-–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ћой город
ћой город
06:49 02.01.2011
‘отографий: 1

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ѕайкалочка_10

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.01.2011
«аписей: 13437
 омментариев: 17668
Ќаписано: 33340


ѕатинирование и оксидирование металлов

ѕ€тница, 03 ћа€ 2013 г. 10:49 + в цитатник

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈  ѕќ¬≈–’Ќќ—“» ћ≈“јЋЋ»„≈— »’ ЁЋ≈ћ≈Ќ“ќ¬
—ќ—“ј–»¬јЌ»≈ ћ≈ƒ», —≈–≈Ѕ–ј, Ѕ–ќЌ«џ »Ћ» Ћј“”Ќ» ¬ќƒЌџћ –ј—“¬ќ–ќћ 
—≈–Ќќ… ѕ≈„≈Ќ»

  
—ерна€ печень (Liver of sulphur / Liver of sulfur) - полисульфид кали€ или полисульфид натри€.

ћедь и серебро хорошо патинируютс€ водным раствором серной печени, постепенно приобрета€ густой черный цвет, а бронза и латунь - слабые оттенки.

—пекание над огнем патинирующего состава и дало в старину название "печень" - от слова "печь", "спекать". 
 

ѕатина - плЄнка (налЄт). 
ѕатина бывает двух видов: естественна€ и искусственна€. 

≈стественна€ патина - это тонка€, но достаточно плотна€ и прочна€ оксидна€ плЄнка, образующа€с€ на поверхности декоративных элементов в естественных услови€х (под воздействием окружающей среды).

≈стественную патину часто считают благородной и, как правило, стараютс€ ее беречь. 
 
»скусственна€ патина - налЄт, образующийс€ на поверхности декоративных элементов после нанесени€ на их поверхность различных мастик, растворов и иных, предназначенных дл€ этого, составов.   

ќксидирование - создание оксидной плЄнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. ќксидирование используют, в числе прочего, дл€ получени€ красивого декоративного покрыти€.


ƒл€ оксидировани€ меди, серебра, бронзы или латуни вам понадобитс€:
- сам предмет, поверхность которого будет обработана раствором серной печени (здесь дл€ примера - омедненный лист);
- щепотка серной печени;
- стекл€нна€ или пластикова€ емкость;
- кисточка.



 
       

¬ емкость поместите порошок серной печени и добавьте столовую ложку теплой воды. 
       

–астворите порошок в воде.
Ќаличие осадка на дне вполне допустимо и не вли€ет на результат оксидировани€. 
       

ќксидируема€ поверхность должна быть тщательно очищена от загр€знений и окислов
(слева - поверхность со старыми окислами; справа - чиста€ отшлифованна€ медь). 
       

 истью нанесите состав на медную деталь.

Ќе допускайте попадани€ состава дл€ чернени€ на поверхность натуральных камней и жемчуга.
Ёто может привести к изменению структуры камн€. 
       

ќксидируйте поверхность детали до тех пор, пока не добьетесь желаемого оттенка. 
ќбычно, окисление меди происходит очень быстро - за 1-2 секунды.
       

Ќе больше, чем через минуту, медь и серебро покрываютс€ оксидной пленкой коричнево-фиолетовго цвета.
ѕри повторном нанесении состава медна€ поверхность темнеет, вплоть до черного. 
       

ѕросушите поверхность детали перед тем, как приступить к ее дальнейшей обработке. 
       

ќтвлечемс€ от процесса :)
“акой получаетс€ оксидна€ пленка, если раствор серной печени был слишком слабым: 
       

‘актически, оксидна€ пленка в этом случае будет, но образовыватьс€ она будет слишком медленно. 
       

ѕродолжим... :)
ќтшлифуйте деталь в местах, где того требует художественный замысел. 
       

ƒеталь после оксидировани€ и шлифовки. ћедь при этом заметно мен€ет цвет. 
       

«авиток справа оксидирован с помощью серной печени и отшлифован дремелем. 
       

ќписанным способом можно получить стойкую оксидную пленку практически на любых медных 
и серебр€ных детал€х (а также на бронзовых или латунных, но менее €ркого оттенка). 
       
04.04.2011 г.

ќсобенности хранени€ состава:

—остав в гранулах
”слови€ хранени€:  в сухом и защищенном от пр€мых солнечных лучей месте 
в плотно закрытой емкости  при температуре не выше 25 гр. —.
—рок хранени€ и использовани€: более 1 года.

√отовый водный раствор
”слови€ хранени€: в плотно закрытой емкости в прохладном месте (к примеру, в холодильнике).
—рок хранени€ и использовани€: не более 1-2 дней.

http://www.pallan.ru/liver-of-sulphur.html

Ќатуральный метод

1. ќтварите 2-4 €йца в кип€щей воде 15 минут.

2. ¬ыньте вареные €йца из воды и положите на разделочную доску. Ћожкой разомните €йца вместе со скорлупой.

3. –аздавленные €йца переложите в пластиковый пакет с застЄжкой-молнией. ѕакет должен быть достаточно большим, чтобы в нЄм поместилось изделие. ¬ качестве альтернативного варианта можно вз€ть большую воздухонепроницаемую Ємкость.

4. ћедный предмет поместите в пластиковый пакет и закройте его. ≈сли в пакет вы кладЄте больше одного предмета, убедитесь, что они не касаютс€ друг друга, чтобы они оксидировались со всех сторон. яичные желтки об€зательны, потому что в них содержитс€ большое количество серы, окисл€ющей медь.

5. 20 минут спуст€ выньте медный предмет из пакета с помощью металлических щипцов. ¬ы заметите, что поверхность меди потемнела. ≈сли вы хотите более тЄмную патину, оставьте изделие в пакете на всю ночь.

6. ¬ыньте изделие из пакета и ополосните слегка тЄплой водой, чтобы смыть €йцо.

http://electro-shema.ru/oksidirovanie-mednyx-izdelij.html

 

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди

ƒл€ изменени€ цвета красноватого металла чаще всего пользуютс€ ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ћ серной печенью и сернистым аммонием или ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ћ азотной кислотой.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ серной печенью

¬ состав серной печени вход€т поташ и сера. —ера горюча, поэтому требует аккуратности в обращении. ≈е пары с воздухом образуют взрывчатые смеси. ’ранить серу нужно в сухом месте, изолированном от окислителей (серной кислоты, марганцевокислого кали€, бертолетовой соли). ƒозы поташа и серы могут быть различными. „аще всего смешивают 1 часть серы с 2 част€ми поташа. —сыпанные вместе, оба порошкообразных вещества тщательно перемешивают, помещают в металлический сосуд с ручкой и став€т нагреватьс€. —одержимое сосуда рекомендуетс€ помешивать. —плавление реактивов происходит в течение 15-25 мин. ѕри реакции образуетс€ темна€ масса серной печени. ќт высокой температуры сера тлеет сине-зеленым огнем. Ёто не должно вызывать беспокойства, так как патинирующие свойства серной печени сохран€тс€. √отовую гор€чую массу заливают водой, в которой раствор€етс€ образовавшийс€ расплав. ¬ода приобретает интенсивный черный цвет.

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈. ќксидирование и ѕатинирование металлов. „еканка. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди и латуни¬ гор€чий водный раствор серной печени опускают предварительно обработанные медные издели€. ≈сли лист большой и в сосуд не входит, его поливают сверху раствором или смазывают м€гкой кистью.

ћедь чернеет очень быстро. ќт взаимодействи€ ионов серы с металлом образуетс€ сульфид меди. Ёта соль черного цвета, нерастворима€ в воде и в разбавленных кислотах.

–еакци€ идет быстрее и ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ будет качественнее, если пластинку предварительно нагреть. ѕри этом следует пользоватьс€ не открытым огнем, а электроплиткой. «атем пластинку промывают в теплой проточной воде и слегка протирают выпуклые места пемзовым порошком. ¬ углублени€х получаетс€ черный цвет, на наклонных поверхност€х - сероватый, на выпуклост€х - блест€ща€ красна€ медь. —оздаетс€ имитаци€ под старину.

¬одный раствор серной печени может воздействовать и на издели€ из серебра или гальваническим способом посеребренные. ќни также покрываютс€ черным налетом.

≈сли ѕј“»Ќ»–”≈“—я не чеканка, а изделие с узором из гор€чей эмали, то не рекомендуетс€ всю поверхность покрывать раствором серной печени, так как может произойти замутнение эмалевого гл€нца. ¬ этом случае изделие как бы расписывают кисточкой в тех местах, которые хот€т запатинировать.

»спользовать раствор серной печени рекомендуетс€ в течение суток. —ерную печень можно заготовить впрок и расходовать малыми дозами. –асплав серы и поташа выливают на негорючую поверхность, остужают, а затем разбивают на куски и хран€т в сосуде с притертой пробкой. √отов€т раствор печени из расчета 5-20 г порошка на литр воды.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ сернистым аммонием

ѕочернение металла наблюдаетс€ при патинировании меди сернистым аммонием. ¬ литре воды разбавл€ют 20 г сернистого аммони€. ¬ полученный раствор опускают изделие или поливают сверху и протирают кистью. –аботу осуществл€ют в выт€жном шкафу. Ќаход€щиес€ в водном растворе сернистого аммони€ ионы серы взаимодействуют с ионами меди. ќбразуетс€ сульфид меди черного цвета.

»нтенсивность патинирующего налета на металле может быть различного оттенка, от светло-коричневого до черного. –егулируют цвет, измен€€ температуру нагревани€ пластинки перед патинированием. ≈сли нужно очистить изделие от естественного цвета металла, поступают так: опускают его в смесь азотной и серной (10-15%) кислот.   азотной кислоте добавл€ют серную дл€ увеличени€ концентрации, так как она обладает свойством прит€гивать влагу. ѕри смешивании концентрированной серной и азотной кислот происходит реакци€ с выделением большого количества тепла, и толстостенные сосуды могут лопнуть. ѕоэтому нужно пользоватьс€ только тонкостенной химической посудой. ќт медной пластинки, опущенной в смесь кислот, мгновенно отпадает патинирующа€ пленка и черный цвет исчезает.

ѕри работе с концентрированными кислотами следует соблюдать следующие предосторожности:

  • разливать их через воронку под т€гой;
  • при разбавлении концентрированных кислот вливать кислоту порци€ми в воду и слегка перемешивать.

јзотна€ и серна€ кислоты €вл€ютс€ особо опасными веществами. ќни вызывают сильные ожоги. ’ранить кислоты рекомендуетс€ в стекл€нных сосудах вдали от горючих материалов.

–аботать с ними нужно только под наблюдением. ѕри соблюдении правил техники безопасности работа с химикатами не представл€ет угрозы. ¬се случаи травм св€заны, как правило, с нарушением правил.

≈сли капли концентрированной кислоты все же попали на обнаженные участки тела, требуетс€ быстро обмыть обожженное место большим количеством воды (подставить под кран), а затем протереть 3%-ным раствором соды или 5%-ным раствором бикарбоната натри€ или питьевой соды.

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди азотной кислотой

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈. ќксидирование и ѕатинирование металлов. „еканка. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди и латуниЁтот способ прост и надежен, но требует осторожности, так как работа ведетс€ концентрированной кислотой.  усочком ваты, прив€занным на дерев€нную палочку или зажатым пинцетом, нанос€т на поверхность слой концентрированной азотной кислоты и нагревают пластину. ѕо мере повышени€ температуры мен€етс€ цвет поверхности от зеленовато-синего до черного. ћеталлический рельеф покрываетс€ равномерной чернотой. ќстывшее изделие промывают под краном, а затем дл€ большей выразительности высвечивают выпуклые элементы композиции. ƒл€ этого кусок фетра или толстой шерсти смачивают в бензине, натирают пастой √ќ» и с нажимом несколько раз провод€т по лицевой стороне металлического издели€. «атем насухо протирают суконкой. —ледует помнить, что соли меди €довиты даже при вдыхании пыли. ѕоэтому после работы руки нужно тщательно вымыть.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ латуни

” латуни диапазон оттенков, получаемых при химической обработке, весьма велик: желтый, оранжевый, красный, голубой, фиолетовый, синий, черный. ѕричем разнообрази€ красок можно добитьс€ на поверхности одной бл€шки.

Ќар€ду с интенсивными, €ркими, хроматическими цветами латунь можно запатинировать в ахроматические, светло- или темно-серые и черные тона.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ с помощью триосульфата натри€ и азотной кислоты

¬ эмалированную, пластмассовую или капроновую посуду наливают 0,5 л гор€чей воды и насыпают в нее 20-30 г триосульфата натри€, более известного под названием гипосульфита (фиксаж дл€ фотопленки).

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈. ќксидирование и ѕатинирование металлов. „еканка. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди и латуни≈сли в этот раствор добавить немного (примерно два наперстка) какой-нибудь кислоты, например азотной, по€вл€етс€ запах сернистого газа и через некоторое врем€ прозрачна€ жидкость становитс€ мутно-желтой с легким зеленым оттенком от выдел€ющейс€ серы. —рок действи€ патинирующего раствора очень мал, всего 15 мин. ¬ раствор опускают латунь и наблюдают за потемнением поверхности. ѕредварительно прогрета€ в струе гор€чей воды пластинка, опущенна€ в раствор, быстро темнеет, приобрета€ серовато-синие или коричневато-фиолетовые оттенки, смен€ющие один другой.

«апатинированную пластинку вынимают пинцетом или руками, на которые надеты резиновые перчатки, и, промыв в гор€чей воде, протирают щеткой с песком всю плоскость металла, как бы нанос€ химическую грунтовку на фон. «атем пластинку вновь опускают в раствор дл€ получени€ окончательного цвета. «а изменени€ми окраски пластинки наблюдают, слегка наклон€€ сосуд, чтобы из непрозрачного раствора врем€ от времени прогл€дывал металл.

 огда нужный цвет достигнут, изделие вынимают, промывают в гор€чей воде и, вз€в на мокрые пальцы пемзового порошка, очень осторожно (пленка очень непрочна€) протирают выпуклые места, обнажа€ чистый металл. ѕемза легко снимает патину с мокрой пластинки. —мывают пемзовый порошок водой.

ѕосле просушивани€ в опилках изделие как бы припорошено мутноватым налетом. „тобы вернуть чеканке металлический блеск, ее протирают швейным маслом или покрывают бесцветным лаком. »зделие можно считать готовым.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ смесью растворов триосульфата натри€ и уксуснокислого или азотнокислого свинца

“акой способ патинировани€ позвол€ет получить на поверхности латунного издели€ все радужные оттенки: желтый, оранжевый, малиновый, фиолетовый, синий.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ идет следующим образом. ¬ одном литре гор€чей воды раствор€ют 130-150 г триосульфита натри€. ¬ другом сосуде в таком же количестве воды раствор€ют 35-40 г уксуснокислого или азотнокислого свинца. ќба раствора сливают в одну посуду. –аствор нагревают до 80-90о и в него опускают отбеленную, протравленную в азотной кислоте и хорошо промытую латунную пластинку. Ќа поверхности металла быстро смен€ютс€ оттенки: желтый переходит в оранжевый, тот, в свою очередь, смен€етс€ красно-малиновым, затем фиолетовым. ƒальше пластинка постепенно синеет, подергиваетс€ сероватым налетом, чернеет, и реакци€ прекращаетс€. ¬се перечисленные цвета возникают непрерывно. ¬рем€ существовани€ каждого из них недолго. ѕоэтому, как только на пластинке про€снилс€ нужный цвет, ее следует немедленно вынуть, промыть и просушить.

≈сли изделие вынуть из раствора, промыть, а потом опустить какой-нибудь участок вновь в раствор, затем оп€ть вынуть, промыть и вновь окунуть в патинирующую смесь, получатс€ интересные радужные расцветки с относительно резкими лини€ми перехода. ≈сли же изделие вынимать из раствора постепенно, то цвета будут м€гко переходить друг в друга. Ёти способы надо знать, чтобы добиватьс€ задуманного эффекта.

»зменение цвета латуни под вли€нием хлористой сурьмы

ƒалеко не всем нрав€тс€ €ркие цветовые тона на металле, да они и не всегда уместны. »ногда металл необходимо лишь зачернить. ƒл€ этого мастера чеканки довольно широко используют хлористую сурьму. ≈е нанос€т кистью на готовую пластинку и натирают кистью или жесткой щеткой.

–аботают в резиновых перчатках. ѕластинка окрашиваетс€ в черный бархатистый цвет. ¬ зависимости от концентрации раствора и длительности обработки получаютс€ цвета от светло-серого до бархатисто-черного. ѕри получении нужного цвета пластинку хорошо промывают и просушивают. «акрепл€ть лаком пленку не следует, так как она прочна.

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ латуни азотной кислотой

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈. ќксидирование и ѕатинирование металлов. „еканка. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди и латуниѕокрыта€ слоем кислоты, латунна€ пластинка по мере нагревани€ окрашиваетс€ в голубовато-зеленый цвет, так как при этом образуетс€ азотнокисла€ медь.

ѕри дальнейшем повышении температуры происходит разложение азотнокислой меди. Ќа чеканке по€вл€етс€ налет черного цвета. »зделие охлаждают, тщательно промывают и высушивают. ќкисна€ пленка прочно, надежно скреплена с металлом.

¬ зависимости от замысла создатель чеканки может остановить реакцию на любой стадии. „тобы сохранить нужный оттенок, достаточно прервать нагревание и быстро и тщательно промыть и просушить пластинку. ¬ысветл€ют выпуклые участки таким же способом, как и на меди, т. е., смочив кусок войлока бензином, натирают пастой √ќ». ѕравила техники безопасности те же.

ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ алюмини€

ќбработка алюминиевых изделий и проще, и сложнее, чем медных и латунных. ƒело в том, что алюминий отлично принимает различные цветовые оттенки при электрохимическом оксидировании, так называемом анодировании. ќбразуетс€ декоративна€ пленка, котора€ защищает металл от коррозии и придает ему более эстетичный вид.

ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈. ќксидирование и ѕатинирование металлов. „еканка. ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»≈ и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»≈ меди и латунијлюминиевые издели€ весьма удачно черн€тс€ и обычными красител€ми: тушью, черным спиртовым лаком, мелкой графитной пудрой, копотью березовой коры и другими тонирующими элементами. ѕосле чего их протирают керосином, полировочной пастой или денатурированным спиртом.

’орошие результаты по патинированию алюмини€ могут быть получены и другим, «нехимическим» способом.

√отовую алюминиевую чеканку протирают тр€почкой, смоченной ацетоном, удал€€ остатки смазки и жировые п€тна от рук. «атем просохшую чеканку смачивают растворителем (это может быть пинен, очищенный керосин, уайт-спирит или любой другой стандартный растворитель, употребл€емый в живописи) и обжигают па€льной лампой.

Ќадо иметь в виду, чем больше растворител€ на чеканке, тем чернее будет патина (от въевшихс€ в металл продуктов сгорани€). ≈сли нужно получить слегка затемненный рельеф, чеканку равномерно протирают щетинной кистью, смоченной в растворителе. „тобы получить совсем черный налет, чеканку не протирают, а обильно смачивают растворителем. ѕри этом с выступающих частей рельефа снимают лишний растворитель сухой тр€пицей. Ћишь в углубленных местах оставл€ют неглубокие лужицы. „еканку в этом случае располагают горизонтально (чтобы не стек растворитель) и обжигают 4-5 мин па€льной лампой. ѕлам€ нужно посто€нно перемещать по всей плоскости, так как от сильного нагревани€ алюминий разрушаетс€.

 огда чеканка остынет, высветл€ют выпуклые места. »х протирают тр€почкой, смоченной швейным или другим жидким маслом, смешанным с мелким абразивным порошком. ¬место абразивного порошка можно использовать абразивную пыль, скапливающуюс€ в корытце под наждачным кругом. ѕосле этого чеканку нужно тщательно протереть сухой тр€пицей, удалив следы порошка. ѕо внешнему виду и прочности патина не отличаетс€ от химической. Ётот способ значительно безопаснее, так как мастерам не приходитс€ обращатьс€ с концентрированными кислотами.

„то же касаетс€ химического метода чернени€ алюмини€, здесь еще нет стабильных, общепризнанных рецептов ѕј“»Ќ»–ќ¬јЌ»я и ќ —»ƒ»–ќ¬јЌ»я. Ќаиболее простым и надежным €вл€етс€ тонирование по рецепту, разработанному сотрудниками кафедры художественной обработки металла ћосковского высшего художественно-промышленного училища (бывшего —трогановского).

¬ одном литре концентрированной сол€ной кислоты при посто€нном помешивании развод€т 200 г электролита медной кислой ванны. ¬ этом растворе патинируют алюминий. ѕри погружении в раствор алюминиевой чеканки жидкость сильно нагреваетс€, бурлит, кипит. ¬ыдел€ютс€ пузырьки водорода. „еканка быстро покрываетс€ густым черно-бархатным налетом. ¬ процессе работы раствор слабеет. ≈го необходимо периодически обновл€ть. „ернение происходит быстро, бурно, активно, в считанные секунды. »зделие вынимают, хорошо прополаскивают в теплой, проточной воде, протирают мокрой поролоновой губкой с кварцевым песком или пемзовым порошком, снима€ лишнюю чернь с выступающих рельефов. ¬ыпуклости станов€тс€ плотно-серыми, а пониженные участки темнеют матово-черной глубиной. „еканка становитс€ похожей на старинное почерневшее серебро.

ƒл€ того чтобы вы€вить благородную, черно-серую поверхность оксидированного рельефа, начисто отшлифовывают и отполировывают кромки. —веркание полированного торца и матова€ плоскость создают выразительный эффект. »зделие, высушенное и протертое машинным маслом, можно считать законченным.

ѕј“»Ќ»–ќ¬ј“№ и ќ —»ƒ»–ќ¬ј“№ можно не только чеканные рельефы. Ёти процессы аналогично используютс€ в самых различных видах художественной обработки металлов дл€ декоративного оформлени€ изделий.

http://hammering.su/chekanka-stati/50-patinirovanie-oksidirovanie-metallov

      ќксидирование и патинирование меди, латуни и бронзы.  

Ќекоторые химические реакции привод€т к образованию на поверхности металлов окисей и закисей, т. е. кислородных соединений. Ётот процесс называют оксидированием.

Ќередко химические элементы, взаимодейству€ с металлом или сплавом, способствуют по€влению сернистых или хлористых соединений. ѕроцесс образовани€ таких соединений называют патинированием.

≈сли окунуть металлическое изделие в подготовленный раствор, оно буквально на глазах мен€ет цвет. —веркающее металлическое изделие за несколько секунд приобретает облик старинного издели€.

Ѕольшинство химических соединений, которые примен€ют дл€ патинировани€ и оксидировани€ металлов, токсичны и опасны дл€ человека. ѕоэтому хранить их нужно в сосудах с притертыми пробками, а все работы, св€занные с выделением €довитых и горючих паров и газов, следует проводить в выт€жном шкафу. ƒверцы шкафа должны быть слегка приоткрыты.

ѕеред изменением цвета металла необходимо провести некоторые подготовительные операции. ѕредмет очищают и обезжиривают, хорошо промывают и просушивают в опилках. ћеталлические художественные издели€ и монеты ни в коем случае нельз€ протирать полотенцем. ѕолотенцем стираютс€ непрочные патинирующие пленки, не закрепленные лаком, остаетс€ влага в углубленных рельефах, ткань зацепл€етс€ за высокие выступы и может погнуть их. ќпилки быстро и равномерно отт€гивают воду от металлической поверхности.

 ѕатина от серого до черного цвета

ѕриготовление серной печени:
„тобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двум€ част€ми поташа в жест€ной банке и поставить на огонь. „ерез несколько минут порошок расплавитс€, потемнеет и начнет спекатьс€, постепенно приобрета€ темно-бурый цвет. ( стати, спекание патинирующей массы и дало в старину название «печень» — от слов «печь», «спекать».)
¬о врем€ спекани€ пары серы могут загоретьс€ слабым сине-зеленым пламенем. Ќе сбивайте плам€ — оно не ухудшит качество серной печени. ѕримерно через 15 минут прекратите спекание. ƒл€ продолжительного хранени€ серную печень растолките в порошок и засыпьте в стекл€нную банку с плотной крышкой.

ћетод є1
ѕримен€етс€ на:
ћедь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Ќе действует на нейзильбер.
÷вета:
Ќа меди и серебре - разброс оттенков от пурпурного/голубого (трудно получить) до коричнево-серого, серого, черного. Ќа латуни и бронзе - только нежно-золотистый.

ѕрочна€ и красива€ патина образуетс€ на поверхности меди, обработанной в водном растворе серной печени.

ѕри составлении раствора в 1 л воды всыпьте 10—20 г порошка серной печени. ѕатина, полученна€ на металле раствором серной печени, прочна€ и красива€, глубокого черного цвета. Ќо не всегда нужна така€ интенсивна€ окраска. ѕорой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкую серую патину. ¬ литр воды насыпьте 2—3 г поваренной соли и 2—3 г серной печени. ќпустите в раствор медную пластинку. ѕосле по€влени€ серого цвета необходимой тональности промойте пластинку чистой водой и высушите.

ћетод є2
ƒл€ чернени€ медной вещи готов€т насыщенный раствор сернокислой меди, добавл€ют в него нашатырный спирт до тех пор, пока смесь не примет €ркий прозрачный синий цвет. ќбрабатываема€ медна€ вещь опускаетс€ в этот раствор на несколько минут, затем вынимаетс€ и слегка нагреваетс€ до тех пор, пока не почернеет.

ћетод є3
ћедна€ вещь, подлежаща€ чернению, очищаетс€ сначала тонкой наждачной бумагой, после чего до ее очищенной поверхности стараютс€ не прикасатьс€ пальцами. «атем она или погружаетс€ в жидкий раствор хлористой платины, или смачиваетс€ им при помощи кисти. –аствор этот, если он не имеет кислой реакции, слегка подкисл€етс€ сол€ной кислотой.

ћетод є4
ќчень прочное чернение медных изделий получаетс€ в том случае, если погрузить их в насыщенный раствор металлической меди в азотной кислоте и затем слегка нагреть.

    ѕатина красно-коричнева€

¬одный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. —мешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух част€х воды. ƒостаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. ѕосле промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.

    ѕатина от светло-коричневого до черного

ѕочернение металла наблюдаетс€ при патинировании меди сернистым аммонием.
¬ литре воды разбавл€ют 20 г сернистого аммони€. ¬ полученный раствор опускают изделие или поливают сверху и протирают кистью. –аботу осуществл€ют в выт€жном шкафу. Ќаход€щиес€ в водном растворе сернистого аммони€ ионы серы взаимодействуют с ионами меди. ќбразуетс€ сульфид меди черного цвета.
»нтенсивность патинирующего налета на металле может быть различного оттенка, от светло-коричневого до черного. –егулируют цвет, измен€€ температуру нагревани€ пластинки перед патинированием.

    ѕатина светло-коричнева€

√рамм на литр:
дихромат натри€ - 124
азотна€ кислота (плотность 1.40 грсм3) - 15,5
сол€на€ кислота (1,192)- 4,65
сульфид аммони€ 18% раствор - 3-5
нанос€т кистью сразу после приготовлени€, через 4-5 часов смыть и повторить после просыхани€ 2 раза, полировать сухой ветошью.

     ѕатина от темно-коричневой до тепло-черной патины

√рамм на литр:
персульфат аммони€ - 9,35
едкий натр - 50,0
на 5-25 мин в ванну с раствором, нагретым до 90 -95 градусов. промыть, осушить, повторить 2-3 раза

   ѕатина от оливкового до коричневого цвета

√рамм на литр:
бертолетова соль - 50*70
нитрат меди - 40*50
хлорид аммони€ - 80*100
на 10-15 мин в ванну с подогретым раствором до 60-70 градусов.
получаемые пленки обладают механической прочностью и стойкостью к коррозии

   ѕатина коричнево-черна€

√рамм на литр:
молибдат аммони€ - 10
аммиак 25% водный раствор - 7
раствор должен быть подогрет до 60 - 70 градусов

  ѕатина золотистого цвета

√рамм на литр:
сульфид меди - 0,6
едкий натр - 180
молочный сахар - 180

раствор щелочи и лактозы готов€т отдельно и только потом сливают вместе, кип€т€т 15 минут и добавл€ют сульфид меди.
изделие поместить в подогретый до 90 гр. раствор на 15 мин.

   ѕатина золотисто-коричневого цвета с малиновой побежалостью и умеренным блеском

ѕосле очистки медных монет можно создать на них искусственную патину, поместив в раствор 50 г медного купороса и 5 г марганцовокислого кали€ на 1 литр воды, нагрев его до температуры 70-80— и продержав там до получени€ нужного цвета.

   ѕатина зеленого цвета

ќкрасить в зеленый цвет поверхность медных, латунных или бронзовых изделий можно различными способами.

ћетод є1
ѕоверхность вещей при помощи губки смазывают сначала сильно разведенным раствором азотнокислой меди с добавлением небольшого количества поваренной соли. «атем, когда вещь просохнет, ее точно таким же образом смазывают раствором из 1 части щавелевокислого кали€ и 5 частей нашатыр€ в 94 част€х слабого уксуса. —нова дают просохнуть и оп€ть смазывают первым раствором; потом, по просыхании, оп€ть вторым раствором и т.д. попеременно до тех пор, пока окрашивание не приобретет надлежащую силу.
ѕеред смазыванием намоченную в растворе губку следует сильно выжать так, чтобы она была влажной, но не мокрой. ѕо окончании окраски поверхности вещи тщательно растирают жесткими волос€ными щетками, особенно в углублени€х и щел€х. ѕосле 8-14 дней работы получаетс€ буровато-зеленоватое окрашивание.

ћетод є2
¬ещи в несколько приемов натирают суконкой, пропитанной неочищенной олеиновой кислотой (продукт, получаемый на стеариновых заводах). Ќа поверхности вещей образуетс€ сначала темно-зеленый слой олеиновокислой меди, котора€ под вли€нием кислорода и влаги воздуха постепенно превращаетс€ в более светло-зеленую углекислую медь.
ѕроцесс значительно ускор€етс€, если олеиновую кислоту предварительно довольно долго настаивать на стружках меди, а вещи после каждого смазывани€ такой кислотой, после просыхани€ смазки, слегка (не более нескольких капель!) опрыскивать при помощи пульверизатора водным раствором углекислого аммони€.

http://www.habor.ru/stat/detail/idx/53

 

 

–убрики:  рукоделие/бижутери€
ћастер-классы
ћетки:  

ѕроцитировано 31 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку