"Буря в пустыне" вошла в историю, прежде всего как воздушная кампания. За период между 17 января и 28 февраля 1991 года самолеты и вертолеты США, Великобритании, Франции, Италии, Канады, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Катара выполнили 118 тысяч вылетов в зоне военных действий (общее число, включающее тренировочные и другие небоевые). Это была первая война, в которой произошли воздушные бои между истребителями четвертого поколения. Однако иракским ВВС и ПВО трудно было проявить себя в условиях существенного количественного и качественного превосходства противника. Понеся потери в воздухе и основные на земле, иракцы попытались сохранить свой авиапарк, перегоняя самолеты в соседний Иран. Такое решение вряд ли можно считать разумным, если учесть, что ирано-иракская война закончилась всего тремя годами ранее. Неудивительно, что эвакуированные боевые самолеты в дальнейшем так и не вернулись к своему владельцу.
В этой статье сделана попытка обобщить данные об авиационных потерях многонациональных сил и Ирака. Она написана на основе общедоступных источников. По возможности указана вся имеющаяся существенная информация.
ПОТЕРИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ
Довоенные прогнозы ожидаемых потерь были довольно высокими. На раннем этапе планирования воздушной операции, в августе 1990 года, аналитики ВВС США предполагали, что в первые сутки войны коалиционная авиация потеряет четыре процента задействованной авиатехники. Звучали опасения, что общие потери могут достичь 300 (запомните эту цифру) летательных аппаратов. Авиационные командиры высказывались более оптимистично. Генерал Чарльз Горнер, возглавлявший ВВС Центрального командования, считал, что ВВС США лишатся 42 самолетов. Его начальник планирования Бастер Глоссон предполагал потерю не более чем 50 самолетов; по его мнению, в случае более высоких потерь президент Джордж Буш имел полное право отправить весь военно-воздушный генералитет в отставку как не справившийся со своей задачей.
Авторитетный британский журнал "Флайт Интернешнл" в номере за 6-12 марта 1991 года опубликовал статистику потерь коалиционной авиации, собранную "по горячим следам". Она выглядела следующим образом: США потеряли 35 самолетов и 21 вертолет, Великобритания - 7 самолетов, Саудовская Аравия - 3, Кувейт и Италия - по одному. Итого получается 68 пилотируемых летательных аппаратов,
Официальные цифры потерь доступны из альманаха министерства обороны США за 1991 год: 52 самолета (в том числе 40 американских), 23 вертолета (все американские). В сумме - 75 пилотируемых летательных аппаратов, из которых почти половина (33) потеряна по небоевым причинам.
Ирак заявлял о гораздо большем числе побед своей системы ПВО и ВВС. На второй день войны Саддам Хусейн создал специальный комитет для документирования потерь коалиционной авиации - он предполагал, что западные масс-медиа будут скрывать правду о сбитых самолетах. В мае 1991 года министерство обороны Ирака выпустило исследование, посвященное авиационным потерям многонациональных сил (в 2003 году этот документ попал в руки американских войск, цифры из него есть в Um Al-Ma'arik (The Mother of All Battles): Operational and Strategic Insights from an Iraqi Perspective). В нем были приведены следующие оценки. Силы ПВО Ирака оценивали число уничтоженных пилотируемых летательных аппаратов врага в 281 (сравните с прогнозами аналитиков Пентагона) машину. По итогам опроса, проведенного в частях, и исключения из его результатов пересекающихся заявок (т.е. случаев, когда разные подразделения вели огонь по одному самолету, и каждое из них записывало его на свой счет) был сделан вывод о 150 уничтоженных машинах противника.
Истина, конечно же, находится где-то в промежутке между их оценками. Связано это не только с пропагандистскими целями, но и с тем фактом, что в статистике ВВС США присутствует признание факта уничтожения 44 БПЛА – BQM-74 из 49 имевшихся. Кроме того, беспилотники ADM-141 применяла авиация флота США. Сколько их было уничтожено, в данной статье не уточнено. Однако, в статистике потерь они не значатся – расход материальных средств. При этом ряд западных изданий делает вывод, что Пентагон путем пересчета определенного количества сбитых пилотируемых летательных аппаратов в беспилотные (судьбу которых отследить гораздо сложнее, да и не привлекают они столько внимания) скрыл истинные потери. Кроме того, американская пресса выразила большое сомнение в том, что ряд небоевых потерь действительно «небоевые». В том числе «катастрофа» B-52.
Хронологически список охватывает три периода. Помимо собственно войны (17 января - 28 февраля 1991), рассматривается также период подготовки военной операции (с августа 1990 по 16 января 1991) и небольшой отрезок после войны (март - апрель 1991). Целью при составлении списка было показать все известные потери коалиционной авиации, так или иначе связанные с подготовкой и проведением "Бури в пустыне", а также (для общей информации) ее небоевые потери в регионе за два послевоенных месяца. Подсчет, проведенный по списку, дает следующие цифры:
США
Самолеты - 9 потеряны до войны, 37 во время нее, 5 после
Вертолеты - 15 потеряны до войны, 22 во время нее, 7 после
Великобритания - 3 самолета до войны, 7 во время нее; до войны потерян один вертолет.
Франция - 1 самолет до войны и 1 во время нее
Италия - 1 самолет во время войны
Саудовская Аравия - 3 самолета во время войны и 1 после
Кувейт - 1 самолет во время войны
ИТОГО авиация многонациональных сил потеряла:
До войны - 13 самолетов и 16 вертолетов;
Во время войны - 50 самолетов и 22 вертолета;
После войны - 6 самолетов и 7 вертолетов.
В сумме за весь рассматриваемый период потеряно 114 пилотируемых летательных аппаратов (69 самолетов и 45 вертолетов), из них 29 до войны, 72 во время и 13 после нее.
СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ
20 августа 1990
OH-58D "Кайова"
Серийный номер 88-0305, рота B 1-го эскадрона 17-го кавалерийского полка 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вертолет разбился в Саудовской Аравии, совершая тренировочный вылет с использованием приборов ночного видения. Экипаж не пострадал, машина потеряна.
29 августа 1990
C-5A "Гэлэкси"
Серийный номер 68-0228, 60-е военно-транспортное крыло ВВС США
На борту самолета находились медикаменты, продовольствие и оборудование для американских войск в Саудовской Аравии. Во время набора высоты после взлета с авиабазы Рамштайн (ФРГ) произошло самопроизвольное включение реверса тяги двигателя N 1, что привело к потере пилотами управления. На борту находились 17 человек, из них 13 погибли и четверо выжили. Экипаж самолета был из 433-го военно-транспортного крыла Резерва ВВС США.
3 сентября 1990
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 83-1151 (F-16C Block 25B), 33-я тактическая истребительная эскадрилья 363-го тактического истребительного крыла ВВС США
Во время тренировочного полета в ОАЭ (Абу-Даби) ведомый заметил, что из сопла двигателя ведущего самолета вырывается пламя. Капитан Сетцер получил легкие травмы при катапультировании, был подобран вертолетом поисково-спасательной службы ОАЭ.
7 сентября 1990
OH-58C "Кайова"
Серийный номер 71-20835, 1-й батальон 101-го авиационного полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вечером 7 сентября при выполнении ночного тренировочного вылета в Саудовской Аравии с использованием приборов ночного видения вертолет столкнулся с песчаной дюной. Один из двух членов экипажа был травмирован. Вертолет получил серьезные повреждения и был списан.
13 сентября 1990
OH-58D "Кайова"
Серийный номер 88-0302, рота B 1-го эскадрона 17-го кавалерийского полка 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вертолет столкнулся с песчаной дюной в Саудовской Аравии во время ночного полета и был полностью разрушен. Экипаж не пострадал.
13 сентября 1990
CH-53E "Супер Стэллион"
Серийный номер 161390, 465-я эскадрилья тяжелых вертолетов 3-го авиационного крыла КМП США
Вертолет разбился в аэропорту им. короля Абдулазиза (Джидда, Саудовская Аравия). Пилот по ошибке начал взлет на одном двигателе и потерял управление. Вертолет упал, перевернулся и загорелся. Погибших не было.
26 сентября 1990
SH-3H "Си Кинг"
Серийный номер 151525, 7-я противолодочная вертолетная эскадрилья 3-го авианосного крыла ВМС США
Вертолет с авианосца "Джон Ф. Кеннеди" упал в Красное море из-за технической неисправности. Все 17 человек, находившиеся на борту, были спасены.
29 сентября 1990
UH-60A "Блэк Хок"
Серийный номер 86-24542, рота D 2-го эскадрона 17-го кавалерийского полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США
При выполнении ночного тренировочного вылета в Саудовской Аравии с использованием приборов ночного видения вертолет столкнулся с песчаной дюной. Пострадали пятеро военнослужащих, в том числе один - серьезно. Машина была списана.
30 сентября 1990
F-15E "Страйк Игл"
Серийный номер 87-0203 (F-15E-44-MC), 336-я тактическая истребительная эскадрилья 4-го тактического истребительного крыла ВВС США
Катастрофа произошла в Омане во время учебного перехвата истребителей-бомбардировщиков "Ягуар" (по разным данным, британских или оманских) на малой высоте. Предполагается, что в результате сочетания нескольких факторов пилот неверно оценил высоту, необходимую для выполнения переворота. На выходе из переворота самолет ударился о землю хвостовой частью фюзеляжа. Оба члена экипажа (капитан Пуле и майор Хук) погибли.
2 октября 1990
OH-58C(FG) "Кайова"
Серийный номер 70-15311, рота C 1-го батальона 24-го авиационного полка Армии США
Разбился во время тренировочного полета в Саудовской Аравии. Экипаж не пострадал. Вертолет был серьезно поврежден и списан.
8 октября 1990
Два вертолета UH-1N "Ирокез"
Серийные номера 160178 и 160622, 164-я эскадрилья средних вертолетов КМП США
Вертолеты взлетели с палубы десантного вертолетоносца "Окинава" (LPH-3) рано утром 8 октября. Они выполняли тренировочный полет над Аравийским морем у побережья Омана с использованием приборов ночного видения. Обе машины исчезли с экрана радара, предположительно, они столкнулись друг с другом. Все восемь членов экипажей были признаны погибшими, ни одного тела не удалось найти.
Машины принадлежали 267-й эскадрилье легких ударных вертолетов, они были приданы 164-й эскадрилье, находившейся в составе 13-го экспедиционного соединения морской пехоты.
8 октября 1990
RF-4C "Фантом" II
Серийный номер 64-1044 (RF-4C-22-MC), 106-я тактическая разведывательная эскадрилья 117-го тактического разведывательного крыла Воздушной Национальной гвардии Алабамы
Самолет разбился, когда пилот отрабатывал противозенитное маневрирование. Майоры Гендерсон и Шрэмм погибли. По разным данным, катастрофа произошла на территории Саудовской Аравии или ОАЭ.
10 октября 1990
F-111F
Серийный номер 74-0183, позывной Cougar 41, 493-я тактическая истребительная эскадрилья 48-го тактического истребительного крыла ВВС США
Самолет разбился в Саудовской Аравии во время ночного тренировочного вылета на малой высоте. Оба члена экипажа (капитаны Колдуэлл и Рейд) погибли.
После этой катастрофы ВВС Центрального командования отменили все запланированные на 10 октября полеты, за исключением вылетов на боевое патрулирование. Были предприняты дополнительные меры по обеспечению безопасности полетов.
18 октября 1990
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZA466, эскадрилья No 16 Королевских ВВС Великобритании
Самолет выполнял ночной тренировочный вылет с авиабазы Табук (Саудовская Аравия). Из-за отказа бортового оборудования он лег на обратный курс. На аэродроме был по ошибке поднят аварийный барьер, который в темноте был слишком поздно замечен экипажем. Во время посадки самолет зацепил этот барьер, в результате чего носовая стойка шасси коснулась взлетно-посадочной полосы раньше основных и сломалась. Пилоты (сквадрон-лидеры Андерсон и Уокер) катапультировались, получив серьезные травмы. Поврежденный самолет был возвращен в Великобританию и больше не летал.
13 ноября 1990
"Ягуар" GR.1A
Серийный номер XX754, Королевские ВВС Великобритании
Группа из шести "Ягуаров" выполняла тренировочный полет на малой высоте в Катаре, когда самолет номер 6 столкнулся с песчаным холмом высотой 26 метров. Пилот флайт-лейтенант Коллистер погиб. Предполагается, что он сосредоточил внимание на своем ведущем и не успел заметить холм.
24 ноября 1990
CH-53E "Супер Стэллион"
465-я эскадрилья тяжелых вертолетов 3-го авиационного крыла КМП США
Во время полета с грузом на внешней подвеске начался пожар одного из двигателей. Экипаж посадил горящую машину и покинул ее.
5 декабря 1990
AH-1E "Кобра"
Серийный номер 77-22790, рота B 2-го эскадрона 17-го кавалерийского полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вертолет разбился в Саудовской Аравии на взлете. Экипаж утратил ориентировку при выполнении полета вечером с использованием приборов ночного видения и попал в облако пыли. Летчики не пострадали, машина списана.
7 декабря 1990
"Мираж" F1CR
Серийный номер 609, разведывательный эскадрон 1/33 ВВС Франции
Самолет разбился в Саудовской Аравии, пилот лейтенант Амисс погиб.
14 декабря 1990
UH-1H "Ирокез"
Серийный номер 69-15913, 1267-я медицинская рота Национальной гвардии Миссури
Вертолеты Национальной гвардии перегонялись в Хьюстон для отправки в регион Персидского залива. Один из них потерпел катастрофу возле Кливленда (штат Техас), столкнувшись с деревьями в плохую погоду. Все три члена экипажа погибли.
19 декабря 1990
UH-1N "Ирокез"
ВМС США
Вертолет упал в Тихий океан во время ночного тренировочного вылета. Десантный вертолетоносец "Триполи" (LPH-10), на котором он базировался, направлялся в регион Персидского залива. Все четыре члена экипажа погибли. В результате поисковой операции были обнаружены обломки машины и тело одного из погибших.
31 декабря 1990
EA-6B "Проулер"
Серийный номер 163405 (ICAP II Block 86), 141-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы 8-го авианосного крыла ВМС США
Самолет был потерян в Атлантическом океане при посадке на авианосец "Теодор Рузвельт", который направлялся в зону Персидского залива. Трос аэрофинишера лопнул, и самолет упал за борт. Все четверо членов экипажа катапультировались.
7 января 1991
AH-64A "Апач"
Серийный номер 86-8953, 4-й батальон 229-го авиационного полка 11-й авиационной бригады Армии США
Вертолет потерян в Саудовской Аравии на земле при пожаре вспомогательной силовой установки.
8 января 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 88-0483 (F-16C Block 40C), 4-я тактическая истребительная эскадрилья 388-го тактического истребительного крыла ВВС США
Самолет разбился вечером 8 января на северо-востоке Саудовской Аравии, выполняя тренировочный полет в темное время суток. Вероятная причина - потеря пилотом пространственной ориентировки. Капитан Чинберг погиб.
10 января 1991
"Газель" AH.1
Серийный номер ZB675, Армейский воздушный корпус Великобритании
Вертолет потерпел крушение в Саудовской Аравии, зацепив землю несущим винтом. Причина - ошибка экипажа. Погибших не было, машина списана.
11 января 1991
CH-47D "Чинук"
Серийный номер 89-0165, 7-й батальон 101-го авиационного полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вертолет перевозил вездеход M998 "Хамви" и гаубицу M102 в Саудовской Аравии. Во время полета произошел пожар двигателя номер 2. После аварийной посадки экипаж и пассажиры покинули машину, которая затем полностью сгорела вместе с грузом. По разным данным, пострадали двое или шестеро человек. Также неясно, в какой роте вертолет находился на момент происшествия - A или B.
12 января 1991
F/A-18C "Хорнет"
Серийный номер 163453 (F/A-18C-23-MC Lot 10), 86-я эскадрилья ударных истребителей 1-го авианосного крыла ВМС США
Самолет не вернулся на авианосец "Америка" из ночного вылета. Авианосец шел в Красное море для участия в будущей военной операции и на момент потери находился в Средиземном море к северу от Ливии. Место падения обнаружили, однако останки пилота лейтенанта Варна найдены не были.
13 января 1991
F-16A "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 79-0400 (F-16A Block 10B), позывной Polio 06, 138-я тактическая истребительная эскадрилья 174-го тактического истребительного крыла Воздушной Национальной гвардии Нью-Йорка
Уже третий по счету F-16 разбился в Саудовской Аравии. Самолет был потерян во время тренировочного вылета примерно в 60 км (32 морские миль) к юго-западу от Эль-Хардж, где он базировался. Причиной потери стал пожар, сопровождавшийся отказом ряда бортовых систем. Пилот лейтенант Томпсон (точное звание неизвестно) катапультировался.
13 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZD718, эскадрилья No 14 Королевских ВВС Великобритании
Тройка "Торнадо" выполняла тренировочный полет в Омане (еще один самолет остался на базе из-за технической неисправности). Более чем в 200 км к западу от авиабазы Масира самолет номер 4 при выполнении левого разворота на сверхмалой высоте зацепился крылом за землю. Вероятно, пилот не сумел правильно оценить высоту. Оба члена экипажа (флайт-лейтенанты Даффи и Дент) погибли.
17 января 1991
F/A-18C "Хорнет"
Серийный номер 163484 (F/A-18C-24-MC Lot 10), позывной Sunliner 403, 81-я эскадрилья ударных истребителей 17-го авианосного крыла ВМС США
Звено "Хорнетов" с авианосца "Саратога" имело задачу подавить зенитно-ракетные комплексы в районе аэродрома Таммуз (Эль-Такаддум), которые должны были атаковать палубные бомбардировщики. На самолете лейтенант-коммандера Спейчера вышла из строя некоторая аппаратура, включая систему предупреждения о радиолокационном облучении, однако он продолжил боевой вылет. В воздухе были зафиксированы иракские перехватчики МиГ-25. Согласно официальной версии, Спейчер атаковал ракетами AGM-88 три наземные цели. Американские летчики не знали, что произошло дальше; один из них наблюдал взрыв в воздухе и затем еще один взрыв на земле, и только после этого было обнаружено отсутствие самолета Спейчера. Его аварийный маячок не включался, и поисково-спасательная операция не проводилась. Потерю поначалу отнесли на счет ЗРК, но впоследствии было заключено, что "Хорнет" стал жертвой МиГ-25.
После войны судьба Спейчера привлекла довольно большое внимание американской общественности. Пентагон несколько раз менял его официальный статус, существовали предположения, что он мог попасть в плен. Его останки были обнаружены лишь в 2009 году. Посмертно он был награжден Крестом летных заслуг.
17 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZD791, позывной Norwich 02, эскадрилья No 14 Королевских ВВС Великобритании
Четверка "Торнадо" должна была атаковать иракский аэродром Эр-Румейла 454-кг бомбами в темное время суток. Однако вылет был отложен, и самолеты поднялись в воздух уже при свете дня. При выполнении маловысотной атаки аэродрома на самолете флайт-лейтенантов Питерса и Никола произошел отказ бортового компьютера, который отвечал за сброс бомб. Пилот отвернул самолет от цели и избавился от бомбовой нагрузки, после чего "Торнадо" был поражен ракетой ПЗРК (в разных источниках упоминаются разные типы). Он продолжал полет еще три с лишним минуты. К этому времени правая часть фюзеляжа была объята пламенем и происходила утечка топлива из правой консоли крыла, так что экипаж катапультировался. Летчики получили легкие травмы и через короткое время были взяты в плен. Поисково-спасательная операция не проводилась.
Обстоятельства потери ZD791 не совсем ясны, так как в некоторых источниках ее причиной указывается попадание иракского зенитного снаряда в ракету AIM-9 под крылом самолета, в результате чего она взорвалась или загорелась. Джон Никол, описывая сбитие в интервью Би-Би-Си (2003 год), однозначно говорит о попадании в самолет ракеты ПЗРК: "После того, как наша атака закончилась неудачей, мы возвращались домой, когда внезапно в нас попала ракета с тепловым наведением - SAM-7 ["Стрела-2"] или SAM-14 ["Стрела-3"]. Она отбросила самолет вбок и чуть не приземлила его - мы разминулись с землей в нескольких футах". Никол не упоминает предполагаемое попадание в AIM-9 и подтверждает, что самолет еще какое-то время продолжал полет. Согласно сайту Королевских ВВС, версия о попадании в ZD791 зенитной ракеты была подтверждена после осмотра обломков (район падения самолета был взят под контроль коалиционными войсками во время наземного наступления).
17 января 1991
"Ягуар" A
Серийный номер A91, истребительный эскадрон 2/11 ВВС Франции
Первой боевой задачей французских самолетов в войне 1991 года стал удар по кувейтскому аэродрому Ахмед эль-Джабер. Удар был нанесен в светлое время суток двенадцатью самолетами, действовавшими на малой высоте. Четыре самолета получили боевые повреждения, но сумели вернуться на базу. Этот случай продемонстрировал хорошую боевую живучесть "Ягуара", хотя одна из поврежденных машин де-факто была списана. Самолет капитана Юммеля был поврежден ракетой ПЗРК "Стрела-2" и сел в Эль-Джубейле с горящими двигателями. Он был возвращен во Францию и отправлен на хранение на авиабазу Шатоден. Судя по всему, с тех пор A91 больше не летал. Согласно последней информации (май 2011), самолет по-прежнему находится в Шатодене, притом, он так и не был отремонтирован.
17 января 1991
A-4KU "Скайхок"
Серийный номер 828 (160207), позывной Bergan 23, ВВС Кувейта
Целью восьми кувейтских "Скайхоков" являлся тактический ракетный комплекс "Луна" возле авиабазы Али аль-Салем на территории Кувейта. После третьего штурмового захода самолет подполковника аль-Мубарака был поражен зенитным огнем. Пилот катапультировался и попал в плен. Вместе с другими пленными летчиками многонациональных сил он был показан по иракскому телевидению 20 января. Предполагается, что "Скайхок" был подбит огнем ЗСУ-23-4 "Шилка".
17 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZA392, позывной Norwich 21, эскадрилья No 15 Королевских ВВС Великобритании
Вечером первого дня войны четверка "Торнадо" должна была атаковать иракский аэродром Шайбах бомбовыми кассетами JP233. Звено успешно выполнило атаку и начало отходить от цели по заранее спланированному маршруту. Приблизительно через две-три минуты после бомбометания один из экипажей увидел вспышку в темноте. Самолет уинг-коммандера Элсдона и флайт-лейтенанта Кольера перестал отслеживаться радаром АВАКСа и не выходил на связь. Оба летчика погибли. Скорее всего, они столкнулись с землей при полете на малой высоте, хотя другие источники говорят, что "Торнадо" мог быть сбит зенитной ракетой.
17 января 1991
F-15E "Страйк Игл"
Серийный номер 88-1689 (F-15E-46-MC), позывной T-Bird 56, 335-я тактическая истребительная эскадрилья 4-го тактического истребительного крыла ВВС США
Во вторую ночь войны группа из 16 самолетов нанесла удар по заводу ГСМ в районе Басры. Целью был не сам завод, а цистерны с топливом. Удар наносился 227-кг бомбами Mk.82. Самолет майора Коритца и подполковника Холланда сбросил бомбы на цель и начал выходить из атаки. Что произошло с ним дальше, остается неизвестным; другие летчики наблюдали лишь взрыв на земле. Скорее всего, самолет был сбит - в районе цели велся плотный зенитный огонь. Была организована безуспешная операция по поиску членов экипажа. Иракцы вернули их останки после войны. Датой потери традиционно указывают 18 января, хотя фактически она произошла незадолго до полуночи 17/18 января. Есть неясность с позывным самолета - по разным данным, это был T-Bird 56 или T-Bird 16.
17 января 1991
A-6E "Интрудер"
Серийный номер 161668, позывной Quicksand 12, 35-я штурмовая эскадрилья 17-го авианосного крыла ВМС США
Около полуночи 17/18 января группа самолетов с авианосца "Саратога" атаковала аэродром Эль-Валид (H-3) на западе Ирака. Заход на цели выполнялся на малой высоте. Лейтенанты Ветцель и Заун должны были атаковать склад ГСМ возле аэродрома. Они увернулись от одной зенитной ракеты, но вторая (предположительно ЗРК "Куб" или "Роланд") поразила их самолет, после чего они катапультировались, при этом Ветцель был серьезно травмирован. Оба летчика потеряли при катапультировании свои аварийные радиостанции и были быстро пленены иракцами.
Выдвигались предположения, что "Интрудер" мог быть случайно сбит перехватчиком F-14, который во время налета на H-3 выпустил ракету по какой-то цели, однако в конце концов эта версия была отвергнута.
18 января 1991
"Торнадо" IDS
Серийный номер MM7074, позывной Caesar 44, 155-я эскадрилья 50-го крыла ВВС Италии
Ночью 17/18 января восемь итальянских самолетов должны были атаковать склад боеприпасов и казармы в 20 км к северо-западу от Эль-Кувейта. Из-за плохой погоды и каких-то технических неполадок семь самолетов не сумели дозаправиться от американского танкера KC-135 и вернулись на базу. Самолет капитана Коччолоне и майора Беллини продолжил полет в одиночестве. Он сбросил бомбы (пять 454-кг Mk.83) на цель со сверхмалой высоты (менее 100 метров), после чего был поражен зенитным огнем - предположительно ЗСУ-23-4 «Шилка». Оба летчика катапультировались и сразу попали в плен. По-видимому, место падения самолета и бортовой самописец были обнаружены коалиционными войсками в ходе наземной операции - существует аудиозапись переговоров летчиков непосредственно перед сбитием.
18 января 1991
OV-10A "Бронко"
Серийный номер 155435, позывной Hostage 75, 2-я эскадрилья наблюдения 3-го авиационного крыла КМП США
Утром второго дня войны самолет наблюдения морской пехоты занимался поиском позиций артиллерии и тактических ракетных комплексов противника возле саудовско-кувейтской границы. Он был сбит на высоте 2500 метров ракетой ПЗРК примерно в 25 км северо-восточнее Рас-эль-Мишаб. Подполковник Экри (командир эскадрильи) и чиф уоррент-офицер Хантер катапультировались. Хантер получил ранение. Они приземлились прямо на иракских позициях и почти сразу были взяты в плен. Коалиционная авиация провела безуспешную операцию по их поиску. Поначалу обоих летчиков сочли погибшими.
18 января 1991
A-6E "Интрудер"
Серийный номер 152928, позывной Jackal 11, 155-я штурмовая эскадрилья 2-го авианосного крыла ВМС США
Вечером 18 января "Интрудеры" с авианосца "Рейнджер" вылетели на постановку морских мин возле иракского порта Умм-Каср. Самолет лейтенантов Костена и Тернера был потерян, когда сбросил мины и покидал район цели. Вероятно, он стал жертвой зенитного огня. Была зафиксирована работа аварийного маячка, кроме того, на аварийных радиочастотах был пойман чей-то голос с акцентом (по другому источнику - два голоса). Несмотря на отсутствие убедительных свидетельств, что экипаж выжил, ВМС начали поисково-спасательную операцию, которая была отменена после того, как участвовавшие в ней самолеты попали под обстрел. Впоследствии американская разведка пришла к выводу, что иракцы пытались заманить спасательный вертолет в ловушку. Останки Костена и Тернера были переданы американской стороне после войны.
По разным источникам, позывной самолета был Jackal 11 или Jackal 404.
19 января 1991
F-4G "Уайлд Уизл" V
Серийный номер 69-7571, позывной Falstaff 66, 81-я тактическая истребительная эскадрилья 52-го тактического истребительного крыла ВВС США
В предрассветные часы 19 января F-4G был поражен зенитным огнем, пробившим топливный бак. Самолет мог бы вернуться на аэродром, если бы не стечение обстоятельств. Во-первых, он не смог выполнить дозаправку в воздухе - по разным версиям, либо из-за ошибки экипажа, либо у танкера уже не оставалось топлива после заправки B-52. Во-вторых, в районе военного города короля Халида (Саудовская Аравия), где F-4 собирался аварийно сесть, был сильный туман, вдобавок из-за технической неисправности на ВПП не работали посадочные огни. После нескольких безуспешных заходов на посадку капитаны Берк и Галиндес катапультировались в связи с полным израсходованием топлива. Потеря была учтена как боевая.
19 января 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 87-0257 (F-16C Block 30F), позывной Stroke 65, 614-я тактическая истребительная эскадрилья 401-го тактического истребительного крыла ВВС США
19 января Багдад был впервые атакован авиацией многонациональных сил в дневное время. По числу задействованных самолетов это была самая крупная воздушная операция войны (она известна под названием Package Q).
Поначалу 401-е крыло должно было принять участие в налете на исследовательский ядерный центр Тувейта, однако в ночь накануне операции удар был перенацелен на три других объекта в Багдаде. Из-за смены цели организация налета оставила желать лучшего.
Самолет майора Тайса был подбит возле Багдада ракетой ЗРК С-125 и получил серьезные повреждения. Он какое-то время продолжал лететь на юг, но примерно на полпути к саудовской границе пилот катапультировался. На земле он был схвачен бедуинами и передан иракской армии. ВВС США организовали поисково-спасательную операцию, однако вертолеты не сумели обнаружить пилота (который к этому времени уже находился в плену) и вернулись на базу.
Фонарь кабины этого F-16 экспонировался в Искандерии среди прочих военных трофеев. После войны 2003 года он был обнаружен американскими морскими пехотинцами, отправлен в США и выставлен в аэрокосмическом музее в штате Аризона.
19 января 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 87-0228 (F-16C Block 30F), позывной Clap 74, 614-я тактическая истребительная эскадрилья 401-го тактического истребительного крыла ВВС США
F-16 капитана Робертса был вторым самолетом, потерянным Package Q под Багдадом. Из-за плохой погоды возле цели Робертс не сбрасывал бомбы. Покидая район цели, он попал под огонь ЗРК "Куб" и был сбит. Пилот катапультировался, приземлился возле позиций иракских зенитчиков и попал в плен. Поисково-спасательная операция не проводилась.
19 января 1991
"Торнадо" IDS
Серийный номер 765 (ZE126), позывной Dark 13, 7-я эскадрилья Королевских ВВС Саудовской Аравии
Ночью 19/20 января саудовские ВВС понесли первую потерю с начала войны. Истребитель-бомбардировщик "Торнадо" упустил возможность дозаправиться от американского танкера; по утверждению одного источника (трудно сказать, насколько эта информация правдива), пилот самолета якобы отказался дозаправляться из-за наличия в экипаже танкера женщин. В результате при заходе на посадку в Хафар-эль-Батин в плохих погодных условиях у него закончилось топливо, и оба члена экипажа катапультировались. Самолет был списан, но, по-видимому, получил не такие уж катастрофические повреждения, так как саудовцы его отреставрировали и установили в качестве памятника в аэропорту Дахрана.
Некоторые источники указывают, что этот самолет был сбит зенитным огнем возле иракской авиабазы Али (Таллиль). В списке потерь коалиционной авиации по версии Исследования воздушной мощи в ходе войны в Заливе отмечены две потери саудовских "Торнадо" ночью 19/20 января - одна боевая и одна небоевая.
19 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZA396, позывной Newport 15, эскадрилья No 20 Королевских ВВС Великобритании
Ночью 19/20 января восемь "Торнадо" должны были атаковать аэродром Али (в западных источниках известен под названием Таллиль). На подлете к цели флайт-лейтенанты Уэддингтон и Стюарт увидели, как ЗРК "Роланд" выпустил по ним ракету. Увернуться от нее они не успели. При взрыве был разбит фонарь кабины, Уэддингтон потерял сознание. Стюарт произвел катапультирование и себя, и его. Они оба были травмированы и попали в плен. Поисково-спасательная операция не проводилась.
В ходе наземного наступления войска многонациональных сил захватили авиабазу Али и прилегающие к ней районы. Обломки ZA396 были обнаружены, британцы извлекли из них бортовой самописец, который помог установить обстоятельства потери самолета. Уэддингтон после освобождения из плена вернулся зону Персидского залива, участвовал в патрулировании запретной для полетов зоны на юге Ирака и неоднократно пролетал над тем местом, где его сбили.
Диего Зампини в статье "Третий день (и последующие...)" утверждает, что ZA396 был сбит иракским истребителем МиГ-29, который после этого сам стал жертвой пары американских F-15, и высказывает предположение, что британцы намеренно фальсифицировали обстоятельства потери этого самолета.
- МиГ-29, сбивший ZA396, затем сам был сбит двумя американскими F-15 (капитаны Родригес и Андерхилл), при этом американцы сочли, что сбили два МиГа. "Родригес и Андерхил ошибочно думали, будто они атаковали два разных МиГа, на самом деле они выпустили ракеты по одному и тому же самолету. В то же время, документами USAF установлено, что Андерхилл выпустил свою ракету первым, Родригес сделал это на пару секунд позже..."
19 января 1991
UH-60A "Блэк Хок"
236-я медицинская рота Армии США
Санитарный вертолет с двумя пациентами на борту разбился по технической причине на подлете к госпиталю в Саудовской Аравии. Погиб один член экипажа (стафф-сержант Хейли). Согласно базе данных, машина была списана.
Есть сомнения по поводу серийного номера этого вертолета. Указывают номера 81-23579 или 82-23579
20 января 1991
F-15E "Страйк Игл"
Серийный номер 88-1692 (F-15E-46-MC), позывной Corvette 03, 336-я тактическая истребительная эскадрилья 4-го тактического истребительного крыла ВВС США
После начала "Бури в пустыне" иракская армия начала обстреливать ракетами Р-17 (Scud по классификации НАТО) территорию Израиля. Коалиционная авиация была срочно брошена на поиск пусковых установок Р-17, что отвлекало ее от других задач и вносило хаос в планирование боевых операций.
19 января группа F-15E получила новое срочное задание взамен старого - нанести удар по стационарным позициям Р-17 в районе Эль-Каима, что неподалеку от иракско-сирийской границы. "Страйк Иглы" достигли цели после полуночи 19/20 января. Из-за спешки в организации вылета они разминулись с самолетами прикрытия. Два EF-111, обеспечивавшие постановку радиоэлектронных помех в этой операции, были атакованы одиноким МиГ-25, запаниковали и ушли на свою базу. "Страйк Игл" полковника Эберли и майора Гриффита был обстрелян ЗРК С-75, когда готовился сбросить бомбы. Он увернулся от одной ракеты и был поражен второй. Оба летчика катапультировались.
Согласно другим данным, F-15E был сбит перехватчиком МиГ-25.
20 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZD893, позывной Stamford 11, эскадрилья No 9 Королевских ВВС Великобритании
Вечером четвертого дня войны британцы потеряли очередной "Торнадо", на этот раз в небоевом происшествии. Сразу после взлета с аэродрома Табук (Саудовская Аравия) у самолета начались проблемы с системой управления. Экипаж прервал выполнение задания, сбросил бомбы и более часа летал в районе аэродрома, вырабатывая топливо. Из-за продолжающихся проблем с управлением совершить посадку не удалось, сквадрон-лидер Бэтсон и уинг-коммандер Хит катапультировались и были подобраны саудовским вертолетом.
20 января 1991
AH-64A "Апач"
Серийный номер 87-0450, рота C 3-го батальона 227-го авиационного полка 12-й авиационной бригады Армии США
Вечером 20 января вертолет AH-64 совершил жесткую посадку в Саудовской Аравии. Согласно журналу "Флайт Интернешнл", причиной стал отказ системы ночного видения. Оба члена экипажа получили легкие травмы. Согласно базе данных, вертолет был списан.
21 января 1991
F-14A+ "Томкэт"
Серийный номер 161430, позывной Slate 46, 103-я истребительная эскадрилья 17-го авианосного крыла ВМС США
Ранним утром 21 января перехватчик F-14 с авианосца "Саратога" выполнял прикрытие самолета радиоэлектронной борьбы EA-6B во время налета на аэродром Эль-Кадиссия (Эль-Асад). Совершая патрулирование на средней высоте, он был сбит ракетой ЗРК С-75. Лейтенанты Джонс и Слейд катапультировались. И американцы, и иракцы начали операцию по поиску сбитого экипажа с участием самолетов и вертолетов. Слейд был взят в плен двумя вооруженными гражданскими лицами, Джонсу повезло больше - американцы сумели обнаружить его раньше противника. Со второй попытки он был подобран вертолетом MH-53 ВВС США.
Согласно другим данным утверждается, что "Томкэт" был сбит иракским истребителем МиГ-29.
21 января 1991
AH-1F "Кобра"
Серийный номер 79-23252, Армия США
Вертолет перевернулся при посадке в условиях затемнения (поднятое винтами облако песка) на территории Саудовской Аравии. Экипаж выжил. Вертолет был списан.
22 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZA467, позывной Stamford 01, Королевские ВВС Великобритании
Ночью 21/22 января восемь "Торнадо" атаковали радиолокационную установку в районе Эр-Рутбы на западе Ирака. Налет проводился на малой высоте, в районе цели наблюдался сильный зенитный огонь. После сброса 454-кг бомб один из экипажей наблюдал на некотором удалении от себя взрыв. Как оказалось, это разбился самолет ZA467. Сквадрон-лидеры Леннокс и Уикс погибли. Причина потери не была установлена.
22 января 1991
AV-8B "Харриер" II
Серийный номер 162954 (AV-8B-8-MC), позывной Magic 11, 331-я штурмовая эскадрилья 40-й авиационной группы КМП США
Ночью 21/22 января во время подготовки к учениям Sea Soldier IV капитан Ривера-младший отрабатывал посадку на универсальный десантный корабль "Нассау" (LHA-4) возле острова Масира (Оман). Находясь примерно в 5 км от корабля, самолет неожиданно упал на берег, пилот погиб. Точная причина катастрофы не была установлена.
23 января 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 87-0224 (F-16C Block 30F), позывной Wolf 01, 614-я тактическая истребительная эскадрилья 401-го тактического истребительного крыла ВВС США
Едва оправившись от потери двух самолетов и двух пилотов 19 января, 614-я эскадрилья лишилась еще одной машины. Четверка F-16 выполняла боевой вылет над Кувейтом. Сразу после сброса бомб под самолетом полковника Болла произошел взрыв. Боллу удалось дотянуть до Персидского залива и катапультироваться над водой. Его подобрал вертолет ВМС США. Ряд источников указывает, что потеря Wolf 01 произошла 21 января.
24 января 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZA403, позывной Dover 02, Королевские ВВС Великобритании
Ночью 23/24 января самолет принимал участие в налете на иракскую авиабазу Эр-Румейла. Он произвел сброс 908-кг бомб со средней высоты, после чего экипаж услышал сильный взрыв позади самолета и решил, что машина поражена зенитной ракетой. Флайт-лейтенант Барджесс и сквадрон-лидер Анкерсон попытались покинуть район цели, но после потери управления катапультировались. Они оба были взяты в плен. Поисково-спасательная операция не проводилась. Предположительно самолет был сбит ракетой ЗРК.
24 января 1991
F/A-18A "Хорнет"
Серийный номер 163121 (F/A-18A-21-MC Lot 9), позывной Active 304, 15-я истребительно-штурмовая эскадрилья 8-го авианосного крыла ВМС США
Самолет выполнял боевое патрулирование над Персидским заливом. Примерно в 18 км от авианосца "Теодор Рузвельт" на нем произошел отказ двигателя. Лейтенант Оверс катапультировался (получив при этом травмы) и был подобран вертолетом ВМС.
28 января 1991
AV-8B "Харриер" II
Серийный номер 163518 (AV-8B-11-MC), позывной Cat 36, 311-я штурмовая эскадрилья 3-го авиационного крыла КМП США
Капитан Берримэн был ведущим пары "Харриеров", выполнявших дневной боевой вылет в Кувейте. Они должны были атаковать позиции тактических ракетных комплексов "Луна". Самолет Берримэна был поражен ракетой ПЗРК. Пилот катапультировался; во время снижения он был обстрелян иракскими солдатами, и через короткое время после приземления попал в плен. Ведомый не видел, как это произошло. Американские самолеты выполнили облет района потери, однако не обнаружили никаких следов Берримэна. Он считался пропавшим без вести вплоть до своего освобождения после войны.
29 января 1991
OH-58C "Кайова"
Серийный номер 69-16155, 11-й бронекавалерийский полк Армии США
Вертолет потерпел аварию в Саудовской Аравии. Экипаж выжил. Машина была списана.
31 января 1991
AC-130H "Спектр"
Серийный номер 69-6567, позывной Spirit 03, 16-я эскадрилья специальных операций 1-го крыла специальных операций ВВС США
Самолеты огневой поддержки ("ганшипы") предназначены для уничтожения пехоты, транспортных средств и легкобронированных целей. Они разрабатывались для применения в условиях слабой системы ПВО противника и показали высокую эффективность в Юго-Восточной Азии. Иракская ПВО, хоть и значительно ослабленная после двух недель бомбардировок, все еще представляла серьезную угрозу для больших, медленных и неповоротливых "Спектров", поэтому они применялись только в ночное время.
На рассвете 31 января Spirit 03 оказывал поддержку наземным частям морской пехоты в ходе сражения при Хафджи (на территории Саудовской Аравии). По запросу с земли он атаковал батарею тактических ракетных комплексов "Луна". В это время с ним связался АВАКС и предупредил, что пора возвращаться на базу, так как начинает светать. Командир корабля майор Уивер ответил: "Сейчас я не могу уйти". Затем в один из двигателей самолета попала ракета ПЗРК. Spirit 03 упал в Персидский залив недалеко от берега, унеся жизни 14 членов экипажа.
2 февраля 1991
A-6E "Интрудер"
Серийный номер 155632, позывной Heartless 531, 36-я штурмовая эскадрилья 8-го авианосного крыла ВМС США
Самолет с авианосца "Теодор Рузвельт" выполнял вооруженную разведку в районе кувейтского острова Файлака. Он увернулся от ракеты ПЗРК и затем погнался за патрульным катером противника. Больше его никто из американцев не видел. Впоследствии на воде было обнаружено масляное пятно и подвесной топливный бак. Принято считать, что самолет был сбит, но чем именно - в этом вопросе все источники противоречат друг другу. Лейтенант Коннор и лейтенант-коммандер Кук были признаны пропавшими без вести. Останки Коннора вынесло на берег одного из островов через месяц после войны, останки Кука так и не нашлись.
2 февраля 1991
A-10A "Тандерболт" II
Серийный номер 80-0248, позывной Uzi 11, 76-я тактическая истребительная эскадрилья 23-го тактического истребительного крыла ВВС США
Пара штурмовиков атаковала различные наземные цели в районе кувейтского аэродрома Ахмед аль-Джабер. Они выполнили два боевых захода на стоянку грузовиков. Капитан Сторр выходил из второго захода, когда "что-то попало в самолет. Я не знаю, что это было - я этого не видел, мой ведомый этого не видел" (цитата из интервью Сторра телеканалу ABC, 2003 год). "Было ощущение, словно 50 000-фунтовый молот ударил самолет снизу" (цитата из другого интервью). Сторр потерял управление и катапультировался на малой высоте. Он приземлился очень близко от места падения своего самолета и почти сразу был взят в плен. ВВС США начали поисково-спасательную операцию, но она была отменена, когда вертолеты еще не пересекли саудовско-кувейтскую границу, так как сбитый летчик не выходил на связь, а место его сбития сочли слишком опасным для вертолетов.
2 февраля 1991
AH-1J "Си Кобра"
Серийный номер 157793, позывной Millcreek 701, 775-я эскадрилья ударных вертолетов КМП США
"Си Кобра" разбилась вечером 2 февраля в Саудовской Аравии, совершая вылет на сопровождение санитарного вертолета. Майор Маккарти и капитан Эдвардс погибли.
3 февраля 1991
UH-1N "Ирокез"
Серийный номер 160624, позывной Gunfighter 126, 369-я эскадрилья легких ударных вертолетов КМП США
Вертолет разбился в Саудовской Аравии во время вылета на снабжение передовых соединений морской пехоты. Все четверо членов экипажа погибли.
3 февраля 1991
B-52G "Стратофортресс"
Серийный номер 59-2593, позывной Hulk 46, 4300-е бомбардировочное крыло (условное) ВВС США
Во время "Бури в пустыне" стратегические бомбардировщики B-52 действовали с авиабаз в США, Великобритании, Испании и на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане. Hulk 46 возвращался из боевого вылета на аэродром Диего-Гарсия. Менее чем в 30 км от аэродрома на самолете произошел полный отказ электросистемы, что привело к прекращению подачи топлива и срыву пламени в двигателях. Экипаж катапультировался на слишком малой высоте, и трое из шести летчиков погибли (на B-52 часть экипажа катапультируется вниз).
Заместитель начальника штаба ПВО СССР полковник В. Суздальцев, утверждает, что разбившийся B-52 предварительно был поврежден ракетой ПЗРК или огнем ЗСУ-23-4 «Шилка», так как B-52 производили маловысотное бомбометание и поэтому были уязвимы для огня с земли
В англоязычном Интернете имеет хождение еще одна экзотическая версия потери Hulk 46. Якобы самолет выполнял полет над Багдадом, имея на борту три ракеты AGM-69 с ядерными боеголовками. Этими ракетами американцы намеревались запугать непокорного Саддама Хусейна (каким способом Саддам мог удостовериться в типе боеголовок на борту B-52 - не уточняется). На самолете возникли технические неполадки, он направился в сторону Диего-Гарсии и по пути был вынужден сбросить все три ракеты на мелководье у берегов Сомали. Впоследствии эти ракеты были подняты со дна некой компанией и исчезли в неизвестном направлении.
5 февраля 1991
F/A-18A "Хорнет"
Серийный номер 163096 (F/A-18A-20-MC Lot 9), позывной War Party 401, 87-я эскадрилья ударных истребителей 8-го авианосного крыла ВМС США
Пара "Хорнетов" возвращалась из боевого вылета на авианосец "Теодор Рузвельт" в Персидском заливе. Ведомый сообщил, что он потерял из виду своего ведущего, у которого возникли какие-то трудности с навигацией. Радар ракетного крейсера "Банкер Хилл" (CG-52) зафиксировал падение самолета с высоты 9 км, причем он достиг поверхности воды всего за одну минуту. Место падения находилось к юго-востоку от кувейтского острова Файлака. На воде было обнаружено масляное пятно, однако останки пилота самолета лейтенанта Двайера не были найдены. Причина катастрофы осталась загадкой для американцев. Чем не повод спросить у Иракских ВВС.
5 февраля 1991
AH-1F "Кобра"
Серийный номер 79-23222, 3-й бронекавалерийский полк Армии США
Находясь в режиме висения, вертолет попал в затемнение (поднятое винтами облако песка) и разбился на территории Саудовской Аравии. Оба члена экипажа получили травмы.
7 февраля 1991
UH-1V "Ирокез"
Серийный номер 69-15016, 229-е медицинское подразделение 56-го медицинского батальона 44-й медицинской бригады Армии США
Санитарный вертолет разбился в Саудовской Аравии ночью 6/7 февраля. Один военнослужащий погиб (чиф уоррент-офицер Ли) и еще четверо получили травмы. Машина была списана.
7 февраля 1991
AH-1S "Кобра"
Серийный номер 66-15254, 2-й бронекавалерийский полк Армии США
На взлете в Саудовской Аравии вертолет попал в затемнение (поднятое винтами облако песка), перевернулся и загорелся. Экипаж не пострадал. Машина была списана.
9 февраля 1991
AV-8B "Харриер" II
Серийный номер 162081 (AV-8B-5-MC), позывной Jump 57, 231-я штурмовая эскадрилья 3-го авиационного крыла КМП США
Пара "Харриеров" атаковала позиции иракской артиллерии в Кувейте. На выходе из атаки самолет капитана Сэнборна был поражен ракетой ПЗРК. Пилот катапультировался и почти сразу попал в плен. Ведущий Сэнборна заметил его парашют, и ВВС США провели безрезультатную поисково-спасательную операцию. По разным источникам, его позывной был Jump 51 или Jump 57.
13 февраля 1991
F-5E "Тайгер" II
Серийный номер 710, позывной Hunter 26, 17-я эскадрилья Королевских ВВС Саудовской Аравии
13-е число оказалось несчастливым для саудовских военно-воздушных сил - за день они потеряли сразу два самолета. Первый из них, легкий истребитель-бомбардировщик F-5, был потерян утром над территорией Ирака недалеко от саудовско-иракской границы. Обстоятельства произошедшего неизвестны, в некоторых источниках говорится, что самолет был сбит зенитным огнем. Пилот катапультировался и попал в плен. Авиация ВВС и ВМС США, а также ВВС Саудовской Аравии несколько дней продолжала его поиски.
13 февраля 1991
F-15C "Игл"
Серийный номер 514 (80-0074, F-15C-29-MC), позывной Tiger 53, 5-я эскадрилья Королевских ВВС Саудовской Аравии
Второй потерей саудовских ВВС за сутки стал F-15, разбившийся вечером примерно в 45 км к юго-востоку от Хамис-Мушаит, Саудовская Аравия. Пилот погиб. Характер вылета этого самолета неизвестен. Во многих источниках ошибочно указано, что эта потеря произошла 14 февраля.
14 февраля 1991
EF-111A "Рэйвен"
Серийный номер 66-0023, позывной Ratchet 75, 390-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы 366-го тактического истребительного крыла ВВС США
Самолет радиоэлектронной борьбы был потерян при странных обстоятельствах ночью 13/14 февраля. Пилоты пролетавших неподалеку F-15 наблюдали, как "Рэйвен" выпустил серию инфракрасных ловушек, а затем врезался в землю. Очевидно, экипаж самолета полагал, что находится под атакой противника, и не справился с управлением при боевом маневрировании. Есть предположение, что летчики приняли сигналы радаров F-15 за вражеские. Самолет разбился возле саудовско-иракской границы примерно в 45 км северо-западнее Баданы; не совсем ясно, на территории какой страны он упал. Обломки были быстро обнаружены, вертолеты высадили на месте падения подразделение спецназа и специалистов ВВС США, которые эвакуировали тела погибших летчиков - капитанов Брадта и Эйхенлауба. Потеря была учтена как боевая. Еще один повод спросить у ПВО Ирака.
14 февраля 1991
"Торнадо" GR.1
Серийный номер ZD717, позывной Belfast 41, эскадрилья No 15 Королевских ВВС Великобритании
Восемь "Торнадо" в сопровождении четырех "Бакениров" должны были атаковать аэродром Таммуз (Эль-Такаддум) бомбами с лазерным наведением со средней высоты. ZD717 успел сбросить одну из двух бомб, прежде чем был поражен двумя ракетами ЗРК С-75. Пилот флайт-лейтенант Кларк еще около двух минут управлял поврежденной машиной, пытаясь покинуть район цели. Затем он катапультировался и попал в плен. Навигатор флайт-лейтенант Хикс погиб.
15 февраля 1991
A-10A "Тандерболт" II
Серийный номер 79-0130, позывной Enfield 38, 353-я тактическая истребительная эскадрилья 354-го тактического истребительного крыла ВВС США
После того, как иракская система ПВО была в значительной мере подавлена, командование ВВС США стало посылать штурмовики A-10 против бронетанковых подразделений противника в Кувейте. Однако иракские сухопутные войска располагали большим числом зенитных установок и переносных зенитно-ракетных комплексов, так что рейды вглубь территории противника были довольно небезопасным занятием для "Тандерболтов". Ряд штурмовиков получил повреждения. Тем не менее, до середины февраля поврежденные A-10 практически всегда возвращались на базу, и тактика их применения не менялась.
Во второй половине дня 15 февраля пара "Тандерболтов" атаковала позиции бронетанковой дивизии Республиканской гвардии на севере Кувейта, недалеко от кувейтско-иракской границы. На выходе из боевого захода в правый двигатель самолета 1-го лейтенанта Свита попала зенитная ракета. Он попытался покинуть район цели, однако гидросистемы штурмовика были повреждены, и пилот быстро потерял управление. Свит катапультировался, приземлился в 30 метрах от ближайшего иракского танка и сразу был взят в плен.
15 февраля 1991
A-10A "Тандерболт" II
Серийный номер 78-0722, позывной Enfield 37, 353-я тактическая истребительная эскадрилья 354-го тактического истребительного крыла ВВС США
Лишившись своего ведомого, капитан Филлис начал наводить другую пару A-10 на место, где был сбит Свит. Однако это продолжалось недолго - вскоре он сообщил, что тоже подбит, и связь с ним прервалась. Капитан Филлис погиб.
В тот же день командир 354-го крыла полковник Сойер вернулся из вылета на самолете, изрешеченном осколками ракеты ЗРК "Стрела-1". Он написал письмо начальнику планирования ВВС Центрального командования Бастеру Глоссону, в котором спросил, почему дозвуковые A-10 используются для рейдов в глубине вражеской территории, а сверхзвуковые F-16 работают по целям вдоль саудовской границы. После этого дальние вылеты "Тандерболтов" были прекращены, а штурмовики переведены на средние высоты.
15 февраля 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 84-1379 (F-16C Block 25E), позывной Fido 28, 17-я тактическая истребительная эскадрилья 363-го тактического истребительного крыла ВВС США
В тот день капитан Кормьер выполнил два боевых вылета. Третий вылет был отменен, вместо него Кормьер должен был принять участие в перелете восьми F-16 из военного города короля Халида (Саудовская Аравия) на авиабазу Эль-Дафра (Объединенные Арабские Эмираты). Самолеты вылетели вечером. При подлете к Эль-Дафре F-16 Кормьера разбился в пустынной местности на территории ОАЭ. Пилот погиб. Причины неизвестны.
15 февраля 1991
A-6E "Интрудер"
Серийный номер 155602, 85-я штурмовая эскадрилья 1-го авианосного крыла ВМС США
Самолет возвращался из боевого вылета и был потерян во время посадки на авианосец "Америка", находившийся в Персидском заливе. Лейтенант-коммандер Уильямс и лейтенант Фокс катапультировались. Информация об этой потере скупа и противоречива. Утверждается, что самолет был поврежден зенитным огнем, однако официально потеря учтена как небоевая.
17 февраля 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 84-1218 (F-16C Block 25C), позывной Benji 53, 17-я тактическая истребительная эскадрилья 363-го тактического истребительного крыла ВВС США
Пара F-16 возвращалась из боевого вылета, когда ведущий капитан Томас сообщил, что у него начались проблемы с двигателем. Он продолжал полет до тех пор, пока двигатель не загорелся. Томас катапультировался на юге Ирака, примерно в 60 км (или менее) от саудовской границы. Его подобрал вертолет MH-60 из 160-го авиаполка специальных операций. В ходе поисково-спасательной операции был отмечен безуспешный пуск ПЗРК по вертолету. Видимо не случайно загорелся двигатель.
19 февраля 1991
OA-10A "Тандерболт" II
Серийный номер 76-0543, позывной Nail 53, 23-я тактическая эскадрилья воздушной поддержки 602-го тактического крыла воздушного контроля ВВС США
Передовой авианаводчик был сбит возле иракско-кувейтской границы, по-видимому, над территорией Кувейта. Пилот подполковник Фокс по ошибке снизился до высоты 2500 метров, что было ниже минимума, установленного для "Тандерболтов" после 15 февраля. Когда он стал набирать высоту, то почувствовал удар снизу. На самолете отказали гидросистемы, Фокс потерял управление, катапультировался и попал в плен. В ряде источников говорится, что OA-10 был сбит ракетой ПЗРК.
20 февраля 1991
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 86-0329 (F-16C Block 30E), позывной Barretta 11, 612-я тактическая истребительная эскадрилья 401-го тактического истребительного крыла ВВС США
Официально самолет разбился возле Диярбакыра (Турция) из-за помпажа двигателя. Пилот катапультировался.
20 февраля 1991
CH-46E "Си Найт"
Серийный номер 156463, позывной Lady Ace 03, 165-я эскадрилья средних вертолетов КМП США
Возвращаясь из ночного вылета в Саудовской Аравии, вертолет попал в туман, попытался совершить посадку в пустыне и разбился. На борту возник пожар, уничтоживший машину. Один из четырех членов экипажа получил травмы.
20 февраля 1991
OH-58С(RG) "Кайова"
Серийный номер 69-16113, позывной Tango 15, рота A 1-го батальона 24-го авиационного полка 24-й пехотной дивизии Армии США
Вертолет пропал вечером 20 февраля во время разведывательного вылета над территорией Ирака в плохую погоду. На следующее утро были обнаружены его обломки и тела обоих членов экипажа - специалиста Дэниелса и чиф уоррент-офицера Рейхле.
21 февраля 1991
MH-60L "Блэк Хок"
Серийный номер 90-26251, 3-й батальон 160-го авиационного полка специальных операций Армии США
Группа американского спецназа, действовавшая на западе Ирака, запросила санитарный вертолет для эвакуации раненых. Ночью 20/21 февраля туда был отправлен MH-60. Возвращаясь на базу, он попал в сложные метеорологические условия (по разным данным, сильный туман или песчаную бурю) и разбился на территории Саудовской Аравии. Погибли все семь человек, находившиеся на борту - четыре члена экипажа и трое военнослужащих подразделения специального назначения "Дельта".
Несколько источников неправильно указывают серийный номер этой машины - 89-26215. Такой номер имел UH-60L, разбившийся в апреле 2004 года в США.
21 февраля 1991
SH-60B "Сихок"
Серийный номер 162138, позывной Magnum 443, 44-я легкая противолодочная вертолетная эскадрилья ВМС США
На взлете с фрегата "Халибертон" (FFG-40) в Персидском заливе у вертолета отказал один из двух двигателей. Экипаж совершил аварийную посадку на воду и покинул тонущую машину. Имеется неясность с датой потери - в разных источниках указаны 21 и 22 февраля.
21 февраля 1991
UH-46D "Си Найт"
Серийный номер 153409, 8-я вертолетная эскадрилья боевой поддержки ВМС США
Вертолет с быстроходного универсального транспорта снабжения "Сиэтл" (AOE-3) упал в Красное море. Один член экипажа погиб (петти-офицер 3-го класса Крокфорд), трое выжили. Имеется неясность с датой потери - в разных источниках указаны 21 и 22 февраля.
22 февраля 1991
A-10A "Тандерболт" II
Серийный номер 79-0181, 76-я тактическая истребительная эскадрилья 23-го тактического истребительного крыла ВВС США
Перед капитаном Били стояла задача поджечь ракетами с белым фосфором наполненные нефтью траншеи на юге Кувейта в канун наземного наступления. В ходе вылета его "Тандерболт" был поражен ракетой (очевидно, ПЗРК). Пилот сумел дотянуть до военного города короля Халида. При совершении аварийной посадки самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и потерял все три стойки шасси. Машину разобрали на запчасти, а то, что от нее осталось, захоронили в пустыне.
23 февраля 1991
AV-8B "Харриер" II
Серийный номер 161573 (AV-8B-2-MC), позывной Pride 16, 542-я штурмовая эскадрилья 3-го авиационного крыла КМП США
Вечером 23 февраля, за считанные часы до начала наземного наступления, пара "Харриеров" атаковала военные цели в районе аэродрома Али аль-Салем в центральной части Кувейта. Ведомый наблюдал, как самолет капитана Уилбурна зашел на цель, после чего потерял его из виду в темноте. Далее он видел взрыв сброшенных Уилбурном бомб и последовавший за этим еще один сильный взрыв. В течение ночи американская авиация вела поиски разбившегося самолета и пилота, который впоследствии был признан погибшим. "Харриер" мог быть сбит огнем противника, или столкнуться с землей из-за ошибки пилота.
23 февраля 1991
AH-64A "Апач"
Серийный номер 86-9044, рота A 3-го батальона 1-го авиационного полка 1-й бронетанковой дивизии Армии США
В условиях затемнения (поднятое винтами облако песка) вертолет столкнулся с другим "Апачем" в Саудовской Аравии. Машина была списана.
24 февраля 1991
OH-58D "Кайова"
Серийный номер 86-8929, 101-я воздушно-десантная дивизия Армии США
Ночью 23/24 февраля во время полета в условиях тумана вертолет столкнулся с землей и сгорел на территории Саудовской Аравии. Оба члена экипажа выжили, 2-й лейтенант Ститенс (возможна опечатка в фамилии) получил легкие травмы, 1-й лейтенант Кли - ожоги.
24 февраля 1991
AH-64A "Апач"
Серийный номер 87-0452, 3-й батальон 227-го авиационного полка 12-й авиационной бригады Армии США
Вертолет разбился в Саудовской Аравии ночью во время песчаной бури по причине утраты пилотом пространственной ориентировки. Оба члена экипажа (чиф уоррент-офицер Бакл и 1-й лейтенант Райт) выжили. Машина числится списанной.
24 февраля 1991
UH-1H "Ирокез"
Серийный номер 71-20049, Армия США
Разбился из-за отказа двигателя на передовой оперативной базе "Кобра" в Ираке. Погибших не было. Вертолет числится списанным.
25 февраля 1991
AV-8B "Харриер" II