-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чекалин_Владимир

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2011
Записей: 3039
Комментариев: 2862
Написано: 7902


«Золотая рыбка» — гроза американских авианосцев

Понедельник, 06 Октября 2014 г. 22:30 + в цитатник
  • Больше сорока лет назад, в августе 1971 года, в Пентагоне обсуждался мистический инцидент. Представьте себе: авианосец "Саратога", гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили "на хвосте" корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!

     Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка влегкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.

   Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин «убийца авианосцев» применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

   Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (только представьте себе — это 80,4 километра в час!). И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит. В общем, в той истории с американским авианосцем «Саратога», напугавшей все ВМС США, принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных.

   Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинской верфи «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса — титан не привычная корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

   Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. И в 1967 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670, всего на вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. В справочниках НАТО эти подлодки уже получили название Charlie, а титановая субмарина все еще стояла на стапелях Севмаша.

   На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Приближалась как бы ритуальная дата — 17 декабря, день рождения генсека Леонида Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком ему. Дороговатый, прямо скажем, подарочек даже для генсека. Не зря лодку почти сразу прозвали «Золотая рыбка» — не так давно было озвучено в прессе, что ее стоимость равнялась трем процентам годового бюджета всего СССР!

   Вот что рассказал о ходовых испытаниях в декабре 1969-го лодки капитан I ранга (ныне уже в отставке) Николай Чарушев, который сам был на ее борту во время установления того самого рекорда подводной скорости: «Когда подлодка стала набирать скорость, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы, чтобы не упасть. Странный шум услышали все — в уши ворвался гул обтекающей корпус воды.

   В конце концов он превратился в самый настоящий самолетный рев. Подошли к первой поворотной точке, и тут подводники впервые ощутили ускорение и крен, как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. В это время приборы и показали скорость 44,7 узла — это, между прочим, равняется скорости торпеды…»

   Когда лодка после испытаний вернулась в Северодвинск из Белого моря, корабелы Севмаша пришли в ужас. Те, кто встречал на причале, с трудом узнали подлодку, ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы…

   Подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире (на тот момент) титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота. В 1971 году К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел тот самый знаменитый случай с американским авианосцем «Саратога».

   Мне доводилось бывать на «Золотой рыбке» не один раз, правда, только тогда, когда она уже была выведена из боевого состава флота и готовилась к утилизации. В военном порту Северодвинска ломали голову, к какому бы плавучему причалу лодку поставить, ведь титан ее корпуса за считанные месяцы «съедал» любое железо.

   Кстати, несколько лет назад, когда К-162 уже резали «на иголки» на северодвинской верфи «Звездочка», я удивился, в каком прекрасном, прямо-таки в первозданном состоянии был ее корпус. Титану никакое время, никакая ржавчина не страшны…

   По натовской классификации подлодка К-162 называлась «Papa». Неизвестно, почему натовцы ее так назвали, однако, по сути, подводный крейсер К-162 действительно является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. Действительно — это подводный папа!

   Ну и в заключение несколько слов о том, почему все-таки «Золотая рыбка» не пошла в серию и осталась единственным в своем роде кораблем этого проекта. Ведь и крылатые ракеты комплекса «Аметист» с подводным стартом, которыми она была вооружена, были отличные, и техника не подводила, и энергетическая установка работала хорошо. Хотя, конечно, дорого стоила лодка, но кто в то время народные деньги считал…

   Подвела самый дорогой корабль СССР… как раз-таки ее рекордная скорость! Ведь на таких скоростях шума лодка производила столько, сколько целая флотилия кораблей другого проекта. А главное боевое качество любой субмарины — это все-таки скрытность, а никак не скорость…

  •  
Рубрики:  Флот и армия (серьёзно)
История
Подводные лодки


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю



ШРМ   обратиться по имени Вторник, 07 Октября 2014 г. 17:36 (ссылка)
День рождения Брежнева - 19 декабря.

Ответить С цитатой В цитатник
Евгений_Ленский   обратиться по имени Среда, 08 Октября 2014 г. 19:38 (ссылка)
Вот пусть американцы боятся с такой "рыбкой" встретиться на узкой тропинке
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Октября 2014 г. 20:10ссылка
Нет уже этой "рыбки".Я, кстати, чуть не стал на ней последним командиром. Отказался. Она уже тогда стояла с выгруженной зоной (без реакторов),в отстое, в Северодвинске.
Калий_О_Аш   обратиться по имени Вторник, 10 Февраля 2015 г. 19:44 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку