Без заголовка |
• « Маятник ».
3. Развитие речевого дыхания
— Нашел медведь на поляне колоду с медом. Сам полакомился и детям в лес понес. Идет, громко песню поет: э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э.
Педагог предлагает детям найти глазами нижнюю точку на рисунке (медведь), мысленно (в воздухе) поставить возле нее указательный палец правой руки и произнести, не прерываясь, громко звук э на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до верхней точки на рисунке (лес).
Детям предлагается найти глазами нижнюю точку на рисунке (мышка), мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки рядом с ней и произнести тихо, не прерываясь, звук и на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки до верхней точки рисунка (сыр).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от верхней точки рисунка (сыр) до нижней (мышка), звук и дети произносят громко.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Ира, Инна, иней, Илья, кит, лифт, ива, палка, шапка, тигр, лиса, пила, кости, игра, гвозди, лук, корка, гуси, игла и т. д.
Услышав слово со звуком и, дети должны присесть.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука и, развитие интонационной выразительности
— Прослушайте потешку. Какой звук я выделяю голосом?
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
— Обратите внимание, как правильно произносится звук и.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
Дети произносят звук и по одному, все вместе, парами, только девочки, только мальчики.
— Выделите ударный слог в слове водичка.
— Расскажите потешку, отхлопывая ритм.
— Повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь медленно (в среднем темпе).
— Повторите потешку высоким голосом, как маленький человечек; низким — как великан; умеренным — как говорим мы с вами.
Часть II
Оборудование и материалы: у каждого ребенка геометрические фигуры синего и зеленого цвета; листы бумаги для каждого ребенка.
— Положите правую ладошку справа от листа. Где лежат ваши правые ладошки? (Справа.)
— Положите левую ладошку слева. Где лежат ваши левые ладошки? (Слева.)
— Положите правую (левую) ладошку на верхнюю часть листа. Где лежат вами ладошки? (В верху листа.)
— Положите левую (правую) ладошку на нижнюю часть листа. Где теперь лежат ладошки? (В низу листа.)
— Будьте внимательны, пожалуйста! Положите на верхнюю часть листа синий треугольник. Где лежит синий треугольник? (Синий треугольник лежит вверху.)
— Положите зеленый круг на нижнюю часть листа. Где лежит зеленый круг? (Зеленый круг лежит внизу.)
— Положите синий круг на верхнюю часть листа.
— Положите зеленый прямоугольник на нижнюю часть листа.
— Положите зеленый треугольник на нижнюю часть листа.
Геометрических фигур в верхней и нижней частях листа должно быть не менее пяти.
— Где у вас лежат синие геометрические фигуры? (Вверху.)
— Сколько синих треугольников? (Два синих треугольника.)
— Какого цвета геометрические фигуры находятся в верхней части листа? (Синего.)
— Назовите геометрические фигуры, которые находятся у вас в нижней части листа.
— Какого цвета эти геометрические фигуры? (Зеленого.)
— Назовите геометрические фигуры зеленого цвета.
— Встаньте из-за столов, подойдите к ковру. Девочки будут фигурами синего цвета, мальчики — зеленого. Встаньте на ковре так же, как расположены геометрические фигуры у вас на листе.
— Где стоят девочки? (Вверху.)
— Какого цвета геометрические фигуры вверху? (Синего.)
— Где стоят мальчики? (Внизу.)
Занятие 3
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они — разноцветные мячи. Педагог делает движения ладонью, как будто играет в мяч; дети подпрыгивают в такт движениям педагога. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Затем педагог говорит, что все мячи укатились. Дети свободно бегают по ковру. Педагог предлагает им остановиться и улыбнуться друг другу.
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• « Маятник ».
3. Развитие речевого дыхания
— Бабушка ждала свою внучку в гости. Она поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник быстро закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п. И суп в кастрюле закипел: п-п-п.
Педагог предлагает детям найти глазами верхнюю точку на рисунке (чайник) мысленно (в воздухе) поставить указательный палец правой руки возле нее и произносить серию звуков п на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» до нижней точки рисунка (кастрюля).
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки (кастрюля) до верхней точки (чайник).
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Папа, пульт, банан, платье, парад, погода, собака, луна, сноп, тапки, шары, пол, часы, мяч, Павлик, пух, копыто, пальто, суп, почка и т. д.
Услышав слово со звуком п, дети должны положить руки на плечи.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука п, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Пол подмела и посуду помыла,
А вот умыться я позабыла.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят звук п хором, по одному, парами.
— Выделим вместе ударный слог в слове посуда.
— Повторите стишок, отхлопывая ритм.
— Произнесите его без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким голосом, как говорит папа (высоким, как сказал бы зайка).
— Повторите его медленно, как ползает черепаха (быстро, как бегает зайка).
— А теперь тихо-тихо, как шуршат листочки (громко, как гремит гром).
Работа продолжается в подгруппах.
После того как подгруппы договорились, они выстраиваются в шеренгу. Первой выступает подгруппа, которая быстрее достигла договоренности. Остальные внимательно слушают, не мешая товарищам, и определяют, какой интонационный элемент был воспроизведен. По окончании выступления оценивается соответствие задуманной интонации и выраженной.
Часть II
Оборудование и материалы: набор геометрических фигур и листы бумаги для каждого ребенка.
— Положите правую ладошку на верхнюю часть листа.
— Положите правую ладошку справа от листа.
— Положите левую ладошку слева от листа.
В процессе выполнения задания педагог задает вопросы о местоположении ладоней.
— Положите красный круг на лист справа.
— Положите красный треугольник справа.
— Положите еще один красный круг справа.
— Сколько красных кругов справа? (Два красных круга.)
— Сколько всего красных геометрических фигур справа? (Три.)
— Где находятся красные круги? (Красные круги находятся справа.)
— Положите желтый квадрат на лист слева. Где находится желтый квадрат? (Желтый квадрат находится слева.)
— Положите желтый круг слева.
— Положите красный квадрат справа.
— Положите желтый треугольник слева.
У каждой стороны листа должно быть не менее пяти геометрических фигур.
— Где находятся желтые геометрические фигуры?
Далее занятие производится подобно предыдущему (см. занятие 6, часть II).
Занятие 4
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
— Посмотрите, какие красивые картины у вас получились! Полюбуйтесь ими! А теперь улыбнитесь друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Конфетка».
3. Развитие речевого дыхания
Педагог предлагает детям найти на рисунке палочки от барабана, мысленно поставить в воздухе возле них указательные пальцы обеих рук и по команде произнести звук б тихо, на одном дыхании, сопровождая это движением указательных пальцев по «звуковой дорожке» до верхнего рисунка (барабан).
Упражнение повторяется с движением в заданном темпе указательных пальцев от верхнего рисунка (барабан) до нижних рисунков (палочки), дети произносят звук б громко.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: бабушка, барабан, бублик, брат, пушка, шум, стол, бумага, грабли, булка, болото, корабли, собака и т. д. Услышав слово со звуком б, дети должны поднять руки вверх.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука б, развитие элементов интонационной выразительности
— Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай!
— Обратите внимание, как правильно произносится звук б.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя.
— Выделите ударный слог в слове собаченька.
— Повторите потешку, отхлопывая ритм.
— А теперь повторите ее без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
— Расскажите потешку тихо, чтобы не разбудить собачку.
— А теперь громко — собачка проснулась.
— Повторите потешку медленно, как будто баюкаете собачку.
— Расскажите ее низким голосом, как сказала бы большая собака (высоким голосом — как маленькая собачка).
Далее следует работа в подгруппах.
Часть II
Оборудование и материалы: альбомные листы и набор геометрических фигур разного цвета в коробочках для каждого ребенка; песочные часы. Во время работы листы у детей должны быть расположены вертикально.
— Поднимите правую руку, опустите.
— Поднимите левую руку, опустите.
— Посмотрите вверх, посмотрите вниз.
— На предыдущих занятиях я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сегодня вы будете делать это сами. Вы будете четко произносить цвет, название геометрической фигуры и место, куда вы ее предполагаете положить, а я вам буду помогать.
— Положите красный круг на лист справа.
— Положите, пожалуйста, синий квадрат на нижнюю часть листа.
— Красный треугольник положите на лист слева.
— Зеленый квадрат положите на верхнюю часть листа.
Далее педагог задает детям вопросы:
— Где находится зеленый квадрат? (Зеленый квадрат находится вверху.)
— Какая геометрическая фигура находится слева? (Слева — красный треугольник.)
— Где находится красный круг? (Красный круг находится справа.)
— Какая геометрическая фигура находится внизу? (Внизу находится синий квадрат.)
— Подойдите ко мне, встаньте спиной к столам. Вспомните, не глядя на столы, где какая фигура находится.
— Скажите, пожалуйста, где находятся квадраты? (Зеленый — вверху, синий— внизу.)
— Сколько на листе треугольников? (Один красный треугольник слева.)
— Сколько кругов? (Один красный круг справа.)
Занятие 5
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата.
— Идут медвежата по лесу, переваливаясь. Увидели пчелиные ульи — улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут же налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• « Улыбка-дудочка »;
• «Маятник».
3. Развитие речевого дыхания
— Жил-был мальчик Толя. Он очень любил мастерить. Решил Толя сделать кормушку для птиц. Достал молоток, гвозди, доски и принялся за дело. Весело стучит по гвоздям молоток: т-т-т. Вот и кормушка готова. Обрадуются воробьи и синички.
Детям предлагается найти на рисунке молоток, мысленно (в воздухе) поставить возле него указательный палец правой руки и произнести серию звуков т на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца по «звуковой дорожке» от рисунка молоточка до каждого гвоздика.
Упражнение повторяется с «ударами» указательным пальцем левой руки в воздухе по всем гвоздикам в заданном темпе.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: Таня, Тоня, стул, стол, кот, рот, слон, дом, ваза, трамвай, табурет, туча, трава, труба, утка и т. д.
Услышав слово со звуком го, дети ударяют кулачком о кулачок.
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука т, развитие элементов интонационной выразительности
На занятии используется потешка:
— Прослушайте потешку. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук го.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят го хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в слове молоток.
— Повторите потешку, отхлопывая ритм.
- Расскажите потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук.
— А теперь низким голосом, как стучит большой молоток.
— Повторите потешку высоким голосом, как стучит маленький молоточек.
— А теперь умеренным голосом, как стучит молоток средней величины.
- Расскажите ее громко — молоток громко стучит совсем рядом.
— А теперь тихо-тихо — молоток стучит далеко-далеко.
— Повторите потешку быстро — молоток спешит.
— И медленно — молоток устал.
Далее работа проводится в подгруппах.
Часть II
Оборудование и материалы: таблица размером не менее половины листа ватмана, с левой стороны которой расположены вертикально: треугольник, круг, прямоугольник; справа — предметы, в которых дети могли бы увидеть геометрические фигуры (снеговик, портфель, телевизор, морковь, елочка, капуста и т. д.).
— Рассмотрите таблицу. Какие геометрические фигуры расположены слева? (Треугольник, круг, прямоугольник.)
— Найдите среди изображенных предметов, расположенных справа, такие, которые похожи на геометрические фигуры.
1-й ребенок
Я думаю, что портфель похож на прямоугольник.
2-й ребенок
Я думаю, что морковка похожа на треугольник.
3-й ребенок
Я нашел воздушный шарик. Шарик похож на круг.
После того как дети выполнят задания по таблице с фигурами, педагог предлагает им найти в комнате предметы, похожие на эти геометрические фигуры.
Педагог побуждает детей при ответах формулировать развернутые учебные высказывания.
Занятие 6
Часть I
1. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений
Педагог предлагает детям вообразить, что они превратились в снежинки.
— Снежинки кружатся, взлетают, падают. Ветер подул — снежинки полетели, закружились, затем собрались в сугроб и остановились. Улыбнулись друг другу.
2. Артикуляционные упражнения
• «Окошечко в домике открылось»;
• «Улыбка-дудочка»;
• «Качели».
3. Развитие речевого дыхания
— Пошли дети гулять в лес. Слышат, будто кто-то по дереву стучит: д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка в красной шапочке и клювом дерево долбит: д-д-д. Прислушались дети, посмотрели внимательно и увидели ниже точно такую же красивую птичку. Она тоже стучала клювом по дереву: д-д-д. Эта птичка — дятел. Дятел червячков ищет, деревья лечит.
Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно (в воздухе) поставить на нее указательный палец правой руки и произнести серию звуков д на одном дыхании, сопровождая это движением указательного пальца правой руки по «звуковой дорожке» в заданном темпе до нижней точки.
Упражнение повторяется с движением указательного пальца левой руки от нижней точки до верхней точки.
4. Развитие предпосылок к формированию фонематических процессов
Педагог произносит слова: дом, Даша, плоды, дым, друг, куча, качели, дорога, дрова, дыня, береза, солнышко, дудка, здание, звезда и т. д.
Услышав слово со звуком д, дети должны выставить одну ногу вперед. (Педагог поощряет детей, если они сами подберут слова с заданным звуком.)
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука д, развитие элементов интонационной выразительности
— Прослушайте стишок. Слушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом?
Почему мой друг Данилка
Говорит одни дразнилки?
— Обратите внимание, как правильно произносится звук д.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя. Дети произносят д хором, парами, по одному.
— Выделим ударный слог в слове Данилка.
— Прочитайте стишок без голоса (звук «выключен»), четко артикулируя каждый звук.
- Повторите его громко — Данилка громко дразнится.
— А теперь низким голосом — как сказал бы дедушка.
— И высоким голосом — как сказала бы маленькая девочка.
— Прочитайте стишок умеренным голосом, как будто разговариваете между собой.
— А теперь медленно.
— И быстро.
Затем работа продолжается в подгруппах (мальчики — девочки).
Часть II
— Рассмотрите первый плакат. Что на нем изображено? (Цветок.)
— Подумайте, из каких геометрических фигур состоит цветок? Какого они цвета? (Из синих кругов и красного.)
— Как расположены круги? (В середине красный круг, а вокруг него — синие.)
— Сколько красных кругов? (Один.)
— Сколько синих? Давайте сосчитаем вместе. (5 синих кругов.)
— Посмотрите еще раз на плакат (15-20 с). Запомните расположение фигур.
Дети рассматривают плакат в течение 15-20 с. Затем педагог убирает его. Дети выкладывают цветок по памяти. Тот, кто выполнил свою работу, встает у своего стола. Когда все дети выполнят задание, педагог снова вывешивает плакат перед детьми и просит сравнить их работу с образцом.
Дети рассказывают, как они выполняли работу, называя последовательность своих действий.
Серия сообщений "Развивающий материал":
Часть 1 - Из крышек
Часть 2 - Рисуй смекай
...
Часть 98 - Тема: "Вот какие птички, Птички - невелички".
Часть 99 - Дидактические игры по математике
Часть 100 - Играем с крышечками
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |