-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кузюша

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) WiseAdvice kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1430




Здравствуйте!Добро пожаловать в МОЙ МИР.Я размещаю в своем дневнике все,что меня интересует.Высказываю свои взгляды на жизнь.Возможно, Ваше мнение не совпадает с моим.Но для этого мы здесь и собрались: поделиться мнениями друг с другом, узнать существующие точки зрения, да и просто, постичь смысл - смысл простых и очевидных истин,которые нами игнорируются под грузом повседневных забот...

http://www.liveinternet.ru/users/4274369/

Факторы успеха

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:35 + в цитатник

От чего зависит успешность человека в жизни? С этого вопроса я начал семинар с преподавателями права в Москве. Мы выписали на доске около 30 «самых-самых» факторов успешности. И стали обсуждать, вспоминать исторические и бытовые примеры, выстраивать иерархию факторов успешности…

 

Деньги? Наличие начального капитала? — Да. Но сколько угодно примеров, когда огромные капиталы создавались из минимальных средств — при наличии красивой идеи и умения решать задачи.

 

Возняк продал свой наградной калькулятор XII-65 за 500 долларов. Джобс, не желая выдавать, что у него на банковском счете есть 5000 долларов за игру «Разбей стенку» от фирмы «Атари», продал грузовичок «Фольксваген» и таким образом обеспечил себе половину прибыли предприятия. Таким образом появился начальный капитал фирмы «Apple» — одного из ведущих монстров компьютерного рынка.

 

Мультимиллионер судовладелец Онасис, финансовый король Ротшильд, нефтяной магнат Рокфеллер, создатель первого массового автомобиля Форд — все они были придумщиками, изобретателями, решателями открытых задач.

 

Кстати, история знает немало и иного порядка примеров, когда человек теряет все свои накопления в результате одного неудачного решения…

 

Школьное и вузовское образование? — Все мы знаем, что отличники в школе далеко не всегда становятся отличниками в жизни. Даже в науке «школьная успешность», объем полученных в школе знаний не являются определяющими факторами успеха.

 

А. Холл — из числа тех, кто не получил никакого специального образования и пришел в астрономию не из другой области знания, а из сферы, вообще далекой от науки. А. Холл — плотник. Изучив под руководством жены-учительницы математику, он вскоре показал такие успехи, что был приглашен в одну из американских обсерваторий. А. Холл обессмертил свое имя, обнаружив в 1877 году спутники Марса — Фобос и Деймос.

 

Будучи довольно известным американским художником, но ничего не понимая в совершенно чуждой ему области — теории электричества, Морзе увлекся идеей «передачи информации по проводам» в 42 года. Он стал изобретателем телеграфа, одним из основателей и первым президентом национальной академии в Нью-Йорке.

 

Тогда, может быть, здоровье? — Конечно. Но и здесь немало исключений.

 

Об уровне среды, с которого ему нужно было подниматься, можно судить по письму его отца. Адрес был такой: «Китай, Пекинъ. Пекинский универстетет. Прохвесору Испиранта Василию Ерошенку». С этого уровня слепой крестьянский мальчик Василий Ерошенко поднялся до высшего образования в целом ряде знаний, и профессором эсперанто он действительно был не только в Пекинском, но и в Токийском университете.

 

Результаты деятельности Ерошенко огромны. Три сборника новелл и рассказов на японском языке. Сейчас писатель Эро-сан (под этим именем Ерошенко знают в Японии) — классик японской литературы, его сказки входят в обязательный курс младших классов японской школы. В Китае известен писатель и драматург Айросяньке. Записи сиамского и бирманского фольклора сделаны им впервые в мире. Сохранились газеты с его статьями на английском, немецком и эсперанто. Слепые дети Туркмении до сих пор обучаются по его азбуке — он разработал брайлевский шрифт для туркменского языка (для чукотского — не закончил).

 

Он разработал уникальную методику обучения иностранным языкам, методику обучения слепых независимости движений. Сам Ерошенко ходил без палки даже в незнакомых городах. То, что он слеп, можно было различить только вблизи.

 

Стивен Хокинг — известнейший в мире науки английский космолог, действующий профессор Кембриджского университета. Ему 56 лет, и он давно уже болен редкой болезнью Луи Герига, при которой человек теряет подвижность. У него действуют лишь два пальца на руке, которыми он набирает слова на экране компьютера и общается с аудиторией через электронный синтезатор голоса.

 

Похоже, что есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идет об открытых задачах — профессиональных, бытовых, психологических...

 

Знаете, в чем особенность человека творческого? Он видит вокруг себя открытые задачи. Он видит их там, где другой видит неудачу или «божью кару»… Нужно только научиться открывать глаза, и тогда мир предстанет перед вами, как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог — свои, педагог — свои. Нужно научиться видеть задачи так, как умел это делать слепой Ерошенко. Вот, кстати, пример удивительно красиво решенной им педагогической задачи:

 

В поисках учеников для туркменской школы (это он тоже делал сам), Ерошенко наткнулся на слепого сироту по имени Дурды. Удивительно, как вообще выжил этот малыш. Все, что он знал в свои шесть лет, — это голод и непрерывные избиения за попрошайничество. Он был свято убежден, что все люди — звери, и что сам он в этом мире никому не нужен. Ерошенко привез его в школу, накормил, напоил. Педагогические нормы советуют в таких случаях несколько лет постепенно завоевывать доверие. Но Ерошенко не мог ждать и дня. Он повел Дурды в горы (кстати, Ерошенко был неплохим альпинистом-любителем). Вдвоем они зашли на одну из вершин, и Ерошенко попросил малыша крикнуть свое имя. «Я — Дурды!» — крикнул тот. И эхо несколько раз повторило его имя. «Вот видишь, — сказал Василий Яковлевич, — даже здесь, в горах тебя все знают и любят...» Дурды Питкулаев много лет после смерти Ерошенко был директором той самой школы в Туркмении.

 

Грек по происхождению, международный бизнесмен Аристотель Онасис и слепой парень из русской деревни Василий Ерошенко — что в них общего? Оба по-разному, в разных условиях и в разное время, но были успешны. Один из них мог остаться ночным диспетчером в американском порту, другой — бедным крестьянином в российской деревне. Но они умели видеть задачи, они не боялись задач, они решали. Решали, как дышали. Вывод? Решайте глубже…

 

Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по вопросам образования Анатолий Гин

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Открытые задачи

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:34 + в цитатник

Школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит, и мышления!) — снижение оценки.

 

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного — «креативным». Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные способы решения, — те самые «закрытые» задачи. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия... Безусловно, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугают. Это закономерно.

 

Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя вырастить «творческий мускул», не вылетев на простор заданий «открытых» — допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные варианты ответов...

 

Закрытые задачи встречаются только в школе. В жизни им места почти не осталось. С закрытыми задачами успешно справляются станки с программным управлением, компьютеры и прочие полезные приспособления.

 

— Как наладить «нейтралитет» с хулиганами во дворе?

— Как познакомиться с мальчиком (девочкой)?

— Где продолжить учебу после школы?

— …

 

Подобные молодежные проблемы можно считать открытыми задачами. Те подростки, которые не справляются с ними, портят характер и жизнь себе и окружающим.

 

Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью школы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.

 

Завзятый троечник и нарушитель дисциплины Коля произвел на меня впечатление довольно смышленого парня. После очередного конфликта с учительницей ведем с ним доверительный разговор.

— А за что мне ее уважать? — говорит Коля. — Она 5 лет в своем институте зубрила этот учебник, и у нее есть книжка с ответами, а у меня ответов нет. Дайте мне книжку с ответами — и я такой же умный буду…

 

Позже я выяснил, что подобный стереотип вполне характерен для таких парней. Сколько способных ребят не вписываются в школу и теряются в ней? Я говорю об умных, активных, деятельных ребятах, которые порой выглядят на уроках, как отсталые тупицы. Многократно цитируемые на страницах книг упоминания о мнимой «тупости» школьника-Эйнштейна, школьника-Менделеева, школьника-Бродского и других больших мыслителей — из той же оперы. Просто эти школьники с их свободным и открытым мышлением не вписывались в «школу-фабрику».

 

Саша — ученик моего нового 8-А класса.5 Саша производит впечатление «непроходимого» тупицы. На контрольной работе я даю ему несколько вопросов и учебник — найди ответы и спиши. Не справился — не нашел нужную тему. Через некоторое время я с удивлением узнаю, что Саша считается «специалистом по мопедам», может разобрать и отремонтировать мотор. Не похоже на тупицу, правда?

 

Вникаю в суть, разбираюсь, дружу. Так и есть — запущенный случай, полное отсутствие мотивации. В школе отбывает время, а настоящая жизнь — за ее пределами.6 Почему?

 

Я думаю, что постоянное «укрощение» свободного мышления креативного ребенка, попытка заставить мыслить шаблонами побуждает некоторых детей уйти в «глухую защиту». Вы спросите — а как же быть? Ведь эти шаблоны, а иначе, правила мышления, решения и даже оформления могут быть очень полезны? Конечно. Бесспорно. Так же, как бесспорно нужна крыша дома. Но если она давит на голову и не дает встать в полный рост — ждите искривленный позвоночник или сломанную крышу…

 

Мальчик — типичный креатив. Представьте себе, что он попадает в школу, где его наказывают двойками за каждое оригинальное решение. Или поощряют только за действия, сделанные строго по шаблону — что в принципе почти одно и то же. Что будет с ним через несколько лет? Будет он любить школу или будет сопротивляться обучению, как может? Последний вопрос — риторический. Мы знаем, что будет. Мы видим это в сегодняшней массовой школе. Повторю: птицу не учат летать в клетке…

 

Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по вопросам образования Анатолий Гин

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Понятийное мышление

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:32 + в цитатник

«... понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

 

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

 

По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

 

— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

 

— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…»

 

Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Я говорю им: «Спасибо!!!»

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:31 + в цитатник

«Куда идти поколению, изучавшему жизнь в течение 11 лет в уме, сидя на ягодицах? Куда идти взращенному миром взрослых «безрукому» поколению? Кто знает? А ведь кто не зубрил по школьным учебникам прописные истины: рука сотворила мозг и сознание человека!

 

И многие ещё надеются: вот наступит долгожданное завтра, заменим очередного Президента и все беды закончатся. Но мало кто догадывается о силе инерции и уже во многом необратимом процессе биологических нарушений, развернувшихся в современной цивилизации.

 

Причины того, как и почему традиционная школьная система так глубоко подрывает психическое и физическое развитие и здоровье ребёнка, детально изучены на базе института медицинских проблем Севера СО РАМН ещё в 90-х годах 20 века. А воз и ныне там. Эти исследования показали, что речь идёт не только и не столько о здоровье-нездоровье, как таковом. Технологии воспитания и обучения ориентированы против природной человеческой сути, против кода работы мозга. В этих условиях спровоцировано массовое физическое и психическое нездоровье, как медицинское явление.

 

Речь идёт о подрыве и дезорганизации сугубо видовых характеристик человеческой конструкции: телесной вертикали, зрительно-образных отражательных потенциалов, рукотворческих способностей преобразования мира, психомоторных способностей, в т.ч. речемоторных функций.

 

Многолетними исследованиями ученых вскрыты многие десятки воспитательно-образовательных технологий, спровоцировавших эту трагедию. Причём, определяющая роль в этом принадлежит образу организации учебно-познавательного процесса, образу школьной жизни. Безусловно, многие истоки, подрывающие основы психического и физического развития здоровья детей, берут своё начало с образа семейного воспитания. Однако с какой бы стороны мы не подходили к этой проблеме, родители - это всегда вчерашние школьники, жизнь в уме изучавшие. И так из поколение в поколение воспроизводится порочная система.

 

Многолетняя медико-педагогическая экспертиза, проведённая Л.П. Уфимцевой, Э.Я. Оладо, В.А. Гуровым, Н.Ф. Весловене позволила выявить, что в школьную среду заложены многие десятки факторов, способствующих пребыванию детей в режиме закрепощающей и истощающей моторной и нейро-психической напряженности.

 

Укажем лишь некоторые из них:

1. Ростомерная мебель заменена на одномерную, наклонная поверхность парт на горизонтальную столов, импульсно-нажимное письмо на безотрывное с постоянным усилием, перьевая ручка на шариковую, электроламповая освещенность на люминесцентную.

2. Традиционная моторно-инактивационная рабочая поза (сидя).

3. Доминирование «близоруких» книжных способов подачи информации.

4. Отсутствие таких технологий овладения детьми техникой письма, чтения, которые бы отвечали законам свободы функционирования их сенсомоторных сфер.

5. Доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметно-урочных принципов обучения.

 

О том, что фактор школьной жизни не адекватен психофизиологической природе ребёнка говорят многолетние исследования Института гигиены детей и подростков Минздрава РФ. 80% первоклассников хронически устают. А кто из родителей и педагогов хоть раз задумался: что такое для ребёнка оказаться в режиме хронического утомления? А ведь это ведёт к хроническому истощению физических и психических сил. Это ситуация истощающего развития! Оказываются подавлены те процессы, которые контролируются генетикой. Спустя уже 9 месяцев у каждого четвёртого ребёнка врачи отмечают изменения в сердечно-сосудистой системе и повышенную нервную возбудимость.

 

Казалось бы, прочитав о таких вещах, и родители и педагоги должны прийти в состояние шока, а затем ринуться спасать своих детей. Ведь речь идет о «бархатном» убиении жизнеспособных сил у подрастающего поколения нации. К сожалению никто никуда не ринется! Удобная позиция - не знать. А если узнать, то оспорить. Потому что, если согласиться с выводами учёных, то прийдется взять ответственность на себя за обучение детей. Проще закрыть на проблемы глаза и взвалить свою ответственность на плечи системы, которая хоть плохонько, но решает вопросы образования и освобождает родителей от необходимости думать.

 

Базарный В.Ф. «Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий», 1996 г.

 

P.S. От себя добавлю, что именно благодаря усилиям вот таких учёных, в России были разрешены альтернативные способы обучения детей вне школьной системы и закреплены законодательно в 1998 году.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Из лекции Н.А. Зайцева

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:30 + в цитатник

Многие современные дети годам к четырём несметное количество раз слышал название чисел. Многие четырёхлетки умеют считать до ста. Ребёнка, умеющего читать и считать еще до школы, в первом классе ожидают «чудеса». Изучение букв, как минимум, в течение полугода. Уроки 13-18: счёт до пяти и обратно. Урок 54: число 9, цифра 9, состав числа 9. Уроки 102-107: десяток, число 10, состав числа 10 Сложение и вычитание в пределах 10. Уроки 123-130: название и запись двузначных чисел, больших 20. Уроки 131-140: сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. В конце IV четверти повторение изученного (уроки 141-152) - Петерсон Л.Г. «Тематическое планирование по математике для начальной школы».

 

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) для развития памяти и воображения задавал детям, ровесникам нынешних, тысячи примеров и задач, требуя объяснения решения только в сложных случаях, практикуя устный счет, избегая записи примеров. Сколько можно посчитать в уме и сколько суметь за это же время прописать? Да ещё с соблюдением невразумительных правил, за несоблюдение которых идёт снижение оценки. К концу года сельские дети, которых он обучал, умели считать и решать задачи конца четвертого класса современных школ.

 

М. Монтессори (1870-1952) занималась с детьми из района городской бедноты, где дети не получали даже достаточного питания, что сказывалось на их развитии. Через полгода абсолютно ненапряженных занятий дети сдавали вступительные экзамены во второй класс лицея, демонстрируя хорошие навыки чтения, письма и счета на шестизначных цифрах.

 

Через сто лет современные дети, теряя здоровье от перегрузок (на основании данных медицинских обследований), за девять месяцев с трудом учатся читать, осваивают сложение и вычитание только в пределах двадцати, неграмотно пишут. Может быть, дети за сто лет невероятно поглупели? А может быть, этому виной бездарно построенная программа обучения? Вы готовы и дальше закрывать глаза на очевидные факты?

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Учим стихи

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:29 + в цитатник

Некоторые места статьи для меня спорные. Но, в целом, статью стоит прочитать тем, у кого дети с трудом учат стихи.

 

При заучивании стихов с дочерью, я использовала весь арсенал мнемонических приёмов: разыгрывали сценки, использовали жесты, «рисовали» стихи с использованием последовательности значков прямо по тексту. Но прежде, чем приступить к заучиванию, мы знакомились с текстом и отмечали в нём непонятные слова и метафоры. Потом разбирали их, пытаясь визуализировать смысл, заложенный в них. Искали примеры употребления их в иных случаях. Если не находили готовых образцов, сочиняли свои истории. Только после такого анализа и исследования приступали к собственно заучиванию. Очень помогала декламация по очереди, когда одну строчку проговаривала я, другую - дочь. И обязательно создавалась атмосфера игры в театр: с выходом, с жестами, мимикой. Иногда допускали утрированность в интонациях, где это было органично. Вдоволь насмеявшись, дочка с лёгкостью воспроизводила художественно осмысленный текст.

 

«Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот»

http://www.pravmir.ru/zachem-i-kak-uchit-stihi/

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Самоопределение

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 20:27 + в цитатник


В подростковом возрасте человек стремится к самоопределению. Он ищет смыслы не только в своей скоротечной деятельности, но ищет смысл и в своей жизни. Он исследует свою реальность, постоянно сравнивая собственные интерпретации смыслов жизни с теми, что ему скармливают взрослые. Он выстраивает мостики между этими интерпретациями, либо отметает все предложенные, либо берёт на веру наш опыт, придавая смысл своему выбору. 



Подросток становится либо автором своего опыта, либо последователем авторитарного мировоззрения. Что заставляет подростка стать «первооткрывателем» или быть ведомым? Ребёнок в подростковом периоде тонко улавливает все хитросплетения взаимоотношений отдельных частей целостного мира через осознанность, если с рождения его учат распознавать собственные эмоции и чувства. Если с раннего детства ребёнка растить само осознанным, он будет свободен от догм и ответственен за мир, который создает вокруг себя, и за себя в нем. Он приобретает способность почувствовать «данность бытия» не как предопределённость, спущенную свыше, а как акт создания собственной реальности чередой собственных выборов.



Подросток начинает осознавать свою ценность тогда, когда ощущает себя творцом своей реальности. Он понимает, что от его выборов зависит траектория его развития. Он обнаруживает, что бытие раскрывает перед ним свои смыслы, только если его сознание пытается их найти. Так он приобретает понимание бессмысленности хождения за авторитетом, как слепец в поисках выхода на единственно верную дорогу. Кто, кроме него, может познать свой путь? Но что такое путь? Только ли выбор профессии?



Именно через способность обнаружения бытия-в-себе подросток превращается в человека, осознающего свою суть и ценность. Он начинает исследовать событийность, обнаруживая, что она связана напрямую с сознанием, которое формирует ожидания и, в конечном счете, реальность. Свободу он начинает воспринимать как риск. И очень часто простая искренность воспринимаеется им как рискованный шаг. Бытием для подростка становится то, на что он отваживается. Именно в этот момент он проходит через опыт первой влюблённости.



Так познается ответственность, которая никогда не сформируется в ребёнке, если мы как родители не позволим ему совершать поступки на основании собственных выборов. Используя свободу своих выборов, он становится автором своей жизни и несет за нее ответственность. Этим, собственно, и завершается процесс созревания личности, и начинается процесс её выхода на надсоциальный уровень развития. На этом уровне раскрывается яркая индивидуальность человека. Он решает вопрос своего предназначения: «Для чего я родился в этот мир?».



Не все способны выйти на надсоциальный уровень развития личности. Человек застревает на социальном уровне, пока в нем есть стремление найти ту зону комфорта, которая обеспечит ему возможность выживания и безопасности. Тогда профессиональное самоопределение воспринимается им как поиск своего предназначения. Отсюда запросы родителей, которые просят выявить в ребёнке предназначение, думая, что оно есть то же самое, что и проф. ориентация. В правильном выборе профессии такие родители видят успех всего жизненного пути их ребёнка. Они не задаются вопросом: «Для чего был рожден мой ребёнок?». Ими движет не идея смысла жизни, а прагматизм.




Целеполагание

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:22 + в цитатник

Ребёнок растёт и познаёт предметный мир. Он отвечает на вопросы «КТО?» и «ЧТО?». Затем этот предметный мир оживает, наполняясь действиями: «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Постепенно начинают проступать очертания предметной описательности и ребёнок замечает «КАКОЙ» это предмет или «КАКОЕ» это явление. Он вдруг обнаруживает, что предметы и явления имеют временную структуру. Возникают вопросы «ГДЕ?» и «КОГДА?».

 

И, наконец, ребёнок способен осознать взаимосвязь предметов и явлений, отвечая себе на вопрос «ПОЧЕМУ?». Так, постепенно он восходит к пониманию не только причинно-следственных связей, наполняющих этот новый, волшебный для него мир, но и постигает вопрос целеполагания. «ЗАЧЕМ?» я или кто-то иной совершает то или иное действие. Он способен отдавать себе отчёт, с какой целью совершает то или иное действие.

 

Это и есть своеобразная лестница к постижению себя. Это путь осмысления того, что за каждым действием скрывается некий смысл. Что бы не совершала моя дочка, я всегда спрашивала ее: «С какой целью ты это делаешь?». Действие, лишенное смысла, не достойно того, чтобы тратить на него силы и время. Вот что ребёнок открывает для себя прежде, чем научится планировать свои действия во времени и пространстве. Только после этого ребёнок приступает к реальному планированию своей деятельности. И этот период совпадает с его готовностью целенаправленно обучаться и постигать знания, имеющие для него глубокий смысл.

 

Если вам удастся провести своего ребёнка по ступеням восхождения к вершинам такого знания, то вам не придётся уповать на контроль, чтобы приструнить его бессмысленную деятельность, чтобы вогнать ее в русло своего понимания смыслов. Ребёнок будет вооружён на всю свою оставшуюся жизнь умением ставить цели и легко их достигать. Вы наполните паруса его корабля попутным ветром. И это будет корабль, плывущий к солнечным берегам его мечты.

 

Кстати…

Если ребёнка не провести к пониманию смысла, то о планировании и внутренней мотивации к подростковому возрасту даже не приходится говорить. В этом случае, вырастая, ребёнок не может организовать хаос каждодневности, живет беспорядочно, хватаясь за всё, что всплывает в его воображении как сиюминутные желания. Он становится ведом теми, кто его вовлекает в процессы. Он не хозяин своей судьбы, он не может определить свои цели. И даже если он их определяет, то не способен их достичь, так как легко сбивается с курса. 

Случается, что ко мне приходят родители подростка и говорят: «Помогите. Моему ребёнку ничего не интересно. Он не может себя организовать». Его организуют, им управляют, им манипулируют.
К записи:       https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_1858

«Целеполагание».

19 сентября 2014

 

СО предлагает нам отказаться от школьной системы, которая изжила себя. Подчеркну, отказаться от школьной системы, а не от образования, получения знаний, умений и навыков. Наша задача — найти настоящее увлечение ребенка и следовать за ним, наращивать вокруг него необходимые знания. Дело в том, что каждый человек рождается любопытным и пытливым созданием. Ни у кого не возникает сомнений в том, что младенец научится ползать. Придется приложить немало усилий, чтобы он не пополз. Но когда речь заходит о получении другого рода знаний о мире, расширении кругозора, все вдруг вспоминают о том, что дети — ленивые создания, их обязательно нужно заставлять что-то делать....

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Подросток

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:21 + в цитатник

На душе у него так тревожно, что побег от себя - акт спасения. Побег совершается любым удобным способом, лишь бы не думать о причине боли, распознавать которую его не научили взрослые, сами не научившиеся этому. Поэтому все его вечера наполнены погружением в виртуальные миры: музыка в уши, и мозг залит до предела информацией, на перемалывание которой уходит столько энергии, что уже не хватает сил на то, чтобы разобраться в себе.

 

А плохо ему от того, что не признан окружающими: они не замечают его достоинств и делают акцент на недостатках, которые он в себе не признаёт. А кому приятно чувствовать себя никчёмным? Много сил затрачивается, чтобы отследить реакции окружающих, чтобы затем бороться за своё мнение.

 

Энергию напряжения, накопившуюся за день, необходимо куда-то сливать: порой, уход в виртуальность не помогает заглушить внутреннее беспокойство. На выручку приходит привычка провоцировать близких людей на агрессию. Обвинив их в нечуткости, он находит причину своей боли. Потом это раздражение на взрослых можно слить в компании друзей, таких же страдальцев, которые, правда, этого не показывают: все хорохорятся друг перед другом. Пороки подростков расцветают буйным цветом на ниве их отверженности.

 

«Они мелочны и придирчивы…», - говорит подросток о своих родителях. И это мнение замещает неосознанно низкую самооценку: «Я ничтожество и всё делаю не так…». Такая подмена притупляет боль и повышает самооценку за счет обвинения людей в своих бедах.

 

Чтобы понять причину этой боли и понять, что же делать с ней, требуются не только усилия, но и умения, которых неоткуда взять. Побег же от себя более приемлем: он не требует усилий и ведёт хоть на время в зону комфорта, убаюкивающего недовольство собой и подсовывающего фразочку: «Ты прав».

 

Так внутренняя боль превращается в источник ежедневного развлечения: подросток провоцирует окружающих на проявление внимания к себе в форме одобрения или агрессии, явной или скрытой. Только бы не остаться наедине с собой. И для этого все средства хороши: от алкоголя и наркотиков до беспорядочного секса.

 

Подросток всю энергию затрачивает на распознание оценок его качеств, сделанных другими. Если оценка высока, то она на какое-то время залечивает рану его самоуничижения. Если оценка оскорбляет его, то появляется повод запустить внутренний монолог, состоящий из самооправдательных истин расхожего характера.

 

И вот подросток становится взрослым. Он мастерски овладел универсальным способом глушить боль, возникающую из-за несоответствия внешних и внутренних оценок. Именно несоответствие раз за разом побуждает его к самокопанию в пользу самоуничижения или обвинения окружения. И именно от этого он бежит, полагая рефлексию признаком слабости.

 

Замкнутый круг возникает, когда такой взрослый становится родителем. У него не возникает желание его разорвать, научившись самому разбираться в себе, чтобы эти знания передать своему ребёнку. Порой, даже сама возможность разорвать порочный круг родительско-детских отношений видится ему как пустая трата времени. Оглядываясь вокруг, он видит, что большинство живёт, страдая. Так он приходит к уверенности, что такое положение вещей и есть норма человеческих отношений. Если всё же и приходят мысли облегчить свою боль, то он по привычке убегает в зону комфорта.

 

А ещё у такого взрослого есть страх перед манипулированием, так как он сам изучает техники манипуляции, будучи уверенным, что именно они откроют ему двери в мир, наполненный согласием окружающих, высоко ценящих его достоинства. Он ходит на тренинги личностного роста, постигая науку выживания.

 

Работа над собой? Признание ответственности за собственные решения и поступки? Да о чём вы? Он даже не знает, чего он хочет, кроме одного единственного желания: быть хорошим в глазах окружающих. Не понимая, что за этим его желанием скрывается попытка избавиться от боли отвержения самого себя, заложенного ещё в детстве.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Искусство принятия решений

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:20 + в цитатник

Любая конфликтная ситуация содержит невероятный потенциал личностного роста обеих сторон: как ребёнка, так и родителя. Что я думаю насчет того - вмешиваться или не вмешиваться в отношения ребёнка с миром и как выходить из конфликтных ситуаций и споров с ним?

 

Когда ребёнок просит помощи, то родители могут дать совет, что деструктивно, либо помочь ребёнку самому найти ответ путём совместных рассуждений, что конструктивно, на мой взгляд.

 

Чаще всего родители дают именно советы, которые основываются на мировоззрении взрослого. В этих советах отражаются, как в зеркале, все психотравмы родителя. Какое отношение это имеет к действительности ребёнка, у которого реальность только формируется? Давая советы, родитель сужает мировосприятие ребёнка и ведёт его к опыту, основанному не на его решении. Тогда, если опыт будет негативным, у ребёнка накапливается раздражение на вас, как на человека глупого. Тогда ребёнок всё равно прибегает к помощи стороннего советчика, но не к вам. Бежит за советом до тех пор, пока либо не научится вырабатывать собственные решения, либо так и останется рабом чужих мнений. Если опыт оказался позитивным, то закрепляется желание постоянно опираться на советы мудрого родителя. Это приводит к страху совершать поступки без опоры на авторитет. Именно у таких детей формируется стойкий страх принятия самостоятельных решений.

 

Когда ребёнок бьётся в истерике, то с ним бесполезно вести разговоры. В этом случае, всё, что ему требуется, это утешение. Я обнимала ребёнка, гладила, пока он не утихал. Потом, когда он успокаивался, я начинала говорить не о нем и его поведении, а о том, почему я не могу исполнить его желание. Это либо невозможность, связанная со временем, либо с финансами, либо с нарушением чужого пространства и прав. И говорила о том, что его эмоции мне понятны, так как очень сложно с ними справляться, не понимая причин, почему он не может что-то получить тут же.

 

Я просила его рассказать мне о том, что он чувствует. Так в разговоре ребёнок эмоциональный уровень учился переводить на уровень понимания через описание эмоций словами. В психологии это называется объективизацией. Ею не обладают даже многие взрослые люди. И очень хорошо научить ребёнка с детства понимать свои эмоции и желания и встраивать их в структуру взаимоотношений на осознанном уровне.

 

Как правило, в таком разговоре ребёнок самостоятельно формирует своё отношение к происходящему. Если всё равно ребёнок упорствовал, вновь возвращаясь к своему эмоциональному «хочу», то я ему твердо поясняла, что обстоятельства, препятствующие исполнению его желания в данную минуту, не изменятся. И предлагала ему найти самостоятельное решение, каким образом можно получить желаемое без нарушения прав другого. Такие обсуждения приучали постепенно выходить на уровень осознанного рассуждения, принятия решений, и принятие обстоятельств, которые имеют непреодолимую силу.

 

Если решение находилось, то мы рассматривали пути достижения желаемого. Если, всё же, выяснялось, что желание неосуществимо, то ребёнок учился принимать со смирением эти обстоятельства в рамках тех возможностей, которые от него на данный момент не зависят. Либо он решал сделать всё возможное, чтобы достичь желаемого своими силами. Именно в этом и кроется потенциал развития личности: не в готовых решениях взрослых, а в его собственных решениях.

 

Это своеобразный ТРИЗ на уровне решения бытовых и поведенческих задач. Решать нетривиальным образом такие задачи может только человек, мышление которого сформировано с детства на основе поиска собственных алгоритмов, а не на основе готовых поведенческих схем.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Уникальность

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:18 + в цитатник

Поражение приносит неудовольствие собой. Поэтому воспитание, основанное на соревновательности, приводит к формированию личности, склонной к депрессии. Поэтому я против сравнения ребёнка с кем-то. Я сравниваю достижения своих детей только с их собственными достижениями. Также мне неприятна подоплёка досок почёта в школах. Как-то я наблюдала такую картину. Возле доски «Мы лучшие» стоят внучка и бабушка. Внучка с гордостью говорит: «Посмотри, бабушка, я лучшая. Видишь, моя фотография самая верхняя. Это значит, остальные отстой!». Бабушка с умилением смотрит на внучку: «Как же я рада за тебя!». Гдалит девочку по волосам, и ни слова в ответ на её явное бахвальство и высокомерие.

 

Теперь представим, что будет с этой девочкой, если она лишится привилегии попасть на доску почёта. Либо она будет затрачивать все свои усилия только на то, чтобы восстановить статус кво, либо этот проигрыш даст ей толчок к осознанию себя неудачником. Человек, воспитанный на соревновательности с другими людьми, обречён быть вечно привязанным к удовольствию, получаемому только от превосходства. Иной цели уже не будет. И вместо того, чтобы тратить свою энергию на реализацию своего природного потенциала и своих способностей, такой человек все свои усилия будет прилагать в соревновательности за право быть лучшим. Скажите, можно ли стать лучшим? На мой взгляд, всегда найдётся кто-то, кто объективно будет иметь результаты выше. Это путь к страданию и зависти, вперемежку с ненавистью к себе и людям, более успешным, умным, красивым, сильным. Это сравнение прошито в психике таких людей.

 

Мировоззрение человека, стремящегося во что бы то ни стало к победе и не умеющего проигрывать приводит к нищете Духа: проиграв, он теряет силы находить новые ориентиры из страха проиграть. Этот страх парализует его и делает неспособным совершать простые действия, чтобы выжить с такой уничижающей правдой о себе.

 

Затем нищета начинает формировать в сознании недавнего проигравшего победителя, отравленного страхом, мировоззрение неудачника. Любое действие или бездействие ведёт к проигрышу, так как присутствует напряжение всех сил, направленных к победе, но уже замешанных на страхе проигрыша. А страхи это то, что реализуется. Нарастает опыт поражений. Растет неуверенность в своих силах. И тогда наступает момент, когда в отчаянии человек отступает от борьбы: у него нет сил оглядеться в поисках выхода.

 

А если жизнь указывает на очевидность выхода, то он не в состоянии этот выход увидеть. Он предпочитает сесть посреди дороги и упрямо повторять: «Ничего не выйдет!!!». И с тоской во взоре он затягивает на всю оставшуюся жизнь заунывную песню о бывших своих победах, терзая в клочья свою душу болью потерь. Я видела родителей, принявших на подсознательном уровне образ неудачника, но на уровне сознания сопротивляющихся этому образу. Их сопротивление выглядело печально и опасно для его детей. Они склонны были изводить их морализаторством, основанным на знании, как стать победителем. Но их нравоучения были наполнены горечью, агрессией и нападками на мир, не признавших в них гения. Образ непризнанного гения заставлял их быть категоричными и предвзято критичными к своим детям. Тем самым, они программировали их на неудачу.

 

Каждый, кто рожден, уже победил: он воплощен. Так стоит ли и дальше свою жизнь посвящать бегу на перегонки? Никогда не сравнивайте детей с другими людьми. Ваш ребенок не хуже и не лучше других. Он уникален. Пример, взятый для образца, всегда накладывает ограничение на развитие индивидуальности.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Забыть о существовании своих желаний

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:17 + в цитатник

Вероника Бурик: А что делать если ребенок хочет чужую игрушку? Вот сам факт это не как у меня я ее хочу, а второй ребенок делиться не хочет? Отвлекать внимание?

 

Любовь Сгонник: Как часто и во взрослой жизни человек «отвлекает» себя от своих желаний? Как часто он спешит удовлетворить чужие желания, забывая о своих? Практикуя такое отвлечение детей от своих желаний, взрослые невольно на подсознательном уровне закладывают в них отвержение своих желаний через отвлечение. Вместо того, чтобы размышлять о себе, такие дети в будущем занимаются «отвлечением» с единственной целью: избежать встречи с собой. Они занимаются всем, чем угодно, только бы не размышлять и о своих желаниях в том числе. В моей практике я часто встречаю людей, которые разучились распознавать свои желания.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Безответственность, растущая из песочницы

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:16 + в цитатник

Ксения Медведицкова: Могу посоветовать наш метод. Если дочка не особо хочет давать игрушку, спрашиваю: "а на сколько минут ты можешь ее дать"? Обычно говорит "на одну" и дает. И сразу переключается на другие игрушки и игры, поэтому через минуту может и не вспомнить. А если вспомнит, то другой ребенок обычно уже удовлетворил свое любопытство и без проблем отдает вещь назад.

 

Любовь Сгонник: Ксения, в этом методе скрыта неявная, на первый взгляд, опасность, а именно: формируется исподволь безответственность к своим и чужим решениям.

 

Ребёнок может, действительно, на время забыть о своём решении, но однажды он обнаружит, что такая «забывчивость» устраивает тех, кто готов эту забывчивость использовать в своих целях. Однажды он поймёт, что своей «забывчивостью» он покупает лояльность окружения. А ребёнок, который эту забывчивость научился использовать, делает выводы, что может рассчитывать на неё и впредь.

 

Теперь, как это выглядит во взрослой жизни. Представим, вы даёте деньги в долг на определённое время.

 

Если вы были тем ребёнком, который научился извлекать ИЗ СВОЕЙ забывчивости выгоду, то вам очень сложно будет потребовать долг назад. Вас постоянно будет внутренне разламывать очевидная необходимость требования возврата и невозможность сделать это, чтобы не лишиться иллюзорной лояльности того, кто взял. Вы надеетесь, что тот, кто взял, сам вспомнит о своих обязательствах.

 

Если вы были ребёнком, который извлек урок ИЗ ЧУЖОЙ забывчивости, то он и впредь захочет рассчитывать на «забывчивость» окружения для достижения своих корыстных целей. Тогда требование возврата долга согласно договорённостям будет восприниматься, как слом шаблона, что всегда вызывает неосознанную реакцию возмущения.

 

Таким образом, этот метод наносит урон как тому, так и другому ребёнку, закладывая поведенческие основы будущих сценариев жизни. Просто понаблюдайте за поведением взрослых людей и вам станет понятно то, о чем я говорю.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Позволить себе не тревожиться

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:15 + в цитатник

Я ни разу в своей жизни не встречала усреднённого ребёнка, который существует лишь в официальных циркулярах образовательных стандартов. Каждый ребёнок особенный. Он растёт согласно своим биологическим и психическим часам, которые задают ритм его развитию. И этот ритм не согласуется с правилами и ограничениями, выдуманными лишь для удобства абстрактного большинства.

 

Каждый из нас живёт под влиянием страхов что-либо не успеть вовремя сделать. Нам не хватает счастливой расслабленности мудрого человека, который прислушивается к своим внутренним потребностям. Эти страхи мы передаём своим детям. Мы не учим их прислушиваться к себе, стремясь уложить их жизни в прокрустово ложе школьной системы.

 

Я так же, как и многие из вас, страдала от собственных страхов не успеть, не исполнить вовремя заведённый не мной порядок. Поэтому-то мне так страшно было взять на себя ответственность отдать дочь в школу почти в восемь лет. Но я видела её психологическую неготовность жить в строгих рамках школьной системы, поэтому оттягивала момент её поступления в школу. И я не прогадала, дав её психике созреть для целенаправленной образовательной деятельности. Как вы знаете, моя дочка закончила школу в 14 лет, стартовав так поздно. Так чего я боялась? Куда я торопилась не успеть?

 

Теперь для меня становится очевидной польза жить вне рамок требований общества, которое не видит потребностей и особенностей конкретного человека. Да, такой взгляд требует определённого мужества и честности перед собой. Но он освобождает от напряжения вечно спешащего человека.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Гиперопека – причина инфантилизма и психических отклонений

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:14 + в цитатник

Большинству родителей свойственно желание создать для своего ребёнка идеальные условия для его развития. Но иногда такое стремление перерастает в формы, подавляющие развитие в ребёнке навыков самообслуживания, принятия самостоятельных решений и способов осуществления собственных потребностей. Это происходит тогда, когда желание опекать подчинено стремлению родителей самоутвердиться за счёт ребёнка, вкладывая в него всё то, в чём они сами не преуспели.

 

И дело даже не в том, что родители стремятся жестко контролировать своего ребёнка, а в том, что покровительство перерастает в желание освободить его от трудностей, скучных и неприятных обязанностей. Ребёнка лишают свободы распознавать свои потребности и возможности их реализовать. Если такое положение вещей усугубить постоянным восхищением мнимых талантов ребёнка и преувеличением его действительных способностей, то это создаёт почву для его эгоцентрического желания быть всегда в центре внимания. Это приводит к стрессовому столкновению с отторжением такой личности обществом, в которое он стремиться попасть. Ребёнок оказывается дезориентирован в вопросах налаживания контактов с людьми. Он не адекватно оценивает себя и склонен самоутверждаться за чужой счёт. Отсюда тяга к общению со слабыми, младшими, теми, кем легко манипулировать. Это неосознанное признание своей несостоятельности и неумения брать на себя ответственность за трудности в общении, проистекает из неумения анализировать собственные чувства и потребности.

 

Вырастая, такие люди с трудом принимают отсутствие привилегий только по факту рождения, а не на основе истинных достижений. Им сложно смириться с положением, что они не исключительная личность. Они не знают своих сильных и слабых сторон и склонны жить в изоляции от общества, которое их отвергает. Пару находят по принципу поклонения, когда партнёр готов к подчинению и служению. В них процветает нежелание смириться с тем, что здоровые отношения строятся на равных. Они не знают как решать конфликты, живя с чувством сопротивления очевидному.

 

Ребёнок, воспитанный в условиях гиперопеки, становится эгоцентричным, не способным к самостоятельности, принятию решений и ответственности за свои поступки. Он живёт в состоянии «непризнанного гения». Психический инфантилизм - состояние, характеризующееся задержкой психического развития, с сохранением у взрослых людей черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту: повышенная внушаемость, игровая направленность, стремление к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечность и безответственность.

 

Если в семье царит атмосфера гиперопеки по отношению к ребёнку, то, вырастая, он выходит во взрослую жизнь беспомощным перед лицом трудностей. Поэтому, таким семьям я не рекомендовала бы семейное образование, так как ребёнок будет лишён корректирующих столкновений с обществом хотя бы сверстников, которые жестко реагируют на проявления инфантилизма, по-своему обуздывая «выскочку». Важно взрослым без самообманов проанализировать семейную обстановку и свои отношения с ребёнком. Иначе он будет поставлен системой воспитания в семье в условия формирования в нём инфантилизма в изоляции от общества. Тогда те знания, которые будут им получены в семье, он не сможет реализовать в полном объеме.

 

Даже если семья избавляет ребёнка от гиперопеки, необходимо создать условия для множественных контактов с социумом. Тогда семейное образование, даст ребёнку не только навыки самообразования, но и создаст условия для качественной адаптации ребёнка в обществе для раскрытия выявленных способностей и талантов.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Я большая

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:12 + в цитатник

Вспомнила, как в возрасте шести лет Лиза обкорнала свои волосы так коротко, что в некоторых местах виднелась её нежная кожица… Я зашла в комнату, когда процесс «обнуления» уже был завершен: весь ковер «оброс» густой щетиной белокурых волос...

 

Первым порывом было ужаснуться и отругать: мало того, что у неё на голове был «ужас ходячий», так ещё и ковер был с высоким ворсом, из которого вычистить волосы было непростой задачей. Но глядя на её очень довольную мордашку, в которой отражалась радость и восхищение собой, я прикусила язычок.

 

«Я большая. Видишь, я справилась сама…» - улыбаясь во весь рот, гордо произнесла дочь. «Пропылесось тогда ковёр сама, пожалуйста: ты ведь у меня взрослая» - сказала я ей.

 

Она так долго и настойчиво пылесосила пол, еле-еле справляясь с тяжелой для неё трубой. Я видела, как она устала, но её настойчивость говорила, что она ни на минуту не сожалеет о содеянном: значит, её решение было продуманным, и результатом этого решения она довольна.

 

Мне жаль было её. Хотелось вмешаться и помочь, облегчив её участь, но меня остановила мысль о том, что именно в этот момент у дочери формируется понимание того, что за каждым её решением стоит ответственность за его последствия.

 

А волосы? Что волосы? Они отросли. А с ними выросла и Лизина самооценка: она почувствовала, что способна нести ответственность за свои поступки, ведь она справилась с уборкой ковра, как бы тяжело это ни было. А если так, то и решения принимать за себя она тоже вправе.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Алгоритм успешности

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:11 + в цитатник

1. Цель должна быть желанна. Многие цели навязаны человеку обществом. Они не выработаны самим человеком. Потому так важно, с раннего детства учить ребёнка распознавать свои потребности и на их основе выстраивать стратегию личностной реализации.

 

2. Важность цели должна осознаваться самим человеком. Потому с детства нужно учить детей осознанности.

 

3. Цель должна быть достижимой. У человека должна быть уверенность в том, что задача по силам. Эта вера не может быть привнесена в сознание ребёнка извне. Она может родиться изнутри на основании опыта достижений и уверенности в своих силах. Это очень высокий уровень самомотивации.

 

4. Цель должна достигаться через естественное проявление природы человека. Нельзя наступать на горло собственной песне. Цель должна соответствовать осознанному пониманию своих потребностей.

 

5. Цель должна облегчать вашу жизнь, а не усложнять её.

 

6. Цель должна соответствовать способностям человека. Если человек не осознаёт своих способностей, а ориентируется только на подсказки со стороны, то, выбирая ложные цели, не достигает их. Это разрушает уверенность человека в себе, что ведёт его к самоуничижению. Когда ребёнок самостоятельно выбирает себе цель, осознавая свои способности к той или иной деятельности, он с радостью в сердце идёт к цели и достигает её.

 

7. В человеке должна быть уверенность, что он заслуживает своей цели. Потому так важно формировать в ребёнке уверенность в собственных силах.

 

Успех - это благополучие. Благополучие - личная эффективность и счастливость. И складывается оно из взаимодополняющих частей: здоровье (духовное, психическое и физическое), любовь, взаимоотношения с людьми, работа и финансовое благополучие. Причём последняя часть не измеряется количеством денег, а отношением к ним.

 

Человек не достигает успеха, если хотя бы один пункт не выполняется. Тогда он начинает выживать и наслаждение от жизни для него становится абстрактной величиной.

 

По материалам лекции доктора психологических наук, профессора Ковалёва С. В.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Видеть последствия своих поступков

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:10 + в цитатник

Желание ребёнка в выборе развивающих занятий во сто крат превышает важность мнения, навязанного взрослыми. Если занятие выбрано самим ребёнком, то он получает удовольствие от него, а потому он гораздо больше знаний может извлечь от такой деятельности, нежели когда выполняет работу, интереса к которой не испытывает.

 

Ради своей цели ребёнок может преодолевать препятствия и трудности. Интерес, лежащий в основе занятий, которые ему по душе, развивает волю к победе. Насилие, которое совершают родители, навязывая ребёнку занятия, которые не согласуются с его природой, наносит непоправимый урон его воле жить. Это насилие вызывает в нём сопротивление, раздражение и злость. Если ребёнок уже не сопротивляется вашему нажиму, знайте, что его воля сломлена. Так чем же гордятся те, кто испытывает удовольствие от беспрекословного детского послушания?

 

Да, очень удобно иметь послушного ребёнка. Только неизбежно наступает момент, когда родители видят рядом с собой выросшего безвольного человека. И тогда начинается поиск виноватого. А до тех пор родители стремятся навязать ребёнку своё видение мира, выбирая ему занятия, несомненную пользу которых видят с высоты своего жизненного опыта. Но опыт этот ограничен. В нём отсутствуют возможности, о которых они даже не догадываются. А потому желания ребёнка в расчёт не берутся. Взрослые уверены, что ребёнок мало в чём смыслит, особенно в выборе своего будущего.

 

Предоставить ребёнку самостоятельность означает дать ему свободу и право выбора. Как же эта свобода страшит большинство родителей! И порой, равнодушные родители больше пользы приносят своим детям тем, что не вмешиваются в дела детей, чем контролирующие и назидательные. Когда я говорю, что с семи лет ребёнок способен воспринимать учёбу как работу, за которую он полностью несёт свою ответственность, мне мало кто верит. Но именно с этого возраста надо давать ребёнку навыки планирования своей жизни, когда не надо спрашивать разрешения родителей, а лишь ставить их в известность о своём выборе, согласуя свои действия с ритмом жизни семьи и её общими интересами. Хотите кинуть в мою сторону тухлые яйца? Тогда дочитайте до конца...

 

Инфантильный ребёнок к началу взрослой жизни совершенно не готов. При гиперопеке происходит задержка развития лобных долей головного мозга, отвечающих за функцию планирования и целеобразования. Лобные доли мозга - это наш волевой центр. И как всё, что в организме не востребовано, атрофируется, так и эти доли остаются недоразвитыми, если их не тренировать с раннего детства. Поэтому-то именно с точки зрения физиологии от инфантильных детей требовать ответственности просто нелепо. Трудиться такой ребёнок способен, только когда к нему применяют метод «кнута и пряника».

http://lubovs.nethouse.ru/articles/162208

 

Но не стоит ожидать, что ребёнок от такой дрессировки достигнет хоть когда-то самостоятельности. Им так и будет кто-то руководить во всей его жизни. Он будет искать такого руководства, иначе он в мире потерян и слаб. Вы хотите в старости поддержки? Вы мечтаете, что ребёнок реализуется в успешного человека? Если вы растите инфантильного ребёнка, применяя к нему вышеозначенный метод, то надежда ваша бессмысленна. Так ваше нынешнее удобство и недальновидность приводят к печальным последствиям.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Воспитание безответственности

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:09 + в цитатник

Если вы гиперопекающий родитель, то будьте готовы к тому, что ваш ребёнок вырастет безответственным. Он не будет готов предвидеть последствия своих поступков и не будет в состоянии позаботиться о своей безопасности. У него отсутствует понимание своей будущности. Он привык к тому, что о нём позаботятся и разрешат все его проблемы, в какие бы он истории не попал. И даже если родители это видят, они не знают, как выйти из уже создавшейся ситуации.

 

Если родители всё время берут на себя ответственность за разрешения всех проблем ребёнка, то он никогда не научится заботиться о себе, о своей безопасности, о своих состарившихся родителях, о своих собственных детях. Он всю жизнь будет перекладывать ответственность за свои неудачи на других, превратившись в ноющего неудачника.

 

Гиперопека - это тотальный контроль за действиями ребёнка. И вовсе не обязательно, если этот контроль облечён в формы проявления любви и заботы. Чаще всего гиперопека принимает формы грубого вмешательства в жизнь ребёнка, когда у него создаётся впечатление, что родители его не любят и им тяготятся.

 

Инфантильные дети очень эмоциональны, но их живость никогда не достигает уровня зрелых чувств. Они не знают глубины эмоциональных переживаний, скользят по поверхности взаимоотношений, нанося душевные раны окружающим людям. Они эмоционально несдержанны и не чувствуют, когда надо остановиться. Родители же склонны это списывать на характер, на наследственность, на что угодно, лишь бы не признать тяжесть последствия собственного воспитания. Ими движет страх столкнуться с проблемой, которая раздавит их своей очевидностью.

 

Не трудно спрогнозировать, как в дальнейшем сложится жизнь у ребёнка, который привык во всем полагаться на помощь близких. Такой человек постоянно колеблется с принятием решений, его проблемы остаются нерешенными, словно он надеется, что они сами собой рассосутся. Он не хочет извлекать уроки из своих ошибок. Он хочет остаться в стороне от серьёзных проблем и потому избирает самые лёгкие пути, занимаясь бесполезными вещами, изображая бурную деятельность, вместо того, чтобы начать действовать по пути реализации целей.

 

Если до подросткового возраста вы не предприняли мер для решения проблемы инфантилизма у ребёнка, то знайте, что она не решится уже никогда. Чтобы успеть до подросткового возраста излечить инфантилизм, нужен высокий уровень рефлексии самих родителей. Но редкие родители способны посмотреть правде в глаза и признать собственные ошибки. И ещё реже встречаются те, кто способен начать изменения прежде всего с себя, так как такой ребёнок отражает наличие внутренних конфликтов самих взрослых, их личностных проблем, бессознательно проецируемых на ребёнка.

 

Взрослых инфантилов легко узнать: они наивны и легко внушаемы, восторженны, эгоцентричны, у них быстро сменяется настроение. Они фантазёры, они формальны во всём, чрезвычайно ведомы, беззаботны и равнодушны, признают только собственные «хочу», их интересы неустойчивы. Они впечатлительны, робки и застенчивы, не умеют говорить «нет», и потому легко раздают несбыточные обещания, за которые не несут ответственность. Они невероятно обидчивы и требуют от окружающих признания заслуг, которые существуют только в их воображении.

 

По данным психологов (Коркина М.В. «Психиатрия»), таких людей в России семьдесят процентов от общего числа всего населения!!! Есть, над чем задуматься тем, чьи дети пока ещё маленькие.

 

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).

Развитие самостоятельности

Понедельник, 03 Августа 2015 г. 17:08 + в цитатник

«Само-стоятельность» - это способность «стоять самому» в своей жизни без поддержки со стороны опекунов. Без этой способности ребёнок не станет взрослым, отвечающим за собственные решения и поступки.

 

Научить ребёнка самообслуживанию важно, но этого недостаточно для выработки навыков самостоятельности. Можно добиться от ребёнка беспрекословного исполнения обязанностей по самообслуживанию путём запретов, контроля и родительского террора. Но при всём этом, ребёнок так и останется неспособным принимать решения и отвечать за их результаты, хотя и будет автоматически исполнять тот круг обязанностей, который вы ему вменили.

 

С пяти лет ребёнок может быть уже полностью самостоятельным, что касается вопросов самообслуживания. И это не миф. Это результат осознанной родительской стратегии. С двух-трёх лет ребёнок сам стремиться к самостоятельности, требуя предоставить ему право самому одеваться-раздеваться, в подражание взрослым участвовать в домашних делах. Если вы проявляете нетерпение к тому, что ребёнок в силу своей нескоординированности делает всё медленно и неаккуратно, и торопитесь всё сделать за него сами, то наступает момент, и он теряет интерес к самообеспечению. Вы собственными руками делаете из ребёнка инфантильную личность, не способную ни деньгами, ни образованием компенсировать свою неспособность быть самостоятельным. А всё потому, что упустили шанс заложить основы самостоятельности, которая бывает невосполнима в более позднем возрасте, когда перед ребёнком встают более интересные задачи, соответствующие его возрасту.

 

Самостоятельности невозможно научить, как считают большинство взрослых. Её можно только предоставить, дав ребёнку шанс на собственных удачах и неудачах учиться самому. Если до школьного возраста ребёнок приобретает базовые умения самообслуживания, то, приступая к учёбе, он естественным образом переходит к выработке внутренней ответственности за свою жизнь, постепенно возрастая к полной автономности от родителей к выпускному возрасту. Такое постепенное развитие самостоятельности от двух лет приносит свои плоды, которые без стресса и внутреннего протеста готовят ребёнка ко взрослой жизни.

 

Даже если вы умом и принимаете изложенную мной концепцию, у вас могут появиться иные родительские реакции на взросление ребёнка. С двух лет ещё с грехом пополам удаётся достичь ангельского терпения в попытках ребёнка быть самостоятельным. Но вот наступают школьные будни, и родительская решимость сходит на нет из-за страха, что неудачи ребёнка могут поставить под удар его будущность. Даже те родители, которые были достаточно терпеливы и мудры, пасуют перед строгой оценочной школьной системой и берут бразды управления школьной деятельностью ребёнка на себя. Вместо того, чтобы и дальше укреплять в ребёнке навыки самостоятельности, продвигаясь на этом пути к следующим высотам взросления, они не хотят рисковать и начинают контролировать, опекать и помогать даже там, где ребёнок вполне может справиться сам. Пятёрки в дневнике становятся важнее самостоятельности.

 

Обучение в семье помогает мудрым родителям, последовательно отстаивающим самостоятельность своих детей с раннего возраста, избавиться от напряжения и страха перед оценками. Важно предоставить ребёнку в собственном темпе осваивать самостоятельность в позитивном ключе радости от своего взросления. Можно не бояться промахов и неудач промежуточного этапа домашней работы над постижением нового, так как ребёнок самостоятельно принимает решение о своей готовности сдать ту часть своей работы, в освоении которой он не сомневается. Даже если в момент сдачи промежуточного теста учитель обнаружит пробелы, то ребёнок волен принять решение доработать и пересдать эту часть работы, если для него важны высокие результаты именно в этой области знаний. Он также может согласится с оценкой учителя и пойти дальше, понимая и принимая последствия такого решения. Здесь вы можете помочь раскрыть перед ребёнком перспективы таких решений, не мешая выработке собственных.

 

Если и на семейном образовании ребёнка лишают самостоятельности, то даже при наличии высоких оценок и отличных знаний с ответственностью и самостоятельностью придётся распрощаться навсегда. Став взрослым, ребёнок будет искать опору в партнёре, перекладывая свою ответственность на него. Он будет испытывать стресс от ситуаций, требующих умения принимать решения самостоятельно. Но главное: не сможет раскрыть свой потенциал из-за страха провалов, идя путём лёгким и безошибочным, становясь аутсайдером, несмотря на своё блестящее образование.

 

Как правило, неудачи ребёнка, выросшего в опекающей среде, и общество, и сами родители склонны объяснять тем, что ребёнок обучался в семье и был лишён социума. «Он потому и вышел таким неадаптивным», - говорят они. От слепоты ли, или от неумения признавать свои ошибки, так поступают люди, чей опыт воспитания детей прошел по сценарию гиперопеки? Но тем ни менее, они творят мифы, ничем не обоснованные, в которых первопричины последствий, как в шулерской игре, подменены таким образом, чтобы обвинить систему семейного образования как таковую, но не себя самих, в слепоте своей, не ведающих, что творили. Эти мифы затем множатся и с удовольствием тиражируются обществом людей, в основном, состоящих из несамостоятельных людей, строящих свои жизненные стратегии под влиянием мнения большинства и неспособных к беспристрастному анализу.

 

Поэтому важно понять, прежде чем вы примете решение о семейном образовании, способны ли вы воспользоваться преимуществами такого обучения, или ваши страхи перед системой так велики, что и в дом вы перенесёте все её минусы.

 

Рубрики:  Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»
Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.
Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле
Самореализация
-познание себя; -путь к своей мечте.
Самообразование 2
-домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.
Самообразование 1
-Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте).


Поиск сообщений в Кузюша
Страницы: 45 ... 43 42 [41] 40 39 ..
.. 1 Календарь