-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќаталь€_√еоргиевна

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.11.2010
«аписей: 48
 омментариев: 14
Ќаписано: 63



—пасо-јндроников монастырь

—уббота, 02 јпрел€ 2011 г. 10:17 + в цитатник

<center> —пасо-јндроников монастырь
 

 (700x501, 77Kb)

—пасо-јндроников монастырь на картине ¬иктора ≈вгеньевича Ћукь€нова

  

 (700x384, 95Kb)

 

»стори€ —пасо-јндроникова монастыр€  
ѕредоставлено насто€телем собора —паса Ќерукотворного
протоиереем ¬€чеславом (—авиных)
 
—пасо-јндроников монастырь – один из древнейших в ћоскве. ќбитель, основанна€ около 1360 года великим русским св€тителем митрополитом јлексием при участии и по благословению преподобного —ерги€ –адонежского, уже к концу XIV–началу XV века стала одним из духовных и культурных центров ћосковского государства, сыграв исключительную роль в возвышении ћосквы и превращении ее в «“ретий –им» и «второй »ерусалим».

 (698x365, 147Kb)

—пасо-јндроников  фотограф andreanto

 

—огласно преданию, во врем€ возвращени€ из  онстантинопол€ в 1356 году св€титель јлексий попал в сильный шторм на „ерном море. ѕредсто€тель –усской ÷еркви дал обет: в случае своего спасени€ основать в ћоскве монастырь, посв€тив его тому св€тому, пам€ть которого придетс€ на этот день. Ѕожией милостью путники пристали к берегу 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) – в день праздновани€ Ќерукотворному ќбразу —пасител€, тому самому, которым благословил владыку јлекси€  онстантинопольский ѕатриарх, перед ним же св€титель возносил молитвы во врем€ бури. ¬от почему, исполн€€ свой обет, митрополит јлексий посв€тил монастырь образу —паса Ќерукотворного.
ћесто основани€ обители могло быть присмотрено св€тителем во врем€ одного из его путешествий в ќрду с ходатайствами за московских кн€зей: на высоком холме, у крутого поворота яузы перед впадением ее в ћоскву-реку. –учей, впадающий в яузу (заключен в трубу в 1935 году) в пам€ть о константинопольской бухте «олотой –ог был назван «олотым –ожком (пам€ть о нем сохран€етс€ в названии вала, набережной и переулков). «десь же сходились два пути: один шел через “аганскую площадь на юг, в  оломну, –€зань и татарские улусы (Ѕолванска€ дорога); другой путь уходил на восток – ¬ладимир, Ќижний Ќовгород. Ёто «св€тое» перепутье, как его называли в старину, отличалось и ландшафтными красотами, увенчанием которых и стал —пасский монастырь.

—пасо-јндроников фото с яузы хорошее (700x525, 92 Kb)

—пасо-јндроников  автор  онстантин ¬.  

»менно по ¬ладимирской дороге пришел из своей “роицкой обители игумен —ергий –адонежский благословить как сам —пасский монастырь, так и его насто€тел€ – своего любимого ученика јндроника. Ѕогомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. ѕо сей день в версте от —пасо-јндроникова монастыр€ стоит часовн€-проща, построенна€ на месте прощани€ преподобных —ерги€ и јндроника. ¬ 1995 году она передана ѕравославной ÷еркви и в насто€щее врем€ €вл€етс€ действующей.
 
 
  (401x600, 87Kb)
 
¬ 1371 году великий кн€зь ƒимитрий »оаннович, провожаемый митрополитом јлексием в ќрду, останавливалс€ здесь помолитьс€. ¬ 1380 году мимо јндроникова монастыр€ шли русские полки на  уликово поле и здесь же останавливались перед торжественным въездом в ћоскву. ¬ монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении благоверных русских воинов, положивших «души сво€ за други сво€». —ейчас на месте погребени€ воинов – героев  уликовской битвы – идет строительство поминального храма-часовни во им€ св€того благоверного кн€з€ ƒимитри€ ƒонского. Ёта часовн€ создана дл€ сугубой молитвы об упокоении русских воинов, убиенных на поле брани.
 
 
√рандиозна€ перестройка ћосквы на рубеже XV и XVI веков в соответствии с ее возросшим статусом отразилась и на монастыре: в 1504 году духовник »оанна III—пасский архимандрит ћитрофаний строит кирпичную трапезу (сегодн€ – сама€ древн€€ на территории ћосквы).   XVI веку относитс€ и возведение надвратной церкви во им€ –ождества ѕресв€той Ѕогородицы. ѕобеда на  уликовом поле, совпавша€ с этим праздником, стала очередным нагл€дным убеждением в заступничестве Ѕогородицы, а посв€щение ≈й надвратных церквей – выражением представлени€ о ћатери Ѕожией как Ѕлагой ¬ратарнице, «двери райские верным отверзающей», ѕокровительнице —в€той –уси.
 
  (458x426, 27Kb)
 “рапезна€, построена в начале 16 века.
XVI и XVII века проход€т под знаком участи€ —пасо-јндрониковских архимандритов во всех крупнейших государственных делах.
¬ августе–сент€бре 1653 года в монастыре четыре недели содержалс€ знаменитый раскольник јввакум ѕетров.
¬ конце XVII века обитель избирают в качестве фамильной усыпальницы Ћопухины, породнившиес€ с царствующим родом. ≈вдоки€ Ћопухина – перва€ супруга ѕетра I.
 
  (528x699, 77Kb)
 
 
’рам во им€ ћихаила јрхангела, примкнувший к древней трапезной, в основном воздвигнут в 1694 году, но закончен лишь в 1739 году. ќн стал новой архитектурной доминантой монастырского ансамбл€. Ёто объ€сн€етс€ многообразными функци€ми храма. ќн должен был служить усыпальницей рода Ћопухиных (1-й €рус постройки), славить јрхангела ћихаила – покровител€ русских государей (церковь во 2-м €русе), а также отмечать пам€ть соименных сыну и мужу царицы ≈вдокии митрополита јлекси€ (церковь в 3-м €русе) и апостола ѕетра (придел св€тых апостолов ѕетра и ѕавла, примыкающий к северной стене трапезной). “аким образом, постройка Ћопухиных объедин€лась с постройкой »оанна III в одну царственную линию. ѕолуча€ готовую трапезную, јрхангельска€ церковь выводилась на центральное место в ансамбле и одновременно св€зывала всю архитектуру монастыр€ с правобережьем яузы – отсюда открывалс€ вид на весь јндроников монастырь.
 
 

 (525x699, 238Kb)

—пасо-јндроников   ’рам ћихаила јрхангела фотограф andreanto

 
—реди захороненных в јрхангельской церкви – ”стинь€ и ‘еодор, родители царицы ≈вдокии Ћопухиной, плем€нник царицы генерал-аншеф ¬.ј.Ћопухин, убитый в сражении при √росс-≈герсдорфе (1757), графин€ ≈.».√оловкина (урожденна€ кн. –омодановска€, 1702–1791) – двоюродна€ сестра императрицы јнны »оанновны и другие. 
 
—пасский собор јндроникова монастыр€ – шедевр не только русской, но и мировой архитектуры.  ак убедительно показали доктор исторических наук, профессор Ќ.Ќ.¬оронин и доктор архитектуры, профессор —.¬.«аграевский, он возведен в 1425–1427 годах. Ёто старейший из сохранившихс€ храмов ћосквы. 
 
 
  (700x525, 186Kb)
 
 
ƒл€ творческого мышлени€ создателей собора характерен смелый отказ от кубичности, превращение архитектурной композиции в своеобразную шатровую «сень». Ўирина собора составл€ет примерно половину его высоты. ¬ысота цокол€ три раза укладываетс€ в портале, п€ть раз в четверике (по центральной части) и двенадцать раз в общей высоте собора. Ѕолее дробные членени€, в свою очередь, также подчин€ютс€ определенным взаимоотношени€м. »скусство русских зодчих и заключалось в умении воплотить в камне гармонию тварного мира. 
 
 
–азмер —пасского собора был использован в качестве модул€ дл€ определени€ размеров позднейших построек. Ќапример, внутренний размер трапезной палаты равен ширине —пасского собора по наружным стенам, ширина —в€тых ворот равна размеру подкупольного звена собора, прот€женность южной монастырской стены соответствует шести длинам собора и т.д.
—обор был расписан преподобными јндреем –ублевым и ƒаниилом „ерным, но в XVIII веке росписи были утрачены. —охранились лишь фрагменты растительных орнаментов в откосах алтарных окон. 
 

 (155x300, 13Kb)

 
 
 ¬ 19 веке собор был перестроен и стал выгл€деть так:
 
  (267x392, 27Kb)
 
¬ 20 веке (1960 г.) он был реставрирован и реконструирован.
 
  (577x640, 78Kb)
  (500x330, 59Kb)
 
ѕосле реконструкции собор —паса Ќерукотворного приобрел привычный дл€ нас вид.
 
 
  (525x699, 205Kb)
 —пасо-јндроников  фотограф  andreanto  
”же в XVI веке почитались в лике св€тых первые четыре насто€тел€ —пасо-јндроникова монастыр€, преподобные јндроник, —авва, јлександр и ≈фрем, а также св€тые иконописцы јндрей –ублев и ƒаниил „ерный. ¬се они своими мощами почивают на территории монастыр€. ѕреподобные јндроник и —авва ћосковские, јндрей –ублев вход€т в сонм общероссийских св€тых.
 
¬ XVIII веке монастырь приобретает большую известность благодар€ некрополю. — давних времен этот монастырь был традиционным местом погребени€ московской аристократической знати - и не только живших в районе –огожской и “аганки купцов, промышленников, но и всей ћосквы. «десь были похоронены родители и родственники царицы ≈вдокии Ћопухиной, (котора€ устроила в монастыре церковь св. ћихаила јрхангела с трапезной), Ѕар€тинские, “рубецкие, Ќад могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор ».¬итали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.
 роме этого в монастыре были захоронены √олицыны, √оловины, ёсуповы, “олстые, —алтыковы, Ќарышкины – цвет российского двор€нства. ≈ще в 1714 году ѕетр I после битвы при √ангуте отпустил средства на строительство в монастыре именно потому, что на его погосте погребались воины, погибшие в —еверной войне. ¬ек спуст€ здесь найдут последнее пристанище герои ќтечественной войны 1812 года. Ќа территории некропол€ были похоронены дед «чудо-богатыр€» ћ.ј.ћилорадовича, ѕ. ƒемидов – основатель ярославского лице€, —. ¬асильев – крупнейший благотворитель ћосквы, вложивший в строительство монастыр€ более 500000 рублей, ¬.ѕ.«убов – известный русский ученый-энциклопедист, археолог и нумизмат.
¬ —пасском соборе были захоронены родители јнны јлексеевны ќрловой-„есменской (в тайном постриге монахини јгнии) – выдающейс€ благотворительницы XIX века.
ѕреподобный јндрей –ублев прин€л постриг в этом монастыре и долгое врем€ был его монахом. «десь же иконописцы были похоронены, по старым сведени€м - в соборе на том месте, где сто€ла его колокольн€. ¬ насто€щее врем€ их могилы утер€ны и существует миф о том, что это произошло после революции. ќднако это не так.
ќдним из последних плиту на могиле преподобного јндре€ –ублева видел историк ћиллер в конце XVIII века. ј уже в начале XIX века по€вились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, котора€ разобрана и место сровнено с землей. ≈сть верси€, что тогда и были утрачены их могилы. ¬еро€тно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то врем€ огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыр€.
¬ 30-х годах архитектору ѕ.ƒ. Ѕарановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Ёто произошло поздним вечером, и ученый не смог разгл€деть ее как следует. ќн отложил изучение находки до утра, сн€в только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Ёто оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. ¬ ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыр€, чтобы уберечь их от осенней сл€коти. “ак была потер€на единственна€ ниточка, котора€, возможно, вела в далекую древность к могиле јндре€ –ублева.
— 1910 года и до закрыти€ монастыр€ его насто€телем был епископ (с 1921 года – архиепископ) ¬ладимир (—околовский, 1851–1931) – выдающийс€ иерарх –усской ѕравославной ÷еркви, ученый-миссионер, храмоздатель, патриот, сподвижник св€тителей Ќикола€ японского и “ихона ћосковского.
≈ще монастырь известен тем, что здесь, в погребе, на цепи, без света и пищи, трое суток сидел в плену протопоп јввакум. ѕотом его еще три мес€ца держали здесь взаперти в одном из помещений. ¬ XVII веке монастырь стал "божедомским" и в нем отпевали скончавшихс€ внезапною или насильственой смертью.
—тены и башни монастыр€ возведены в конце 17 века, но в 18 были сильно перестроены.
 
 

 (700x525, 153Kb)

—пасо-јндроников  фотограф andreanto

 

 олокольн€, возведенна€ над —в€тыми вратами в 1796–1798 годах, завершила формирование монастырского ансамбл€.
 
 
 
  (700x521, 206Kb)
 

Ќадвратна€ колокольн€ была одной из красивейших в ћоскве, построена по проекту московского архитектора –одиона  азакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика ћатве€  азакова. ѕо его замыслу колокольн€ должна была быть выше »вана ¬еликого, но ѕавел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. “ип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастыр€х в конце XVIII столети€ можно увидеть в ближайшем Ќовоспасском монастыре.

ѕосле революции монастырь сильно пострадал. ¬ 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры дл€ рабочих –огожско-—имоновского района. ¬есной 1922 года изъ€ли ценности и разместили здесь колонию дл€ беспризорных детей. ƒл€ них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольна€ площадка. ¬ 1930 году была взорвана колокольн€.

 
  (700x525, 331Kb)
 
ѕам€тник великому русскому иконописцу јндрею –ублЄву работы известного скульптора ќлега  онстантиновича  омова (1932-1994 гг.) был установлен в 1985 году в сквере перед главными воротами —пасо-јндроникова монастыр€. ј в самом монастыре роаботает музей  ћузей древнерусскойживописи имени јндре€ –ублева. ќн был открыт в —пасо-јндрониковом монастыре де€телей культуры во главе с академиком ».√рабарем. ¬ 1949 году разрешение было получено, и руководитель реставрационных работ ƒ.».јрсенишвили ночевал в притворе собора и круглосуточно жил в монастыре, не покида€ его ни на минуту, чтобы здание обманом не отобрали другие претенденты. ћузей был открыт.   ¬ 1980-х годах был преобразован в ÷ентральный √осударственный ћузей древнерусской культуры и искусства имени јндре€ –ублева. ¬ его коллекцию входит огромное иконописное собрание, более 5 тыс€ч икон, церковна€ утварь, старопечатные и рукописные книги.
  (500x375, 45Kb)
ќдна из экспозиций музе€.
 
—ам  јндрей –ублЄв был  причислен –усской ѕравославной церковью к лику св€тых в 1988 году .
17 июл€ 1989 года, в первую годовщину причислени€ јндре€ –ублева к лику св€тых, в соборе прошла литурги€. ¬о вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в пам€ть о том, что здесь были похоронены преподобные јндрей –ублев и ƒаниил „ерный. ѕотом она была убрана. ¬ насто€щее врем€ монастырь действует как приходской храм, и богослужени€ провод€тс€ регул€рно.
—пасский собор был закрыт вместе с упразднением монастыр€ в 1920-х годах. ќн бездействовал до 1990 года, когда по согласованию с наход€щимс€ на территории монастыр€ ÷ентральным музеем древнерусской культуры и искусства имени преподобного јндре€ –ублева здесь были возобновлены богослужени€. ¬ 1991 году при храме был зарегистрирован приход, который возглавил  и по сей день возглавл€ет протоиерей ¬€чеслав (—авиных).
 ћатериал вз€т на сайте –усјрх http://rusarch.ru/zagraevsky21.htm, и на сайте http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/spaso-andronikov.htm

 (700x482, 127Kb)

 

 <center>

 

–убрики:  јрхитектура
’рамы, иконы, фрески
ћузеи мира
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку