-–убрики


÷¬≈“ќ¬ќ…  –”√ ќ¬јЋ№ƒј (продолжение) - базовый инструмент цветового конструировани€

¬оскресенье, 26 ћа€ 2013 г. 20:00 + в цитатник

«ƒ≈—№ ——џЋ ј Ќј —јћ ÷¬≈“ќ¬ќ…  –”√ ќЌЋј…Ќ

ѕон€тие цветового круга.

÷ветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. ћожно различить цветовой круг √ете, ќсвальда, »ттена. Ќо, по сути, все эти цветовые круги представл€ют собой один и тот же инструмент колористики.

»значально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструировани€, дл€ подбора цветовой палитры изображени€. Ёто была перва€ попытка ув€зать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на прот€жении веков. —оздатели цветового конструировани€ пытались создать свод универсальных законов, использу€ которые каждый мог получить гармоничные сочетани€ цветов.

ќднако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимаетс€ субъективно, в зависимости от того, как построена остальна€ композици€, какие в ней используютс€ цвета. ¬оспри€тие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. ѕоэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходитс€ подбирать свои цветовые решени€. Ќо, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

–ассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг, который предложил …охансен »ттен.  ак пон€тно из названи€, цветовой круг »ттена состоит из 12 цветов.

 ак мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга »ттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. ƒалее идут цвета второго пор€дка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. ќстальные цвета образуютс€ путем смешивани€ основных.
—овременный спектральный цветовой круг выгл€дит так:



Ётот круг называют цветовой круг ќсвальда. Ћегко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выгл€д€т очень самосто€тельно. Ёто красный, синий и зеленый. Ќа этих цветах строитс€ современна€ модель цвета RGB. Ќо заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. ¬ообще, черный и белый цвет нельз€ рассматривать как цвета в чистом виде. ¬едь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальна€ насыщенность цвета.

 роме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструировани€ как цветовой шар, цветова€ звезда. ќднако все эти методы не имеют такой попул€рности, как цветовой круг.

÷ветовой шар, кстати, считаетс€ одним из самых полных способов представлени€ цвета, всей цветовой гаммы. ќн дает наилучшее представление о цветовых комбинаци€х и сочетани€х. Ќо, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудна€ задача по сравнению с цветовым кругом. ƒа и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. ¬ообще мы можем воспользоватьс€ цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находитс€ перед нами, так сказать, во всей красе.

 ак нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

—егодн€, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самосто€тельно создавать цветовой круг, можно его просто вз€ть и распечатать. ≈сли у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг ќсвальда. Ќо иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг.

¬ принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг »ттена. ƒругое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг ќсвальда, представл€ющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. ƒл€ начала вам надо определить базовые цвета. Ёто, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. »ттен советовал дл€ максимально четкого определени€ базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

ƒалее мы чертим равносторонний треугольник. ¬ерхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. “еперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. ¬ образовавшихс€ равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго пор€дка.

„тобы получить цвета второго пор€дка, нам надо смешать попарно цвета первого пор€дка. —мешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. —мешение желтого и синего даст зеленый.  расного и синего – фиолетовый.

Ќа первый взгл€д это кажетс€ довольно простым. Ќо на деле довольно трудно получить чистые цвета второго пор€дка. Ќеобходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получилс€ действительно зеленым. ќн не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. ≈сли вы далеки от изобразительного искусства, это может зан€ть много времени.

ѕосле того, как мы получили цвета второго пор€дка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. ƒелим его на 12 равных секторов. —ектора, которые наход€тс€ напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. ѕри этом мы видим, что между каждой парой цветов остаетс€ пустой сектор.

¬ пустых секторах – место дл€ цветов третьего пор€дка. ќни образуютс€ смешением пары из цвета первого пор€дка и цвета второго пор€дка.

“о есть, в результате смешени€, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

¬ свое врем€ этот цветовой круг получил »саак Ќьютон. ќн же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный, на месте соединени€ круга, между красным и фиолетовым. ѕоэтому его называют иногда цветовым кругом Ќьютона. ќднако, основное отличие цветового круга Ќьютона в том, что он состо€л из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг »ттена, более подход€щий дл€ дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

÷ветовой круг: применение. ÷ветовые гармонии.

ƒл€ чего можно использовать цветовой круг дизайнеру?  онечно, дл€ подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу. ј уж сами сочетани€ цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. ’от€ сочетани€ цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исход€ из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. ≈сли вы хотите подобрать цвета не опира€сь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельз€!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

—уществует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга »ттена.

 стати, дл€ подбора цветов по цветовому кругу дл€ дизайнеров созданы специальные программы. ¬ них обычно используетс€ спектральный цветовой круг ќсвальда. ќдну из таких программ вы можете найти и скачать здесь .   сожалению, эта программа платна€, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. ’от€ лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Ќельз€ подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

 омплиментарные (дополнительные) цвета. 

 омплиментарными, или дополнительными, контрастными, €вл€ютс€ цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга »ттена. ¬ыгл€дит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. —ама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на гр€дку с клубникой! »спользовать комплиментарную гамму дл€ больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ќи в коем случае не используйте комплиментарные цвета дл€ текстовых композиций. ѕодробнее о дополнительных цветах.



 лассическа€ триада. 

 лассическую триаду образуют триравноудаленных по цветовому кругу »ттена цвета. “ака€ композици€ выгл€дит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. „тобы добитьс€ гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте дл€ акцентов.



јналогова€ триада. 



јналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. »спользуютс€ в м€гких, комфортных и нераздражающих композици€х. јналогова€ схема чаще всего встречаетс€ в природе, поэтому выгл€дит гармонично и при€тно. ѕри использовании этой схемы, пожалуй, дизайнеру стоит выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать дл€ акцентировани€. “акже следует позаботитьс€ о достаточном контрасте в аналоговой композиции.



 онтрастна€ триада. 



 онтрастна€ триада – вариант комплиментарного сочетани€ цветов, только вместо противоположного цвета используютс€ соседние дл€ него цвета. ¬ыгл€дит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напр€женно. ≈сли вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета – используйте контрастную триаду.



ѕр€моугольна€ схема. 



ѕр€моугольна€ схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные. Ёта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций вход€щих в нее цветов. „тобы проще было сбалансировать пр€моугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.



 вадратна€ схема. 



 вадратна€ схема практически повтор€ет пр€моугольную схему, но цвета в ней равноудаленные по кругу. «десь также стоит выбрать один доминирующий цвет.




÷ветовой круг: заключение. 

ѕервые правила использовани€ цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до по€влени€ современного графического дизайна Ћеонардо да ¬инчи в его «“рактате о живописи». Ќо даже он уже говорил: «≈сли ты в своем творчестве хочешь руководствоватьс€ только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведени€х будет царить путаница».

ƒизайнеру нельз€ ограничивать себ€ правилами, нужно следовать своей интуиции. ѕри умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Ќо, все же, не стоит перегибать палку. Ќельз€ формально ткнуть в первые попавшиес€ цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетани€ цветов. ј цветовой круг – хороша€ проверка их гармоничности.


ѕервоисточник можно посмотреть тут.

http://marlyusta.blogspot.ru/p/blog-page_04.html

–убрики:  – _ ” _   _ ќ _ ƒ _ ≈ _ Ћ _ » _ ≈/рукоделие –»—ќ¬јЌ»≈, –ќ—ѕ»—№
  _ ќ _ ћ _ ѕ _ № _ ё _ “ _ ≈ _ –/ компьютер ѕ–ќ√–јћћџ
ћетки:  

ѕроцитировано 247 раз
ѕонравилось: 39 пользовател€м



Liudmila_Sceglova   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 26 ћа€ 2013 г. 20:44 (ссылка)
Ѕлагодарю!’орошего воскресного вечера!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ессени€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 26 ћа€ 2013 г. 22:26 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Biryusinka   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 ћа€ 2013 г. 09:57 (ссылка)
Ѕлагодарю. за полезное.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку