Увидеть изысканные квилты краснодеревщика из Флориды Фрэзера Смита еще не означает поверить своим глазам. Глядя на ручную стежку и складки ткани, невозможно представить, что все это - резьба по дереву.
Фрэзер вырезает каждый отдельный стежок и лоскутный блок, по его словам, самая трудная часть работы - зачистка поверхности. "Все время нужно иметь в виду, что поверхность дерева ровная, а на ткани при кажном стежке образуется углубление, но все эти углубления не укладываются по прямым линиям. Это вроде волн от стежка к стежку, и мои "деревянные" волны должны выглядеть так же. Зачистка для приближения к естественному виду ткани составляет 80% работы."
О квилтах Фрэзер говорит: "В доме, где я рос, не было
квилтов, но меня всегда восхищал их дизайн, а также
количество труда, в них вложенного. Я хотел вырезать из
дерева что-то необыкновенно сложное. Думал о квилтах, но не
был уверен, смогу ли я вырезать хоть один из дерева. Своу
первое лоскутное одеяло я начал в 1987 г. и спустя год
окончил. Оно быстро нашло покупателя, и с тех пор я вырезал
36 других. Сейчас, с улучшенными инструментами и некоторым
опытом, я делаю примерно четыре квилта в год."
Затраты времени на один квилт определяются его размерами и
сложностью. Один из квилтов Фрэзера был с узором "Путь
пьяницы" ("Drunkard's Path"), его тканевый
прообраз состоял из 1344 деталей; задачей мастера было
добиться, чтобы один кусок дерева заменил собой все кусочки
ткани. О работе такой сложности Фрэзер говорит:
"Труднее вырезать все линии, труднее нанести все
стежки, труднее все выгладить и труднее окрасить - все
труднее, если имеешь дело со всеми этими маленькими
кусочками".
* * *
* * *
Лоскутный идеал Фрэзера -
традиционный пэчворк стиля Аппалачей. Он поясняет:
"Кто-то затратил усилия и фантазию, искусно соединив
кусочки ткани. И сделано не просто красиво, но и в саму
работу вложено немалое мастерство. И я хочу, чтобы вы
чувствовали это, глядя на мой квилт. Когда вы смотрите на
мои квилты, вы думаете, что разглядываете одеяло из лоскутов
- и обнаруживаете, что это кусок дерева. Выходит, что то,
что я делаю - в своем роде волшебство." * *
* |