-Метки

2011 агафонов. мирзаев архыз безопасность круизов безопасность туризма видео видео о кавказских минеральных водах кмв смотреть выставки гранты для молодежи гранты машука дагестан день города депутат белоконев долина роз ессентуки железноводск журналист максим шевченко инвестиции ингушетия интересное исмаил текеев итоги итоги конкурса пятигорских сми итоги машука-2011 кабардино-балкария кавказ кавказские минеральные воды кавминводы казачья свадьба как попасть на машук кинофестивали кисловодск кмв круизы по волге крушение вертолета кто получил гранты кто получил деньги курорты северного кавказа кчр лечение магомед каитов максим быстров машук машук 2010 машук 2011 машук-2010 машук-2011 медведев межнациональные конфликты мероприятия научиться танцам народов кавказа национализм новости олимпиада олимпийский кавказ отдых парк цветник парки кмв парки санаториев кмв победители почему тонут теплоходы и падают самолеты праздники проблемы экологии проекты проекты машука-2011 против коррупции путеводитель по золотому кольцу путеводитель по северному кавказу путин пятигорск режим кто светлана богданова северный кавказ скалолазание скфо события сочи ставрополь ставропольский край сувениры темы встреч теракты терроризм травнев туристические направления туристские направления турфирмы фестивали фестиваль туристских фильмов китоврас фильмы о туризме в россии фильмы о туризме и путешествиях форумы хлопонин чеченцы чечня экологические проблемы кисловодска экология кисловодска экспресс-фото экстремизм юрий буданов

 -Рубрики

 -Фотоальбом

 -Я - фотограф


2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Олимпийский_Кавказ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 520


Танцует "Балкария"

Пятница, 26 Ноября 2010 г. 00:12 + в цитатник

25 ноября в клубе "Военного санатория" г. Кисловодска прошел концерт государственного фольклорного ансамбля Кабардино-Балкарии "Балкария".

Кстати, еще один концерт  будет там же 21 декабря

Исполнялись старинные карачаево-балкарские танцы (см. фото внизу).

Видео  загрузить, увы, пока не могу.

Сколько мы знаем названий горских танцев? Лезгинку, Кабардинку? А оказывается их гораздо больше. И на концерте многие можно было увидеть.

Вот нашла на одном зз сайтов описание языка и содержания танцев:

Не просто телодвижения...

 

В трудах исследователей истории и культуры балкарцев и карачаевцев в той или иной степени затрагиваются вопросы, касающиеся традиционного танца как неотъемлемой части различных обрядов, как обязательного компонента культовых действ, как яркого проявления художественной одаренности народа <…> В карачаево-балкарских танцах отразились труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в изобразительно-подражательной форме <…> Во всех обрядах танец занимает главенствующее положение среди других жанров действа.

Основные рисунки танца, которые раскрывают его характер и содержание (на примере Тюз тепсеу").

 

  

 

Прямая линия означает представления участвующих в танце. К примеру, большой круг - бесконечная жизнь. Полукруг - счастье всем парам. Зигзагообразное построение - счастье трудно достается. Две линии - равенство. Диагональ - счастье пополам. Малые круги - почет и уважение. Малые полукруги - ожидают трудности. Линии клином - большая любовь. Перекрещенные линии - брачная связь.

Юноша, отделив свою партнершу от группы девушек, то наступал, то отступал, а она повторяла его движения. В данном случае, наступление или отступление означает похищение девушки.

Юноша и девушка, встречаясь правым плечом, делали ход до за до. Обратно он возвращался, встречаясь с партнершей левым плечом. Затем они оказывались лицом к лицу. Такой ход означал выбор любимой девушки.

Юноша обходил девушку, выражая особую любовь. А если она поворачивалась по ходу движений юноши, то это означало взаимность чувств.

Девушка и юноша расходятся и приближаются, становясь лицом к лицу. Этим они выражали любовь и разлуку. Затем они танцуют на месте - любовь. Девушка и юноша двигаются боковым ходом вправо и влево. Она кокетничает.

Если девушка и юноша вращались в одну сторону, это означало согласие на совместное исполнение танца. А если - в разные стороны, то воспринималось как отказ.

Движение и положение рук юноши в танце "Тюз тепсеу".

Юноша делает движение правой рукой к себе и от себя, которое означает приглашение девушки на танец. Затем все повторяется с левой руки. А девушка в ответ поднимает правую руку вверх вперед и опускает вниз, как бы соглашаясь исполнить танец с юношей (своеобразный реверанс).

Когда юноша и девушка поднимают обе руки вверх вперед и опускают вниз, то этим они выражают взаимное согласие на исполнение танца "Тюз тепсеу".

Юноша поднимает одну руку вперед, а другую заводит назад, вниз. Такое положение рук символизирует глубокое уважение к своей партнерше.

Когда юноша и девушка танцуют лицом к лицу, то они часто меняются местами, и при этом он поднимает руку вперед, давая ей знак поменяться местами. Если юноша поднимает правую руку, то следует меняться местами с правой стороны, а если левую - то пройти налево.

Юноша становится рядом с девушкой, направляя одну руку вперед, другую назад. Такое положение рук указывает направление движения танцующих. Юноша указывает своей партнерше куда идти, "водит", дирижирует в танце.

Основной ход танца - шаг на полной ступне ног и на полупальцах. Старики танцуют на полной ступне или слегка приподнимаясь на полупальцы. Молодые исполняют танец на высоких полупальцах или на носках, как бы соревнуясь друг с другом.

Весьма популярным вариантом танца "Тюз тепсеу" является "Сюзюлюп" (плавный; струящийся, грациозный).

В танце "Сюзюлюп" парень выступает в образе рыбака, а девушка - рыбки. Юноши и девушки образуют две противоположные линии, изображая реку. Внутри двух линий находится девушка, которая изображает рыбку. А за линиями стоит исполняющий роль рыбака. Девушка делает плавные движения руками (плавниками). Парень поднимает правую руку высоко над головой, протянув руку вперед, левую руку заводит назад, вниз. Указанные положения рук означают удочку, которой танцор хочет поймать рыбку.

Юноша-рыбак проникает вовнутрь линии-речки, а на линии образуется большой круг, который изображает горное озеро. Танцор оказывается за кругом, чтобы поймать "рыбку". Но ему мешают "берега", а "озеро", сужаясь и расширяясь, изображает прилив и отлив. Девушка-рыбка танцует внутри кругов - озера.

Парень-рыбак мечется от одного круга к другому. Все танцующие образуют большой полукруг. А теперь, в момент, когда рыбак уже поймал ее, рыбка превращается в красивую девушку. Танцующие расширяют полукруг и начинают хлопать в ладоши. Девушка идет по кругу, парень за ней. Сделав один круг, парень и девушка занимают позицию друг против друга. Парень старается ухаживать за красавицей. Но девушка с кокетством делает вид, что не замечает его. Парень "рисует" развороты друг от друга. Но вот они встречаются глазами, и девушка снова резко отворачивается от парня, ускользает от него. Но он догоняет ее, став на ее пути. Они несколько раз меняются местами. К танцующим присоединяются все хлопающие. Каждая пара исполняет свою партию.

Из книги КУДАЕВА Мухтара Чукаевича "ДРЕВНИЕ ТАНЦЫ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ"
(Нальчик, 1997).

http://www.elbrusoid.org/content/poznat%60/p666.shtml

 
 
 
 

 

О народном костюме и народном танце карачаевцев и балкарцев можно почитать еще здесь:

О танце:

... заслуженный деятель искусств КБР Мухтар Кудаев:

- И народный танец столь же разнообразен, как различны уклады жизни и культуры народов. Наши же современные танцы стерли это своеобразие, лишились 'авторства'. Нельзя понять - какому кавказскому народу принадлежит та или иная постановка. Сложился некий шаблон, дополненный еще и совершенно одинаковыми костюмами. Танец стал псевдонародным.

********

... в монографии 'Карачаево-балкарские народные танцы', изданной в 1984 г. В ней даны описания двадцати восьми танцев и плясок с небольшими этнографическими комментариями. Большое внимание уделено древнейшим танцам балкарцев и карачаевцев, связанным с почитанием языческих богов. Это и стремительная, воинственная песня-пляска в честь бога молнии и покровителя воинов Элии, о котором в нартском эпосе говорится, что он благоволит танцующим. Это танец в честь богини огня - Тыпана ('Тепена'), исполнявшийся после постройки дома. И 'Чоппа' - пляска в честь бога - громовника, покровителя плодородия и защитника от темных сил. Подробное описание этих и других восстановленных и заново поставленных танцев вошло в следующее издание - 'Древние танцы балкарцев и карачаевцев'. - Мы чуть ли не на тысячелетие позже татар пришли в ислам, - рассказывает Мухтар Чукаевич, - поэтому в нашем народе так жива память о языческих богах. Пластика карачаево-балкарских танцев сложилась в глубокой древности. В народе много поговорок, подчеркивающих важность танца. Есть даже такая: 'Не умеющий танцевать не может быть счастливым'.

http://dancerussia.ru/publication/107.html

Возрождение массовых танцев в Нальчике: очень красивый, зрелищный, еженедельный "Таулу той."

http://www.elbrusoid.org/cgi/Elbrus/runbroker.c...version&id_news=326328

О традициях народной одежды...

И.М. Каракетова

Народный костюм ценнейший памятник народного творчества. Костюм - выразитель социальной и индивидуальной характе­ристики человека; его эстетического вкуса, характера, воз­раста, пола.

Народный карачаево-балкарский костюм, как и всех горцев Кавказа был очень красочным и своеобразным. Он сохранил в себе следы влияния местных кавказских тра­диций и элементов древнетюркского костюма: орнамент, укра­шения. В солярных мотивах (изображение Солнца, звёзд), зооморфных - кручёные "бараньи рога", расти­тельный - "трилистник", геометрический орнамент идущий ещё с майкопской и кубанской культур, в вышивке и аппли­кации нашли отражение древние воззрения и языческие веро­вания карачаевцев. Не только эстетические идеалы, но и слож­ное восприятие полного противоречий и загадок мира лежат в основе использования для украшения из серебра, сердолика, би­рюзы, золота, рубина и других материалов, которые выполняли в костюме, помимо декоративной, охранную функцию - играли роль оберегов.

******

Но главной одеждой замужней и пожилой женщин был къаптал. В прохладное время в суровых высокогорных условиях женщины носили къапталы - платье, стёганное шерстью или подбитое шкурками диких животных. Это была универсальная одежда, как праздничная, так и повседневная. В соответствии с назначением он разделялся по покрою и материалу. Къаптал имел покрой черкески: длин­ный, с раскрытой грудью, распашная, с цельными передними полками и спинкой, с боковыми клиньями. Плечи перекидные, рукав вшит по прямой линии с переходом к боковому шву, без ластовиц. Длина рукава на къапталах пожилых женщин была до запястья. У более молодых на празд­ничных къапталах рукав делали иногда до локтя. За­стёжка у пожилых женщин шла от ворота до талии из маленьких металлических или нитяных головок. У молодых женщин къаптал шился с открытой грудью и с несколь­кими пуговицами у талии. Длина къаптала у карачаевок доходила до щиколотки. Материалом служили плотные тка­ни: шелк, атлас, кашемир, сатин, бархат. Обычно пожилые горянки носили къапталы темных оттенков: черные, темно-синие, серые, зеленые. Молодые женщины носили къапталы ярких, однотонных, но не броских цветов. Украшали галунами и вышивкой из серебряных и золотых нитей. Из под открытого на груди къаптала виднелись серебряные застёжки - тюйме, а талию опоясывали серебряным поясом.

http://www.elbrusoid.org/cgi/Elbrus/runbroker.cgi?...rintversion&id_news=353706

 

 

ФОТО с концерта ансамбля "Балкария"  (видео пока не грузится - не тот формат)

Что за танец - не знаю.

 (700x525, 141Kb)

Серия сообщений "Традиции народов Кавказа":
Часть 1 - Черкеска - мужская верхняя одежда. Традиции народов Кавказа
Часть 2 - Как Чечня встретила Хлопонина
...
Часть 5 - Народные промыслы и фольклорные ансамбли Северного Кавказа
Часть 6 - «Главная проблема Чечни — не терроризм, а секс»
Часть 7 - Танцует &quot;Балкария&quot;
Часть 8 - Мастер-класс балкарского танца
Часть 9 - Традиции и культура как противостояние фанатизму
...
Часть 13 - Пособие для тех, кто хочет научиться танцам народов Кавказа
Часть 14 - Пособие для тех, кто хочет научиться танцам народов Кавказа
Часть 15 - Пособие для тех, кто хочет научиться танцам народов Кавказа

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку