-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лирическое_настроение

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вышивка; мода. джаз музыка: классическая народная; поэзия; рукоделие: вязание шитье и крой

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.01.2011
Записей: 3383
Комментариев: 227
Написано: 5891


Народности Китая: МЯО

Четверг, 05 Мая 2011 г. 18:06 + в цитатник
Цитата сообщения Вьюгитта Народности Китая: МЯО

Народности Китая: МЯО

В Китае много национальностей и на протяжении длительной истории у каждой из-них сложился свой образ жизни, отражающийся в особенностях питания, одежды, в обычаях и обрядах. Особенно интересна национальность Мяо (мяочан).

Первоначально термин «мяо» употреблялся расширительно, для названия ряда не всегда родственных между собой народов Южного Китая. Начиная с конца 1-го тысячелетия н. э. он связывается преимущественно с предками современных мяо. Переселения мяо не прекращались как по Китаю, так и в стране Юго-Восточной Азии вплоть до начала XX века.

Одна из версий происхождения названия «мяо» (Bernatzik, 1970) утверждает, что оно восходит к мяуканью кота, якобы диалект Хмонгов (самоназвание; они же Мяо в КНР) напоминал китайцам именно этот звук. Хотя одна старая китайская работа по истории (Mong-Tse) сравнивает язык мяо с плачем, или криком гиены. Ещё одна версия предполагает, что иероглиф и название может восходить к «кошачьей цепкости», указывая на то, что мяо искусные скалолазы...

Мяочане – одна из древнейших народов Юго-Восточной Азии. Историческая область его формирования — Гуйчжоу. В Южном Китае предки мяо известны со 2-го тыс. до н. э. В исторических летописях более чем 4-тысячелетней давности есть упоминание о роде или племени “наньмань”, среди которых были и предки мяочан. Народ мяо поклоняются своему предку – Чи Ю, который согласно преданиям, то вступал в союз, то воевал с Хуанди (Желтым императором) и императором Яньди. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая.

Мяо славились как бесстрашные воины и имеют богатую самобытную культуру.
Согласно мифологии племя Мяо произошло от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что тому, кто победит вождя врагов он отдаст в жены свою дочь — принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки — Мяо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних Мяо на уши собаки, у других на головной убор принцессы.

Общепризнано, что предки народа мяо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации. Некоторые этнографы считают даже, основываясь на исторических хрониках, что именно мяо явились создателями такого способа выращивания сельскохозяйственных культур, как поливное земледелие. Подтверждением этой гипотезы, по их мнению, может служить сам иероглиф «мяо», состоящий из компонентов «поле» и «трава», что в сочетании означает «ростки риса».

Со времен династии Хань мяочане населяли запад Хунани, запад Хубэя, восток Сычуани, восток Гуйчжоу. Войны, голод, нужда, болезни, а также высокие рождаемость и плотность населения, истощенность возделываемых земель и другие причины вынуждали мяочан без конца перемещаться в другие места. В Юго-Восточную Азию мяо продвинулись из Китая в 13—15 вв. Это приводило к обширной расселенности, а также значительным различиям в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированному уровню социально-экономического развития этой народности.
Мяо, народ, живущий крупными и малыми компактными общинами, а также в смешанных общинах с другими национальностями в провинциях главным образом Южного Китая (Хунань, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район, Сычуань, Юньнань), каждая из которых имеет своё самоназвание (му, монг, гусу, амои, гамэ) (в другом источнике встретила такие самоназвания му, мэн, мао, госюн, дайсоу. Трудности перевода?), частично — в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма), где они называются мео. Общая численность около 11 млн. чел.  Мяо — пятая по численности среди 56 этнических групп, официально признанных в Китайской Народной Республике, и одна из 54 этнических групп во Вьетнаме.
Предки яо и родственных им мяо – древнейшее население юга Восточной Азии. В культуре яо прослеживаются связи с австронезийскими народами. Разделение яо и мяо могло быть вызвано продвижением в Индокитай с севера тайских (чжуан-дунских) народов в 1-м тыс. до н.э. С 13 до 20 века яо продвигались на юг и запад, расселялись разбросанно среди народов Индокитая.
В некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде, либо местам обитания, например: “мяо в длинных юбках”, “мяо в коротких юбках”, “красные мяо”, “черные мяо” и т.д.

Основное традиционное занятие - террасное поливное, пашенное заливное, подсечно-огневое и мотыжное земледелие (рис, батат, маниока, кукуруза, гречиха, конопля и др., а также такие технические культуры как тунг, рапс и лекарственные растений – пузатка высокая, эвкоммия и т. д.). Важную роль сохраняют скотоводство, птицеводство, лесоводство (рубка и сплав леса), охота, собирательство. Современные мяо заняты также в промышленности, сформировалась национальная интеллигенция.

Основа пищи — рис, мясо, рыба, масло растительное.

Поселения расположены по склонам гор. Традиционное жилище — свайное или прямоугольное, стены – преимущественно деревянные, а также из бамбука, глинобитные или из щебня, крыша двускатная, на юге – из соломы или пальмовых листьев, на севере – черепичная. В двухэтажном жилище нижний этаж для скота, верхний — жилой.

По уровню развития социально-экономических отношений мяо мало чем отличались от соседних китайцев. Деревня строилась по общинно-патронимическому принципу.

Семья малая, моногамная, патриархальная, сохранялись пережитки кросскузенного брака. Брачное поселение патрилокальное. Известны обычаи выкупа и отработки на невесту, гадания и толкование снов, «лунные» танцы и др. церемонии. Глава патронимии одновременно выполнял функции жреца.

Мяо до сих пор сохранили старые традиции, во главе деревни стоит старейшина, которого называют "Шань цзя". Мяо носят традиционную одежду, у них свои танцы, песни, свадебный обряд. Во время праздника "Праздник третьего марта" Мяо исполняют народные танцы "Праздник сестёр" и т. д.

Мяо создали богатый фольклор, они славятся своими песнями и танцами. Но ни одна деревня, ни один праздник и ни один мужчина не может обойтись без музыкального инструмента под названием лушэн, который является разновидностью [url=http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post156559913/]шэна[/url] . Этот музыкальный инструмент представляет собой несколько соединенных между собой бамбуковых трубок, по своему устройству напоминает волынку. Человек дует в одну трубку и закрывает пальцами определенные отверстия на других. Обычно трубок всего шесть, но могут быть разные вариации. Конечно же звучание лушэна зависит и от рук мастера, который его делал, и от человека, который на нем играет. Лушэнов может быть два вида, два «голоса» — женский и мужской.

Лушэн

Здесь нашла небольшую статью об этом инструменте, здесь же можно его послушать.

Мужской костюм — прямозастежная куртка и короткие штаны. Традиционная одежда лучше сохранилась у женщин: короткая куртка, несшитая юбка или штаны и халат, которые сильно различались по регионам, обычно богато украшенная вышивкой и батиком, с большим количеством серебряных украшений. Своеобразны прически и способы повязывания платка. В одежде преобладают черный, коричневый и темно-синий цвета.

По преобладающему цвету женской одежды отличают несколько этнорегиональных групп:

  • белые (самоназвание хмонг дау; китайское бай мяо; вьетнамское мео чанг),

  • черные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден),

  • красные (хмонг пе; хун мяо; мео до),

  • синие (хмонг суа; цин мяо; мео сань),

  • разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа)/

Группы мяо различаются также по длине юбок: в длинных и коротких юбках и др.

Если вы попадете в деревню мяочан обязательно встретите на улице женщин в национальном наряде. Обшитом блестящей каймой платье и серебряные украшения на голове – таков этот костюм. Вес серебряных украшений праздничного наряда у одной девушки достигает 10-20 килограммов. Поэтому их ювелирное искусство и вышивка самобытны и интересны.

Одно из главных занятий женщин мяо — вышивание. Они занимаются этим беспрестанно, даже на ходу, и тут же пытаются продать туристам свои изящно расшитые изделия — пояски и шапки из черной ткани в форме капюшона.

Мяочане особенно любят серебряные украшения. По обилию серебряных украшений их легко отличить от других национальностей Китая. По историческим данным со времени династии Цин и Хань уже началось использование серебряных украшений у мяо. В жизни мячан много серебра. При рождении дочери, родителям предстоят крупные расходы. Ко дню помолвки они должны подготовить серебряный комплект общим весом около 15 кг. Такое ювелирное украшение из серебра состоит из массивной короны, серег, ворота в виде нескольких тонких колец, специального оберега, вешающегося на грудь, широкого пояса с особым орнаментом и браслетов на руки. Когда юноша и девушка обручаются, юноша должен подарить девушке серебряный браслет, серьги и другие украшения из этого металла, а перед самой свадьбой юноша должен подарить невесте определенное количество серебра, иначе свадьба может не состоятся. Для мяочан серебро – символ богатства. Они часто дарят друг другу серебряные украшения. Носят серебренные украшения с рождения и до смерти.

Когда поздравляют стариков с днем рождения или проводят их в последний путь, тоже положено приносить серебро. И в настоящее время мяочане, живущие в районах провинции Хунань и Гуйчжоу, по-прежнему украшают себя большим количеством серебра. По этому признаку их легко отличить от других национальностей Китая.

В провинции Гуйчжоу и на западе провинции Хунань серебреные украшения очень характерные: серебряные головные уборы, расчески, серьги, кулоны, шейные обручи, ожерелья, браслеты, кольца и т.д. Технология изготовления серебряных украшений у мяо довольно проста, но все-таки они очень изящны.

Традиционно была вера в добрых и злых духов, в каждом предмете имелся свой дух (куенг), высшим духом почитался дух грома. Существовал культ предков, шаманство, постепенно стали распространяться даосизм и буддизм, начиная со второй половины XIX века работу вели католические миссии. У мяочан распространен анимизм и традиционные верования. 

У мяо свое летоисчисление. В Новый год, который приходится на период сентябрь-декабрь по лунному календарю и празднуется в течение двенадцати дней, совершается жертвоприношения в поле, дома, устраивается бой быков, лошадиные скачки, танцы с барабаном. Богато народное творчество.

Говорят на языках мяо группы мяо-яо. Язык группы мяо-яо австроазиатской семьи, диалекты многочисленны и взаимонепонимаемы. В некоторых диалектах у хмонгов может быть до 12 тонов, которые в свою очередь подразделяются на несколько регистров (может быть ровный высокий тон, ровный средний тон, ровный низкий тон и т.д). В начале XX в. христианские миссионеры делали попытки создать для языков мяо письменность. В 1956 для китайских мяо на латинской графической основе были разработаны три вида письменности для четырех диалектов языка мяо с буквенным обозначением тонов в конце каждого слога. Аналогичная письменность для языка мяо во Вьетнаме существует с 1961 (в основу был положен диалект хмонг ленг — "разноцветных хмонгов").

Для языков яо существовала также традиция записи фольклорных произведений с помощью видоизмененных китайских иероглифов. Ранее существовало оригинальное пиктографическое письмо языка патхен, которое впоследствии было утрачено.

Мяочанский язык относится к языковой ветви мяо языковой группы мяо-яо китайско-тибетской языковой семьи. Имеется три диалекта мяочанского языка, которые в свою очередь делятся на многочисленные наречия. Живущие в смешанных общинах представители национальности мяо владеют также китайским языком или языками народностей дун и чжуан.

Рубрики:  История
Костюмы народов мира



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку