-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ира_Корень

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2010
Записей: 3477
Комментариев: 79
Написано: 3679


Потерянные цивилизации Перу.Часть 5.Другие культуры перед инкским завоеванием

Четверг, 18 Июня 2015 г. 16:30 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Потерянные цивилизации Перу.Часть 5.Другие культуры перед инкским завоеванием

 

                                      

Салинар

Керамика культуры Салинар. Музей Ла-Платы

 В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар. Ее материалы заметно отличаются от микоцик, относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная кера­мика и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.

Экспозиция музея Гардинер,Торонто,Канада

Культура Салинар — существовала на прибрежной территории, где сейчас находятся департаменты Анкаш и Ла-Либертад.Культура выделена в 1930-х гг. Рафаэлем Ларко Ойле 

                           

Салинар по культурным характеристикам занимала промежуточное положение между культурами Куписнике и Моче. В это время в сельском хозяйстве всё большее распространение получали системы ирригации. Поселения обычно были небольшими и изолированными

В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жи­лыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилища­ми, структура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях.

Ряд укрепленных пунктов и поселений по юж­ному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно,раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Са­линар. Ее центр - Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.

Гальинасо

В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой многокомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседствовавших с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходив­шие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях долины, в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходится на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Кельехон-де-Уайласа.

Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной до­лины. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I ты­сячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на по­бережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.

                                

Перуанский исследователь Инасио Альва Менезес обнаружил в археологическом центре Вентаррон департамента Ламбаек погребение таинственной культуры гальинасо. О ней известно очень мало, поэтому исследователи были обрадованы, когда обнаружили богатую могилу трехлетнего мальчика, который погиб около двух с половиной тысяч лет назад. Она расположена в 500 м от храма Пойманного Оленя, который был воздвигнут более четырех тысяч лет назад. Религиозная постройка получила свое название благодаря росписи стен, на которых древние запечатлели охоту на оленя.

Рекуай

Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Каси­нелли (Cassinelli), Тру­хи­льо, Перу

Рекуай — доколумбова культура, существовавшая на территории Перу на территории современного департамента Анкаш. Существовала в промежуточную раннюю эпоху южноамериканской хронологии в 200—600 н. э. и занимала почти всё ущелье Уайлас (Huaylas). На востоке достигала реки Мараньон, а на западе — высокогорной части долины Санта.

            

Сосуд. . Центральные Анды, Перу, Северное побережье. Культура: Рекуай. I в. до н.э. – VI в. н.э.

Поглощена в конце VI — начале VII в. государством Уари.

Сосуды куль­туры Рекуай. Музей Касинелли

В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосу­дов и каменных изваяний из музейных коллекцийЕдинственный научно исследованный памятник - городище Пашаш. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель. Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застрой­ки. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, в честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками бы­ла обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровожда­лась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захороне­нии керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.

                              

Сосуд с музы­каль­ной сце­ной. Рекуай. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. Музей празд­ника всех свя­тых , Шаф­ха­у­зен, Швей­ца­рия

                             
Бытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной пло­щадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со стремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, "чайники" с горлом и носиком и др.

                          

Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены рос­писью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей, человека с нападающими на него с двух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщика с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характер­ное, - "Зверь Рекуай" с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропо­морфных личин с отростками.

                  
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.

                            

В витринах подлинные предметы древних цивилизаций. Перу. Культура Рекуай. 1 тысячелетие н.э. Фигура воина-жреца. Нашего Ваньку-встаньку напоминает.Музей им.Пушкина
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных за­хоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и ин­крустированными изображениями на на вершиях. Мастерам была известна техни­ка литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.

Лима

Храм Пачакамак.Главный вход в храм

Лимская культура, или культура Лима — цивилизация местного происхождения, существовавшая на территории современного Перу с 100 г. до н.э по примерно 650 г. н. э.

Данная доинкская культура находилась в долинах рек Чильон, Римак и Лурин. Представлена в основном керамическими находками. Люди лимской культуры соорудили множество храмов, в настоящее время известных как «уака», которые до настоящего времени сохранились в городе Лима.

Пачакамакский храм
На центральном участке перуанского побережья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обитало земледельческое население, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежат сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени.

На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для местного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относящиеся к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.

Какая красавица...

 Комплекс культуры Лима заметно из­меняется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшест­вующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосу­ды с ребром, сосуды с мостовиднои ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-вы­пуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых име­ют высокое сужающееся горло и круглую ручку.

                            

                           

Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная ор­наментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.

                            

                                                              

Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей ис­пользовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встре­чаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.

                                

                               

                               

Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытяну­том положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают не­сколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захороне­ния с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определен­ной имущественной или социальной дифференциации.

При строительстве древней­ших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное мас­совое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих ко­стяков и многочисленные сосуды.

К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с «переплетающимися» узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.

В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо.

Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится «Древний храм» и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина Лурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые, более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.


 

                      Пукара


 

На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, иду­щих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. От­крытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри "под­ковы" располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находи­лось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.

С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Пре­жде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повяз­ки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.

Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барелье­фом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встре­чаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.

                                

Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя ре­пертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (пре­жде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто соче­таются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом явля­ются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и рас­крашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (осо­бенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face.

Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходя­щимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно ук­рашенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.

 

Варкин А., Зданович Л. Тайны исчезнувших цивилизаций. — М., 2000.
Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. 


 

Серия сообщений "история":
Часть 1 - Похоже, Кутузов воевал не за русов
Часть 2 - Павел I и Анна Лопухина - История любви
...
Часть 17 - Потерянные цивилизации Перу.Часть 9."Золотой" век Ика,Чанкай,Сикан
Часть 18 - >Затерянные цивилизации Перу.Часть 6.Мачу-Пикчу
Часть 19 - Потерянные цивилизации Перу.Часть 5.Другие культуры перед инкским завоеванием
Часть 20 - Великая Индийская Стена
Часть 21 - Великая Кавказкая стена


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку