-

–адио в блоге
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

ƒобавить плеер в свой журнал
© Ќакукрыскин

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –очева

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.03.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 4655


ќбраз ¬ј—»Ћ»—џ в русских сказках

¬оскресенье, 23 »юн€ 2013 г. 03:07 + в цитатник
÷итата сообщени€ –удко_јлексей ќбраз ¬ј—»Ћ»—џ в русских сказках




–ечь - про невесту главного геро€. Ѕудь он »ван-царевич или »ванушка-дурачок, ему непременно найдетс€ ¬асилиса ѕремудра€ или ¬асилиса ѕрекрасна€. ƒевицу полагаетс€ сначала спасти, а потом женитьс€ - все честь по чести. ¬от только девица непроста€. ќна может скрыватьс€ в образе л€гушки, обладать какими-то колдовским и способност€ми, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и лунойЕ

¬ общем, она €вно непроста€ девушка. ѕри этом еще и кака€-то "засекреченна€". —удите сами: найти сведени€ о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. ¬ энциклопеди€х (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутс€ пространные статьи об »лье ћуромце и ƒобрыне Ќикитиче, о  ощее Ѕессмертном и о Ѕабе яге, о русалках, леших и вод€ных, а вот про ¬асилису почти ничего и нет. Ќа поверхности лежит лишь коротенька€ стать€ в Ѕольшой советской энциклопедии, котора€ гласит:
"¬асилиса ѕремудра€ - персонаж русских народных волшебных сказок. ¬ большинстве из них ¬асилиса ѕремудра€ - дочь морского цар€, наделенна€ мудростью и способностью превращени€. “от же женский образ выступает под именем ћарьи-царевны, ћарьи ћоревны, ≈лены ѕрекрасной. ћаксим √орький назвал ¬асилису ѕремудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. »ной по своей природе €вл€етс€ обездоленна€ сиротка - ¬асилиса ѕрекрасна€ в уникальном тексте јфанасьева".

Ќачнем, пожалуй, с ¬асилисы-старшей, с той, которую √орький отождествил с ћарьей-царевной, ћарьей ћоревной и ≈леной ѕрекрасной. » на то были все основани€. ¬се эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. ћол, красна€ девица, каких свет не видывал - и все. Ќи подробного описани€ внешности, ни каких-то черт характера. ѕросто женщина-функци€, без которой не получитс€ сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело дес€тое. ѕусть будет ¬асилиса.

»м€, кстати, намекает на высокое происхождение. »м€ "¬асилиса" можно перевести с греческого как "царственна€". » эта царственна€ девица (иногда в сказках она так и называетс€ - ÷арь-девица) начинает подвергать геро€ испытани€м. “о есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде  още€ Ѕессмертного или «ме€ √орыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собираетс€ сожрать (в худшем).

»ногда в роли злоде€ выступает отец потенциальной невесты. ¬ сказке, где ¬асилиса предстает дочерью вод€ного цар€, владыка морских вод чинит герою преп€тстви€, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказываетс€ мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Ќо тут все более-менее пон€тно: есть нека€ зла€ сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразитьс€ с непри€телем. —обственно, именно так он и становитс€ героем. ј принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда дл€ геро€.

¬прочем, бывает и так, что »ван-царевич или »ван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытани€ не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. “о герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выгл€д€щих точь-в-точь как она, то нужно поймать бегл€нку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спр€татьс€ от царевны так, чтобы та его не отыскала. Ќа худой конец, герою предлагаетс€ разгадывать загадки. Ќо в той или иной форме ¬асилиса будет его провер€ть.

 азалось бы, что необычного в испытани€х? »спытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы св€зать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом дл€ того, чтобы быть достойным супругом и отцом? — биологической точки зрени€ все совершенно правильно. ќднако есть одна маленька€ деталь. ≈сли несчастный »ван не выполнит задани€, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркиваетс€ в дес€тках русских сказок.

—прашиваетс€, почему прекрасна€ царевна демонстрирует кровожадность, котора€ скорее к лицу «мею √орынычу? ѕотому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Ѕолее того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора ¬ладимир ѕропп в своей книге "»сторические корни волшебной сказки":

"«адача задаетс€ как испытание женихаЕ Ќо эти задачи интересны еще другим. ќни содержат момент угрозы: "≈сли не сделает - срубить за провинность голову". Ёта угроза выдает еще другую мотивировку. ¬ задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь дл€ царевны наилучшего жениха, но и тайна€, скрыта€ надежда, что такого жениха вообще не будет.

—лова "пожалуй, € согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. ∆ениха посылают на гибель... ¬ некоторых случа€х эта враждебность выражена совершенно €сно. ќна про€вл€етс€ наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаютс€ все новые и новые и все более опасные задачи".

ѕочему ¬асилиса, она же ћарь€ ћоревна, она же ≈лена ѕрекрасна€, против замужества? ¬озможно, в сказках, где она посто€нно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. ќна или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь цар€, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. ¬полне логична€ верси€.

 ак пишет все тот же ѕропп, сюжет о козн€х, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основани€. ѕо мнению ѕроппа, борьба за престол между героем и старым царем есть €вление вполне историческое. —казка здесь отражает переход власти от тест€ к з€тю через женщину, через дочь. » это лишний раз объ€сн€ет, почему в сказках так мало говоритс€ о внешности и характере невесты - это персонаж-функци€: или приз герою, или средство достижени€ власти. √рустна€ истори€.

ћежду тем, в русской традиции есть сказка, котора€ рассказывает о детстве, отрочестве и юности ¬асилисы.  ак раз о ней упоминал √орький, говор€, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. ¬ этой сказке ¬асилиса - девочка-сирота. Ќе факт, что это тот же самый персонаж. “ем не менее, эта ¬асилиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровна€ героин€ - с биографией, характером и так далее.

ѕунктиром набросаю сюжетную линию. ” купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. ќтец решает женитьс€ снова. ” мачехи есть свои дочери, и вс€ эта нова€ компани€ начинает тиранить ¬асилису, загружа€ ее непосильной работой. ¬ общем, очень похоже на сказку про «олушку. ѕохоже, да не совсем, потому что «олушке помогла фе€-крестна€, а ¬асилисе - жутка€ ведьма из леса.

ѕолучилось это вот как. ћачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огн€, и отправили ¬асилису в лес к Ѕабе яге, само собой, наде€сь, что она не вернетс€. ƒевушка послушалась. ≈е дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону яги.

 огда ¬асилиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Ќе менее жутким оказалс€ дом яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые по€вл€лись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Ќо самым страшным в этом доме существом была Ѕаба яга.

¬едьма, однако, прин€ла ¬асилису благосклонно и пообещала, что огн€ ей даст, если ¬асилиса выполнит все ее задани€. ¬ыполнение т€желых заданий - непременный путь геро€. ¬ отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задани€ у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. —амо собой, если задани€ будут выполнены плохо, Ѕаба яга пообещала ¬асилису съесть.

¬асилиса постирала одежду яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отдел€ть здоровые зерна от зараженных, а мак - от гр€зи. ѕосле яга позволила ¬асилисе задать ей несколько вопросов. ¬асилиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. ¬едьма ответила, что это €сный день, красное солнце и черна€ ночь, и все они - ее верные слуги. “о есть Ѕаба яга в этой сказке - чрезвычайно могущественна€ колдунь€.

ѕосле она поинтересовалась у ¬асилисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и ¬асилиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришьс€. яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. ј после поинтересовалась, как это ¬асилисе удаетс€ отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

¬асилиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Ќе надо мне здесь благословенных". Ќо в придачу дала девушке огн€ - сн€ла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. » когда ¬асилиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

∆утка€ сказка. ј суть ее в том, что ¬асилиса ѕрекрасна€, выполн€€ задани€ Ѕабы яги, многому у нее научилась. Ќапример, стира€ одежду яги, ¬асилиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Ѕегуща€ с волками" известна€ исследовательница сказок  ларисса Ёстес:

"¬ символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. ѕерсона - нечто вроде камуфл€жа, который позвол€ет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Ќо Е персона - не только маска, за которой можно спр€татьс€, но присутствие, затмевающее привычную личность.

¬ этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Ёто внешний указатель, внешнее про€вление мастерства. —тира€ одежду яги, посв€щаема€ воочию увидит, как выгл€д€т швы персоны, как скроено платье".

» так - во всем. ¬асилиса видит, как и что яга ест, как заставл€ет мир вертетьс€ вокруг себ€, а день, солнце и ночь - ходить у себ€ в прислужниках. » страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знани€, которое та получила, наход€сь у яги в послушницах.

 олдунь€, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись ¬асилиса благословенной дочкой. Ќо не сложилось. » ¬асилиса, вооруженна€ силой и тайными знани€ми, отправилась обратно в мир. ¬ таком случае пон€тно, откуда у ¬асилисы волшебные навыки, которые нередко упоминаютс€ в других сказках. “ак же пон€тно, почему она может быть и доброй, и злой.

ќна по-прежнему благословенное дит€, но школу Ѕабы яги тоже никуда не денешь. ѕотому ¬асилиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престолЕ

ћихаил ѕасечник

—ери€ сообщений "Ћитература":
„асть 1 -  лассики и современники
„асть 2 - ¬еликолепный ретро сайт!
...
„асть 22 - јндерсен ’анс ’ристиан - ∆Ћ /жизнь разных людей - »—“ќ–»я -  аталог статей - Ћ»Ќ»» ∆»«Ќ»
„асть 23 - —казка о мертвой царевне
„асть 24 - ќбраз ¬ј—»Ћ»—џ в русских сказках

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку