-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »же

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.03.2011
«аписей: 239
 омментариев: 129
Ќаписано: 650


“”–ћјЌ»Ќј ¬.». ќ  Ћјƒј’, ќ“ –џ¬ј¬Ў»’—я »ћ≈Ќ≈ћ  ”ƒ≈я–ј

„етверг, 22 ћарта 2012 г. 22:54 + в цитатник

4316166_kladi_kydeyara_1_ (577x700, 315Kb)

   ќт  арпат до ѕриволжской возвышенности, по лесостепи и болотам полесий, примыкающим к ней с севера, во многих местах еще в ’I’ веке бытовали предани€ о несметных богатствах, скрытых в подземных кладах. Ќо открыватьс€ эти клады могут только именем своего былого хоз€ина -  уде€ра.  аждому известно, что от трудов праведных не наживешь хором каменных. » поэтому источником  уде€ровых богатств считалс€ разбой. –ассказы о  уде€ре-–азбойнике порождали новых героев, грабивших богатых и помогавших бедным, и поэтому молва о разбойничьих кладах переживала века. Ќо попробуем представить себе такого сверхчеловека, который мог бы разбойничать и на  арпатах, и на ¬олге, преодолева€ пространство в тыс€чи километров?! ј суд€ по стойкости воспоминаний о  уде€ре среди русских, украинцев, белоруссов он действовал до ’IV века, до формировани€ этих народов, произнос€щих это им€ одинаково, и до торжества христианства, так как в таком случае им€ имело бы христианскую первооснову.

   »звестный писатель и историк второй половины ’I’ века Ќ.». остомаров написал увлекательный роман « уде€р», в котором воскресил легенду, бытующую много веков, но никакими фактами не подтверждаемую о том, что  уде€р - старший брат »вана √розного. ѕерва€ жена цар€ ¬асили€ - —оломе€ была насильственно отправлена в монастырь из-за неспособности родить наследника трона, несмотр€ на ее заверени€, что она ждет ребенка. ÷арь был увлечен молодой ≈леной √линской, женилс€ на ней и вскоре родилс€ сын - будущий »ван √розный. »з монастыр€ же ползли слухи, что —оломе€ родила мертвого красавца-мальчика. ћолва разносила и подробности - рожден де был живой ребенок, нарекли его ёрием и скрыли, а хоронили красиво разукрашенную куклу... »ван мужал, люд€м жилось при нем не сладко, и рассказы о ёрии, вынужденным стать  уде€ром-–азбойником, жили в народе как мечта о добром царе, который должен бы царствовать по старшенству.

   ѕрекрасно зна€ исторические источники, а так же предани€ кресть€н южных губерний, запорожских казаков, волжских рыбаков Ќ.». остомаров создал образ сильного €ркого несчастного богатыр€, действовавшего в ’VI веке и в  рыму, и на ”краине, и в ѕоволжье. ¬ его книге 1882 года издани€ в примечани€х на странице 433 есть такие строки: «ѕроход€т годы, дес€тилети€, столети€... а им€  уде€ра не истребилось в народной пам€ти. ¬о всей нашей средней –оссии, в украинских городах старого времени, в прежней земле —еверской, на берегах ќки, ƒесны, »пути, ∆издры, ”гры, ”пы, ƒона, ћечи, Ѕыстрой —осны и в древней –€занской земле - везде известно им€  уде€ра... √де только есть овраг со следами земл€нок какого-то неизвестного обиталища - там, говор€т, жил  уде€р-разбойник... √де дика€ заросль, где жилище волков, человеку становитс€ поневоле жутко, где человека как будто сзади хватает - там  уде€р. Ётот  уде€р что-то брод€чее, страшное и тайное, ни живое, ни мертвое, что-то такое, чего и объ€снить нельз€».

   ѕримечательно, что перечисленные  остомаровым места, совпадают с местами былых поселений слав€нских племен в€тичей, север€н, радимичей во времена их расцвета, I’-’II веках, когда было что пр€тать в клады. » очень хорошо сказано у  остомарова о том таинственном, что нас порой преследует, не €вл€€сь ни живым, ни мертвым - это же наша пам€ть, хранима€ землей в развалинах, былых дорогах, остатках крепостных валов.

   „то же означает слово «куде€р»? ѕоследний слог представлен старослав€нским словом «€р», имеющим дес€тки толкований, в том числе гор€чее желание, стремление, огненную силу, €рость. Ќемало значений имеет и первый слог - «куд», самое распространенное из которых - «жилище», «хижина». —лово «кудов» означало «домовой» на €зыке мордвы-эрз€. —лово «куд», «куда» заинтересовало мен€ очень давно. Ѕудучи эвакуированной в войну из ћосквы в —реднее ѕоволжье, в лесной край «пустыней», старого русского говора, € часто попадала впросак, обнаружива€, что некоторые московские слова шокировали местных людей. ќсобенно мен€ мучило слово «куда», €  посто€нно забывала, что его нельз€ использовать. « уда идете?», - спрашивала € подруг. ј они обиженно отвечали: «Ќа  удыкины горы тел€т пасти» или «Ќа кудыкины горы куликов счипать». ј бывало подруги сердито выговарили мне: «—колько раз тебе было говорено - не спрашивай «куда» - теперь ведь пути не будет...» «ѕочему?», - не унималась €. «ћного будешь знать - скоро состаришьс€», - следовал ответ. ћне кажетс€, что они сами не знали причину непри€тностей, возникающих из-за этого слова. » только в «“олковом словаре» ¬.ƒал€ есть отгадка тому, почему это слово имело дурную репутацию. ќно означает «дух», «бес», «сатана», а слово «кудь» - «кудесье», «кудесничество». »звестно сейчас, пожалуй, только слово «кудесник», произошедшее от этого корн€. Ќаиболее же общее толкование слов «куд-куда» - желание, стремление, направление, но при этом нечиста€ сила вли€ет на выбор этого направлени€. ¬еро€тно, поэтому в глухих местах это слово предпочитали не употребл€ть. ј все слово «куде€р» означает ту огненную нечистую силу, котора€ охран€ет €зыческие клады. ¬ древности, когда волхвы были главными хранител€ми богатств родов и племен, лучшего имени дл€ этих людей и не придумать. ѕовсеместное присутствие этих «куде€ров» - реальное ощущение той €зыческой старины, от которой мы начали отходить всего тыс€челетие тому назад. ¬озможно, им€ « уде€р» давалось главе племени, верховному жрецу или же просто самому сильному человеку, которому можно было доверить хранение общих богатств. ¬едь тогда не было ни банков, ни сейфов, в которых гарантируетс€ надежность хранени€ вкладов. » охрана общих богатств была очень сложной задачей.

Ѕр€нск, ’отылево, июньский вечер, туман, ¬ладимир ѕочтарев ’отылево. /4316166_Hotilevo (700x464, 90Kb)

   Ќа Ѕр€нщине есть название « уде€ровы горы» на ƒесне у села ’отылева.  огда € пыталась вы€снить у местных жителей происхождение этого названи€, ответ был однозначен: «Ѕыл, наверное, в старые времена богатырь с таким именем, и никто его не мог победить. — той поры, когда реб€та борьбу затевают и один выдел€етс€ силой, про него говор€т: «Ѕьетс€ как  уде€р». ≈сть  уде€ровы горы и под ¬оронежем. Ќо, пожалуй, центром «куде€ровых названий» можно считать “ульские земли. ¬ журнале «“ульский край» є 3 за 1926 год есть стать€ ћ.ј.ƒружинина «Ќародные предани€ о  уде€ре» (с.29-35). ѕоскольку журнал этот - библиографическа€ редкость, а приводимые в статье сведени€ - уникальны по обширности (хот€ сам автор признаетс€, что привел лишь «некоторые из подобных рассказов»), стоит перечислить все эти места вновь.

   √ородище на реке Ўат, недалеко от Ќового —ела, на дне реки «лежит бочонок с золотом», а в самом городище счастливцы могут видеть чугунные ворота, за которыми скрыты «несметные богатства».

–ека ”па Ч река в “ульской области –оссии, правый приток ќки/4316166_reka_ypa (700x525, 296Kb)

    уде€рово городище на реке ”па у села  етр€, где «зарыто немало золотых вещей».

   ƒеревни ѕоповка, ћалышево, Ѕерезово в тех же местах, где нередко находили кости и старинные монеты, что св€зывалось с де€тельностью разбойников.

   —ело —трахово над ќкой св€зываетс€ с  уде€ром - «поселившись со своими разбойниками в лесу над ќкой, вблизи села, он наводил страх на окрестности».

   ¬ окрестност€х Ѕелева следы рвов, городища у деревень Ўишкино, ћишенское, ‘ед€шево, св€зываемые местными жител€ми с де€тельностью разбойников.

   Ќедалеко от ќболенска на реке Ўат жило три брата, «разбойники  уди€ры» (в ћасловке и Ѕелькове): «ќни были богаты, знатны и необычайно, даже до чудесного сильны... ¬ случае нападени€ врагов на городок, рассказывает давнее предание,  уде€ры скатывали на них сверху бревна... √овор€т, что кое-кому из счастливцев удалось войти в железные двери, видеть несметные богатства, скрытое за ними, даже пить и есть сказочные €вства».

   ¬ устье реки ¬аркуши при впадении  ее  в ќсетр есть два городища, на правом берегу жил  уде€р, а на левом, низком, богатырша јрина «јринино городище»; общего €зыка они не нашли и «богатырь бежал от ее гнева, побрасав на произвол счистливцев свои сокровища».

   Ќад рекой ¬ашана, на горе  улига, жил брат  уде€ра - ≈гныш, им€ его сохранилось в названии деревни ≈гнышевки.

   Ќедалеко от сел ћихайловское и  уркино есть урочище на горе, именуемое «ƒенежные €мы»: «—тены €мы выложены камнем и красным кирпичем старинной формы. ¬ народе рассказываетс€, что это было огромное подземное помещение с несколькими ходами, жилыми поко€ми и службами.  ¬ той же горе находитс€ большой белый камень, под которым будто бы скрыто несметное богатство, защищаемое черным быком. Ётот бык по€вл€етс€ каждый раз, когда хотели подрыть этот камень. Ёти денежные €мы считаютс€ притоном  уде€ра».

   ќстатки подобного помещени€ есть при деревне Ќабережна€: ««десь стены €мы выложены также старинной формы кирпичем, а одна из стен найдена даже мраморна€. ћестное предание и здесь указывает притон  уде€ра».

   Ќа реке ќсетр при деревне ѕричал, в пещере скрыты клады, доставл€вшиес€ сюда на челнах разбойниками  уде€ра.

   Ќа старой Ћебед€нской дороге разбойники грабили у сел  уркино и Ћеб€жий ”сад, имеющего второе название «Ќагиши», так как здесь обирали путников «до нага».

   —лавились разбойниками села √рабченки и —тарые Ћески в  аширском районе.

   ѕомн€т им€  уде€ра и в местности ««арытый ¬ерх» или ««арытка»: ««десь безводна€, глуха€ и глубока€ котловина, окруженна€ со всех сторон лесами, т€нетс€ на п€ть верст, до деревни  руговой до реки —нежеда, а недалеко пролегает дорога на город ћценск».

   ѕо ќдоевской дороге разбойники действовали у деревень “атево, ќбидимо,  азинка.

   «¬ „аплыгинском городище, где по рассказам кресть€н был притон  уде€ра, также скрыты большие богатства. — целью отыскани€ их делались хищнические раскопки, так что все городище изрыто кладоискател€ми. “ак как при этом сокровища не найдены, то кладоискатели убеждаютс€, что богатства положены «с зароком» и дл€ открыти€ им нужны особые услови€.   городищу примыкает Ѕо€нов или Ѕу€нов овраг».

   ѕод Ѕелевым есть сельцо  уди€ровка, деревни  уди€ровские ¬ыселки и  уди€ровка. —уществует мнение, что  уде€р был белевский бо€рин, изменник, приведший в ћоскву ƒавлет-√ере€ в 1571 году, о чем повествуетс€ и в романе Ќ.». остомарова.

   » наконец, в 10 верстах от “улы, в засеке за  осой горой, есть  уди€рова колодезь, а невделеке среди засеки возвышаютс€ деревь€ над  уди€ровой могилой.  

   Ќо все эти сведени€ и названи€ сохранились в 1920-ые годы. —ейчас большинство этих названий утрачены.

   јрхеологические исследовани€ советских ученых помогают сн€ть налет сказочности в рассказах о кладах  уди€ра.

4316166_Snimok9_pikasa1rezk (520x700, 263Kb)

   ƒостаточно взгл€нуть на фрагмент карты, приводимой в книге “.Ќ.Ќикольской ««емл€ в€тичей» (ћосква. «Ќаука», 1981), как становитс€ €сным, что народна€ пам€ть сохранила лишь малую крупицу огромного количества городов, сел, крепостей, переживавших расцвет во времена €зычников - в€тичей. ¬ладе€ ќкским путем, по которому в I’-’II веках осуществл€лась св€зь восточных стран с западными, в€тичи были богатейшим племенным союзом.  иевским кн€зь€м пришлось совершать поход за походом, чтобы возложить на них дань и сделать покорными, и потребовалось дл€ этого почти три века. ќгромное количество кладов с арабскими монетами VIII-’I веков фиксируют былой путь через земли в€тичей.

 

4316166_Snimok1_1 (541x531, 81Kb)

 

   ¬ сводках историков ¬.Ћ.янина «ƒенежно-весовые системы русского средневековь€» (ћ., 1956) и ј.Ћ.ћонгайт   «–€занска€ земл€» (1961) даны карты с указанием обнаруженных кладов.

    иевский летописец ’II века так убедительно нарисовал «звериные» нравы слав€н-€зычников, что они нам со школьной скамьи представл€ютс€ полудикими жител€ми лесных чащоб. ќсобенно убийственное описание дано непокорным в€тичам. Ќо вот, уже в наше врем€, археологами проведены раскопки, и высока€ культура слав€н-€зычников предстает перед каждым, кто начнет читать или хот€ бы рассматривать картинки сводок академика Ѕ.ј.–ыбакова. ¬еликолепные издели€ ремесленников тех далеких времен, когда по€вились  уде€ры, можно увидеть на цветных вкладках книги историка ¬.¬.—едова «¬осточные слав€не в VI-’III вв» (ћосква, 1982).

”крашени€ в€тичей 12-13 веков из подмосковных курганов Ѕессониха и ѕузиково/4316166_Snimok6pikasa1 (520x700, 109Kb)

”крашени€ в€тичей 11-13 веков из курганов јниськино, ћеренище и ѕузиково/4316166_Snimok4_pikasa1 (535x700, 258Kb)

   Ќа фотографи€х даны лишь некоторые издели€ мастеров той поры, которые нагл€дно демонстрируют, что в ту пору проблема сохранени€ богатств каждой семьи, рода, племени была задачей весьма сложной.

   ≈сли попробовать грубо схематично поместить на карту внемасштабными знаками места, где чаще встречались воспоминани€ о  уде€ровых де€ни€х, то получаетс€ странное совпадение.  уде€ры словно специально зарывали свои клады поблизости от места ледникового щита, покинувшего –усскую равнину 10-12 тыс€челетий тому назад. –азумеетс€, о покровном оледенении они не имели ни малейшего представлени€. ƒа и ученые лишь в прошлом веке начали всерьез обсуждать эти природные €влени€.

   ѕримечательной особенностью окраинных ледниковых зон €вл€етс€ формирование особого рельефа, отражающего сток огромного количества талых ледниковых вод. ќполь€ и полесь€ €вл€ютс€ об€зательными элементами этих мест. ѕо полесь€м, приуроченным к понижени€м осуществл€лс€ быстрый сток с отложением песчаных толщ. „астично эти участки испытали последующее опускание, и в результате предстали перед нашими предками непроходимыми болотами, чередующимис€ с озерами и реками, блуждающими среди этих лабиринтов озер и топей.

4316166_vyatichi (624x700, 267Kb)

   » сейчас эти полесь€ выдел€ютс€ повышенной увлажненностью и залесенностью. ¬ соседствующих с ополь€ми полесь€х, где относительные высоты были выше, ледниковые воды стекали медленнее, и откладывались здесь преимущественно глинистые частицы. Ќекоторые из ополий испытали последующие подн€ти€. ѕочвы здесь формировались более богатые под широколиственными лесами, выдел€вшимис€ среди елово-сосновых и березовых лесов заболоченных соседних мест.

   «емледельцы ополий более тыс€челети€ тому назад были вт€нуты в кн€жеские усобицы рюриковичей, здесь феодализм диктовал свои услови€ ранее, чем в соседних местах, и здесь первые пахари - оратаи стали христианами - кресть€нами. ј €зычники могли еще многие века скрыватьс€ в полесь€х и даже в прошлом веке они надежно скрывали всех, находившихс€ вне закона, т.е. недавних разбойников-куди€ров, которыми становились беглые крепостные. 

   ¬ наше врем€ слово «полесь€» стало широко известным благодар€ широкому партизанскому движению против фашистких захватчиков.

    лады €зычников, охран€вшиес€ тыс€челетие назад насто€щими куде€рами, обновл€лись, использовались разбойниками в последующие века. Ќо видимо, в народе сохран€лось воспоминание о былых хоз€евах кладов. » каждый уважающий себ€ разбойник присваивал себе им€ « уде€р». ÷ентр в€тичей-€зычников находилс€ в ƒедославле, как справедливо полагает академик Ѕ.ј.–ыбаков в книге « иевска€ –усь и русские кн€жества ’II-’IIIвв.» (ћосква, 1982), невдалеке от “улы, где реки ”па, Ўат, верховь€ ƒона наход€тс€ вблизи. » в этом же месте находитс€ и своеобразный «центр» воспоминаний о  уде€ре.

   » поэтому присутствие таинственного вездесущего  уде€ра, о котором так поэтично писалось в прошлом веке дл€ полосы от  арпат до ѕриволжской возвышенности, вблизи полесий, теперь благодар€ обширнейшим археологическим исследовани€м советского периода, представл€етс€ вполне реальными следстви€ми де€тельности наших предков слав€н-€зычников.

 

¬алери€ »льинична “урманина

 

 

—ери€ сообщений "–”—— »… я«џ  - ѕ–јя«џ ":
«абытые корни слав€но-арийского народа.  аруны. Ѕуковник ¬сея—ветной √рамоты
„асть 1 - ј.ƒ–ј√”Ќ »Ќ - –усский €зык - пра€зык
„асть 2 - Ѕуковник ¬сея—ветной √рамоты
...
„асть 5 -  нига "√лаголы русских мудрецов"
„асть 6 - “”–ћјЌ»Ќј ¬.». “ј…Ќј „≈¬џЋ≈÷ »’ ѕЋ≈—ќ¬ » —ќЋќ¬№я-–ј«Ѕќ…Ќ» ј
„асть 7 - “”–ћјЌ»Ќј ¬.». ќ  Ћјƒј’, ќ“ –џ¬ј¬Ў»’—я »ћ≈Ќ≈ћ  ”ƒ≈я–ј
„асть 8 - Ѕ” ¬»÷ј- –ј“ ќ≈ ѕќя—Ќ≈Ќ»≈ » ќѕ»—јЌ»≈.
„асть 9 - »гры Ѕогов - фильм двенадцатый
...
„асть 16 - √реческие боги родом из –оссии?
„асть 17 - –”—— »≈ Ѕќ√» ≈√»ѕ“ј
„асть 18 - —ветлана ∆арникова - культуре –усов многие тыс€чи лет!

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



макошь311   обратитьс€ по имени —реда, 06 ‘еврал€ 2013 г. 14:20 (ссылка)
Ѕлагодарю! „удесна€ стать€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»же   обратитьс€ по имени —реда, 06 ‘еврал€ 2013 г. 15:36 (ссылка)

ќтвет на комментарий макошь311

Ѕлагодарю за внимание и отзыв! —тать€ писалась в 1990-ых годах, поэтому про€вленный к ней сейчас интерес особенно при€тен.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
макошь311   обратитьс€ по имени —реда, 06 ‘еврал€ 2013 г. 16:22 (ссылка)

ќтвет на комментарий »же

»же, тем и ценно, что написано давно... ј то сейчас многое пишут, "прит€гива€ факты за уши"...)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»же   обратитьс€ по имени —реда, 06 ‘еврал€ 2013 г. 21:14 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку