-Цитатник

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

Замки Бельгии: Спонтин. - (0)

Замки Бельгии: Спонтин. Спонтин (Spontin)- это деревня на реке Бок (Bocq), расположе...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2860
Комментариев: 2475
Написано: 6202


Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюзе (1479—1541) — нидерландский живописец

Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 10:51 + в цитатник

Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз, (Mabuse; 1479—1541) — нидерландский живописец, график и резчик по дереву.

 Прозвище «Мабюз» (Мобежский) получил по городу Мобёжу (Maubeuge), Франция, в котором он родился.

Возможно, учился у Герарда Давида. В 1502 г. был принят в гильдию Св. Луки в Антверпене. Вероятно, в 1499 году он отправился в Англию, где писал преимущественно портреты.

Около 1507 г. был принят ко двору Филиппа Бургундского (бастарда Филиппа III Доброго). Сопровождал его во время поездки в Рим (1508—1509). В дальнейшие годы продолжал работать на Филиппа в его замках, в Антверпене, а также в Миддельбурге и выполнять заказы представителей семьи Габсбургов — двора Маргариты Австрийской в Мехелене. Письменные источники свидетельствуют, что он выполнил портреты Карла V и его сестры Элеоноры Португальской, воспитывавшихся в Мехелене.


Когда Филипп Бургундский получил сан епископа Утрехтского, Мабюз последовал за ним в замок Duurstede и помог в его декорировании.

Умер в Антверпене в 1541.

Вероятно, именно он вдохновил своего ученика Яна ван Скорела на совершение долгого европейского тура. С той поры для нидерландских художников (включая и Рубенса и ван Дейка) стало обычаем совершать европейские путешествия.

Картины, исполненные им до его итальянского путешествия, например, «Поклонение волхвов» в Говард-Кестле, в Англии, «Портрет детей Генриха VII» в Гамптон-Куртском музее в Лондоне, «Мироносицы» в Антверпенском музее, «Се человек», там же, и алтарный образ в галерее Пражского общества любителей искусства — сильно походят по своему характеру и исполнению на произведения Кв. Массейса. Ощущается и влияние Дюрера.

В Италии Мабюз попал под влияние Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Впал в маньеризм римской школы, не утратив, однако, своего прежнего технического мастерства, о чём свидетельствуют, например, его «Даная» и «Богородица на троне», находящиеся в мюнхенской «Старой пинакотеке», а также «Нептун и Амфитрита» — в Берлинском музее.

Госсарт является родоначальником романизма в нидерландской живописи XVI в.

 4000579_Mabuse (320x431, 74Kb)
Автопортрет (1515-1520, Currier Gallery of Art, New Hampshire )

из книги А. Бенуа "История живописи":

Jan Gossart Mabuse, Malbodius, Mabusius, Malbogie и Malbodia родился около 1472 г. в Мобёже; сын переплетчика, возможный ученик Давида, по другим догадкам - Массейса (в 1503 г. в Амстердаме упоминается некий lennyn van Hennegouwen); при дворе Филиппа Бургундского он мог, кроме того, познакомиться в 1507 г. с Якопо де Барбари (позже Мабюзе сотрудничал с последним при росписи замка Зейборх). 26 октября 1508 г. Я. Госсарт отправляется в свите бастарда Филиппа в Рим через Верону и Флоренцию; 22 июня 1509 г. посольство Филиппа было уже снова в Нидерландах. Возможно, что в 1515 г. художник ездил в Копенгаген писать портрет короля Христиана П. В 1516 г. Мабюзе написана картина "Нептун и Амфитрита" в Берлинском музее. В 1517 г. он сопровождает в Утрехт своего покровителя, назначенного епископом этого города (Мандер утверждает, что Мабюзе отличается здесь очень предосудительными нравами). В 1524 г. умирает Филипп Бургундский и Мабюзе переходит к Адольфу Бургундскому, маркграфу Вэре, и переселяется снова в Мидельбург; в 1528 г. изгнанный из Дании король Христиан вызывает его для совещания о своем мавзолее, в Гент. В 1533 г. Мабюзе пишет свое завещание; в 1535 г. его уже нет в живых.

4000579_355pxHieronymus_Wierix_002 (355x600, 87Kb)
Hieronymus Wiericz. Portrait of Jan Gossaert (между 1568 и 1619 , Rotterdam, Prentenkabinet Museum Boijmans Van Beuningen)

Иным характером обладает группа художников, во главе которой мы можем поставить Яна Госсарта  Мабюзе, Скореля и Лукаса Лейденского. Относительно первых двух мы даже знаем, что они побывали в Италии, и старые историки им и приписывают внесение новой "хорошей" итальянской манеры в нидерландскую живопись. Это не значит, что названные мастера, к которым примкнул длинный ряд знаменитых, но менее для нас ясных художников, совершенно освободились от национальных особенностей (за целый ряд произведений можно Лукаса Лейденского определенно считать "готиком"), но в некоторых их картинах обнаруживается совершенно явное стремление приблизиться к характеру итальянской живописи, а, кроме того, все их приемы более уверенны, более сознательны, нежели приемы их непосредственных предшественников, стоящих на рубеже между готикой и ренессансом.
Прекрасная подписная картина Мабюзе "Поклонение волхвов", перешедшая в 1911 г. из собрания эрла Карлейля в лондонскую Национальную галерею, написана, вероятно, до 1508 г.  


4000579_Gossart_Jan_Adoration_of_the_Magi_art_artist_b (537x600, 346Kb)
The Adoration of the Kings (1500 -1515, National Gallery, London )

На это указывают средневековые детали в архитектуре и драгоценности, подносимые Младенцу магами. Под "декорацией" и "реквизитами" могли бы подписаться Гус или Давид. Последнего принято теперь считать учителем Мабюзе, и это отчасти подтверждается подписью "gosart" на одной из последних миниатюр "Бревиария Гримани", который в целом, как предполагают, и вышел из мастерской прекрасного брюггского мастера. Но вот что странно: несмотря на эти готические пережитки, на типы Мадонны и коленопреклоненного волхва, на острые складки одежд, на яркую расцветку, на трогательную выписанность травок, пробивающихся из-за плит на первом плане (попутно укажем еще на две превосходно нарисованные собаки на авансцене), - всю в целом картину никак не отнесешь к XV в. Моделировка острая, позы неуклюжие, ракурсы беспомощны, перспектива не ушла дальше "Эмпиризма" ван Эйка в "Мадонне Роллена", и, однако, ритм всей картины иной, более торжественный, почти выспренний, и как-то совершенно исчезли интимность и уютность, два чудесных качества нидерландских кватрочентистов.

В картинах, написанных Госсартом после поездки в Рим в 1508 г., уже определенно сказываются те черты, в которых неуступчивые приверженцы национализма усматривают "отравление". Ликам своих мадонн мастер отныне старается придать правильный и привлекательный овал, напоминающий Рафаэля, он старается дать их позам свободу и даже некоторую "nonchalence", высмотренную им в произведениях флорентийцев; он, видимо, также заботится о том, чтобы композиция была строго уравновешена и закруглена. Все это удается Госсарту наполовину; уроженец сурового севера, наивный воспитанник готики, он не мог сразу усвоить себе то, к чему художники благодатной и свободной Италии готовились с самых дней Мазаччио. Многое даже выходит у нидерландского мастера смешным, близким к карикатуре. Однако в других отношениях, там, где и ему удается связать свое и чужое, старое и новое, он создает нечто чрезвычайно ценное, пожалуй, более ценное (ибо более живое), нежели то, что творили в те же дни его соотечественники, не желавшие определенно примкнуть к новым формулам.

К ценным находкам Мабюзе принадлежит, между прочим, и своеобразная, изобретенная им архитектурная система. Среди фантастических декораций, украшающих фоны его картин, особенно прекрасен многоколонный павильон, в который он посадил свою прелестную Данаю Мюнхенской Пинакотеки (1527 г.). Картина эта целое откровение. Не говоря уже о том, что в ней мы можем как бы увидеть средневековую Венеру, освобожденную из плена заклятых подземелий, что здесь открыто сказывается редкое еще в то время на севере любование прелестью нагого тела, - картина эта поражает всем тем, в чем она забегает вперед и уже предвещает барокко. Так, под самой ротондой, в которой девушка так наивно ожидает сошествия золотого дождя, под этими хрупкими колоннами и под этой изящной картушью вверху мог бы подписаться Биббиена Галли, а вид, который открывается вдали, сделал бы честь не только таким позднейшим нидерландским мастерам вроде Стэнвейка и Дэлена, но и самому Паоло Веронезе. Даже вычурная готическая беседка, виднеющаяся в одном из промежутков между колоннами, не нарушает общей гармонии, а, напротив, легко и изящно дополняет остальное.

Вероятно, этих результатов Мабюзе достиг не без упорных усилий. Большая часть его картин утрачена, но все же то, что сохранилось, рисует нам ход его развития. Близко к тому "совершенству", которого достиг мастер в "Данае", стоит архитектура на "Мадридской Мадонне", подаренной в 1588 г. лувенскими гражданами Филиппу II. Здесь мастером использованы ломбардские (или венецианские) мотивы, и "неловкость варвара" сказывается лишь в их сопоставлении и в утрированно укороченной величине столбов.

4000579_virgin_of_louvain-large (505x600, 260Kb)
Мадонна с младенцем (Музей Прадо, Мадрид)

Большим примитивизмом отличается капитальное произведение мастера "Мадонна со св. Лукой" 1515 г. (Рудольфинум в Праге), в котором готика и ренессанс так сплетены, что не скажешь, где начинается одно и кончается другое. Даже в простых формах "профилей" карнизов и баз чувствуется это смешение двух, в сути своей непримиримых элементов. Зато сколько во всем любви и увлечения; как все, что осталось в воспоминании у Госсарта от его итальянских впечатлений, использовано художником, с каким усердием и мастерством выписано!


4000579_Gossart_Jan_Saint_Luka_Painting_the_Virgin_Mary__posters_b (526x600, 304Kb)
Евангелист Лука пишет портрет Богородицы. (1520. Национальная галерея. Прага)
 

Говорят, он усердно изучал в Риме древние памятники; это не отразилось в его картинах. Даже знаменитую группу "мальчика с гусем" (мы ее встречаем на пражской картине) он сумел так видоизменить, что ее легче принять за произведение эпохи барокко, нежели за античную скульптуру. Но разве не замечательно для ученика Давида то, что бронзового Геркулеса, стоящего на одном из выступов той колоннады, в которой Мадонна позирует евангелисту-живописцу, можно принять за изделие мастерской Поллайуоло или Верроккио?

Необходимо остановиться на техническом мастерстве Мабюзе. Как раз "Пражская Мадонна" есть одно из предельных достижений нидерландского возрождения в смысле перспективы и светотени. Мабюзе, как первый на новом пути, не мог не впадать в те ошибки, которыми отличаются его предшественники. Его архитектура слишком сложна, а отчетливость ее форм отвлекает внимание от действующих лиц. Зато какой громадный опыт и какая обостренная наблюдательность сказались в каждой детали, особенно в оттенках каменного пола, карнизов, капителей; как изучены все рефлексы, как мягко сплетены тени, сколько воздуха во всей верхней части этого портика, в конхе над порталом, в плафоне над галереей; наконец, какая красота этот фон, изображающий озаренный светом двор готического замка!

В изображениях природы Мабюзе скорее идет по пути, открытому Массейсом, но и здесь более определенно сказываются следы итальянских влияний. Характерно, например, что он опускает изображение земного рая к ногам Адама и Евы, а не ставит фигуры праотцев среди ландшафта, как это делали Босх, Мемлинг и все прочие кватрочентисты и как это делали Патенир и даже П. Брейгель. Притом в кусочке этого далекого пейзажа сказывается желание быть строгим и ритмичным как в формах гор, так и в густых массах растительности.

4000579_gossaert (300x444, 196Kb)
Мадонна у камина (ок. 1500, ,Bob Jones University Museum & Gallery, Greenville, South Carolina)


4000579_adam_evf (384x600, 192Kb)
Адам и Ева (1505-07, Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid )

4000579_anthony (319x600, 164Kb)
St Anthony with a Donor (1508, Galleria Doria-Pamphili, Rome)

4000579_Gossart_Jan_Christ_on_the_Olive_Mountain_art_print_oil_paintings_b (439x600, 243Kb)
Моление о чаше (ок. 1510, Staatliche Museen, Berlin)

4000579_christ_v (700x628, 306Kb)
Christ between the Virgin and St John the Baptist (1510-15, Museo del Prado, Madrid)

4000579_an_elderly_couple-large (700x468, 218Kb)
Пожилая пара (1510-1528, National Gallery, London)

4000579_534pxMary_Tudor_and_Charles_Brandon2 (534x599, 92Kb)
Princess Mary Tudor and Charles Brandon, duke of Suffolk, (ок. 1516)

4000579_485pxQueen_Eleanor_of_Austria_1516_by_Jan_Gossaert_c__14781532__IMG_7431 (485x599, 49Kb)
Queen Eleanor of Austria (1478-1532), (1516,  the Worcester Art Museum, Worcester, Massachusetts, USA).

4000579_neptune (400x600, 190Kb)
Neptune and Amphitrite. (1516, Staatliche Museen, Berlin)

 4000579_43536636 (480x600, 242Kb)
Portrait of Hendrik III, Count of Nassau-Breda (ок. 1516–17, Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas)

4000579_698763647 (419x600, 224Kb)
Portrait of Floris van Egmond (1469-1539), count of Buren and Leerdam (ок. 1519, Mauritshuis) 

4000579_baudouin (444x600, 216Kb)
Portrait of Baudouin of Burgundy (Staatliche Museen, Berlin, Germany)

 


4000579_image001 (700x537, 53Kb)
Diptych of Jean Carondelet (1517, Лувр, Париж)

4000579_caronder (373x600, 184Kb)
Trompe-l'oeil Skull (1517, Лувр, Париж) - Vanitas изображен на оборотной стороне правой панели Diptych of Jean Carondelet     Diptych of Jean Carondelet Diptych of Jean Carondelet 

4000579_lrggossaert (428x600, 192Kb)
Hercules and Deianira (1517, Institute of Fine Arts, University of Birmingham, UK)

4000579_SalmacisJanGossaert (392x600, 188Kb)
Метаморфоза Гермафродита и Салмакиды. (1-я треть XVI в. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам)

4000579_adam_eva (392x600, 194Kb)
Адам и Ева (ок. 1520,National Gallery, London)


4000579_lady_portrayed_as_mary_magdalene-large (448x600, 222Kb)
Снятие с креста (ок. 1520, Эрмитаж, С.-Петербург)

4000579_447pxJan_Mabuse_Man_of_Sorrow (447x599, 52Kb)
Man of Sorrow (1520-е, National Museum, Kraków)

4000579_20063c8b97dd9e626a68f3aafc093c09751ad21c (420x600, 188Kb)
Мадонна с младенцем (ок.1520, Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague)

4000579_img0037 (465x600, 73Kb)
Мадонна с младенцем

4000579_409px-Jan_Gossaert_-_the_virgin_and_child_with_orange (409x599, 61Kb)
Мадонна с младенцем (ок.1520, Частная коллекция)

4000579_GG_2048 (342x500, 31Kb)
Мадонна с младенцем (Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)

4000579_789900 (447x600, 47Kb)
Мадонна с младенцем (Fundação Eva Klabin, Rio de Janeiro, Brazil)

4000579_1536__Maagd_en_kind__Lissabon_Museu_Calouste_Gulbenkian_21102010_131450__1536__Maagd_en_kind__Lissabon_Museu_Calouste_Gulbenkian_21102010_131450 (412x600, 207Kb)
Мадонна с младенцем ( Museu Calouste Gulbenkian, Lissabon)

4000579_ME0000094339_3 (496x600, 259Kb)
Мадонна с младенцем (1520-1525, Art Institute of Chicago)

 4000579_ME0000100149_3 (416x600, 159Kb)
Мужской портрет (1520 - 1525, Metropolitan Museum of Art,  New York City)

4000579_st_luke (444x600, 260Kb)
Св. Лука пишет Мадонну (1520-25, Kunsthistorisches Museum, Vienna)

4000579_venus_cu (475x600, 262Kb)
Венера и купидон (1521, Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels)

4000579_image020 (470x600, 99Kb)
Portrait of Christian II, King of Denmark (ок. 1523, Netherlandish Institute, Paris)

4000579_L080334lr1 (700x700, 29Kb)
Портрет молодой женщины (1524-1526, Частная коллекция)

4000579_highcoun (700x403, 260Kb)
The High Council (City Hall, Mechelen)

4000579_adam_eve (390x600, 186Kb)
Адам и Ева (ок. 1525, Staatliche Museen, Berlin)

4000579_mabuse14 (482x600, 96Kb)
Адам и Ева (ок.1525, Gemäldegalerie, Berlin)

4000579_bm621 (493x600, 233Kb)
Cybele beseeching Saturn to spare her child (Bowes Museum, County Durham, UK)

 4000579_797234796 (396x600, 215Kb)
Мадонна с младенцем (1525, ,National Gallery, London )

4000579_ME0000100100_3 (456x600, 189Kb)
Мадонна с младенцем (1525, Metropolitan Museum of Art,  New York City  )Copy after Jan Gossart 

4000579_GG_942 (405x500, 40Kb)
Мадонна с младенцем (1525-27, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)

4000579_gossaert1 (250x338, 53Kb)
Мадонна с младенцем (ок. 1525-1530, Chrysler Museum, Norfolk, Virginia)

 4000579_mabuse13 (423x600, 214Kb)
A Man with a Rosary (1525-30,National Gallery, London)

4000579_Gossart_Jan_The_Portrait_of_a_Man__art_artist_b (464x600, 259Kb)
Портрет мужчины.(1-я треть XVI в. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва)


4000579_Isabella_of_Spain_Denmark (478x600, 68Kb)
Infanta Isabella of Spain, Queen of Denmark, daughter of King Felipe I. of Spain, Duke of Burgundy, and Infanta Juana of Spain, wife of King Christian II. of Denmark, 16th century

4000579_GG_837x (347x500, 15Kb)
Портрет мужчины (1525/1530,
Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)

 4000579_donors (381x600, 151Kb)
Wings of a Triptych (1525-32, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels)

4000579_Gossaert_three_royal_children1 (700x520, 307Kb)
The Three Children of Christian II of Denmark (Christina, Dorothea and John) (1526,The Royal Collection, London)

4000579_marymagd (448x600, 215Kb)
Портрет дамы в образе Марии Магдалины (Museum Mayer van den Bergh, Antwerp)

4000579_ME0000059133_3 (404x600, 175Kb)
Portrait d'un bénédictin (1526, Лувр, Париж)

4000579_venus_and_the_mirror-large (288x600, 140Kb)
Венера с зеркалом (Частная коллекция)

4000579_danae (510x600, 275Kb)
Даная (1527, Старая пинакотека, Мюнхен)

4000579_mabuse17 (472x600, 239Kb)
Мадонна с младенцем (ок. 1527 National Gallery, London)

4000579_virgin_c (460x600, 232Kb)
Мадонна с младенцем (ок. 1527, Museo del Prado, Madrid)

4000579_Gossart_Jan_The_Holy_Family_art_print_oil_paintings_b (504x600, 332Kb)
Святое семейство.( 1-я треть XVI в. , Национальный музей древнего искусства. Лиссабон(

4000579_girl (469x600, 225Kb)
A Young Princess (Dorothea of Denmark?) (ок. 1530, National Gallery, London

4000579_virgin_d (481x600, 236Kb)/4000579_Jan_Gossaert_007 (462x600, 238Kb)
Мадонна с младенцем (ок. 1530, Staatliche Museen, Berlin)

4000579_976318021 (409x600, 91Kb)
Portrait of a merchant or Portrait of a Man (Jan Jacobsz. Snoeck?), (1530  the National Gallery of Art, Washington)

 4000579_456pxFranciscoDeLosCobos (456x599, 57Kb)
Retrato de Francisco de los Cobos (1530-1532, J. Paul Getty Museum, Los Angeles)

4000579_ump (522x600, 126Kb)
Мадонна с младенцем (1531, Cleveland Museum of Art, Ohio)

4000579_a00005ab (285x390, 46Kb)/4000579_gossaert14 (433x600, 22Kb)
Мадонна с младенцем (ок. 1532, the National Gallery of Art, Washington)

 4000579_415pxJeanBaptiste_Deschamps__Jean_de_Mabuse_p_83 (415x599, 137Kb)
 из книги  Jean-Baptiste Descamps

4000579_450pxMabuse_071208 (450x600, 41Kb)
statue of the Mabuse 

 

Ссылки:

http://www.artcyclopedia.com/artists/mabuse.html

http://www.artrenewal.org/pages/artist.php?artistid=2888

http://ru.wikipedia.org/wiki/Mabuse

http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/g/gossaert/index.html

http://www.worldvisitguide.com/contact/A009965.html

http://cgfa.acropolisinc.com/mabuse/index.html

http://search.smk.dk/SogVark.asp?KunstnerNavn=Gossaert%20(Mabuse),%20Jan

http://www.sothebys.com/app/live/lot/LotDetail.jsp?lot_id=159468499

 

 

Рубрики:  Живопись/нидерландская и фламандская живопись
Метки:  

Процитировано 1 раз



gui2ne2s   обратиться по имени Среда, 26 Октября 2011 г. 19:16 (ссылка)
Историю об «адамовом яблоке» первым в живописи рассказал нидерландский художник XVI столетия Ян Госсарт - в картине «Адам и Ева».
http://newstyle-mag.com/vystavki/yan-gossart-renessans-po-niderlandski.html
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Октября 2011 г. 19:49ссылка
Спасибо за ссылку. Статья интересная.
gui2ne2s   обратиться по имени Среда, 26 Октября 2011 г. 19:52 (ссылка)
http://newstyle-mag.com/tag/vika-nova-2 - -посмотрите здесь ещё, Вика Нова часто пишет о художниках. Может быть найдёте, что-нибудь ещё интересное для себя
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Октября 2011 г. 20:21ссылка
Обязательно зайду
Аноним   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку