-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћирическа€

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.02.2011
«аписей: 2159
 омментариев: 1078
Ќаписано: 7238


»стори€ романса "“олько раз бывает в жизни встреча"

—уббота, 26 ћа€ 2012 г. 18:13 + в цитатник
т1 (312x480, 42Kb)
јлександр Ѕлок

я никогда не понимал
»скусства музыки св€щенной,
ј ныне слух мой различал
¬ ней чей-то голос сокровенный

я полюбил в ней ту мечту
» те души моей волнень€,
„то всю былую красоту
¬олной принос€т из забвень€.

ѕод звуки прошлое встает
» близким кажетс€ и €сным:
“о дл€ мен€ мечта поет,
“о веет таинством прекрасным.


ѕривожу две главы из книги ≈. и ¬. ”коловых, в которых рассказываетс€ истори€ романса Ђ“олько раз бывают в жизни встречиї.

” Ќ≈ЅќЋ№—»Ќџ’

ќдним из таких домов, где ‘омин пропадал многие вечера, принадлежал крупному юристу, при€телю и однокурснику его отца по университету Ц —ергею Ќебольсину. Ёто был представитель аристократической адвокатуры. ≈го больша€ семь€ после переезда в ћоскву обосновалась в конце јрбата, в доме, на месте которого стоит теперь здание ћ»ƒа, по адресу д.57 кв.26. ∆ена его была в свое врем€ цыганской пл€суньей и певицей из рода ћасальских Ц тоже своеобразной цыганской аристократии. ¬ 13 лет она уже выступала в хоре јлексе€ ћасальского, затем у Ќикола€ »вановича Ўишкина. »х концерты проходили в столичных увеселительных садах, в ресторанах и в театрах. ¬ 1889 году она участвовала в цыганской оперетте Ђ÷ыганский баронї вместе с ƒмитрием Ўишкиным. ј через год была свидетелем и участницей петербургского дебюта ¬ари ѕаниной с хором √роховского в ћалом театре, на ‘онтанке. »з романсов ее коронными номерами были ЂЌе ходи ты на ледї, Ђ онфеткаї, Ђўегольныйї, ЂЋюбила очи голубыеї.   16 годам благодар€ своей красоте она стала выдвигатьс€ в примадонны, в афишах ее им€ шло отдельной строкой. ќднако певческий век цыганских красавиц , как правило, недолговечен. ¬ 16 лет присмотрел ее молодой юрист —ергей Ќебольсин и выкупил из хора. “еперь она могла петь только дл€ мужа и гостей. ѕела и играла на гитаре она чудесно. —казывалс€ насто€щий опыт работы в цыганском хоре. ј сколько интересного она могла рассказать о кумирах старой русской эстрады! Ѕорис ‘омин всегда слушал ее с восхищением.
ќна приходилась Ѕорису крестной матерью, а сам Ќебольсин крестил младшую его сестру ќльгу. ” Ќебольсиных росло п€ть сыновей, с которыми Ѕорис дружил. Ќо больше всего ‘омина интересовала в этом доме их единственна€ дочка Ц красавица ћан€, или, как ее называли, ћоро. ќна тоже прекрасно пела, обладала незаур€дной музыкальностью и темпераментом и, конечно, мечтала стать артисткой.
ќдно из своих первых лирических сочинений ‘омин посв€тил именно ей. —воей будущей жене, ћарии —ергеевне Ќебольсиной: Ђѕосв€щаю с чувством глубокой любвиї, - откровенно написал он на нотах. ј вот свое поэтическое авторство ‘омин на нотах не обозначил, так как сочин€ть и слова, и музыку считалось верным признаком дилетантизма. –оманс называлс€ Ђ“ри маленьких розыї. ј точнее, это был не столько романс, сколько интимна€ песенка, наве€нна€ восторгами и тревогами первой любви. ѕесенка оказалась столь симпатичной, что быстро вышла из круга семейного музицировани€ на эстраду, в репертуар известной тогда певицы ¬ероники Ћ€ “уш.

“ќЋ№ ќ –ј«

„ем серьезнее и драматичнее складывались его отношени€ с ћаней, тем ближе становилс€ ему жанр русского старинного романса. ¬едь только в нем он мог теперь искренне излить свою том€щуюс€ душу. Ќеудивительно, что в пору жениховства ‘омин сочинил самый знаменитый свой романс, который принес ему насто€щую мировую славу. ќн называлс€ Ђ“олько разї.
 ак-то засиделс€ он допоздна на јрбате у Ќебольсиных. ѕела ћан€, пела ћари€ ‘едоровна. ƒомой пришлось возвращатьс€ далеко за полночь. ѕуть на „истые пруды был неблизкий и небезопасный.  роме обычных воров и хулиганов. ¬ ћоскве свирепствовали так называемые Ђпопрыгунчикиї. ќт одного их вида можно было умереть со страху. ¬ масках и белых простын€х, на особых пружинистых приставках к обуви, со свет€щимс€ черепом на огромной палке, они буквально летали по ночной ћоскве, как привидени€, ловили прохожих и обчищали их. ќт них нельз€ было убежать Ц такими семимильными прыжками они носились по улицам.
ќднако влюбленным море по колено. Ќаш герой весь был погружен в чувства, его душа купалась в сладчайшей музыке, которую он только что слышал. ¬ голове роилось множество напевов, особенно разрывал душу романс Ђ«абыли ¬ыї. ѕереполненный эмоци€ми и впечатлени€ми, он шел по ночной ћоскве и вдруг услышал в своей душе неведомую мелодию, котора€ как бы вобрала в себ€ все его чувства.
ѕодойд€ к двери своей квартиры, Ѕорис тихонько, пальцем, постучал. ќн знал, что мать не спит и терпеливо ждет его, прислушива€сь к малейшему шороху. ≈вгени€ »оанновна вечно оберегала детей от непомерной строгости отца. Ѕорис лег спать. Ќо незнакома€ мелоди€ разбудила его. Ќапр€женно разворачива€сь, она обрастала словами и фразами и властно просилась наружу. Ѕорис вскочил, зажег свет, сел за ро€ль. —тал тихонько наигрывать. » только когда он наконец набросал мелодию на бумаге, она отпустила его и он смог вздремнуть. –ано утром он побежал к своему новому знакомому, поэту ѕавлу √ерману.
”же по дороге он заметил, что напевает эту мелодию со словами германовского романса, положенного на музыку ».  аганом:

ƒень и ночь рон€ет сердце ласку,
ƒень и ночь кружитс€ голова.
т3 (403x450, 59Kb)
—лова удивительно совпадали с его, фоминской музыкой, как будто вместе и родились. Ќо надо было просить поэта о новом тексте.  аким-то он еще окажетс€Е
ѕавел √ерман не стал сочин€ть новые стихи дл€ ‘омина, а дал добро на использование уже соединившихс€ с музыкой слов. “ак фоминский романс Ђ“олько разї навсегда вытеснил своего предшественника.
ћежду прочим, музыка ». агана была вовсе не плоха€. », чтобы ей не пропадать, композитор заказал к ней новые слова у известного поэта-песенника Ѕ. “имофеева. — этими новыми словами она еще не один год жила на эстраде, хот€ ее успех был несоизмерим с успехом фоминского шедевра.
»нтересно, что √ерман тоже сочинил эти стихи ночью, будучи в  иеве, 19 окт€бр€ 1923 года. ѕервый, сырой вариант стихотворени€ выгл€дел так:

“олько раз рон€ет сердце ласку,
“олько раз седеет голова,
“олько раз причудливою сказкой
Ќам казалис€ слова.

“олько раз бывают в жизни встречи,
“олько раз судьбою рветс€ нить,
“олько раз в холодный €сный вечер
Ќам так хочетс€ любить.

√аснет луч забытого заката,
—иневой ове€ны цветы.
√де же ты, желанна€ когда-то,
√де же ты, даривша€ мечты?

“олько раз бывают в жизни встречи,
“олько раз судьбою рветс€ нить,
“олько раз нам в жизни суждено страдать,
¬ерить, желать и ждать.

Ќо уже в романсе ». агана стихи были улучшены и приобрели тот вид, который знаком нам по романсу ‘омина.
¬скоре ‘омин нес свое свежее сочинение в —толешников переулок к »забелле ёрьевой. ¬от как она об этом вспоминала:
Ђ¬ первые годы моей артистической де€тельности как-то пришел ко мне домой композитор Ѕорис ‘омин. ѕредставилс€ и принес мне романс. —ел за ро€ль, сыграл. ќчень лиричный, красивый романс Ђ“олько раз бывают в жизни встречиї. ћне он очень понравилс€, поскольку € сама люблю лирику. » когда € запела его, он имел колоссальный успех. –оманс настолько стал попул€рен, что ‘омин стал приносить мне и другие свои вещи: Ђѕой, цыганї, Ђ¬се впередиї, Ђ—ашаїЕ Ќа авторском экземпл€ре Ѕорис »ванович мне обычно подписывал: Ђѕервое исполнение разрешаю легендарной »забелле ёрьевойї. ∆аль только, что ноты эти не сохранились.
 акой же он был талантливый! „то ни песн€ Ц то перл. «атравили, загубили такой талант. —колько он мог еще создать песен и романсов. ќн писал от души!ї
¬первые романс прозвучал в саду ЂЁрмитажї. »забелле ёрьевой аккомпанировал ƒмитрий ѕокрасс. ј скромный автор со своей возлюбленной пр€талс€ в публике, с трепетом ожида€ приговора. Ќо успех превзошел все ожидани€. √ром аплодисментов заставил ‘омина выйти на эстраду. “ак началась, по словам »забеллы ƒаниловны, насто€ща€ слава, котора€ быстро вышла за пределы –оссии и которой мог бы позавидовать каждый.
—дава€ рукопись в печать, ‘омин с благодарностью посв€тил романсЕ нет, не »забелле ёрьевой, а своей будущей теще и непосредственной вдохновительнице ћарии ‘едоровне Ќебольсиной-ћасальской. ¬ том же 1924 году романс вышел из печати, но тыс€чные тиражи, которые пришлось повтор€ть и позднее, не могли удовлетворить спрос. Ќастолько он был попул€рен. ≈го пели не только почти все исполнители старинных романсов, его пела вс€ –осси€. ¬ошедший в городской фольклор, потер€вший имена авторов романс √ермана и ‘омина стали приписывать ≈сенину. ј музыка? - ћузыка народна€.
» тем не менее судьба романса сложилась крайне драматично. ¬ то врем€ как он завоевывал страны и континенты, нес ностальгическое тепло в жизнь русской эмиграции, украшал репертуар ё.ћорфесси, ј.¬ертинского и других многочисленных певцов-эмигрантов, блюстители совдеповской нравственности выискивали черты идеологической невыдержанности романса.  ак это изделие впишетс€ в жизнь —оветов, как будет служить суровому делу революции? » в конце концов пришли к выводу, что ничего вреднее этого романса быть не может. ¬о-первых, уж очень несвоевременны эти гор€чие строки о любви. ¬о-вторых, уж очень индивидуально выраженное в них чувство. —оветские люди должны быть все как один и один как все. ј разве совместима с революцией эта атмосфера грусти? ¬-третьих, почему только раз бывают в жизни встречи? Ќе слишком ли это пессимистично и категорично? » вот уже под огнем критики певцы идут на компромисс: Ђ» не раз бывают в жизни встречиї, Ђћного разї, ЂЌет, не разї. “ак грубо искажалась основна€ иде€ романса, иде€ уникальности, неповторимости любовных переживаний. Ќо певцы шли на это, поскольку от такого репертуарного Ђгвозд€ї трудно было отказатьс€. ќднако и эти поправки не спасли. „ерез п€ть лет после его создани€ романс строжайшим образом запретили исполн€ть.
Ћюбопытно, что как раз в эти годы были попул€рны дискуссии о том, что такое любовь и уместна ли она в эпоху социалистического строительства. јвторитет столетий нисколько не защищал ее от анализа с позиций новейшей физиологии, фрейдизма, бехтеревской рефлексологии. ¬есь ритуал ухаживани€ и его оформление средствами музыки и поэзии предлагалось отбросить во им€ здравого смысла и передовой науки. ƒа здравствует здоровое физиологическое чувство!
ќдин из художественных журналов требовал: Ђƒо каких пор рабоча€ аудитори€ будет внимать сладеньким мелоди€м про любовь? ѕоймите же наконец, что это безнадежно старо, не нужно, вредно, наконец. ƒайте новое, современное!ї ѕри этом все больше укрепл€лась уверенность, что любовь к партии и ее вожд€м, к органам власти и правопор€дка, любовь к труду и коллективу Ц все это чувства куда более высокие. ќни-то постепенно и стали захватывать сферу массовой песни. –оманс Ђј сердце-то в партию т€нетї был только первой ласточкой. » нельз€ сказать, чтобы тыс€чи таких ласточек не оставили в сердцах своего следа.
¬ то врем€ как своим эмоциональным половодьем романс ‘омина очеловечивал сердца расчетливых американцев и трезвых европейцев, в то врем€ как внимали его музыке €понцы и китайцы, блаженствовали в ее звуках африканцы и латиноамериканцы, на российских эстрадах романс 30 лет молчал.
—лава Ѕогу, он звучал среди не очень устроенного нового быта, в уплотненных квартирах и коммуналках, переписывалс€ в альбомы и тетради. ‘омин, щедро поделившийс€ в нем избытком собственных душевных сил, вр€д ли и сам предвидел такую живучесть своего сочинени€. “оржественна€, мужественна€ мелоди€ романса преображала и возвышала душу.
–оманс не просто будоражил любовные чувства, он поднимал человека с колен, он помогал сбросить оковы с души. Ќад этим романсом оказались не властны ни врем€, ни чиновничьи указы.
т4 (505x700, 117Kb)
—частливый неудачник/јвт.-сост. ≈.Ћ. ”колова, B.C. ”колов. - ћ.: »зд-во ћј», 2000. - 208 с.

ƒень и ночь рон€ет сердце ласку,
ƒень и ночь кружитс€ голова,
ƒень и ночь взволнованною сказкой
ћне звучат твои слова.

ѕрипев: “олько раз бывают в жизни встречи,
“олько раз судьбою рветс€ нить,
“олько раз в холодный зимний вечер
ћне так хочетс€ любить!

“ает луч забытого заката,
—иневой окутаны цветы.
√де же ты, желанна€ когда-то,
√де, во мне будивша€ мечты?
т6 (700x535, 206Kb)

—ери€ сообщений "–омансы":
„асть 1 - –омансы. “ексты,ноты и аудиозаписи.
„асть 2 - **«ќЋќ“џ≈ –”—— »≈ –ќћјЌ—џ***
...
„асть 10 - √ори, гори, мо€ звезда. »стори€ создани€ романса.
„асть 11 - »стори€ русского романса Ђ”тро туманноеї.
„асть 12 - »стори€ романса "“олько раз бывает в жизни встреча"
„асть 13 - Ћюбимые романсы , песни (тексты).
„асть 14 - Ђ–≈“–ќпортал.руї
...
„асть 22 - ¬ мою скучную жизнь вы вплелись так туманно..
„асть 23 - ¬ечерний звон. »стори€ романса.
„асть 24 - ¬ечерний звон. »стори€ романса.

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

Ѕахыт_—ветлана   обратитьс€ по имени „етверг, 26 »юн€ 2014 г. 23:38 (ссылка)
—пасибо за интересный рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћирическа€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 »юн€ 2014 г. 19:12 (ссылка)
Ѕахыт_—ветлана,
51ч (500x500, 310Kb)
—пасибо за цитирование! ќчень рада,что ¬ам понравилось!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
getessa   обратитьс€ по имени —уббота, 18 ‘еврал€ 2017 г. 13:19 (ссылка)
—пасибо! »нтересно было узнать историю возникновени€ замечательного и душевного романса!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћирическа€   обратитьс€ по имени —уббота, 18 ‘еврал€ 2017 г. 23:46 (ссылка)
getessa, Ќа радость!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 25 »юл€ 2019 г. 01:57 (ссылка)
ќ зап€тых не говорим, да это и не к спеху.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку