затворничества.

ќ подвигах о. —ерафима в затворе известно ещЄ менее, чем о его пустынножительстве. ¬ келии своей он не хотел иметь, дл€ отсечени€ своеволи€, ничего, даже самых необходимых вещей. »кона, пред которой горела лампада, и отрубок пн€, служивший взамен стула, составл€ли всЄ. ƒл€ себ€ же он не употребл€л даже огн€.

¬ течение всех лет затвора старец во все воскресные и праздничные дни причащалс€ —в. “ела и  рови ’ристовой. ƒл€ сохранени€ во всей чистоте затвора и молчальничества, ѕренебесные “айны, по благословению строител€ Ќифонта, приносили ему из больничной церкви в келию после ранней литургии.

„тобы никогда не забывать о часе смертном, чтобы €снее представить и ближе видеть его пред собою, о. —ерафим изготовил себе гроб из цельного дуба и поставил его в сен€х затворнической келии. «десь старец часто молилс€, готов€сь к исходу от насто€щей жизни. ќ. —ерафим в беседах с —аровскими брати€ми часто говорил насчЄт этого гроба: " огда € умру, умол€ю вас, брати€, положите мен€ в моЄм гробе".

—тарец провЄл в затворе около п€ти лет, потом несколько ослабил внешний вид его.  елейна€ дверь у него была открыта, вс€кий мог придти к нему, видеть его; старец не стесн€лс€ присутствием других в своих духовных зан€ти€х. Ќекоторые, вступив в келию, предлагали разные вопросы, име€ нужду в советах и наставлени€х старца; но, прин€вши на себ€ обет молчани€ пред Ѕогом, старец на вопросы не давал ответов, продолжа€ обычные зан€ти€.

¬ 1815 году √осподь, по новому €влению о. —ерафиму ѕречистой ћатери —воей, повелел ему не скрывать своего светильника под спудом и, отворив двери затвора, быть доступным и видимым дл€ каждого. ѕостав€ себе в пример ¬еликого »лариона, он стал принимать всех без исключени€, беседу€ и поуча€ спасению. ћаленька€ кели€ его освещалась всегда одной только лампадой и возжжЄнными у икон свечами. ќна не отапливалась никогда печкой, имела два маленьких оконца и была всегда завалена мешками с песком и камень€ми, служившими ему вместо постели; обрубок дерева употребл€лс€ вместо стула, и в сен€х дубовый гроб, изготовленный его же руками.  ели€ раствор€лась дл€ всех братий монастыр€ во вс€кое врем€, дл€ сторонних - после ранней обедни до 8 ч. вечера.

—тарец принимал к себе всех охотно, давал благословение и каждому, смотр€ по душевным потребност€м, делал различного рода краткие наставлени€. ѕриход€щих старец принимал так: он одет был в обыкновенный белый балахон и полумантию; на шее имел епитрахиль и на руках поручи. ≈питрахиль и поручи он носил не себе не всегда при приЄме посетителей, а в те лишь дни, когда причащалс€ —в. “аин, следовательно, по воскресным и праздничным дн€м. ¬ ком видел он искреннее раска€ние во грехах, кто €вл€л в себе гор€чее усердие к христианскому житию, тех принимал с особенным усердием и радостью. ѕосле беседы с ними он, заставив их наклонить голову, возлагал на неЄ конец епитрахили и правую руку свою, предлага€ произносить за собою следующую пока€нную молитву: "—огрешил €, √осподи, согрешил душою и телом, словом, делом, умом и помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обон€нием, вкусом, ос€занием, волею или неволею, ведением или неведением". —ам затем произносил молитву разрешени€ от грехов. ѕо окончании такого действа он помазывал крестообразно чело пришедшего елеем от св. иконы и, если это было ранее полудн€, следовательно, до прин€ти€ пищи, давал вкушать из чаши "великой агиасмы", т. е. —в. Ѕого€вленской воды, благословл€л частицею антидора, либо св. хлеба, осв€щаемого на всенощном богослужении. ѕотом, целу€ пришедшего в уста, говорил во вс€кое врем€: "’ристос ¬оскресе!" и давал прикладыватьс€ к образу Ѕожией ћатери или ко кресту, висевшему у него на груди. »ногда же, особенно знатным особам, он советовал зайти в храм помолитьс€ ћатери Ѕожией пред св. иконою ≈Є ”спени€ или ∆ивоносного »сточника.

≈сли пришедший не имел нужды в особенных наставлени€х, то старец делал обще-христианское назидание. ¬ особенности, он советовал всегда иметь пам€ть о Ѕоге и дл€ сего непрестанно призывать в сердце им€ Ѕожие, повтор€€ молитву »исусову: √осподи, »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешнаго. "¬ этом да будет,- говорил он,- всЄ твоЄ внимание и обучение! ’од€ и сид€, дела€ и в церкви до начала богослужени€ сто€, вход€ и исход€, сиЄ непрестанно содержи на устах и в сердце твоЄм. — призыванием таким образом имени Ѕожи€ ты найдЄшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселитс€ в теб€ —в. ƒух, »сточник всех благ, и управит ќн теб€ во св€тыне, во вс€ком благочестии и чистоте".

ћногие, приход€ к о. —ерафиму, жаловались, что они мало мол€тс€ Ѕогу, даже оставл€ют необходимые дневные молитвы. »ные говорили, что делают это по безграмотству, другие - по недосугу. ќ. —ерафим завещал таким люд€м следующее молитвенное правило: "¬ставши от сна, вс€кий христианин, став пред св. иконами, пусть прочитает молитву √осподню: ќтче наш - трижды; в честь ѕресв. “роицы, потом песнь Ѕогородице: Ѕогородице ƒево, радуйс€ - также трижды и, наконец, —имвол веры: ¬ерую во единаго Ѕога - единожды.

—овершив это правило, вс€кий христианин пусть занимаетс€ своим делом, на которое поставлен или призван. ¬о врем€ же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занима€сь делом, пусть говорит умом только это: √осподи, помилуй и продолжай до обеда.

ѕред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

ѕосле обеда, исполн€€ своЄ дело, вс€кий христианин пусть читает также тихо: ѕресв€та€ Ѕогородице, спаси м€ грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

 огда случитс€ ему проводить врем€ в уединении, то пусть читает он: √осподи »исусе ’ристе, Ѕогородицею помилуй м€ грешнаго или грешную.

ќтход€ же ко сну, вс€кий христианин пусть оп€ть прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды ќтче наш, трижды Ѕогородице и однажды —имвол веры. ѕосле того пусть засыпает, оградив себ€ крестным знамением".

–убрики:  —в€тые ...
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку