Андрей Рублев. Троица. |
![]()
Вершина творчества Рублева — созданная около 1411 г. икона «Троица» (Третьяковская галерея, Москва). Прекрасны задумчивые фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они как будто ведут тихую беседу. Религиозная символика иконы ( «троица» означает единство божества в трех лицах) не затемняет ее реального содержания. Мир, согласие, единодушие — вот к чему призывает художник своих соотечественников. Это содержание «Троицы» отражало стремление русских людей к объединению Руси и к единодушному отпору врагам.
Круговая композиция расположения ангелов, тонкая продуманность ритма плавных повторяющихся линий, изысканная грация силуэтов фигур сообщают этой иконе необычайную гармоничность. Очень красивы и чисты ее краски, особенно звонкий и нежный «голубец» (синяя краска). В сочетании с золотистыми тонами она как будто повторяет цвет синего неба. Эта икона была создана Рублевым в зрелую пору творчества, и в ней воплотились лучшие достижения русской живописи той эпохи. После 1422 г. Рублев расписал фресками Троицкий собор в Загорске (эти фрески не сохранились) и вместе со своими учениками создал его иконостас.
Андрей Рублев был родом из Радонежа, его деятельность как художника была тесносвязана с Радонежом и Троице-Сергиевым монастырем, расположенным возле него. «Бетой Андрей в послушании у НиконаРадонежского» - означает, что свой иноческий путьон начал под руководством Никона, бывшего учеником и преемником Сергея Радонежского по игуменству в Троицком монастыре. Не исключена возможность, чтоАндрей Рублев мог прийти в Троицкий монастырь еще при жизни самогоСергия (умершегов 1391 или 1392 годах) и быть в послушании у Никона.
Далее текст подлинника, говорящий о написании Рублевым иконы «Троицы впохвалу Сергию», подтверждает достоверность монастырского предания о том, что икона «Троицы», стоявшая в местном ряду иконостаса Троицкого собора, была написана Андреем Рублевым. Этот собор был заложен в 1422 году тоже «впохвалу» Сергию как храм-усыпальница, где должны были стоять его мощи, и, вернее всего, именно для этого собора Никониз аказал Рублеву знаменитую «Троицу».
Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти превратился в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и духовного искусства. Однако долгое время его авторитет был лишь слабым отголоском того, давнего почитания: никто толком не знал, какие работы ему точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая работа, как "Троица", за прошедшие годы изменилась неузнаваемо и судить о ее достоинствах стало невозможно. Лишь в XX в. благодаря усилиям многих исследователей и реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как одного из гениев мирового искусства наполнилось реальным смыслом.
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-27 — более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).
01 - Троица

Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:
1) некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, нач. XV в. [в том числе миниатюры с изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки];
02 - Евангелист Матфей

03 - Евангелист Марк

04 - Евангелист Лука

2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда [«Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим»] иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля [Исследования, проведенные в 1980-е гг., показали, что все убранство Благовещенского собора погибло в огне пожара 1547 года — в том числе и «деисус Андреева писма Рублева». Тем не менее, сегодня не достигнуто единодушного мнения исследователей по вопросу атрибуции дошедших до нас деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора];
05 - Благовещение ~ 1405

06 - Рождество Христово ~ 1410-е

07 - Сретение ~ 1410-е

08 - Крещение

09 - Преображение

10 - Воскрешение Лазаря

11 - Вход в Иерусалим

Архангел Михаил

14 - Апостол Павел

4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 (сейчас в музее г. Владимира);
15 - Умиление

5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408;
16 - Иоанн Предтеча

17 - Апостол Павел

18 - Вознесение

19 - Сошествие в ад

| Рубрики: | Христианство |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |