-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в красавицаумница

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2010
Записей: 11774
Комментариев: 13717
Написано: 28165


Serge Lifar \ Серж Лифарь

Четверг, 03 Мая 2012 г. 09:04 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS

(1905-1986)
 





Серж (Сергей Михайлович) Лифарь (1905-1986)
французский (родом из России) артист балета, хореограф, педагог.
Родился Серж Лифарь в Киеве и всю жизнь хранил в душе любовь к родному городу.
Поздно, только в 16 лет увидев урок классического танца, юноша почувствовал свое призвание и начал учиться.


 

Мальчишкой он каждое утро спешил на Николаевскую площадь, к зданию 8-й Киевской гимназии.
Кто бы мог подумать, что в конце века стену этого сооружения (на теперешней площади Ивана Франко — Фокус) украсит мемориальная доска в его честь.


 


 


 


 

В разгар Гражданской войны 17-летний Лифарь без виз, без денег добрался до Парижа, до Русского балета. Сергей Павлович Дягилев оценил одаренность молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, и принял его в труппу.


 


 


 

Самозабвенно работая над техникой и выразительностью танца, Лифарь стал ведущим солистом, звездой Русского балета.
Дягилев заботливо приобщал его к музыке, живописи, развивал вкус, знакомил с сокровищами культуры, возил в Италию.


 


 


 


 

В 1929 году проявился талант Лифаря-хореографа, но в этом же году скончался великий Дягилев.
Тяжело переживая смерть своего наставника и понимая, что заменить Дягилева не сможет никто, Лифарь отказался стать во главе Русского балета.


 


 


 


 


 


 
балет Cinéma, (1953)


 


 
Серж Лифарь в роли Чарли Чаплина.

Волею случая 24-летний Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив одновременно три функции: главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика.


 


 

В ту пору атмосфера в театре была фривольной, Оперу называли "домом легкой и сговорчивой грации". Во время спектаклей в зрительном зале, как в салоне, не гасили большую люстру, балеты давали только как придаток к опере.
Друзья считали ситуацию безнадежной и не советовали Лифарю браться за эту работу, но он решил, "что сама судьба возложила на него некую миссию: отдать Франции долг России".


 


 


 


 


 

Действительно, в XVIII-XIX веках французские педагоги и хореографы перенесли балет на русскую почву, и блестящий расцвет Императорского балета был связан с именем Мариуса Петипа.
Полный энтузиазма и горячего желания возродить французский балет, молодой руководитель сплотил вокруг себя талантливую молодежь и занимался с ними по 6-8 часов в день.
Достигнув успеха, Лифарь рискнул организовать "Балетные среды", восторженно принятые новым зрителем.
В первый же сезон в 1929 году он создал балет "Творения Прометея" (музыка Бетховена), ставший важнейшим художественным событием парижской жизни.
Сначала звездами балета были русские: несравненная Ольга Спесивцева и сам Лифарь. Он вспоминал: в то время "главным моим неистовым желанием было создание французской балерины этуаль".
Для этого он направлял молодых артистов совершенствоваться у русских педагогов, в прошлом звезд императорских театров: Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Кшесинской.
В результате увлеченной совместной работы появились такие прекрасные французские балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики, как Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пёти и др.


 

Лифарь учредил в Опере класс дуэтного танца и сам его вел, щедро передавая секреты своего мастерства. Он внес в исполнительскую манеру артистов присущие русской школе лиризм и выразительность танца.
До Лифаря в балетах царила балерина; он поднял роль танцовщика до балерины, в его танце мужественность сочеталась с изяществом.


 


 
"Федра" (1950-1977гг.)


 


 


 

По воспоминаниям современников, Лифарь был изумительно красив, восхищал редкой музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью танца; он зажигал всех своей энергией и умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали и артисты, и зрители. Поль Валери назвал Лифаря "поэтом движения".


 


 


 


 

Балет "Икар" (1935) стал одной из вершин творчества Лифаря, замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом его четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов.
Шедеврами Лифаря стали его балеты "Миражи", "Федра", "Странствующий рыцарь", "Фантастическая свадьба", "Шота Руставели".
Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Его интерпретация роли Альберта в "Жизели" была потрясающей.
Создавая балеты, Лифарь использовал классическую музыку или музыку современных композиторов - Стравинского, Прокофьева, Равеля и др.
Среди художников, оформлявших его балеты, были Пикассо, Шагал, Бакст, Бенуа, Кокто (как и сам Лифарь).
Увлеченный до одержимости труженик Лифарь сочинял один за другим многочисленные балеты - более 200 за 3 десятилетия служения Опере.
За возрождение французского балета Лифарю было присвоено звание Кавалера ордена Почетного легиона, Кавалера ордена литературы и искусства, приз Французской академии; он был избран членом Института Франции (академиком, "бессмертным"), ректором Университета танца.


 


 


 
репетиция балета "Странствующий рыцарь"( 1950г.)


 

В ознаменование 20-летия работы в Опере Лифарю вручили первый "Оскар" танца, "Золотую балетную туфлю" и "Золотую медаль города Парижа".
Лифарь сам был исключительной личностью, и в кругу его знакомых и друзей были самые выдающиеся люди эпохи - Шаляпин, Рахманинов, Стравинский, Пикассо, Кокто, Поль Валери, Коко Шанель, Шарль де Голль и др.
Он неустанно боролся, чтобы утвердить балет в театральной жизни Парижа, выступал как лектор, автор многочисленных книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии.


 


 

Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".


 


 

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.
Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).
Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.
Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.
В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.
Будучи бессребреником, Лифарь никогда не имел ни своего дома, ни квартиры, жил в скромном отеле, в комнате, заваленной книгами.


 


 

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.
Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова.
Серж Лифарь был еще и художником.
Его выставки с успехом проходили в Венеции и Лозане.


 

В 1958 году балетная труппа парижской Оперы впервые была приглашена выступить в Москве, на сцене Большого театра с 13 балетами, 11 из которых сочинил Лифарь. Естественно, он надеялся присутствовать на выступлениях своих артистов, видеть, как русские зрители принимают его хореографию, впервые побывать в Москве, в России.
Лифарь готовился во время этих гастролей передать свой уникальный дар России, включавший паспорт (подорожную) Пушкина, печать Пушкина, портрет Пушкина художника Тропинина, автограф романса Глинки, автограф Чайковского и т.п.
Но уже в аэропорту Лифарю внезапно отказали в визе на въезд в Советский Союз.
Артист был так потрясен, что покинул Оперу в расцвете творческих сил.


 

К тому же министерство культуры СССР и дирекция Большого театра так и не выполнили своего обещания поставить балеты Лифаря, хотя артистам балета было интересно освоить его хореографию, а гениальная Майя Плисецкая мечтала воплотить будто на нее созданную роль Федры.
Лифарь скончался в 1986 года в Лозанне, был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Наталья Долинская
Русская мысль № 47 (4580), 15 - 21 декабря 2005



 
Серж Лифарь и Пикассо


 
Серж Лифарь и Коко Шанель


 

Серж Лифарь и Жак Превер


 
Серж Лифарь и Жозефина Бейкер.


Ноги и руки великого танцовщика!!!


 


 


 


 

Серия сообщений "балет":
Часть 1 - Любимая ласточка Риббентропа.
Часть 2 - Serge Lifar \ Серж Лифарь
Часть 3 - Александр Годунов — ушедший по Млечному пути
Часть 4 - Трагическая история любви Анны Павловой
...
Часть 40 - Айседора Дункан- на роду было написано нести гибель всем, кого она любит.
Часть 41 - ОЛЬГА СПЕСИВЦЕВА. КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ
Часть 42 - МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ. ЭСМЕРАЛЬДА ЭПОХИ ДЕКАДАНСА

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Lubokukla   обратиться по имени Четверг, 03 Мая 2012 г. 10:22 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Natalie_Safranee   обратиться по имени Четверг, 03 Мая 2012 г. 10:37 (ссылка)
Да, обыкновенный гений :)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Эвелина_Грегори   обратиться по имени Пятница, 18 Мая 2012 г. 15:09 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Бродягя   обратиться по имени Воскресенье, 10 Июля 2022 г. 09:49 (ссылка)
Что толку с публикации, иллюстраци не видно, настройте пож. блог. Все делается в настройках...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку