Цитата сообщения svetikpoet
Если хочется писать стихи...
Сегодня сайт "Духовная поэзия" поможет тем, кто влюблен. Тем девушкам, кому не безразличен высокий слог и у кого часто бывает лирическое настроение.
В общем, кратко об азах стихосложения. Самые распространенные ошибки, которые делают начинающие поэты – это нарушение размера стиха и отсутствие рифмы.
Это два конька в стихосложении, на которых нужно сидеть крепко, если есть желание не только публиковаться без нареканий со стороны критиков, но хотя бы не навлечь на себя насмешек подруг и друзей.
Рассмотрим, что такое размер.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
А.С. Пушкин
Стихотворный размер - определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях (или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также отражается при обозначении размера.
Принято выделять пять основных размеров -
хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей. Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 5, 7 и т.д.):
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
(И.Бунин)
Ямб. Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
(А. Блок)
Дактиль. Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
(А. Фет)
Амфибрахий. Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Анапест. Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
(А. Блок)
Почему важно знать о размерах? Очень часто, начинающий автор в стихотворении перескакивает с одного размера на другой. В конечном итоге, стихотворение теряет музыкальность, при прочтении звучит сбивчиво, становится приближенным к обычной речи.
Если мы любим наше дитя – стихотворение, то обязательно придадим ему аккуратную, красивую форму, и похвальные отзывы благодарных читателей, не заставят себя ждать.
В следующей раз мы будем рассматривать, что есть рифма.
Всем удачи, и творческих успехов. С любовью. Сайт Духовная Поэзия.
Конкурс поэзии