-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ÷ветовод-любитель

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.05.2010
«аписей: 187
 омментариев: 22
Ќаписано: 255


—тепан ѕисахов. —казочник

¬торник, 28 ƒекабр€ 2010 г. 19:10 + в цитатник

ƒетские годы

  ќтец —тепана √од ѕейсах, мещанин Ўкловского общества ћогилЄвской губернии, прин€л православие и стал √ригорием ћихайловичем ѕейсаховым. ќтчество ћихайлович он получил от крЄстного отца — архангельского мещанина ћихаила ѕрохорова. «десь он женилс€, записалс€ в купеческую гильдию. »рина »вановна, мать ѕисахова, была дочерью писар€ конторы над јрхангельским портом »вана –омановича ћилюкова и его жены ’ионии ¬асильевны. ’иони€ ¬асильевна была староверкой, «строга и правильна в вере». Ѕрат бабушки, дед Ћеонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком.

  ¬ фонде архангельской духовной консистории в метрической книге –ождественской церкви јрхангельска на 1879 год написано: «13 окт. 1879 г. у мещанина √ригори€ ћихайловича ѕейсахова и законной его жены »рины »вановны родилс€ сын —тефан».  рестили —тепана ѕисахова в –ождественской церкви, что сто€ла неподалеку от перекрестка “роицкого проспекта и улицы ѕоморской.—огласно материалам ѕервой ¬сероссийской переписи населени€ 1897 года, в семье 49-летнего купца были жена »рина »вановна, 45 лет, сын —тепан 17 лет и дочери “аись€, —ерафима и ≈впраксинь€, соответственно 18, 13 и 11 лет. —воЄ основное зан€тие купец определил как ««олотых и серебр€ных дел мастерство», а побочное — «торговл€ разными хоз€йственными принадлежност€ми». Ёто означало, что √ригорий ћихайлович имел ювелирную мастерскую и небольшой магазин. ¬ семье купца работали три человека прислуги: экономка, кучер и кухарка.  роме того, √ригорий ѕисахов содержал подмастерье и одного ученика. ƒуша художника и сказочника —тепана ѕисахова формировалась под вли€нием двух противоположных стихий: материнской старообр€дческой веры и отцовской жаждой практического устроени€ на земле.  –ос мальчик в атмосфере староверческих правил жизни. «накомство с песн€ми, псалмами и духовными стихами, народной поэзией давало уму особое направление. Ќе удивительно, что герой ѕисахова может передвигать реки, ловить ветер. ќ причастности своей к «роду староверскому» ѕисахов никогда не забывал и в знак уважени€ к религиозным воззрени€м своих предков написал с натуры этюд, а затем картину «ћесто сожжени€ протопопа јввакума в ѕустозЄрске». ќтец пыталс€ приучить мальчика к ювелирным и гравЄрным делам.  огда вслед за старшим братом ѕавлом, художником-самоучкой, —тепан пот€нулс€ к живописи, это не понравилось отцу, который внушал сыну: «Ѕудь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут» . «„тение преследовалось», — вспоминал ѕисахов. “айком забиралс€ под кровать с любимой книгой и там читал. ќгромное впечатление произвела книга —ервантеса «’итроумный идальго ƒон  ихот Ћаманчский». ќна подогревала желание ѕисахова убежать из-под опеки отца.

  —амосто€тельна€ жизнь

   ¬ гимназию ѕисахов не попал (по возрасту), окончил всего лишь городское училище и то с запозданием. Ѕегство и странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончани€ городского училища в 1899 году он устремл€етс€ вначале на —оловки, потом поступил на лесозавод рубщиком («заработал за лето 50 руб.»). ѕотом —  азань, попытка поступить в художественную школу. ѕопытка оказалась неудачной, в 1902 г. он уезжает в ѕетербург и поступает в художественное училище барона Ўтиглица (училище технического рисовани€ и прикладного искусства). Ќаиболее способные ученики могли получить дополнительную подготовку по станковой живописи и ва€нию. ѕреподаватели высоко оценили дарование ѕисахова, и он несколько лет занималс€ живописью под руководством академика јлександра Ќовоскольцева.ќтец, смирившись с желанием сына выучитьс€ на художника, деньги из јрхангельска посылал, но немного, всего дес€ть рублей в мес€ц. Ќа получаемые из дома ежемес€чные 10 рублей ѕисахов на прот€жении 3-х лет влачит полуголодное существование, овладева€ в училище профессией учител€ рисовани€ и художника-прикладника, а на зан€ти€х в частных школах — живописью. ќ трудност€х, которые он пережил в ѕетербурге, можно судить по названию воспоминаний, которые не завершил: «Ќенаписанна€ книга. √олодна€ јкадеми€». Ќо ѕисахов не унывал: много читал, ходил в музеи и театр.–еволюционные событи€ 1905 года не миновали и ѕисахова. «а речь, произнесенную им против самодержави€, ѕисахов, не закончивший курс обучени€, из училища был исключЄн. ≈му было запрещено учитьс€ в –оссии, а на учЄбу за границей были нужны деньги. Ќе име€ на руках диплома о праве зан€ти€ учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишЄнный вс€ческих источников существовани€, ѕисахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника.

   ѕутешестви€. ѕоиски.

   ќн обращаетс€ к поиску «Ѕожией правды», сначала у св€тынь Ќовгорода, а позднее, летом 1905 года — на арктическом —евере («мир только что создан»). Ќова€ «емл€, становище ћалые  армакулы.  Ќе расставалс€ с мольбертом. — сочувствием отнЄсс€ к ненцам — добрым, наивным и бесхитростным обитател€м Ќовой «емли. ѕисател€ поразили их сказки про людей, «которые только люб€т и не знают ни вражды и ни злобы… ≈сли они перестают любить, сейчас же умирают. ј когда они люб€т, они могут творить чудеса». ќдин пол€рный исследователь написал: « то побывал в јрктике, тот становитс€ подобен стрелке компаса — всегда поворачиваетс€ на —евер». “олько на Ќовую «емлю ѕисахов плавал не менее 10 раз, последний в 1946 году. ѕоиск божественной «солнечной теплоты», котора€ могла бы возродить в человеке духовную природу, ѕисахов начинает в јрктике и продолжает осенью того же 1905 года в странах средиземноморь€, куда попадает с толпой паломников. «“ам, думал, увижу самое прекрасное на земле!» ќсенью 1905 года попал в »ерусалим, осталс€ без гроша. Ѕыл писарем у архиере€ в ¬ифлееме. ѕолучил разрешение у турецких властей — на право рисовать во всех городах “урции и —ирии. ѕотом ≈гипет.ѕисахов был аскетически неприхотлив и верил в людей. ¬ трудную минуту — выручали. Ќа пароходе от лед€ного ветра его укрыл буркой старый болгарин, в јлександрии ограбили — русский эмигрант накормил, дал в долг. ѕочти целую зиму (1909—1910) занималс€ в —вободной академии художеств в ѕариже. ќднако, проповедовавшеес€ в ней пренебрежение к реалистичному изображению жизни противоречило его мировоззрению. ¬ –име выставил свои работы, они потр€сли зрителей серебр€ным си€нием («север даЄт»). ¬ернулс€ домой в јрхангельск. « ак будто глаза прополоскались! √де деревь€, красивее наших берЄз? … ј летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»[5].“ри зимы после путешестви€ на юг 1907—1909 годов ѕисахов провЄл в ѕетербурге в мастерской художника якова √ольдблата. ѕопул€рный в те годы модернизм почти не повли€л на ѕисахова (весьма скромна€ дань: «—ны» и «÷ерковь, путь к которой потер€н»). Ћетом —  арское море, ѕечора, ѕинега и Ѕелое море. »з поездок по ѕинеге и ѕечоре привез 2 цикла: «—еверный лес» и «—тарые избы». «—тарые избы» — небольша€ часть огромной работы, проделанной ѕисаховым дл€ увековечени€ пам€тников северной архитектуры. ¬сЄ в сумрачных серо-коричневых тонах.   ним присоедин€ютс€ и обширные этнографические зарисовки.—амыми пам€тными поездками ѕисахов считал плавание в 1906 года по  арскому морю на корабле «—в. ‘ока», участие в 1914 года в поисках √еорги€ —едова, исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций радиотелеграфа на ёгорском Ўаре, ћаре-—але и острове ¬айгач. ¬сЄ увиденное запечатлел в пейзажах, которые выставл€лись в јрхангельске, ѕетербурге, ћоскве, Ѕерлине, –име. ќчень любил бывать на  ий-острове. ¬ его картинах беломорского цикла — ощущение бесконечности мироздани€. ѕрирода раскрываетс€ перед человеком, сливаетс€ с его существом.  артины просты по сюжету: камни, берег мор€, сосны. ќсобый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. ”дивл€ет умение показать бесчисленное множество оттенков белого.

 ѕервые выставки. ѕризнание «Ќа ƒвине. Ќочь», 1910-е годы.

  ¬ 1910 году в јрхангельске проходила выставка «–усский —евер». ѕисахов прин€л самое активное участие в организации еЄ художественного отдела и выставил более двухсот своих картин. 60 работ ѕисахова были представлены на ÷арскосельской юбилейной выставке 1911 года, посв€щенной 200-летию ÷арского —ела. ¬ 1912 году за участие в выставке «—евер в картинках» в ѕетербурге он получил Ѕольшую серебр€ную медаль. ≈го картины экспонируютс€ на «¬ыставке трЄх» (якова Ѕельзена, —тепана ѕисахова, »еронима ясинского) в ѕетербурге в 1914 году. ’удожник был тогда в расцвете своих творческих сил. ¬озможно, на одной из этих выставок и произошел его разговор с »льЄй –епиным, о котором он упоминает в письме искусствоведу ћихаилу Ѕабенчикову (1956 г.): «Ќа выставке »ль€ ≈фимович (–епин) хорошо отнЄсс€ к моим работам. ≈му особенно понравилась „—осна, переживша€ бури“ [утер€на]. »ль€ ≈фимович уговаривал сделать большое полотно. я бормотал что-то о размерах комнаты. „«наю: холст на стене над кроватью, краски на кровати и до стены два шага.  о мне в ѕенаты. » места будет довольно, и краски можете не привозить“. “оварищи поздравл€ли, зависти не скрывали. ј € … не поехал, бо€лс€, что от смущени€ не будет силы работать». —корее всего это было в ÷арском —еле, когда –епин работал над картиной «ј. —. ѕушкин на акте в лицее 8 €нвар€ 1815 года».

  ѕисахов в годы первой мировой и гражданской войн и интервенции

   ѕерва€ мирова€ война прервала художественную де€тельность ѕисахова. ¬ 1915 году он был призван в армию, служил ратником ополчени€ в ‘инл€ндии, а в 1916 году был переведен в  ронштадт. «десь его застала февральска€ революци€. — первых дней работал в  ронштадтском —овете рабочих и солдатских депутатов, оформл€л первомайскую демонстрацию (1917 год).ѕосле демобилизации в 1918 году вернулс€ в јрхангельск. ѕисахов берЄтс€ за перо. ¬первые записывать свои рассказы ѕисахов стал ещЄ до революции по совету »еронима ясинского — писател€, журналиста, известного как редактор журналов «Ѕеседа» и «Ќовое слово». “огда эта попытка закончилась неудачей. “еперь ѕисахов решил попробовать свои силы в жанре очерков («—амоедска€ сказка» и «—он в Ќовгороде»), где воссоздаЄт портреты современников. ќба эти очерка были опубликованы в архангельской газете «—еверное утро», котора€ издавалась поэтом-суриковцем и журналистом ћаксимом Ћеоновым. ¬ мае 1918 года последовал арест ћ. Ћ. Ћеонова и закрытие газеты.ј 2 августа в јрхангельск вошли интервенты. ¬ числе народа, сто€вшего на парадной пристани јрхангельского порта, был и —тепан ѕисахов.¬ ночь на 19 феврал€ 1920 года в јрхангельск вступили части  расной јрмии. Ћеонид Ћеонов сразу же покинул јрхангельск, перебралс€ на юг –оссии; Ѕориса Ўергина пригласили в ћоскву в »нститут детского чтени€; ѕисахов же не в силах был покинуть родной дом и любимый —евер. 1920-1940-е годыЌачина€ с весны 1920 года, сразу после изгнани€ белых, в јрхангельске приступили к муниципализации домов, владельцами которых были лица, сотрудничавшие с прежним режимом или просто считавшиес€ богатыми. ƒомовладельцам разрешалось оставить в личном пользовании лишь один дом из числа ранее имевшихс€. ¬о владении ѕисаховых после смерти главы семейства, купца √ригори€ ћихайловича, находилось два дома: первый — на “роицком проспекте, второй — на ѕоморской улице. ѕервый дом сразу же перешЄл в собственность города, а владельцами второго оставались —тепан √ригорьевич и —ерафима √ригорьевна. ¬ 1921 году к ним без согласи€ хоз€ев подселили квартирантов, к тому же ѕисаховых не устраивал установленный горсоветом крайне низкий размер платы за наЄм. ¬ 1920-м, после окончательного установлени€ в јрхангельске советской власти, ѕисахов начинает активно работать. ¬ 1920—1921 годах он подготовил 5 своих выставок. √убисполком поручает ему приведение в пор€док музеев јрхангельска. ѕо заданию московского ћузе€ –еволюции делает зарисовки мест боЄв с интервентами на —евере, а дл€ –усского музе€ — зарисовки пам€тников архитектуры на ћезени и ѕинеге. ќсенью 1920 года участвует в комплексной экспедиции в Ѕольшеземельскую тундру. ¬ 1923 году ѕисахов ведЄт сбор материалов дл€ этнографической экспозиции —евера на первой ¬сесоюзной сельскохоз€йственной и кустарно-промысловой выставке в ћоскве.¬ 1927 году его картина «ѕам€тник жертвам интервенции на о. »оканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет ќкт€бр€», за неЄ он был премирован персональной выставкой, состо€вшейс€ через год в ћоскве. ƒве его картины были приобретены ¬÷» ом и помещены в кабинете ћихаила  алинина.Ќо повседневна€ жизнь ѕисахова по-прежнему остаЄтс€ неустроенной. ƒенег не хватало. ѕисахов берЄтс€ за преподавание живописи, которое многие годы было дл€ него основным источником дохода.¬ 1939 году ѕисахова прин€ли в —оюз советских писателей.√оды войны ѕисахов провЄл в јрхангельске, раздел€€ со своими земл€ками все невзгоды тыловой жизни. „асто вместе с другими литераторами был желанным гостем в госпитал€х. »з письма ј. ». ¬ьюркову — московскому писателю, посто€нному корреспонденту —. √. ѕисахова в 1940-е годы: «¬рем€ не ждЄт, стукнуло 65. Ѕыла собрана юбилейна€ комисси€. Ќадо было подписать отношение в ћоскву дл€ утверждени€ о разрешении юбиле€. …  ому надо было подписать… — отменил. ѕросто запретил! » всЄ. ƒаже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. ∆иву перевЄртываюсь… ѕорой хочетс€ жить. ’очетс€ дождатьс€ конца погани — фашистов. Ќа мне одежда расползаетс€. ѕальто донашиваю отцовское!… ј € ещЄ т€ну, все ещЄ как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мысл€ми: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть мен€ из существовани€ могут. ¬ычеркнуть мои работы — картины, сказки… ¬рут-с! Ќе вычеркнуть!»[править] ѕоследние годы жизни¬ последние годы своей жизни ѕисахов не любил говорить о возрасте: «я привык быть под „стекл€нным колпаком“. Ёто удобно: в гололедицу поддерживают, в трамвай подсаживают. Ќа вопрос, который год, — говорю: в субботу будет 500!» (»з письма прозаику јлександру «уеву от 2 сент€бр€ 1959 г.).«а несколько дней до своего 70-летнего юбиле€ ѕисахов получил предложение от музе€ јрктического института продать записи, черновики, зарисовки, а также все картины, которые он хранил у себ€ дома. «ќчень похоже это предложение на похоронную. ¬з€лс€ за перо, переписал часть начатого, вз€л кисти — слушаютс€… ≈щЄ „надежды питают“. јвось, и повернЄтс€ хорошее ко мне»[7].80-летие со дн€ рождени€ широко отмечают в јрхангельске. ÷ентральные и местные издани€ публикуют статьи о «северном волшебнике слова».ѕолушут€-полусерьЄзно —тепан √ригорьевич не раз говорил, что собираетс€ отметить не только свой вековой юбилей, но и непременно дожить до 2000 года[7]. ќб этом он написал последнюю свою сказку. ћайским днЄм 1960 года его не стало. ѕохоронен на »льинском кладбище.[править] Ћитература¬первые записывать свои рассказы ѕисахов стал ещЄ до революции по совету »еронима ясинского. “огда эта попытка закончилась неудачей. “еперь ѕисахов решил попробовать свои силы в жанре очерков («—амоедска€ сказка» и «—он в Ќовгороде»), где воссоздаЄт портреты современников.»звестность —тепан ѕисахов снискал как автор изумительных, оригинальных сказок. «–ассказывать свои сказки € начал давно. „асто импровизировал и очень редко записывал. ѕерва€ сказка „Ќочь в библиотеке“ мной была написана, когда мне было 14 лет». ѕерва€ его опубликованна€ сказка «Ќе любо — не слушай…» по€вилась в 1924 году в сборнике «Ќа —еверной ƒвине», издаваемом архангельским обществом краеведени€. ѕо своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора, что составители сборника пустили еЄ в печать без подзаголовка. ѕисахов решилс€ дать сказку в сборник по совету Ѕориса Ўергина и јнны ѕокровской, сотрудников московского »нститута детского чтени€. »х поддержка помогла ѕисахову найти свой путь в литературе. —казка «Ќе любо — не слушай» стала тем материнским ложем, из которого вышли ставшие знаменитыми «ћорожены песни», «—еверно си€ние», ««вездный дождь». ѕисахов сразу нашел удачный образ рассказчика (—ен€ ћалина из деревни ”ймы), от лица которого и повЄл повествование во всех своих сказках. —казки также публиковались в губернской газете «¬олна» и краевой газете «ѕравда —евера».Ќо пробитьс€ на страницы столичных журналов ѕисахову долгое врем€ не удавалось. Ћишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько своих сказок в журнале «30 дней». ќни вышли в 5 номере журнала под заголовком «ћюнхаузен из деревни ”йма». “еперь ѕисахов уже не терзалс€ сомнени€ми по поводу «писать или бросить». « огда сказки стали по€вл€тьс€ в „30 дней“, мен€ как подхлестнуло». «а короткое врем€ (1935—1938 годы) этот попул€рный журнал —оюза писателей опубликовал более 30-ти сказок ѕисахова. ѕубликации в «30 дней» ускорили издание первой книги ѕисахова, котора€ вышла в јрхангельске в 1938 году.¬ 1939 году, когда —тепану √ригорьевичу уже было 60 лет, его прин€ли в —оюз советских писателей. ѕисаховские тексты оказались в руках у ‘адеева и  араваевой. » вместо того чтобы обсуждать, как полагаетс€, достоинства и недостатки этих текстов, они прин€лись, перебива€ друг друга, читать сказки одну за другой. ј слушатели помирали со смеху, чуть ли не сполза€ на пол[8].ј вскоре по€вилась и втора€ книга (1940). ¬ эти книги вошло 86 сказок.—казки ѕисахова — это продукт индивидуального писательского творчества. ” чудес в сказках ѕисахова ина€ природа, чем у чудес народных сказок. ќни порождены писательской фантазией и вполне мотивированы, хот€ мотивировка эта не реалистична, а фантастична. «¬ сказках не надо сдерживать себ€ — врать надо вовсю», — утверждал писатель, понима€, что никаких строгих канонов у литературной сказки нет и быть не может. ќдин из излюбленных приЄмов ѕисахова — материализаци€ природных €влений (слова застывают льдинками на морозе, северное си€ние дергают с неба и сушат т.д.) становитс€ толчком дл€ развити€ авторской фантазии во многих сказках. Ёто во многом определ€ет тот особый юмор, который так характерен дл€ сказок ѕисахова: все, о чЄм говоритс€ в них, вполне может быть, если в самом начале допустить существование таких овещественных €влений.ќн мечтал о выходе книги в ћоскве. ѕеред войной в ћоскве, в √»«е подготовили книгу сказок ѕисахова, но она так и осталась в рукописи.  огда начались боевые действи€, сказочна€ тематика отошла на второй план.ѕосле войны ѕисахов приносит в јрхангельское издательство рукопись, состо€щую из ста написанных им сказок. ≈Є «два года перечитывали…» и наконец отобрали дев€ть сказок. Ёту маленькую книжечку, опубликованную в 1949 году, ѕисахов отослал »лье Ёренбургу с просьбой «помочь подтолкнуть в издании мои сказки». Ћишь в 1957 году в издательстве «—оветский писатель» по€вилась перва€ «московска€» книга ѕисахова.   писателю приходит всесоюзна€ известность.ѕеру —тепана √ригорьевича принадлежат также интересные путевые очерки, рассказывающие об освоении јрктики, об экспедици€х в «апол€рье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своЄм после смерти писател€.[править] ѕреподаваниеќсновным заработком ѕисахова до войны и после войны были уроки рисовани€. ѕочти четверть века проработал он в школах јрхангельска. ѕреподавать рисование начал в 1928 году –аботал в третьей, шестой и п€тнадцатой школах. ¬ автобиографии, датированной 23 окт€бр€ 1939 г., он писал: «ћои ученики без добавочной художественной подготовки поступали в художественные вузы, что считаю тоже своей наградой». »з воспоминаний его бывшего ученика, художника-графика ё. ћ. ƒанилова: «ѕрежде всего, человек необыкновенный, с необыкновенным багажом знаний, с необыкновенной щедростью отдачи всего, что знал и умел, с необыкновенной добротой». ќни познакомились, когда ёра был учеником 3-й архангельской школы, где ѕисахов преподавал рисование. –азгл€дев в ёре дарование на уроках рисовани€, ѕисахов пригласил его в студию, которую открыл у себ€ в мастерской. ѕосле войны ё. ƒанилов поступил в јкадемию художеств на архитектурный факультет. » только приехал в родной јрхангельск — встретил на улице ѕисахова. —тепан √ригорьевич тут же предложил ƒанилову проиллюстрировать свою книжку сказок. “о ли хотел помочь материально вчерашнему фронтовику, то ли подталкивал своего ученика, студента архитектурного факультета, на художественную стезю.  ак бы то ни было, книжка вышла в 1949 году и стала первым опытом ƒанилова в иллюстрации. ѕисахов сам никогда не иллюстрировал свои сказки. ј чужим иллюстраци€м от души радовалс€. —читал, что каждый имел право на своЄ прочтение его сказок. Ётим он и дорожил. ƒес€тки художников их оформл€ли, почти у каждого есть находки.[править] ¬нешний облик ѕисахова »нтересующимс€ его жизнью, —тепан √ригорьевич, как правило, рассказывал о себе одно и то же, но зато давал факты эффектные, поражающие необычностью. ѕерекочЄвыва€ из одного очерка в другой, они придавали образу сказочника особую колоритность. Ѕольшинство ранних работ о ѕисахове написано его собрать€ми по перу — писател€ми и журналистами. ƒаже при скудности фактов они сумели создать такой €ркий и точный портрет, что ѕисахов предстает перед читател€ми как живой. Ќо удивительно, что никто не описал его молодым. ƒаже писатель »ль€ Ѕражнин, который уехал из јрхангельска в 1922 году, пишет, что ѕисахов уже тогда «был живой исторической достопримечательностью јрхангельска». ј «исторической достопримечательности» было сорок три года. » Ѕорис ѕономарЄв, журналист, историк северной литературы, который был знаком с ѕисаховым более четверти века, признавалс€, что помнит его только таким. ¬се как будто забыли, каким ѕисахов был до революции. ј ведь тогда это был невысокого роста крепкий и здоровый мужчина, выгл€девший моложе своего возраста, всегда чисто выбритый и опр€тно одетый. ”чЄба в ѕетербурге, знакомство с художественными коллекци€ми –оссии, ‘ранции, »талии, богатейшие впечатлени€ от путешествий по —редней јзии и арабскому ¬остоку — всЄ это вылепило фигуру €ркого, образованного, умного и наблюдательного интеллигента.   1922 году ѕисахов резко мен€ет свой облик, манеру поведени€, стиль общени€ с окружающими. ќн надевает карнавальную маску бахар€-сказочника: отращивает бороду, по€вл€етс€ на люд€х в поношенной одежде и старомодной шл€пе, осваивает лексику простонародь€.  роме того, за стариковской внешностью легче было спр€тать бедность, от которой он страдал смолоду, скрыть стеснительность, неровности характера, иногда чересчур вспыльчивого. ќн выбрал образ старика, чудака, человека со странност€ми и тем самым сохранил за собой право на озорство, непосредственность в словах и делах.[править] ”вековечивание[править] ћузей —тепана ѕисахова ћузей —тепана ѕисахова¬ конце 2007 года был открыт архангельский музей —тепана ѕисахова. ќн расположен в бывшем доме-магазине купца Ѕуторова, поскольку дом є 27 на ул. ѕоморской, в котором жил ѕисахов, был снесЄн в 1984 году. ќднако, несомненно, —тепан ѕисахов бывал в лавке Ѕуторова. ¬ музее восемь залов, в которых представлено более 150 картин, документы и личные вещи художника, а также музейные объекты, воссоздающие атмосферу того времени. √лавна€ иде€ музе€ — показать жизнь и творчество —тепана ѕисахова на фоне времени, в котором он жил[9].[править] ѕам€тник ѕам€тник —тепану ѕисахову в јрхангельске¬ сент€бре 2008 года в јрхангельске, на пересечении улицы ѕоморской и проспекта „умбарова-Ћучинского, состо€лось торжественное открытие пам€тника —тепану ѕисахову (автор —ергей —юхин).[10]. Ѕронзова€ скульптура ѕисахова как бы прот€гивает руку прохожим, в авоське у ѕисахова — рыба, а на шл€пе сказочника чайка, прилетевша€ на запах рыбы[11]. „айка трижды подвергалась актам вандализма: ее сносили со шл€пы ѕисахова и вновь возвращали на место. ѕосле очередной, третьей, кражи было прин€то решение чайку не восстанавливать

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Glasha_Yu   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 январ€ 2011 г. 20:54 (ссылка)
 ак € люблю ѕисахова. ќн такой €ркий представитель –усского —евера. —пасибо за сообщение
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 27 январ€ 2011 г. 18:56ссылка
очень рада, что понравилось) а на дн€х надеюсь еще этот материал дополнить.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку