Освальд Шпенглер в своём известном труде «Закат Европы» писал: «Придет день, когда прекратится существование последнего портрета Рембрандта и последнего такта Моцартовской музыки, хотя, пожалуй, и будет еще существовать закрашенное полотно и нотный лист, так как не будет уже ни глаза, ни уха, которым был бы доступен их язык форм. Гибнет всякая мысль, всякий догмат, всякая наука, когда угасают души и умы, в мирах которых их "вечные истины" с необходимостью переживались как нечто непреложное».
И хотя в этом печальном рассуждении Шпенглера есть и небольшая неточность, состоящая в излишнем его оптимизме относительно продолжения существования «полотна и нотного листа», которые без человеческого существа, существовать всё же не будут ― так как не только смысл этих вещей, но и сам набор атомов есть человеческие понятия: оно отражает одну великую половину истины нашего космоса и нашей жизни. Другая половина этой истины состоит в том, что описанное состояние не будет никогда вечным, «концом» ― всегда после наступления полного разрушения постигающее все преходящие вещи, за счёт вечнодышащего Духа возникает возрождение миров. Вновь возникнут вселенные, галактики, появятся рембранты и моцарты, полотна, нотные листы… которые будут столь же преходящи и неистинны, какими уже были квадриллионы и гуголлионы лет назад…
Наш материальный мир, который я называю миром фантомным, не имеет никаких оснований считаться в этом бесконечном времени творения, какой либо точкой отсчёта. Единственной точкой отсчета и в мире и везде и всегда может быть только Дух, содержащийся в живом существе: Непреходящее в преходящем.
Фантомный мир неистинен, не действителен, хотя и кажется таковым ― и благодаря своей кажимости он становится причиной обмана, причиной неправды внутри человека ― пока только неправды идейной, но которая затем превращается в моральную неправду. В этом вся причина и сущность вопроса о том, почему люди грешны.
Мир фантомов, на который уповает обычный человек, которому отдаёт свою душу и сердце ― является пустой иллюзией, миражом бытия, туманным наваждением, после просмотра которого не останется НИЧЕГО!
И Истина об этом мире начинается с понимания иллюзорности его. Это первый шаг. Второй шаг к истине в обретении знания о корнях и причинах фантомного мира, так как именно этому НЕЗЫБЛЕМОМУ и обязан своим существованием фантомный мир.