-ћетки

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћурм€ускисс

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 19.02.2011
«аписей: 3881
 омментариев: 80
Ќаписано: 4040


ћасленица!

ѕонедельник, 28 ‘еврал€ 2011 г. 08:45 + в цитатник

ѕ–ќ¬ќƒџ «»ћџ
¬ стародавние времена  арачун, поссорившись с богами небесными, едва не превратил всю землю в мертвое, заснеженное царство.  ое-как с ним поладили и решили, что часть года на земле будут царить сам  арачун и «има, его верна€ подруга, а затем придет ¬есна и начнет вершитьс€ круговорот времен года. ќднако когда пришло врем€ дать дорогу ¬есне, старуха «има вдруг заупр€милась. ”∆ очень не хотелось ей проваливатьс€ в подземное темное царство.
— Ќе уйду, — воскликнула она, злорадно гон€€ по землю самые студеные, самые свирепые метели из всех, что у нее оставались. — Ќе уйду, пока мен€ не почествуют достойными проводами. Ќо только так, что и сама не знаю как. ƒа еще хочу, чтобы в каждом доме светило по солнышку.
Ѕоги призадумались. «има просила невозможного! ∆алко им стало людей: если не ублаготворить разошедшуюс€ «иму, она, чего доброго, начнет народ морить холодом и голодом.
¬друг светла€ Ћада радостно воскликнула:
— я знаю, что надо сделать!
ќна обернулась птичкой-синичкой и спустилась с небес на землю.
¬ назначенное врем€ «има отправилась на собственные проводы. » не поверила своим глазам: в каждой избе, в каждом доме сто€т на столах блюда, на которых стопками лежит что-то круглое, вкусно пахнущее.
“о были блины, печь которые научила людей Ћада. » каждый блин светилс€ как солнышко! ј люди веселились, пл€сали, пели песни, вволю пировали, разъезжали в нар€дных сан€х, строили снежные городки и разрушали их — словом, чествовали «иму вовсю! » называли ее щедрой, хлебосольной, масл€ной, веселой, честной госпожой.
—таруха так удивилась, что без спора убралась с земли.
ѕришла ¬есна, но с тех самых пор люди каждый год провожают «иму, как бы устраивают по ней щедрые поминки. ¬ честь нового весеннего солнышка пекут масл€ные блины.
Ќо зоветс€ ћасленица не только Ѕлинной, но и ќладиной, потому что Ћада когда-то научила людей печь не только блины, но и оладьи.
 

ƒл€ наших предков ћасленица воплощала плодородие — и вместе с тем зиму и смерть.
ћасленице во всю историю –оссии был посв€щен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песн€ми. »м€ ћасленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масл€ным блином или сковородкой в руках. — ним вместе весел€тс€, катаютс€ с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки.
ѕохороны ћасленицы сопровождаютс€ карнавальными процесси€ми, р€женьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием ћасленицы в обр€довых песн€х-весн€нках, где та называетс€ обманщицей (в св€зи с ¬еликим постом, который в христианские времена наступал сразу после масленичных пир шеств), объедалой, блиноедой: блин, говор€т, не клин — брюхо не прорвет!
Ќа ћасленицу совершали обр€ды, олицетвор€ющие борьбу ¬есны с «имой и поражение злой старухи.
¬ субботу сырной недели строили на реках, прудах и в пол€х снежный город с башн€ми и воротами — царство «имы, которое должно пасть под натиском ¬есны. »грающие вооружаютс€ палками и метлами и раздел€ютс€ на две стороны: одна защищает город, а друга€ нападает на него; после упорной схватки врываетс€ в ворота и разрушает укреплени€; воеводу, вз€того с бо€ городка, в старину купали в проруби.
¬ечером в воскресенье (последний день ћасленицы, называемый ее проводами) посел€не выносили из своих дворов по снопу соломы и, сложив их на окраине деревни, сжигали при радостных криках и песн€х собравшегос€ народа: это называлось сожжением ћасленицы.
Ѕыл еще обычай сжигать в ѕрощеное воскресенье лед€ную гору, дл€ чего собирают по дворам хворост, щепки, худые кадки, ненужное старье, складывают все это на лед€ной горе, а затем развод€т костер — символ весеннего солнца, €ркие лучи коего растапливают снежные покровы зимы.
“аким образом, олицетвор€€ в празднестве древних богов, заправл€ющих сменою годовых времен, народ встречу ¬есны назвал встречей ћасленицы, а изгнание «имы — сожжением ћасленицы и ее проводами. ¬ самом деле, ведь пробуждение природы от зимнего сна и возрождение к новой жизни осуществл€етс€ одновременно.
¬ самые старые времена это был праздник богини Ћады. ¬ эту пору в честь Ћады старались весело свести между собой старых девок или холост€ков, ободр€ли нерешительных, а если это происходило по злой воле или скупости родителей, к таким домам подносили зеленое от старости бревно, показыва€, что ум старческий замшел и мешает жить молодым.
¬есн€нки, которые заводили на прощанье с ћасленицей, были славослови€ми Ћады, потому что именно она велела ¬есне €витьс€ на землю.
—хожий с ћасленицей персонаж других народов — карнавал.

 

–убрики:  полезно знать/истори€ слав€н
праздники



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку