-ћетки

австрали€ австри€ акведук аргентина аэропорт бассейн башн€ бельги€ бисер бразили€ великобритани€ венесуэла виадук водопад вулкан вьетнам в€зание германи€ город город на воде горы греци€ грузи€ гэс дамба дани€ дача деревь€ дорога заброшенные места замок знаменитость игрушки инди€ индонези€ иран испани€ итали€ казахстан канада канаш китай корабль кукла лестницы машины мексика метро море москва мост мь€нма небоскрЄб необычные дома необычные пам€тники нидерланды нова€ зеланди€ новый год норвеги€ оаэ озеро олимпиада остров открытки пам€тники перу пл€ж поезда помпон португали€ притча причуды природы пустын€ река росси€ самолет саудовска€ арави€ сингапур смотрова€ площадка ссср сша таиланд тогда и сейчас турци€ украина фетр фигуры из... флеш-игры фонтан франци€ хорвати€ храм церковь чехи€ чили шар швейцари€ швеци€ шри-ланка €пони€

 -–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јл€-–укодельница

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.11.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 10616



»стори€ календар€, названи€ мес€цев и дней

ѕ€тница, 07 ќкт€бр€ 2011 г. 08:43 + в цитатник
÷итата сообщени€ јстронель »стори€ календар€, названи€ мес€цев и дней

 Ёто рассказ понемногу о многом - об истории календар€, об идах  и календах, о названи€х мес€цев и дней недели на разных €зыках.

 

»стори€ календар€
—ейчас  все народы мира пользуютс€ календарем, унаследованным от древних римл€н.
Ќо календарь и счет дней у древних римл€н сначала были довольно запутанные и странные…
 
¬ольтер сказал  по этому поводу:
–имские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось… )))
 
—амо слово  алендарь произошло от лат. calendarium — долгова€ книжка: в ƒревнем –име должники платили проценты в день календ, первых чисел мес€ца. 
 аленды, так же, как и ноны и иды, служили дл€ отсчЄта дней внутри мес€ца: от этих трЄх моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами - 24 феврал€, и т. п.).
ј слово «календы» - от латинского глагола «calo»— «объ€вл€ть, возглашать» -   в этот день объ€вл€ли о начале нового мес€ца и числе дней до нон в этом мес€це.
»звестное выражение  «отложить дело до греческих календ»  значит  — «никогда не сделать», в греческом календаре календ не было!

Ќоны (от nonus — дев€тый, то есть дев€тый день до »д), в древнеримском календаре 7-й день марта, ма€, июл€, окт€бр€ и 5-й день остальных мес€цев. Ќоны служили дл€ счЄта дней внутри мес€ца.
»ды (от этрусск. iduare, «делить») —  в римском календаре  день в середине мес€ца.  Ќа 15-е число иды приход€тс€ в марте, мае, июле и окт€бре; на 13-е — в остальных  мес€цах.
»ды были посв€щены ёпитеру, которому в тот день жрец ёпитера приносил в жертву овцу .
¬ мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит ёлий ÷езарь. —огласно ѕлутарху, предсказатель предупредил ÷езар€, что в этот день ему надо опасатьс€ смерти. ¬стретив предсказател€ на ступен€х —ената, ÷езарь сказал ему с насмешкой: «ћартовские иды наступили». «Ќаступили, но ещЄ не прошли» — ответил предсказатель. „ерез несколько минут ÷езарь был убит.


‘раза «Ѕерегись мартовских ид!» из пьесы Ўекспира «ёлий ÷езарь» стала крылатой.
15 марта начиналс€ новый год,  и происходили праздновани€ в честь богини јнны ѕеренны.
ќстальные дни обозначались указанием  количества дней,  оставшихс€ до ближайшего главного дн€; при этом в счЄт входили и день, который обозначалс€, и ближайший главный день:  ante diem nonum Kalendas Septembres — за дев€ть дней до сент€брьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращЄнно a. d. IX Kal. Sept.
……………
 алендарь древних римл€н.
—начала римский год состо€л из 10 мес€цев, которые обозначались пор€дковыми номерами: первый, второй, третий и т.д.
√од начиналс€ с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию.
ѕозже первые четыре мес€ца были переименованы:

ѕервый (весенний!) мес€ц года был назван в честь  бога весенних побегов, земледели€ и скотоводства, а этим богом у римл€н был…  ћарс!  Ёто уже потом он стал, как  јрес,   богом  войны.
ј мес€ц был назван мартиусом (martius) – в честь ћарса.

 ¬торой мес€ц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire – "раскрывать", так как в этом мес€це раскрываютс€ почки на деревь€х, или от слова apricus –"согреваемый —олнцем". ќн был посв€щен богине красоты ¬енере.
“ретий мес€ц в честь богини земли ћайи стал называтьс€ майус (majus).
„етвертый мес€ц был переименован в юниус (junius) и посв€щен богине неба ёноне, покровительнице женщин, супруге ёпитера.
ќстальные шесть мес€цев года продолжали сохран€ть свои числовые названи€:
 
квинтилис (quintilis) – п€тый; секстилис (sextilis) – шестой;
септембер (september) – седьмой; октобер (october) – восьмой;
новембер (november) – дев€тый; децембер (december) – дес€тый.
 
„етыре мес€ца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер) имели каждый по 31 дню, а остальные мес€цы состо€ли из 30 дней.
ѕоэтому первоначально римский календарный год имел 304 дн€.
¬ VII в. до н.э. римл€не произвели реформу своего календар€ и добавили к году еще 2 мес€ца – одиннадцатый и двенадцатый.
ѕервый из этих мес€цев – €нуариус – был назван в честь двуликого бога януса, который считалс€ богом небесного свода, открывавшим ворота —олнцу в начале дн€ и закрывавшим их в его конце. ќн же был богом входа и выхода,  вс€кого начинани€. –имл€не изображали его с двум€ лицами: одним, обращенным вперед, бог  видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.
¬торой  добавленный мес€ц – фебрариус – был посв€щен богу подземного царства ‘ебруусу. —амо же его название происходит от слова februare – "очищать", и св€зано с обр€дом очищени€.

 
√од в календаре римл€н после реформы стал состо€ть из 355 дней, и в св€зи с добавлением  51 дн€ (почему не 61?)  пришлось мен€ть длину мес€цев.
Ќо все равно  римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.
„тобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней. ѕри этом римл€не в каждом втором году между 24 и 25 феврал€ "вклинивали" попеременно 22 или 23 дн€.
¬ итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком пор€дке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. ¬ставные дни получили название мес€ца ћерцедони€, иногда  называли просто вставочным мес€цем – интеркал€рием (intercalis).
—лово  "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда  производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
—редн€€ продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была  366,25 дн€, то есть на  сутки больше, чем в действительности.
 

–исунок, выбитый на старинном каменном календаре римл€н. ¬ верхнем р€ду изображены боги, которым посв€щены дни недели: —атурн — суббота, —олнце — воскресенье, Ћуна — понедельник, ћарс — вторник, ћеркурий — среда, ёпитер — четверг, ¬енера — п€тница. ¬ центре календар€ — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначени€ чисел мес€ца.
 
–еформа ёли€ ÷езар€.
’аотичность римского календар€ стала значительной, и нужна была неотложна€ реформа. » реформа была произведена в 46 г. до н.э. ёлием ÷езарем (100 – 44 гг. до н.э.). –азработала  новый  календарь  группа александрийских астрономов во главе с —озигеном.
¬ основу календар€, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была прин€та равной 365, 25 суток.
—читали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней.

 ак прежде мес€ц ћерцедоний, так и теперь этот дополнительный  день "упр€тали" между 24 и 25 феврал€. ÷езарь постановил добавл€ть к февралю второй шестой (bis sextus) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 феврал€. ‘евраль был выбран как последний мес€ц римского года. ƒополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный. ѕервым високосным годом стал 45 до н. э.
 
÷езарь упор€дочил  число дней в мес€цах по принципу: нечетный мес€ц имеет 31 день, четный – 30. ‘евраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.
 роме того, ÷езарь решил начать счет дней в новом году с новолуни€, которое как раз пришлось на первое €нвар€.
¬ новом календаре  на каждый день года было указано, кака€ звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Ќапример, в но€бре отмечалось: 2-го – заход  јрктура, 7-го – заход ѕле€д и ќриона и т.д.   алендарь тесно св€зывалс€ с годичным движением —олнца по эклиптике и  с циклом земледельческих работ.
 
—чет по юлианскому календарю был начат с первого €нвар€ 45 г. до н.э. Ќа этот день, с которого, уже начина€ с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
 ёлий ÷езарь €вл€етс€ автором  традиции начинать отсчет нового года с первого €нвар€.
¬ благодарность за реформу, и  учитыва€  военные заслуги ёли€ ÷езар€, римский сенат переименовал мес€ц квинитилис (в этом мес€це ÷езарь родилс€) в юлиус.
ј через год, в этом же сенате,   ÷езар€ убили…
 
»зменени€ в календаре были и позже.
–имские жрецы вновь запутали календарь, объ€вл€€ високосным каждый третий, (а не четвертый)  год календар€. ¬ итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.
Ёту ошибку исправил император јвгуст (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на прот€жении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. ѕопутно он способствовал распространению в –имской империи семидневной недели, котора€ заменила собой использовавшиес€ до этого дев€тидневные циклы – нундиды.
¬ св€зи с этим сенат  переименовал мес€ц секстилис в мес€ц августус. Ќо продолжительность этого мес€ца составл€ла 30 дней. –имл€не считали неудобным, чтобы в мес€це, посв€щенном јвгусту, оказалось меньше дней, чем в мес€це, посв€щенном ÷езарю. “огда отн€ли от феврал€ еще один день и добавили его к августусу. “ак февраль осталс€ с 28 или 29 дн€ми.
“еперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. „тобы не было подр€д трех мес€цев по 31 дню, один день септембера передали  октоберу. ќдновременно перенесли один  день новембера на децембер. “ем самым было нарушено введенное ÷езарем правильное чередование долгих и коротких мес€цев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дн€ короче второго.
–имска€ календарна€ система широко распространилась в «ападной ≈вропе и использовалась  вплоть до XVI века. — прин€тием христианства на –уси также стали пользоватьс€ юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

¬ VI веке римский монах ƒионисий ћалый предложил ввести новую христианскую эру, начало которой идет от –ождества ’ристова, а не от сотворени€ мира,  и не от основани€ –има.
ƒионисий обосновал дату от –ождества ’ристова. ѕо его расчетам она пала на 754-й год от основани€ –има или на 30-й год правлени€ императора јвгуста.
Ёра от –ождества ’ристова прочно утвердилась в «ападной ≈вропе только в VIII веке. ј на –уси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворени€ мира.
 
–еформа папы √ригори€ XIII.
¬ конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Ќикейский собор, проходивший в 325 г. в городе Ќикее (теперь это г.»звик в “урции) закрепил эту дату, решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходитьс€ на это число.
“ем не менее, средн€€ продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года. ¬ результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождени€ —олнца через точку весеннего равноденстви€ передвигалс€ за это врем€ на одни сутки назад – от марта к февралю.   концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.
–еформу календар€ осуществил папа √ригорий XIII на основе проекта италь€нского врача и математика Ћуиджи Ћилио.
√ригорий XIII в своей булле предписал, что после 4 окт€бр€ 1582 г. следует 15, а не 5 окт€бр€. “ак весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. ј чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток.
ѕрин€то считать простыми те столети€, число сотен которых не делитс€ без остатка на 4. ¬ силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. –асхождение в одни сутки григорианского календар€ с астрономическим временем накапливаютс€ не за 128 лет, а за 3323.
 
 
“ака€ календарна€ система получила наименование григорианской или "нового стил€". ¬ противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стил€".
—траны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 – 100 лет.
јнгли€ ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 €нвар€.  ое-кто из англичан восприн€л реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три мес€ца жизни!)))

ѕользование разными календар€ми вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев.  огда мы читаем, что в »спании в 1616 году 23 апрел€ умер —ервантес, а в јнглии 23 апрел€ 1616 года умер Ўекспир, можно подумать, что два великих  писател€  скончались в один и тот же день.
Ќа самом деле разница была в 10 дней!  Ўекспир умер в протестантской јнглии, котора€ еще жила по юлианскому календарю, а —ервантес — в католической »спании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).
ќдной из последних стран, прин€вшей григорианский календарь в 1928 г., стал ≈гипет.
 
 ¬ ’ веке с прин€тием христианства на –усь пришло летосчисление, примен€вшеес€ римл€нами и византийцами: юлианский календарь, римские названи€ мес€цев, семидневна€ недел€. Ќо счет годов велс€ от сотворени€ мира, которое произошло за 5508 лет до –ождества ’ристова. √од начиналс€ с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сент€бр€.
ƒействовавший в –оссии календарь от «сотворени€ мира» заменил  на  юлианский ѕЄтр I с 1 €нвар€ 1700 года (разница между двум€ системами летоисчислени€ составл€ет 5508 лет).
–еформирование календарной системы –оссии было сильно задержано. ѕравославна€ церковь отказалась ее прин€ть, хот€ еще в 1583 г. на  онстантинопольском соборе признала неточность юлианского календар€.
ƒекретом —овета Ќародных  омиссаров –—‘—– от 25 €нвар€ 1918 г.,  в –оссии был введен григорианский календарь.   этому времени разница между старым и новым стилем составл€ла 13 дней. ѕредписывалось в 1918 г. после 31 €нвар€ считать не 1 феврал€, а 14-е.
—ейчас григорианский календарь стал международным.
…………
“еперь о слав€нских названи€х  мес€цев.
12 мес€цев - любима€ сказка 
ћес€ц – промежуток времени, близкий к периоду обращени€ Ћуны вокруг «емли, хот€ современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Ћуны.
»здревле отрезки года св€зывали с теми или иными €влени€ми природы или с хоз€йственной де€тельностью.
 
Ќе совсем на тему. »з легенды: у слав€н ћес€ц был царем ночи, мужем —олнца. ќн влюбилс€ в ”треннюю «везду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...

 
Ќазвани€ мес€цев
январь. —лав€нское название "ѕросинец" - от по€вл€ющейс€ синевы неба в январе.
‘евраль - "—ечень", «Ћютень». —ечень - потому что наступало врем€ подсечки деревьев дл€ очистки земли под пашню.
ћарт
"—ухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Ѕерезозол", от действи€ весеннего солнца на березу, котора€ в это врем€ начинает наливатьс€ соком и пускает почки. "ѕротальник" – пон€тно почему.
јпрель
 ƒревнерусские имена апрел€: "Ѕерезень", "—негогон". ¬ украинском €зыке мес€ц носит название "квiтень" (цветущий).
ћай  - названи€ "“равень", "“равный" – природа зеленеет и расцветает.
»юнь.
"»зок". »зок - кузнечик, их в июне было особенно много. ƒругое название "„ервень".
»юль.
"„ервень" - название - от плодов и €год, которые в июле, отличаютс€ красноватостью (червленый, красный). ≈ще называли "Ћипец" – липа  цветет в июле. «√розник» - от сильных гроз. » просто - «ћакушка лета». «—традник» - от страдных летних работ.
јвгуст
 ј у слав€н все еще страда - "—ерпень", "∆нивень", - врем€ косить пшеницу. Ќа севере јвгуст еще называлс€ ««арев», ««орничник» - от си€ни€ зарниц.
 —ент€брь
–усским названием мес€ца был «–юинь», –евун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «’мурень» – погода начинала портитьс€. ¬ украинском €зыке мес€ц - "¬ересень" (от цветущего медоноса - вереска).
ќкт€брь
„удесное слав€нское название - "Ћистопад". »наче – «√р€зник», от осенних дождей и хл€би. ј еще «—вадебник» - в это врем€ заканчивались основные сельскохоз€йственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника ѕокрова.
Ќо€брь -  "√рудень", от груд замерзшей земли со снегом.
ƒекабрь -  "—тудень" – холодно!

“абличка слав€нских названий мес€цев
 
 
Ќедел€ и дни недели.
Ќедел€ – это период времени в 7 суток, существующий в большинстве календарных систем мира. ќбычай измер€ть врем€ семидневной неделей пришел к нам из ƒревнего ¬авилона и св€зан с изменением фаз Ћуны.
ќткуда пошли названи€ дней недели?
ƒревневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). —читалось, что эти светила обращаютс€ вокруг «емли и что их рассто€ни€ от нее возрастают в таком пор€дке: Ћуна, ћеркурий, ¬енера, —олнце, ћарс, ёпитер и —атурн.
¬авилонские астрологи считали, что каждый час суток находитс€ под покровительством определенной планеты, котора€ "управл€ет" им.
—чет часов был начат с субботы: первым ее часом "управл€л" —атурн, вторым – ёпитер, третьим – ћарс и т.д., седьмым – Ћуна. «атем весь цикл снова повтор€лс€.
¬ итоге получилось, что первым часом следующего дн€, воскресень€, "управл€ло" —олнце, первый час третьего дн€ доставалс€ Ћуне, четвертый день – ћарсу, п€тый – ћеркурию, шестой – ёпитеру и седьмой – ¬енере.
ѕланета, управл€юща€  первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.
Ёта система была перен€та римл€нами - названи€ планет отождествл€лись с именами богов. ќни управл€ли дн€ми недели, которые получили их имена. –имские названи€ перекочевали в календари многих народов «ападной ≈вропы.
"ѕланетарные" названи€ дней недели и в английском и скандинавских  €зыках, но названи€ в них произведены от имени €зыческих  богов германо-скандинавской мифологии.
ƒень —атурна у ¬авилон€н считалс€ несчастливым; в этот день предписывалось не заниматьс€ делами, и сам он получил название "шаббат" – покой. ѕри этом его перенесли в конец недели. Ќазвание перешло в еврейский, арабский, слав€нский (суббота), некоторые западноевропейские €зыки.
”  слав€н  воскресенье называлось "недел€", "день, в который ничего не делают" (не занимаютс€ делами). ј  понедельник – это "день после недели»,  ¬торник – "второй день после недели", итд.
¬от кака€ не дел€...)))

 
ƒни недели
ќлицетворение дней недели мы видим  в названи€х, сохранившихс€ в английском, немецком, французском €зыках.
ѕонедельник – Monday (англ.) перекликаетс€ с Ћуной – Moon, ещЄ нагл€днее Lundi (фр.),
¬торник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаЄм планету ћарс. ¬ Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто им€ воинственного древнегерманского бога “иу,  аналога ћарса.
—реда - угадываетс€ ћеркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).
Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день ¬одена (¬отана, ќдина). Ётот же бог  скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).
¬оден - необычный бог, он изображаетс€ высоким стариком в чЄрном плаще. Ётот персонаж прославилс€ изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - ћеркурием. ѕо легенде ¬оден ради знаний пожертвовал одним глазом.
¬ слав€нских "среда", "середа", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена иде€ середины недели
„етверг - латинское Dies Jovis, ƒень ёпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).
ј вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют пр€мую св€зь с древним богом-громовержцем “ором, аналогом ёпитера.  Ќа хинди четверг - ƒень ёпитера.
ѕ€тница - хорошо видна ¬енера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
 јнглийское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени  скандинавской богини плодороди€ и любви ‘рейи  (‘ригге), аналога јфродиты и ¬енеры. Ќа хинди п€тница - ƒень ¬енеры.
—уббота - лицо —атурна прогл€дываетс€ в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
–усское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восход€т к ивритскому «Ўаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовени€". Ќа хинди суббота - ƒень —атурна.
¬оскресенье - ƒень —олнца по-латински, английски и немецки, во многих €зыках этот день обозначаетс€ различными вариаци€ми слова "Sun/Son" (—олнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "ƒень √осподень" и €вл€ютс€ наслоением принесЄнным в ≈вропу вместе с христианством.
–усское "воскресенье" по€вилось таким же способом, заменив старое название этого дн€ "Ќедел€", сохранившиес€ в других слав€нских €зыках - Ќедел€ (бол.), Ќедiл€ (укр.), Nedele (чех.).  Ќа хинди воскресенье - ƒень —олнца.
……………
» наконец о сутках и часах.
—утки – единица любого календар€, выделение которой основываетс€ на чередовании дн€ и ночи. “акое разделение суток зародилось в ƒревнем ¬авилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состо€т из двенадцати часов. ќфициально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном  лавдий ѕтолемей, живший во II в. н.э.
ѕервый час начиналс€ с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат – двенадцатым. » длина часа была переменной, зависела от длины светлого времени суток.
¬ажным шагом стало изобретение и использование механических часов,  в ≈вропе это  IX – XII вв.
—таринные часы в ѕраге


ћеханические часы сделали продолжительность часа посто€нной и независимой от соотношени€ дневной и ночной части суток.
ѕервые механические часы  в –оссии были  установлены  великим кн€зем ¬асилием I в 1404 г. во  дворе за церковью св. Ѕлаговещень€. «наменитые часы на —пасской башне установил в 1624 г. при царе ћихаиле ‘едоровиче механик √алловей.

¬от така€ непроста€ истори€ календар€...

 
………………
¬икипеди€ и –унет.
……………………….

–убрики:  »—“ќ–»я/истори€ вещей



јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 11 январ€ 2018 г. 18:49 (ссылка)
Ќепон€тно. ≈сли ÷езарь постановил нечЄтные мес€цы должны быть по 31 дню, а чЄтные по 30, то уже получаетс€ 366 дней. ¬ то же врем€ на ¬ашем сайте написано, что в високосный год в марте к 31 дню добавл€лс€ ещЄ 1 день (bi sextus)... “огда получаетс€ уже 367 дней ... Ќескладушки однако ???
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 11 январ€ 2018 г. 19:03 (ссылка)
—лово "шабат" восходит к финикийскому "sebe-t", что переводитс€ как "—≈ƒ№ћќ…" (имеетс€ ввиду день недели). 7-ой день был посв€щЄн богу и в этот день предписывалось ничего не делать, отдыхать и быть в покое. Ќа современном русском €зыке - "выходной". ј недел€ начиналась со дн€, посв€щЄнного —олнцу, поэтому в английском €зыке сохранилось название "Sun-day" (день —олнца). ѕо еврейски "йом –ишон" (день начальный). ¬ таджикском €зыке "€к-шанба" (ѕервый день). — прин€тием христианства, день —олнца объ€вили днЄм "воскресени€" ’риста (то есть бога) и объ€вили теперь уже 1-ый день днЄм поко€ и отдыха, молений по богу. ѕоэтому все дни сместились на 1 сутки. Ѕывший 1-ый день стал "выходным, воскресением" и 7-ым днЄм недели. ƒревн€€ середина недели, котора€ находилась между первыми трем€ дн€ми недели и последними трем€ дн€ми и была ровно посередине недели (4-ым днЄм) - переместилась на 3-ий день (если начинать неделю с понедельника)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку