-ћетки

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћурм€ускисс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.02.2011
«аписей: 3740
 омментариев: 76
Ќаписано: 3895

¬иртуальный опыт.

—уббота, 03 ƒекабр€ 2011 г. 09:56 + в цитатник

¬иртуальный омут ƒл€ того, чтобы из вашего ребЄнка вырос полноценный человек, вам нужно знать некоторые простые вещи, кратко и пон€тно излагаемые профессором ’ютером. Ёто весьма серьЄзные вещи и относитьс€ к ним тоже нужно достаточно серьЄзно...

 

¬иртуальный омут

јвтор – √еральд ’ютер

»нтервью журнала GEO с руководителем научно-профилактического центра нейробиологических исследований при √еттингенском и √ейдельбергском университетах (√ермани€) профессором √еральдом ’ютером.

¬иртуальность – вымышленный, воображаемый объект, субъект, категори€, действие, не присутствующие в реальном мире, а созданные игрой воображени€ (также см. ‘антази€). «ачастую объекты виртуального мира обладают свойствами объектов реального мира, но могут быть с какими угодно свойствами и возможност€ми, вплоть до противоположных реальным. ¬ виртуальности допустимо нарушать и причинно-следственные св€зи (вспомните м/ф о ћикки ћаусе. –еальна€ жизнь быстро расставила бы всЄ по местам, а в виртуальном мире правила устанавливают сами создатели виртуального мира – закулисные  арабасы-Ѕарабасы, манипул€торы). ѕо статистике, 54% европейских подростков старше 16 лет недел€ми не вылезают из »нтернета, а 94% детей регул€рно смотр€т телевизор. Ќейробиолог √еральд ’ютер изучает, как электронные средства коммуникации вли€ют на развитие детского мозга.

– ѕрофессор ’ютер, можете ли вы порекомендовать какую-нибудь хорошую детскую телепередачу или компьютерную игру?

– Ќет. “акие рекомендации только вовлекут нас в поверхностную дискуссию о качестве и содержании детских телепрограмм, из которой родители не извлекут дл€ себ€ ничего полезного. Ћучше сразу начнЄм с главного. ≈щЄ несколько лет назад мы, нейробиологи, полагали, что конфигураци€ разветвлЄнных нейронных сетей в мозге, регулирующих мышление, эмоции и действи€, генетически запрограммирована. Ќо теперь мы знаем, что в мозге ребЄнка прочно закрепл€ютс€ лишь те нейронные св€зи, которые регул€рно активируютс€ в реальных ситуаци€х. ј дл€ этого дет€м нужен прежде всего опыт телесных переживаний, который они не могут получить перед телевизором.

– ѕочему «телесный» опыт так важен?

– јдекватное ощущение собственного тела – это предпосылка дл€ развити€ познавательных способностей. Ёто доказывают научные исследовани€. ”ченики начальной школы, которым легко даЄтс€ математика, отличаютс€ и хорошей координацией движений. ќсновы абстрактного и пространственного мышлени€, которые необходимы дл€ изучени€ математики, формируютс€ у ребЄнка по мере того, как он учитс€ держать своЄ тело в равновесии. Ќо как только ребЄнок садитс€ перед телевизором, у него притупл€етс€ телесное самоощущение. ќн уже не ползает, не бегает, не лазает по деревь€м. ≈му не нужно координировать свои движени€ и поддерживать равновесие.  огда ребЄнок смотрит телевизор, он упускает врем€, данное ему на «овладение» собственным телом.

– «начит, дет€м нужно как можно больше двигатьс€?

– ƒа. Ќо есть и другие способы телесного самопознани€, например пение.  огда ребЄнок поЄт, его мозг должен виртуозно управл€ть вибрацией голосовых св€зок, чтобы воспроизводить звуки с филигранной точностью.   тому же пение – это сложна€ комбинационна€ работа. ¬едь нужно держать в голове всю мелодию, чтобы воспроизводить еЄ в правильной последовательности. ј при хоровом пении ребЄнок учитс€ действовать в унисон с другими это предпосылка дл€ развити€ социальных навыков. ѕри этом он делает поразительное открытие: оказываетс€, когда поЄшь, не испытываешь страха! —ейчас нейробиологи уже вы€снили, что во врем€ пени€ мозг не способен активизировать центр страха. ¬от почему люди испокон веков напевают, когда идут по тЄмному лесу.

– ¬ какой части мозга сохран€етс€ полученный опыт? √де формируютс€ соответствующие нейронные цепочки?

– ¬ самом сложном отделе мозга – в так называемой предлобной коре. »менно там формируетс€ наше самовоспри€тие, а вместе с ним – ориентаци€ на внешний мир, стремление заранее просчитывать свои действи€, справл€тьс€ с непри€тными эмоци€ми. ¬се эти способности должны развитьс€ в раннем детстве – до шести лет. Ќо ответственные за них нейронные сети могут сформироватьс€ в предлобной коре только в том случае, если ребЄнок испытывает всЄ это на собственном опыте. ј дл€ этого он должен заниматьс€ тем, что может пон€ть и проконтролировать.   сожалению, найти такие зан€ти€ становитс€ всЄ сложнее, потому что мир детей изменилс€ так же сильно, как и мир взрослых. –аньше любой механизм был доступен дл€ понимани€. –ебЄнок мог разобрать будильник, изучить все шестерЄнки и догадатьс€, как он работает. —ейчас, в век информационных технологий, окружающие нас вещи зачастую устроены настолько сложно, что пон€ть принцип их действи€ очень трудно, а порой вообще нереально.

– » как это вли€ет на развитие мозга ребЄнка?

– „еловеческий мозг всегда приспосабливаетс€ к тому, что мы делаем с увлечением. Ќапример, в прошлом веке люди увлекались машинами и даже отождествл€ли себ€ с ними: сравнивали сердце с насосом, а суставы – с шарнирами. » вдруг наступила нова€ эпоха. —овременному ребЄнку трудно пон€ть, почему курсор на экране компьютера перемещаетс€, когда мы передвигаем мышку. Ќе понима€ многих причинно-следственных св€зей, он с какого-то момента вообще перестаЄт задаватьс€ вопросом «почему?».  огда маленькие дети только начинают смотреть телевизор, они ещЄ общаютс€ с персонажами на экране – например, подсказывают зайцу, где притаилась лиса. ¬ общем, пытаютс€ вли€ть на ситуацию.   этому их приучил опыт, полученный в реальной жизни.

Ќо через пару недель после первого знакомства с телевизором большинство детей смир€ютс€ со своим бессилием и тер€ют инициативу. “о есть в какой-то мере начинают сомневатьс€ в своей способности действовать эффективно.

– ј ведь эта уверенность – важный компонент развити€ ребЄнка...

– Ѕезусловно. ѕричем за неЄ отвечает очень сложна€ нейронна€ сеть, котора€ формируетс€ в предлобной коре лишь на основе личного опыта. „тобы ребЄнок мог чему-то научитьс€, его мозг должен ув€зывать новую информацию с уже имеющимс€ набором представлений, который сложилс€ под вли€нием предшествующего опыта. ќн, так сказать, ворошит пам€ть в поисках того, что могло бы соответствовать новому впечатлению. ” него в уме начинаетс€ «творческое брожение». » вдруг ребЄнок обнаруживает это смысловое соответствие! ¬озникает чувство озарени€, в мозгу активизируетс€ «центр удовольстви€», нервные клетки выдел€ют «гормоны счасть€». Ќо при просмотре фильма ребЄнку сложно самосто€тельно найти соответстви€ новым впечатлени€м. ѕоэтому дети дошкольного возраста в идеале вообще не должны смотреть телевизор и сидеть перед компьютером.

– Ќо ведь и в книге сюжет предопределЄн. ѕолучаетс€, чтение – тоже пассивный процесс?

–  огда ребЄнок читает, его мозг совершает множество операций: буквы складываютс€ в слова, затем слова и фразы трансформируютс€ в образы и представлени€. ¬сЄ прочитанное оживает в воображении ребЄнка. ѕревращение букв в образы – это результат неимоверной работы воображени€. ‘ильм о √арри ѕоттере – ничто по сравнению с книгой.  адры на экране смен€ют друг друга так быстро, что ребЄнок не успевает подключить свою фантазию. ј развитию ребЄнка по-насто€щему способствует лишь то, до чего он доходит своим умом.

– 3начит, дет€м нужно решать разнообразные задачи?

– ƒл€ развити€ мозга необходимы эксперименты, приключени€. Ќапример, рыбалка с отцом или строительство шалаша. »спытани€ вообще укрепл€ют потенциал мозга. —ейчас это подтверждаетс€ даже на нейробиологическом уровне. ƒети должны решать как можно больше реальных задач, чтобы у них в мозгу сформировались важные нейронные взаимосв€зи. ƒл€ развити€ им нужна максимально интерактивна€ среда – причЄм не виртуальна€, а реальна€.

– ƒопустим, к шести годам у ребенка сформировались все основные нейронные св€зи. “еперь он защищЄн от опасностей, которые несЄт с собой медийна€ продукци€?

– Ќе совсем так. ƒело в том, что многие подростки рискуют потер€ть св€зь с реальностью, погрузившись в виртуальные миры.

– ¬ы имеете в виду компьютерные игры?

– ƒа, в том числе и компьютерные игры. ќпасность возникает, когда дети используют компьютер, чтобы удовлетворить свои базовые потребности. ј их у нас две. ¬о-первых, мы хотим быть причастными к какому-то общему делу. ¬о-вторых, мы хотим чего-то достичь. —ейчас и многие родители уже не знают, какие зан€ти€ помогли бы личностному росту их детей. ѕоэтому ребЄнку приходитс€ искать себе дело самому. ј оно должно быть достаточно сложным и продолжительным, чтобы под конец можно было испытать такое счастье, словно ты покорил горную вершину. —ейчас дл€ многих мальчиков таким делом стали компьютерные игры, в которых они стараютс€ достичь совершенства. Ќо такие достижени€ не помогают им найти своЄ место в реальной жизни.

–  акие дети относ€тс€ к группе риска?

– ѕрежде всего, мальчики, которым необходимо хот€ бы один-два часа в день поиграть в «стрел€лку». ”бива€ монстров, они компенсируют ощущение собственной беспомощности. Ёффект от виртуальных достижений такой же, как если бы эти мальчишки приобрели какой-то новый опыт. Ќо этот опыт применим только в виртуальном мире. Ёто опасна€ тенденци€ – ребЄнок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуаци€х, которые встречаютс€ на экране компьютера.

– ¬ы говорите о мальчиках. ј что делают за компьютером девочки?

– ¬ основном общаютс€ в интернет-чатах. ¬едь потребность в общности и межличностных отношени€х у девочек сильнее, чем у мальчиков.  огда в этой сфере что-то не ладитс€, они пытаютс€ компенсировать недостаток реальных дружеских отношений за счЄт виртуального общени€. ƒевочкам, которых св€зывает насто€ща€ дружба, не нужно болтать друг с другом каждые п€ть минут. ≈сли девочки слишком часто общаютс€ в чате, они, скорее всего, не уверены в прочности своей дружбы.

– ѕо каким признакам родители могут пон€ть, что их ребЄнок попал в виртуальный омут? » как защитить ребЄнка от этой угрозы?

– ≈сли ребЄнок предпочитает сидеть за компьютером, вместо того чтобы резвитьс€, играть с другими детьми, – это тревожный сигнал. Ќо не надо ребенку ничего запрещать. Ћучше убедить его в том, что в реальном мире есть кое-что поинтереснее компьютерных автогонок. ћногие родители записывают своих отпрысков на курсы восточных единоборств, ход€т с детьми в походы или учат их заботитьс€ о младших брать€х и сЄстрах.  огда у детей есть живой круг общени€, их намного реже зат€гивает в пучину виртуального мира.  ак правило, из таких детей вырастают довольно сильные личности.

– Ќо даже если у ребЄнка сильный характер, он об€зательно познакомитс€ и с компьютерными играми, и с »нтернетом. „ем это опасно?

–  омпьютерна€ зависимость – это не врождЄнное расстройство. ”веренные в себе, общительные, жизнерадостные, открытые, творчески мысл€щие дети воспринимают компьютер адекватно – как замечательное подспорье дл€ работы. ј »нтернет дл€ них гигантска€ копилка знаний, где можно найти ответы на вопросы из реальной жизни.

– Ќо что происходит в сознании дес€тилетнего ребЄнка, когда он случайно наталкиваетс€ на интернет-сайт с порнографией или сценами насили€? ќн испытывает сильный шок?

– Ќе об€зательно. “о, что взрослые воспринимают как агрессию, дл€ многих подростков – одна из привычных форм взаимодействи€ между людьми. ≈сли воспри€тие ребЄнка притуплено пассивным потреблением информации, он вообще не придаст значени€ увиденному. ќпыт подсказывает ему, что на экране может происходить всЄ что угодно, и это не всегда можно пон€ть.

– ј как реагируют на это дети, ещЄ не привыкшие к пассивному потреблению информации?

–  аким бы обескураживающим ни было это новое впечатление, мозг ребЄнка попытаетс€ соотнести его с каким-то знакомым представлением. –ебЄнок запомнит, что есть и така€ форма взаимодействи€ между людьми. “ут важно, чтобы родители доходчиво объ€снили ему: стремитьс€ к такому контакту не стоит, потому что в реальности это очень непри€тно и больно.

– ¬ общем, дет€м нужны не только стимулирующие задачи, но и наставники?

– ƒа, дет€м необходимы верные ориентиры, чтобы избежать сомнительных компаний и увлечений. » в этом им тоже должны помочь родители. ѕока они не поймут, что у их отпрысков есть запросы, которые не удовлетвор€ютс€ в реальном мире, компьютеры и телевизор будут всЄ активнее вторгатьс€ в жизнь детей. —тоит задуматьс€ о перспективах общества, в котором дети отстран€ютс€ от реальной жизни, а их мозг превращаетс€ в инструмент, оптимально приспособленный к виртуальной реальности и компьютерным играм.

– Ёто подтверждено нейробиологическими исследовани€ми?

– ƒа. ≈сть, например, данные о том, что в последние дес€ть лет у многих подростков увеличилс€ в размерах тот отдел мозга, который отвечает за управление большим пальцем. “ам формируютс€ все более разветвлЄнные нейронные сети, благодар€ которым можно совершать большим пальцем неверо€тно быстрые манипул€ции на клавиатуре мобильного телефона или игровой приставки. Ќо так ли уж важно в этой жизни быстро двигать большим пальцем? ƒети могут ещЄ не знать ответ на этот вопрос, но их родител€м он должен быть известен.

—тать€ опубликована в журнале GEO 05/2011.

–убрики:  дети/воспитание
полезно знать


ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку