-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Теплышко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

астрономия вокал вышивка крестом и бисером вышивка лентами здоровье игра на гитаре и пианино ин.яз история других народов и стран история россии книги мир молитва что не противоречит моим жизненным ценност монастыри музыка паломничества ...все интересно пение поэзия православие природа проза лингвистика

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 39




Широк и желт вечерний свет, Нежна апрельская прохлада...

общество..

Воскресенье, 09 Июня 2013 г. 00:49 + в цитатник
День начался как и у всех, кто живет внутри МКАДА..с электрички. Только не с метро, а со станции Перерва. На платформе села на лавочку, а рядом сел пожилой мужчина. Буквально через пять минут почувствовала ужасный запах табака. Совсем не переношу это. Мужик сидел и курил прямо на меня..чуть не стошнило. Встала, посмотрела на него испепеляющим взглядом и отошла. Потом смотрю, а на мое место сел такой же толстый потный мужик за 50 с бутылкой пива. Мне стало так мерзко и обидно, что не описать словами. Никакого уважения к людям, не говоря уже о женском поле. Вечером в той же электричке набитой битком: женщины стоят с тяжелыми сумками, тащат еду домой своим мужьям и детям. А чьи-то мужья и отцы едут сидя..не зная, что их жены и матери так же стоят где-нибудь в вагоне на курской кольцевой.

Метки:  

Понравилось: 8 пользователям

Крестный ход

Среда, 24 Марта 2010 г. 15:08 + в цитатник

Иринарховский

Размещено с помощью приложения Я - фотограф

ля ля ля

Среда, 24 Марта 2010 г. 14:56 + в цитатник

Размещено с помощью приложения Я - фотограф

стих

Среда, 24 Марта 2010 г. 14:39 + в цитатник
Течет река неспешно по долине,
Многооконный на пригорке дом.
А мы живем, как при Екатерине:
Молебны служим, урожая ждем.
Перенеся двухдневную разлуку,
К нам едет гость вдоль нивы золотой,
Целует бабушке в гостиной руку
И губы мне на лестнице крутой.

КАК СПРАВЛЯЛИ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ РУССКИЕ ЦАРИ

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:38 + в цитатник
Как веровали и молились, подвизались и жили наши предки сотни лет назад? Об этом можно прочесть в известной книге «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским». Архидиакон особо отмечал, что русские цари необычайно набожны, чего требуют и от своего народа. В частности, он пишет: «Однажды не явившихся к воскресной службе бояр царь Алексей Михайлович приказал привести под стражей к церкви и выбросить у всех на виду прямо в Москву-реку в дорогих боярских одеждах, приговаривая: «Вот вам награда за то, что вы предпочли спать до позднего утра этого благословенного дня…» Впрочем, давайте мысленно перенесёмся на Русь стародавнюю и увидим всё «своими» глазами.

И каждый был «с праздником»

В пятом часу утра 24 декабря (ст.ст.), в сочельник накануне Рождества Христова русский царь делал тайный выход в сопровождении только отряда стрельцов и подьячих Тайного приказа в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, полоняникам (пленным), богаделенным, увечным и всяким бедным людям. По улицам, где проходил государь, он тоже раздавал милостыню нищим и убогим, которые во множестве собирались даже из отдалённых мест к таким боголюбивым царским выходам. В то время как царь навещал заключённых и сирых, доверенные лица из стрелецких полковников и подьячих Тайного приказа раздавали милостыню на Земском дворе, у Лобного места и на Красной площади. И ни один бедный человек в Москве не оставался в этот день без царской милостыни, каждому было чем разговеться, каждый был «с праздником».

Такие царские выходы делались и накануне других больших праздников и постов.

Затем государь, переодевшись и отдохнув, шествовал в Столовую избу, или Золотую палату, или же в одну из придворных церквей к царским часам, в сопровождении бояр и всех думных чинов. А в навечерии праздника он шёл в Успенский собор к вечерне, где во время службы соборный архидиакон кликал многолетие царю и всему царскому семейству по именам. После того патриарх с духовенством и боярский чин здравствовали государю со многолетием.

Когда уже совсем смеркалось, приходили во дворец славить Христа соборные протопопы и попы и певчие станицы, т.е. хоры государевы или собственно дворцовые, также патриаршие, митрополичьи и разных других духовных властей, имевших у себя свои особые хоры. Государь принимал их в Столовой избе или в Передней палате и жаловал им по ковшу белого или красного мёда, который в золотых и серебряных ковшах подносил один из ближних людей. При этом христославы получали и славленое. Таким же образом соборяне и певчие ходили славить к царице и потом к патриарху, где также пили мёд и получали славленое. Славленые деньги выдавались, смотря по важности и значению причта: одним рублей по 12 на собор, другим меньше — по рублю, по полтине, по восемь алтын с двумя деньгами, что составляло 25 копеек.

Царь Алексей Михайлович и сын его Фёдор Алексеевич очень любили церковное пение и потому особенно жаловали певчих и кроме славленья слушали разные другие церковные песни.

В самый праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. Во втором часу дня (в десятом часу утра), в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где и ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, коврами и сукнами. В переднем углу ставилось место государево, а подле него кресло для патриарха. Вошед в Столовую, царь садился и приказывал сесть по лавкам боярам и думным людям; люди младших разрядов обыкновенно стояли. Патриарх при пении праздничных стихир, в предшествии соборных ключарей, несших крест на мисе и святую воду, и в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов приходил к царю славить Христа и здравствовать государю с праздником.

Царь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Посидев немного и затем благословив государя, патриарх со властьми шёл таким же порядком славить Христа к царице, в её Золотую палату, и потом ко всем членам царского семейства, если они не собирались все у царицы. Славление у государя происходило обыкновенно в Золотой палате, а иногда и в Грановитой.

Царь Михаил Фёдорович пред обеднею обыкновенно ездил в Вознесенский монастырь поздравлять матерь свою, великую старицу, инокиню Марфу Ивановну.

Отпустив патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. Все дворовые и служилые чины, сопровождавшие этот выход, были также богато одеты в золотные кафтаны. После литургии государь шествовал во дворец, где потом в Столовой или в Золотой палате приготовлялся праздничный стол «на патриарха, властей и бояр». Этим заканчивалось Рождественское празднество. Но в день Рождества Христова и в другие большие праздники русские цари не садились за стол без того, чтоб не накормить прежде тюремных сидельцев и пленных. Так, в 1663 году в этот праздник кормлено было на большом тюремном дворе 964 человека.

На женской половине Дворца у царицы в этот день также совершались свои обряды. Утром, пред обеднею, у неё собирались дворовые и приезжие боярыни, в сопровождении которых она выходила в свою Золотую палату, принимала там с славлением патриарха, а потом шествовала в дворцовую церковь к обедне. Боярыни вместе с поздравлением, по старому обычаю, подносили царице перепечи, род сдобных куличей или караваев. В 1663 году царице Марье Ильиничне и царевнам четырнадцать приезжих боярынь поднесли 426 перепеч. После обедни царица посылала патриарху от себя и от каждой царевны по пяти перепеч. На празднике к царице приходили славить из Вознесенского монастыря старицы и другие славленицы. А у малолетних царевичей славили иногда их карлы.

От мясопустной до Великого поста

В неделю мясопустную, т.е. в воскресенье перед Масленицею, после заутрени Церковь наша совершала действо Страшного суда на площади за алтарём Успенского собора перед образом Страшного суда. Действо состояло в пении стихир, в освящении воды и чтении, на четыре страны, Евангелия. После того патриарх отирал губкою образ Страшного суда и прочие иконы, вынесенные к действу. По окончании действа он осенял всех крестом и кропил святою водою государя, властей и всенародное множество.

Перед выходом на действо рано утром, часа за три до света, государь совершал обход тюрем и приказов, где сидели колодники, и всех богаделен, где жили раненые, расслабленные и малолетние сироты и подкидыши. Там он раздавал милостыню, освобождал преступников. Кроме того, в этот же день во дворце, в Золотой или в Столовой, давался стол на нищую братию. Государь сам обедал за этим столом и со всеми обрядами праздничных столов угощал своих многочисленных гостей. По окончании трапезы он оделял всех из своих рук денежною милостынею. В то же время по царскому указу на тюремном дворе кормили тюремных сидельцев. В 1664 году было кормлено в этот день 1110 человек.

С половины Масленицы наступали прощёные дни. В среду сырной недели государь посещал городские монастыри: Чудов, Вознесенский, Алексеевский и другие, а также монастырские подворья, где прощался с братиею и больничными старцами и жаловал им денежную милостыню. В четверг и пятницу царь ездил в загородные монастыри с тою же целью. В Новоспасском монастыре государи из Дома Романовых прощались у гробов родителей. В воскресенье царь с боярами и патриархом ходил для прощения к царице.

Воскресеным утром перед Великим постом, пред литургиею, патриарх с духовными властями, в предшествии соборного ключаря, который нёс крест и св.воду, приходил прощатися к царю. Отпустив патриарха, государь совершал обряд прощения с чинами дворовыми и служилыми. А вечером прощёного дня царь шествовал в Успенский собор, где патриарх совершал обряд прощения по чину. После ектении и молитвословий государь выходил к патриарху и, прощение говоря, прикладывался ко кресту. Из собора царь шествовал к патриарху в Крестовую палату, в сенях которой, ещё до прихода государя, был устроен царский питейный поставец с разными иностранными виноградными винами и русскими медами.

Вернувшись во дворец, царь прощался с людьми «комнатными» (что с малолетства постоянно находились при государе) и со всеми чинами своего Государева двора. Точно так же обряд прощения совершался и на половине царицы. В этот прощальный день цари соблюдали ещё один достопамятный обычай: начальники всех Приказов докладывали государю о «колодниках, которые в каких делах сидят многие лета». И царь освобождал весьма многих преступников, и особенно тех, что «сидели не в больших винах».

На первой неделе Великого поста, во вторник после обедни, во дворец приезжали стряпчие из 35 монастырей и подносили государю и каждому члену царского семейства по хлебу, по блюду капусты и по кружке квасу. Государь в ответ жаловал монастырских стряпчих погребом — приказывал поить их вином, пивом и медами.

Надо сказать, что монастыри всегда славились искусным печением хлеба и отличным приготовлением квасов и капусты. При царе Михаиле Фёдоровиче славился своими квасами монастырь Антония Сийского (Холмогорский уезд), так что государь посылал туда «для ученья квасного варенья» своих хлебников и пивоваров.

В среду или в субботу первой недели Великого поста в Столовой избе царь раздавал боярам и прочим чинам укруги — ломти калача, вина, сушёные и вареные в сахаре, в меду и в патоке фрукты.

Для праздника Благовещения Пресвятой Богородицы государь в своих покоевых хоромах — в Комнате и Передней — кормил нищих. Так, в 1668 году были кормлены 60 человек, и великий государь оделял их из своих царских рук милостынею.

И жаловал золотные яйца гусиные

На Страстной неделе государь снова посещал тюрьмы и богадельни — раздавал щедрою рукою милостыню, освобождал преступников, выкупал неимущих. Также царь посещал монастыри и соборы. В навечерии Светлого дня государь слушал полунощницу в Комнате. Со времён царя Алексея Михайловича покоевые палаты государя находились в Теремном дворце; там была и Комната, известная ныне под именем «Престольной». По окончании полунощницы в Комнате совершался обряд царского лицезрения, который заключался в том, что все высшие дворовые и служилые чины по особому благоволению государя входили в Комнату, чтоб «видеть его, великого государя, пресветлые очи». Бояре и все сановники и служилые люди должны были непременно явиться в это время во дворец и сопровождать государя к утрене, а потом к обедне.

Во время заутрени, после хвалитных стихир, государь, по обычаю, прикладывался к Евангелию и образам и «творил целование во уста» с патриархом и с высшими духовными властями, а прочих жаловал к руке, причём тем и другим дарил красные яйца. Бояре и все чины, которые были в соборе, также прикладывались к святыне, подходили к патриарху, целовали его руку и получали либо золочёные, либо красные яйца: высшие — по три, средние — по два, а младшие — по одному яйцу. Похристосовавшись с духовенством, государь шествовал на царское место у южных дверей собора. Здесь он жаловал к руке и раздавал гусиные, куриные и деревянные точёные яйца боярам и всем чинам до последнего. Яйца были расписаны по золоту яркими красками в узор или цветными травами, «а в травах птицы, и звери, и люди».

Раннюю обедню государь слушал большею частью в одной из дворцовых церквей, вместе с семейством, с царицею и детьми. Совершая заветный обряд христосования со всеми чинами, государь находил время для посещения несчастных заключённых в тюрьмах, которым также говорил: «Христос Воскресе!» и оделял их милостынею. Кроме того, в этот день царь давал стол на нищую братию в царицыной Золотой палате.

В среду Светлой недели царь принимал в Золотой палате патриарха и духовных властей, приходивших с дарами. Патриарх дарил государю по нескольку кубков, по портищу бархатов золотных и простых, атласу, камки и других материй, три сорока соболей и сто золотых (монеты). Приходили в этот день к царю все белые власти с образами, а из монастырей чёрные власти также с образами, «да и с хлебы, да и с квасы». Троице-Сергиев монастырь подносил своё изделие — деревянную посуду, ложки, братины, кувшинцы, стаканы… расписанные красками и золотом. Другие, победнее, — хлеб, мёд, квас, а главное — благословение образом.

На Москве-реке — иордань для здравия и спасения

В день происхождения Честного и Животворящего Креста Господня всегда бывал крестный ход на воду. Накануне этого дня царь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в самый праздник заутреню и обедню. Против монастыря, на Москве-реке, устраивалась в это время иордань подобно как и в день Богоявления. Государь, в предшествии крестного хода и в сопровождении бояр, выходил «на воду» и по освящении торжественно погружался в иордань, купался в освящённой воде для здравия и спасения, с какою целью возлагал на себя и три заветные креста. Царь Алексей Михайлович возлагал крест Петра Чудотворца и благословенный от бабушки своей Марфы Ивановны, родительницы царя Михаила Феодоровича. Русские цари нередко совершали торжественное купанье во иордани в загородных сёлах — в Коломенском на Москве-реке и в Преображенском — на Яузе.

В Потешной палате

Послеобеденное время, особенно в праздничные дни, равно как и в долгие осенние и зимние вечера, отдавалось домашним комнатным утехам и увеселениям. Для этой цели во дворце существовала даже Потешная палата. Заглянем туда… Это было особое помещение с целым обществом разного рода потешников. Забавы в комнатах царицы были «народны» и походили на народные же увеселения.

Например, на Рождество царица, царевны и придворные увеселялись святочными играми, гаданиями, как на Троицкой неделе — хороводами и т.д. Для таких игр при царицыных хоромах существовали обширные сени, в загородных дворцах холодные, а в московских тёплые. На Масленице во дворе устраивались скатные горы, на которых увеселялись царевны с верховыми (знатными) боярышнями. А ко Святой седмице царевнам устраивалась верёвочная качель, обшиваемая по верёвкам бархатом или атласом, с седёлкою, обтянутою также бархатом. Для повседневной забавы служили дурки, шутихи, слепые игрецы-домрачеи, которые под звуки домры воспевали старины, былины, народные стихи и песни.

Так и текла жизнь русских царей в стародавние времена — в молитве, посте, делах милосердных да государственных. Хорошо написал об этом всё тот же архидиакон Павел: «Усердие их к вере приводило нас в изумление. Какая это благословенная страна, чисто православная! Нет сомнения, что Творец даровал русским Царство, которого они достойны и которое им приличествует, за то, что все заботы их — духовные, а не телесные. Таковы они все».


Цари

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:36 + в цитатник

Размещено с помощью приложения Я - фотограф

О «ЖАВОРОНКАХ», ЧТО ПЕСЕН НЕ ПОЮТ

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:19 + в цитатник
Воспоминания бабушки Аграфены

Многие древние русские обычаи вошли в быт церковной жизни. Один из них — печь «жаворонки», такие вкусные булочки в форме птичек. Для этого надо замесить муку с разведёнными в тёплой воде дрожжами, добавить сахар, постное масло, морковный сок. Тесто разделать на полоски и раскатать их валиком. Валики завязать узлом, одному концу придать форму головки с клювом и глазками-изюминками, другой надрезать ножом в виде птичьего хвоста. Теперь — в печь. Пекли жаворонки на «Сорок мучеников» — 9 (ныне 22) марта. Хоть и холодно бывало в это время, но так мы отмечали приход весны, возвращение птиц из тёплых стран.

Ещё более радостный обычай был на праздник Благовещения, когда выпускалась на волю птичка, в память той радости, которую принесла всему миру весть, что скоро родится Спаситель мира. Ехали мы с няней на птичий базар. Там, прямо на улице, сидели торговцы, а около них наставлено было много маленьких клеток с простыми серыми птичками наших краёв. Долго выбирали мы птичку «на выпуск», спорили, какую лучше купить: если взять слабенькую, маленькую, то её могут воробьи заклевать; лучше вот эту, что так живо прыгает. Наконец птичка выбрана, и мы отправляемся в ближайший городской парк. Особенно хорошо я помню один год. Открыли мы клетку, а птичка не выскакивает, сидит нахохлившись и не двигается. Мы смотрим на неё и не знаем, что делать. Вдруг где-то на дереве громко чирикнула птичка. Наша пленница встрепенулась и осторожненько скок-скок к открытой дверце… Опять чирикнула птичка, и тут наша серенькая взмахнула крылышками и стрелой полетела на самую макушку большого дерева. И такая радость была в её взлёте, что мы поняли, как хорошо так праздновать чудную весть, которую принёс Ангел Деве Марии.

На базаре продавались и всякие вещи для Пасхи — бумажные цветы, чтобы украшать куличи и пасхи, деревянные с вырезанными украшениями «пасочницы» (формы для пасок) и самое для нас, детей, весёлое — игрушки, которые нельзя было нигде купить в другое время года. Одной из таких игрушек была почему-то маленькая обезьянка на булавке… Обезьянок можно было прикалывать на пальто или на шапку, и мы собирали целые коллекции их — зелёных, синих, жёлтых, украшенных пёрышками и бусинками.

В Страстной Четверг красили яйца — луковой шелухой, разорванными на мелкие лоскуточки цветными тряпочками и магазинными «мраморными» бумажками. А самые искусные из нас раскрашивали яйца кисточками. Отмывали руки нашатырным спиртом, глаза слезились от крепкого запаха, но пальцы долго ещё походили на радугу. Такими разноцветными пальцами держали мы в церкви свечи и книжечки, по которым следили за чтением двенадцати Евангелий, и до самого сердца доходили слова о том, как страдал и умер Господь… А потом мы несли свечи домой, руками защищая огонёк от ветра. Дома зажигали лампадки, а над дверьми коптили крестики. Теперь уж недолго оставалось ждать до Светлого Праздника.

Когда мы с братом были маленькие, нас не брали ночью в церковь на пасхальную службу. И мы сами устраивали целую праздничную церемонию дома. Мы выпрашивали у кухарки маленькие кулич и пасху «для себя», откладывали несколько яичек, которые сами красили. В детской накрывали столик, а ложась спать, ставили будильник на без десяти минут 12 часов ночи. Выскакивали из кроватей, едва зазвонит будильник, открывали форточку и, поёживаясь от холода, ждали первого удара колокола. «Бом… бом… бом!» — раздавался торжественный звон. Мы становились перед иконой с горевшей пред ней лампадкой, пели «Христос воскресе из мертвых!», потом христосовались и садились за угощение.

А на следующий день накрывался большой, красиво украшенный пасхальный стол, съезжались родственники, все христосовались и дарили друг другу яички: деревянные и шоколадные, каменные и маленькие серебряные или золотые, эмалированные, с колечками, которые девочки прикрепляли к цепочкам и носили на шее, как ожерелье. Может быть мы, дети, еще мало понимали смысл «Праздника праздников», но чувствовали его радость.
 (200x222, 17Kb)

Загадки святой Февронии Муромской

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:13 + в цитатник
Повесть о муромских святых начала XIII века Петре и Февронии, записанная в XV-XVI столетиях, является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Исследования подчеркивают связь "Повести о святых Петре и Февронии Муромских" с фольклорными традициями [3]. При этом сказочные мотивы повести подчинены духовным идеалам Церкви Христовой.

В одном из крестьянских домов в селе Ласково близ Рязани гонец, посланный на поиски врача для заболевшего князя Петра Муромского, увидел странное зрелище: за ткацким станом сидела дева и ткала холст, а перед нею скакал заяц. Говоря загадками, Феврония испытывала гостя на знание "языка мудрости". Первое иносказание Февронии "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" содержало сообщение о том, что Феврония - незамужняя девушка, не имеющая ребенка [4]; у нее есть заяц, но нет собаки: "Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это - уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок (текстовые варианты "отроча", "детище"), то, увидев, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это - очи дома" [1].

Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю.М.Смирнов пишет: "Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром" [4]. Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: "Пес в доме слышание и уши, а очи в доме - кошка" [3].

Св. Мелангелла Уэльская

Феврония Муромская не единственная в истории Христианства святая дева, имевшая ручного зайца. Иконография святой Мелангеллы Уэльской (VI век, память 17/30 мая) включает изображение спасенного от охотников зайца. В заповедной местности, где подвизалась святая Мелангелла, запрещена охота на зайцев, а святая Феврония хранит природный заказник "Муромский" и "Окландию" - экологически чистую зону вдоль Оки от Мурома до Рязани. По преданию, уэльская отшельница называла своего зайца "агнцем", поэтому на иконах заяц святой Мелангеллы похож на ягненка, а заяц в Уэльсе известен как "маленький агнец Мелангеллы" ("Oen bach Melangell"). Сходство зайца с агнцем отмечено и в русском фольклоре, где заяц именуется "лесным барашком". Правда, в муромской иконописи заяц святой Февронии чаще напоминает играющую собачку или спящего кота.

Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: "Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры" [7]. "В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца"[4].

Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: "Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: "Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!" И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал" [1]. Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами [4]. Церковь прославляет Петра и Февронию как "обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей" [1].

Возвращаясь к беседам Февронии со слугой князя, отметим, что вторая загадка мудрой девы связана с темой памяти смертной: "Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть". Интуитивно предугадывая состояние князя Петра, православная целительница заговорила о грани между жизнью и смертью: "А то, что я сказала про отца и мать, что они пошли взаймы плакать - это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это - плач взаймы. Про брата же так сказала потому, что отец мой и брат - древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть" [1].

Ю.М. Смирнов указывает на факт, приведенный в "Повести о водворении христианства в Муроме": "И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии". Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи - эти "плетения" нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа" [4].

История исцеления Петра содержит муромские и рязанские параллели к стихам Великого канона святого Андрея Критского (VII век). В покаянном "Андреевом стоянии" упоминаются и "яд змея", и "раны", и даже "целительная баня": "Облекохся в раздранную ризу, южа истка ми змий… Приложих язвам струпы себе… Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег" [2].

Снег, в церковной традиции символизирующий очищение и преображение (Пс 50. 9; Ис 1. 18; Мк 9. 3), на Руси издревле считался полезным для здоровья. В рязанских легендах о святой Февронии исцеление Петра завершается снегопадом в летнее время.

В этом символическом контексте представляется обоснованным предложенное А.Л. Бегловым истолкование болезни князя Петра: "Змей повержен, но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, - и является завязкой "Повести о Петре и Февронии". Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для Петра невозможна сама жизнь. Условием исцеления Петра оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра, Господень замысел о нем" [5].

При встрече с посланцем князя юная Феврония ткала холст. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг, Феврония вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы. Знаменательно, что покрытый язвами и струпьями от "крови змея" Петр попросил Февронию "учинить" ему новую одежду: "Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: "Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я буду лечиться в бане" [1].

Смена одежд, "отравленных змеем", на ризы спасения - общепринятый в христианстве знак духовного исцеления. Тело Петра, во время болезни покрытое язвами и струпьями, было полностью исцелено при жизни, а во гробе - обретено нетленным и благоуханным. В Акафисте святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам, говорится: "Радуйтеся, багряницу княжескую на власяницу иноческую пременившии; радуйтеся, восприявшие святую схиму в броню спасения; радуйтеся, облеченные в ризу благодатного нетления" [1].

Пучок льна, в шутку посланный Февронии князем Петром, стал золотой нитью, навеки связавшей жизни двух подвижников, к концу жизни по взаимному согласию облачившихся в ангельские ризы: "В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии" [1].

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Возненсение"). Храм и гробница святой девы-отшельницы Мелангеллы находятся в Уэльсе в поселке Pennant Melangell, где нередко можно услышать молитвы православных паломников.
 (155x300, 21Kb)



Процитировано 1 раз

ГРЕХ ОНАНА

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:09 + в цитатник
Размышляя об аборте, который по оценке Церкви, является тяжким грехом человекоубийства в утробе матери, многие делают вывод: нужно предохраняться. Но Православная Церковь осуждает контрацепцию и признаёт ёе грехом, так как она либо приводит к искусственному прерыванию беременности на ранних стадиях развития человеческого зародыша — тому же аборту, либо искажает смысл брачной жизни, одной из целей которой является рождение детей.

Применение противозачаточного средства равносильно механическому освобождению желудка для принятия ещё раз ненужной пищи. Это превращение родовой жизни в безсмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности. У людей все должно происходить по законному естеству. Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать.

Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к таинству брака — Божественному, таинственному установлению, великому по своему значению. В браке два человека соединяются в любви и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на Земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков. ПРОТИВОзачаточные средства — средства ПРОТИВОестественные, нарушающие общий строй человеческой жизни, извращающие человеческую природу, созданную Богом. А всякое нарушение безнравственно и приносит горе. Любое зло, даже незначительное, действует разрушительно для того, кто его совершает. Церковь учит: человек должен обуздывать свои страсти. И не только связанные с родовой жизнью. Надо не обжираться, бороться с осуждением, гневом, сребролюбием. Блудная страсть в некотором смысле болезнь, как алкоголизм. В самом вине нет ничего плохого, но когда человек пьянствует, оно действует разрушительно. Или страсть сребролюбия. Человек имеет достаточно средств, чтобы есть, одеваться, а ему хочется всё больше и больше. Так же и половая страсть. Можно её постоянно пытаться реализовать, не зная ни сроков, ни времени, постоянно себя возбуждать. Но это совершенно неправильно, это болезнь, разрушающая и опустошающая душу, изнашивающая организм. Бывает даже, у человека естественная потребность пропадает и он начинает лечиться, чтоб укрепить своё здоровье и иметь возможность ещё больше себя таким образом эксплуатировать.

Страсти настолько сильны, что люди, обладаемые ими, будут приводить тысячу аргументов в своё оправдание, ибо ими руководит не здравый смысл и не соображения нравственности, а страсть. Спор с тем, кто одержим блудной страстью, безсмыслен. Он говорит: «Я не могу без этого жить». И ради этого он готов и детей убивать, и изнашивать свой организм. Но ведь давно известно, что противозачаточные средства вредны. Странно: когда речь идет об аборте, люди пекутся о своём здоровье — вредно рожать. А когда речь идет о контрацепции, они сознательно вредят своему телу. Значит, дело не в здоровье, а в страсти. Поэтому человек должен признать: я блудник и не могу себя управить. Следовательно, надо лечиться от блуда, а не от детей.

Информация к размышлению:

Противозачаточные средства: спирали, гормональные таблетки, инъекции — приводят к искусственному аборту на ранней стадии беременности. Презервативы, изготавливаемые из латексной резины, не защищают ни от возможного зачатия ребёнка, ни от болезней, передающихся половым путем, вплоть до СПИДа. Рассмотрите под микроскопом презерватив, вы обнаружите, что в этой резине множество микропор, диаметр которых гораздо больше, чем размеры сперматозоидов и вирусов венерических болезней.

Стерилизация, все механические, химические и естественные методы предохранения при их применении по своей сути являются грехом Онана — извращением человеческого естества. За грех Онана против деторождения Господь покарал его смертью. «И было зло пред очами Господа то, что он делал, и Он убил его» (Быт.38:8-11). В этих словах дан образец отношения к контрацепции независимо от того, применяется ли она при отношениях с женщиной или осуществляется мастурбация с самим собой.

Вопрос к старцу

Недавно в Московской епархии побывал схиархимандрит Херувим (Дегтярь), бывший долгие годы келейником прп.Лаврентия Черниговского. Мы попросили батюшку дать оценку современным предохранительным средствам. Вот ответ духовника: «Это всё содомские грехи. Это всё противоестественно. За такие дела люди зарабатывают огонь гееннский и муки вечные».

Извращение — не норма, а грех

Христиан не должно смущать то, что извращение и убийство стали нормой во всем мире. Для нас существует только одна норма — быть совершенными. В случае аборта и контрацепции извращение заключается в том, что происходит подмена понятий добра и зла. Зарождение жизни почитается злом, а «облегчённая» жизнь — добром. Отвергая детей, мы отвергаем своё спасение (1 Тим.2:15).

«…Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин.3:15); «…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют»(1 Кор.6:9-10).

ЗАЧЕМ БОГОРОДИЦА ПОЯС ТКЁТ

Вторник, 23 Марта 2010 г. 08:06 + в цитатник
Когда Христос, умерев на Кресте, сошёл во ад, Он вывел оттуда всех праведников. И пошли освобождённые с радостью и пением в рай пресветлый, а грешники руки к Спасителю простирали, плакали и стенали. Услыхала Богородица плач и рыдание и стала просить Христа за грешников: «Сыне Мой, дозволь Мне столько ещё душ освободить, сколько укроется под Моим поясом». Не захотел Спаситель Матери отказать, внял Её молению, и Она — Заступница человеков Небесная — сняла Свой пояс, развернула его над плачущими грешниками и вывела множество к Архангелу Михаилу. И повёл их Архангел вместе с праведными в рай пресветлый.

Только грешники-то на земле не переводятся. Видит грехи их Пречистая и скорбит. И чем больше грешат люди, тем больше трудится Матерь Божия… В осенние дни — тихие, безветренные, когда не видать уже мух, жуков да пчёл, если прислушаться хорошенько, слышно станет, как где-то далеко-далеко жужжит что-то. Это в райской горенке Свет-Богородица пряжу прядёт. А зачем Она эту пряжу прядёт, про то на земле не все знают.

А то ещё бывает, что люди и осенью поздней, и по зимам, на утренней да на вечерней заре, слышат в тишине, как где-то в дальнем далеке что-то хлопает да стучит. Это Свет-Богородица ткать села, это у Неё набилок хлопает, челнок скачет. Пояс из ниток льняных ткёт Богородица. Давно она за эту работу принялась, с самого Вознесенья. И пояс тот не простой — весь узорчатый, весь разными листьями, цветами да травами изукрашен. Есть на поясе этом и цветы райские, людям неведомые, есть и земные цветы. Есть лилии, точно свечи восковые белые; есть незабудки, точно глаза детские голубые; есть и левкой, и Иван-да-Марья, и синий василёк, и гвоздика, и черевички, и розаны, и кувшинки, ирисы, златоцветы, маргаритки… Всех цветов, какие на поясе есть, и не пересчитать. И трав всяких много. Есть и плакун-трава — та самая, что зародилась от пречистых слёз Богородицы, когда Сына Её вели на распятие; и Божье дерево, и мята, и разрыв-трава, и дягиль, и одолень-трава — та, что открывает все пути-дороженьки и в зелёных лугах, и в дальних лесах, с которой не страшны ни горы высокие, ни долы низкие, ни озёра синие, ни берега крутые, ни леса тёмные.

Все эти цветы да травы собрали по райским садам и по всей земле дети да Ангелы. Принесут, бывало, цветок или травинку Богородице, а Она по ним новым узором пояс расцвечивает.

Пояс у Богородицы длинный, а Она знай трудится, не покладая рук. Ведь всё прибывают и прибывают грешники на тёмной земле. И до самого Страшного суда просидит над работой Своей Свет-Богородица. Хочет наша Заступница в Судный день страшный молить Сына Своего дозволить Ей развернуть над грешными душами этот пояс, в горенке райских садов вытканный.

Только грешников на земле столь много стало, что не на всех хватит пояса Божией Матери. Поэтому должны мы постараться и помочь Богородице — не грешить, а согрешивши — каяться.
 (200x247, 32Kb)

«ПОЦЕЛУЙ БАБУШКУ В ЩЁЧКУ» или почему православные не играют в карты...

Вторник, 23 Марта 2010 г. 07:54 + в цитатник
— Почему мне бабушка не разрешает играть с друзьями в карты? — спросил подросток у о.Артемия ВЛАДИМИРОВА.

— Передайте от меня вашей бабушке низкий поклон и благодарность за то, что она так внимательно следит за вашим нравственным развитием. У вас бабушка не простая, а золотая, которую почаще целуйте в щёчку перед отходом ко сну. Бабушку старайтесь слушаться с первого слова, бабушка худого вам не скажет. «Батюшка» и «бабушка» — это понятия очень близкие, как и сами слова, сходные по звучанию. Карты — предмет нечистый, как сигареты. Карты — от лукавого. Церковь не одобряет азартных игр, и нужно знать, что едва лишь кто-то берёт в руки карты, мелкий бес уже шныряет рядом с картёжником, настраивая его мысли на лукавый лад. Символика карт имеет прямое антихристианское происхождение, и поэтому верный ученик Христов считает для себя зазорным даже рукой прикасаться к колоде карт.

Мир сейчас изощряется, чтобы захватить в свои когтистые лапы детские души, предлагая карты, на которых изображены кошечки и собачки. Как ни малюй, ни приукрашивай падшего духа — всё его рожки и копытца будут видны. Не стоит убивать время, столь нужное нам для возрождения России и для воспитания в себе христианских добродетелей, на азартные игры. Полезно знать, что Церковь запрещает причащать картёжников Святых Христовых Таин.
 (200x281, 72Kb)

ДУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ

Вторник, 23 Марта 2010 г. 07:49 + в цитатник
Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокажённому: «Какой от тебя дурной запах!» Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с их душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала. Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьёзные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.

Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу — и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим

Метки:  

Асе

Понедельник, 22 Марта 2010 г. 14:09 + в цитатник
Асе

Ты -- принцесса из царства не светского,
Он -- твой рыцарь, готовый на все...
О, как много в вас милого, детского,
Как понятно мне счастье твое!

В светлой чаше берез, где просветами
Голубеет сквозь листья вода,
Хорошо обменяться ответами,
Хорошо быть принцессой. О, да!

Тихим вечером, медленно тающим,
Там, где сосны, болото и мхи,
Хорошо над костром догорающим
Говорить о закате стихи;

Возвращаться опасной дорогою
С соучастницей вечной -- луной,
Быть принцессой лукавой и строгою
Лунной ночью, дорогой лесной.

Наслаждайтесь весенними звонами,
Милый рыцарь, влюбленный, как паж,
И принцесса с глазами зелеными, --
Этот миг, он короткий, но ваш!

Не смущайтесь словами нетвердыми!
Знайте: молодость, ветер -- одно!
Вы сошлись и расстанетесь гордыми,
Если чаши завидится дно.

Хорошо быть красивыми, быстрыми
И, кострами дразня темноту,
Любоваться безумными искрами,
И как искры сгореть -- на лету!

МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
_________________

так... про свое

Суббота, 20 Марта 2010 г. 08:59 + в цитатник
ИНОГДА ЭТО ПРИХОДИТ НЕОЖИДАННО:
ОНИ ДОЛГО ИДУТ ПО ГОРОДУ, ПОТОМ ДОЛГО СМОТРЯТ И СТОЯТ НА МОСТУ. ОН ПОДНИМАЕТ КАМЕШЕК, РАЗМАХИВАЕТСЯ И СИЛЬНО КИДАЕТ В ВОДУ. ДРОЖАТ НА РЕКЕ ОТРАЖЕНЬЯ ВЕЧЕРНИХ ОГНЕЙ. НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ ПОДРОБНО, НИЧЕГО И НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ...
ПО МОСТУ ЕДЕТ МАЛЬЧИК НА ВЕЛОСИПЕДЕ, НА РАМЕ СИДИТ ДЕВОЧКА. СПИЦЫ СВЕРКАЮТ В СВЕТЕ ФОНАРЕЙ, ШЕЛЕСТЯТ ШИНЫ ПО АСФАЛЬТУ, ДОВЕРЧИВО СВИСАЮТ НОГИ ДЕВОЧКИ В БЕЛЫХ ГОЛЬФАХ.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
 (700x525, 111Kb)

про меня

Пятница, 19 Марта 2010 г. 08:33 + в цитатник
Если погода...волнующая
Если оружие... то четки
Если фрукт, то... свежий и сладкий
Если металл, то... не золото и серебро, т.к. это не металлы
Если дождь, то... обязательно ливень, чтобы хорошенько было...
Если ягода, то... клубника со сливками и мороженным
Если дерево, то... с дуплом
Если музыкальный инструмент, то... настроенный
Если время года, то... волшебное
Если ветер, то... в голове
Если запах, то... чистоты
Если танец, то... чарующий
Если море, то... чтоб в нем небо отражалось
Если напиток, то... бодрящий
Если месяц в году, то... самый лучший
Если историческая эпоха, то... дореволюционное время
Если цвет, то... позитивный
Если настроение, то... сродни весеннему
Если лес, то... живой
Если стиль музыки, то... духовная
Если цветок, то... аленький
Если высота, то... головокружительная
Если литературный жанр, то... драма
Если животное, то... голубок
Если страна, то... Россия
Если число, то... иррациональное
Если игра, то... жизнь
Если время суток, то... летнее утро с росой на траве
Если любовь, то... взаимная
Если друг,то... навсегда
Если фильм, то... серьезный
Если мечта, то.... сбывшаяся
Если кофе, то... с молоком
Если шоколад, то... молочный с белыми дольками
Если дом, то... полный детского смеха
Если песни, то... соединяющие
Если имя, то... по святцам
Если дневник, то...закрытый на ключик
Если письмо, то... для любимого
Если одиночество, то... монашество
Если прощаться, то... никогда
 (533x400, 15Kb)

Метки:  

как я сижу

Пятница, 19 Марта 2010 г. 08:09 + в цитатник
Если в интернете сижу, то одновременно в контакте, в матушках, в жж, в дневнике, в форуме соборном, в чайке и еще где-нибудь на яндексе и еще пишу кому-нибудь на мыло... Вот так проходят мои "школьные" дни...

монастырь

Пятница, 19 Марта 2010 г. 07:49 + в цитатник
МОНАСТЫРЬ



Крестом высоким осененный,

Вдали от сел и городов,

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье,

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев.



И ветерок прохладой веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.



О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

Их сердце отжило для мира;

Ум с суетою не знаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.



И внемлет вечное Бог-Слово,

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

Без заголовка

Пятница, 19 Марта 2010 г. 07:03 + в цитатник
Вроде простая картинка, но как-то затронуло...
 (600x400, 80Kb)

Метки:  

интересно

Среда, 17 Марта 2010 г. 13:00 + в цитатник

ТРОИЦА





Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.



А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.



И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат...

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!



Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда в дары простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

Метки:  

что делать...

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 23:13 + в цитатник


двухголосье

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 23:12 + в цитатник

для друзей

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 19:19 + в цитатник
я


Поиск сообщений в Теплышко
Страницы: [1] Календарь