Цитата сообщения Сим
Ораниенбаумский эксперемент
В минувшее воскресенье мы ездили в Ломоносов и гуляли по Ораниебаумскому парку. Основной целью была выставка скульптур "Ораниенбаумский эксперемент", ну и прогулка по осеннему парку... Со вторым пунктом вышло сложно - парк шокировал огромным количеством посетителей. Я-то наивно полагал, что обыватели ездят в Пушкин, Павловск и Петергоф... а нет - еще у входа в Ораниенбаумский парк очередь выстроилась километровая. Ну и парк напоминал Невский проспект. Хотя это мелочь, главное, что погода была хорошая, а выставка интересная.
Александр Михайлович Таратынов - скульптор, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник РФ. Его выставка называется "Ораниенбаумский эксперимент, или Спор искусств" и включает объемные интерпретации известных произведений западноевропейской и русской живописи. Идея подобного, в некоторой степени вольного обращения с живописью, возникла неслучайно. Она отражает суть спора о превосходстве одного искусства над другим, изложенного Леонардо да Винчи в разделе "Paragone" трактата "О живописи". Почти через 500 лет после написания "Paragone" современные художники вернулись к этому спору, выступая на стороне скульптуры.
Ниже о картинах, которые были выбраны для перевоплощения в скульптуре, ну и фотографии (лучше всего смотреть их в "большом" виде)
Анри Матисс (1869-1954) "Танец".
Картина написана в 1910 году.
Существует в двух версиях - одна находится в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, вторая и наиболее известная - в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
В 1906 году Московский коллекционер С. И. Щукин посетил парижскую мастерскую художника и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке. Создано было два - "Танец" и "Музыка", третье "Купание или медитация" так и осталось незаконченным.
"Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола... Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив"
Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины. Кстати, перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1911 г. и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама.
Пьеро делла Франческа ( ок.1415 -1492) - "Герцог Урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца" ("Урбинский диптих")
Создан в 1465—72 годах
Легендарный парный профильный портрет эпохи Ренессанса работы Пьеро делла Франческа, изображающий урбинского герцога и его жену. В этой картине высшее свое выражение нашла эстетика ренессансного профильного портрета.
Эта картина — синтез флорентийской и североитальянской традиции портретного искусства середины XV века, обогащенный творческим использованием колористических достижений нидерландской живописи
Идеально-типизирующее сочетается здесь с жизненностью и конкретностью, жанр придворного портрета получает яркую гуманистическую интерпретацию. Эти профили модели стали символом новой эпохи. «Открытие мира и человека» тут выступает через призму ренессансного идеала индивидуальной личности.
Питер Брейгель Старший (1525 -1569) "Притча о слепых"
Картина написана около 1568 года.
Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19) «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками.
Брейгель, разумеется, имеет в виду вовсе не физическую слепоту... хотя, думаю, что содержание картины лежит на поверхности
Альбрехт Дюрер (1471-1528) - "Рыцарь, Смерть и Дьявол"
Гравюра создана около 1513-1514 годов.
Мрачный лес, по тропе медленно едет всадник. Он закован в латы и вооружен. Забрало на шлеме поднято. Немолодое лицо спокойно и сурово. Взгляд устремлен вперед. Рядом с ним на тощей кляче едет Смерть. Лошадь Смерти не кована, у нее веревочная сбруя, на шее колокол. А на голове у самой Смерти корона, вокруг зубцов которой вьются змеи, напоминающие могильных червей... Но может быть Смерть не самое страшное, что может подстерегать рыцаря - следом за ним и его спутницей по пятам бежит Сам Дьявол с мордой свиньи, рогами барана, крыльями летучей мыши.
Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни. Однако всадник не удостаивает Смерть даже взглядом. Так же, как не оборачивается он и на Дьявола. Он твердо и бесстршно движется к своей цели. Вместе с хозяином бежит и его верный пес.
Эту гравюру связывают с сочинением Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова». В этой книге говорится, что человек не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки перед ним ни вставали.
Еще была версия, что всадник — Савонарола, сожженный на костре в пору первого пребывания Дюрера в Италии. Савонарола был доминиканцем. А доминиканцев называли «псами господними». Может быть, собака, которая сопровождает всадника, намек на это. А ящерица под ногами коня, символизирующая по средневековым представлениям огонь, намек на смерть Савонаролы на костре. Хотя эта версия признана иследователями очень надуманной.
Так же с этой гравюрой связывают эти слова Псалма 23:4: "Даже если иду долиной тьмы — не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя — они успокоят меня."
Из всех работ этой выставки именно кульптурная инкарнация Дюрера произвела на меня наиболее сильное впечатление... ну очень здорово автор перенес ее в металл...
Кстати, мне она навеяла ассоциации с кино-картиной Бергмана "Седьмая печать"...
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) "Ночной дозор".
Картина создана в 1642 году.
Из всех скульптурных композиций выставки "Ориенбаумский эксперенмет" эта работа по мотивам картины Рембранта была самой масштабной. Много персонажей, великолепно созданных, детальных... правда вот поэтому и нормально сфотографировать скульптуру было практически невозможно. Люди разве что на шеи к дозорным не залезали =(
Эта картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока. Гонорар художника составил 1600 флоринов.
В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Так же три раза картину пытались уничтожить - один раз вырезали кусок холста, другой около 10 раз пырнули ножом, в третий полили серной кислотой (не везет что-то полотнам Рембранта)
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Кстати, все персонажи картины имеют реальных прототипов (это же портрет роты), но помимо этого Рембрант изобразил еще несколько персонажей, о том, кто это такие исследователи спорят до сих пор. А Питер Гринуэй даже снял целый фильм "Тайна Ночного дозора"
Самое забавное, что картину обнаружили только в XIX веке и дали ей название. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Так что дозор на самом деле-то дневной =)
А подлинное название картины "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга"
Густав Климт (1862 - 1918) "Поцелуй".
Картина создана в 1907-1908 году.
На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.
Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
Когда мы были возле статуи одна женщина буквально приказывала своему ребенку - "потри пяточку и загадай желание"... то ли уже традиции появлись, хотя скульптуры в парке около месяца всего, то ли нашим людям лишь бы что-то потереть, да помечтать...
Мне выставка безумно понравилась, жаль только, что работ представили не много... И было бы здорово, если бы работы Александра Михайловича обрели постоянный "порт приписки". Что-то вроде московского парка Музеон..