-Рубрики

 -Метки

Север а. дункан а. зандер а. родченко а. руссо а. эрдели акутагава алиса амур и психея афон басе беро в театре валадон венеция г. тарасюк д. бурлюк д.у. уотерхауз документальные фильмы дуано е. билокур женская логика и. труш и.труш ивана купала иконы к. ауэр казаки камни китай китайские красавицы китайский новый год коко шанель конфуций л. брик леди гамильтон леди из шалот м. либерман м. рейзнер м. ткаченко мария магдалина маркиза де помпадур мата хари мелодрамы метки мулен де ла галетт мулен-руж мэрлин монро н. пиросмани нарцисс натюрморт натюрморты никифор о. уайлд орфей и эвридика парижские кафешки пасха пасхальные яйца пейзажи песенки р. аведон растения-талисманы рене-жак рождество русалки русалки в живописи русалки в литературе и фольклоре рыцари с. альбиновская символы снежинки судак т. аксентович тюльпан ф. мазерель ф. толстой ф. фон штук фаберже ци байши шитье э. эрб экранизация классики японские красавицы

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Королевна_Несмеяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2010
Записей: 2355
Комментариев: 238
Написано: 2642



Константин Трутовский

Воскресенье, 28 Апреля 2013 г. 21:04 + в цитатник

Фотолитогрфия, 1897 год
 
Трутовский Константин Александрович (28.1(9.2).1826, Курск, — 17(29).3.1893, с. Яковлевка, ныне Курской области) - живописец и график, представитель реалистичного направления в украинском и русском искусстве.
Родился Константин Трутовский в городе Курске. Раннее детство его прошло в Украине в имении отца в с. Поповке, на Харьковщине. Начальное образование Трутовский получил в одном из харьковских частных пансионов. Тринадцатилетним он переехал в Петербург, где учился в инженерном училище, а после окончания остался в нём репетитором в классе рисования и архитектуры, получая этим самым возможность стать вольно-приходящим учеником Академии художеств. Пять лет учёбы дали возможность ознакомиться с основами рисунка и композиции (над освоением техники живописи молодой художник работал самостоятельно). 
После выхода в отставку, Трутовский в 1850 году переезжает в с. Яковлевку, вблизи Курска, где целиком отдаёт себя искусству. В 1852 году Трутовский начинает работать масляными красками. Успех живописца в большой степени объясняется тем, что сюжеты его картин были простые, не надуманные, рождённые непосредственной близостью к народной жизни. 
Объединение реалистической основы с элементами романтизма открыло лирико-эпическую страницу творчества художника, посвящённую вечной теме любви. Картина Трутовского «У плетня», написана художником в 1863 году, – это волнующий и правдивый рассказ о свидании влюблённых, первом прикосновении любви, свежести первого чувства. 
Художник использует излюбленный композиционный приём: простое расположение фигур, взятых крупным планом на фоне пейзажа. В погожий летний день, под синим небом, среди буйной зелени возле плетня встретились парень и девушка – молодые, красивые, сияющие любовью. Пейзаж, как всегда у Трутовского, – действенный компонент произведения, объединённый в единое целое с фигурами персонажей. Вдали под тёплым солнцем уснула речка, замечтались густые леса. Праздничная красочность одежды объединилась с синевой неба и зеленью трав. Цвет в картине несёт смысловую нагрузку, создаёт оптимистическое мажорное настроение. Живая и непридуманная настолько, что кажется выхваченной из самой действительности, характерной для Украины второй половины XIX века, картина Константина Александровича Трутовского «У плетня» имеет большое художественное, историческое и этнографическое значение. Она является одной из лучших живописных работ, созданных художником в 1860-х годах на тему жизни украинского крестьянства. 
 
Трутовский К. А. У плетня
 
Трутовский отличался чрезвычайной работоспособностью. Казалось бы, он спешил уловить запечатлеть в своих картинах, акварелях и карандашных рисунках, которых исполнено им огромное количество, жизнь малороссийского народа. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Перечислю только несколько его известных произведений: "Колядки в Малороссии" (находится в Музее имп. Александра III в С. Петербурге), "В рабочую пору" (в собрании К. Солдатенкова в Москве), "Свидание у колодца" и "Помещики-политики", акварели "После обеда, в летнюю пору" и "Благодетели" (в Третьяковской галерее в Москве). 
 
File:Trutovsky 001.jpg
 
Хоровод в Курской губернии, 1860
 
File:Trutovsky 003.jpg
 
Сбор на церковь, 1863
 
File:Trutovsky Konstantin Na Senovale.jpg
 
На сеновале, 1872
 
File:Trutovsky 006.jpg
 
Городским путникам предлагают фрукты на обочине, 1873
 
 
Приезд учительницы
 
File:Trutovsky 005.jpg
 
Сельская учительница, 1883
 
File:Trutovsky 002.jpg
 
Базар в провинции, 1893
 
File:Trutovskyi Vinok.jpg
 
Надевают венок, ранее 1893 г.
 
Трутовский Константин Александрович - В половодье
 
В половодье
 
File:Trutovskyi U kolodiazia.jpg
 
Сцена у колодца, ранее 1893
 
File:Костянтин Трутовський.jpg
 
Жанровая сцена, 1876
 
File:Трутовский У-плетня 1879.jpg
 
 У плетня, 1879 г.
 
File:Trutovsky Kolyadki.jpg
 
Колядки в Малороссии, ранее 1864
 
Увеличить
 
Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.
 
 
Возвращение с ярмарки, 1868 г.
 
Сюжет картины «Возвращение с ярмарки» 1868 года является одним из излюбленных для русских художников. Сам Трутовский не раз обращался в других картинах к ярмарочной теме и мотиву шествия крестьян. Трутовский как хороший рассказчик разворачивает перед зрителем целую историю, метко подмечая разные и такие узнаваемые детали, по которым можно не только понять нынешнее состояние персонажа, но и составить представление о том, что предшествовало ему и угадать, что произойдёт позже.
 
По осенней грязи размякшей дороги идут украинские крестьяне с ярмарки. Они не просто возвращаются домой – они ещё несут настроение праздника. Самозабвенно наигрывает музыкант, нежно держа в больших руках инструмент. Старуха, вскинув руки, идёт за неровным ритмом мелодии скрипки в руках захмелевшего музыканта. За ними бредёт понуро мужик в чёрной шляпе в состоянии хмельного забытья, когда человек двигается по инерции за своими более трезвыми односельчанами. Внимательно всматривается тревожным взглядом мужик с рыжими усами из-под накинутой на голову овчины. Молодая женщина самозабвенно тянет песню, ни мало не обращая внимания на неудовольствие своего ребёнка. И завершает процессию пошатывающийся крестьянин с нетвёрдой поступью, не замечающий, что его одежда уже практически волочится по грязи.
 
Трутовский показывает крестьянское нестройное «шествие» с мягким юмором и явной симпатией к его участникам. То чарующее впечатление, которое произвела на него малороссийская глубинка, повлияло на его отношение к действительности и нашло соответствующее отражение её в творчестве художника. Он не искал недостатки, напротив, хотел показать простоту и, одновременно, мудрость народа, красоту народных обычаев и тонкий украинский юмор. Не даром он был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя.
 
Трутовский старался показать жизнь такой, какая она есть, в её лучших проявлениях. В его персонажах видны проникновенная тяга к песне и растворённость в музыке, сильные чувства и маленькие слабости, красочность их одежд и украшений. Кисть художника то мелко ложится в плетении светло-коричневой уже сильно потёртой плахты старухи, следуя направлению плетения её нитей, то кудрявится в завитках овчины, написанной в тёплых желтовато-коричневых тонах, то мелким красным бисером рассыпается в бусах на шее молодой женщины.
 
Из всех персонажей картины красотой одежды, её добротностью и даже богатством по крестьянским меркам выделяется молодая женщина. Белый, ложащийся мягкими складками войлочный халат, повязанный золотисто-жёлтым платком в сочетании с красной клетчатой плахтой, выглядывающей из-под неё рубахой с шитьём, красными бусами и тёмно-красным повойником составляют самое красочное пятно в картине. В одежде женщины доминирует красный цвет – цвет праздника и радости. Несмотря на не бедственное положение в ней чувствуется крестьянская бережливость – она идёт босиком, а черевики несёт в руках, чтобы не испортить их в осенней слякоти.
 
При кажущейся простоте мотива и стремлении показать жизнь с лучшей её стороны, Трутовский как внимательный и добросовестный бытописатель не обходит её негативных сторон. Не всё в этой картине однозначно: на фоне холодного осеннего пейзажа, - серо-сизого низкого неба с тяжёлыми тучами, низко накрывающими как пологом землю, туманных далей, смывающих очертания деревьев и холмов, и чёрно-коричневой, разъезжающейся под ногами мокрой земли, беззаботность и веселье крестьян теряют незамутнённость ощущения радости и праздника.
 
В одежде крестьян есть видимые признаки беспорядка, которые объясняются не столько их состоянием в данный момент, сколько усиливают впечатление бедности. Безудержное веселье присуще как раз самым бедным из них. Особенно неприглядно выглядит одежда скрипача с его залатанными портами и плешивой шапкой. Часть гардероба старухи явно с чужого плеча: большие не по ноге сапоги, синий мундир с позолоченными пуговицами. Это несоответствие вносит диссонанс в восприятие картины – в одно время радость и какая-то обречённость. Крестьяне как будто в забытьи: музыка и хмель позволили им уйти от проблем повседневной жизни. Они идут чередой, не замечая ничего вокруг, и только один взгляд обращён непосредственно к зрителю - рыжеусого мужика из-под накинутой на голову овчины, который смотрит тяжёлым взглядом, как бы делясь с ним своими чувствами, причиной которых может быть является молодая женщина. Или вернее её разгульное поведение, когда она полностью отдалась веселью, не замечая ни выбившихся из-под повойника волос (не приличествующего для замужней крестьянки), ни плаксивости своего ребёнка, ни недоброго взгляда.
 
Произведения Трутовского никогда не отличались ни блестящей живописной техникой, ни эпохальностью замысла. Но в них всегда есть такие важные для бытовой живописи качества, как осмысленность и жизненность содержания, типичность образов, правдивость изображения. В них видна искренняя любовь к делу, тонкая наблюдательность, нередко меткое остроумие и юмор. Всё это делало его произведения популярными и вполне понятными для современников.
 
 
181f3e31495f (498x700, 63Kb)
 
File:Trutovsky Ukrainian girl.jpg
 
Украинская девушка
 

 

Рубрики:  Украинские художники


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю



slavyankaLI   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2016 г. 15:48 (ссылка)
Королевна_Несмеяна, Благодарю за знакомство с художником.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 25 Октября 2016 г. 21:35 (ссылка)
Уточните пожалуйста, кто автор картины "Колядки в Малороссии": К.Трутовский или Ф.Сычков?

http://www.artsait.ru/art/s/sichkov/art1.php
С уважением,
Ирина
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку