"Правда", №38 (30825) 9—10 апреля 2019 года
Все сходятся в мнении, что главная проблема нашей экономики в том, что её болезни не излечить, пока власть не признает их существование. А они, эти многочисленные болезни, очевидны. Основных видов промышленной продукции (станков, строительной техники, тканей, обуви и т.д.) у нас производится всего-то от 5% до 15% того, что мы производили 30 лет назад. За эти же годы в РФ закрыто 78 тысяч заводов и фабрик. Число рабочих мест в промышленности только за последние 20 лет сократилось в 3,7 раза. Экспорт у нынешней России преимущественно сырьевой, но и он из-за накликанных на себя санкций за последние годы скукожился едва ли не вдвое. Что касается доли России в мировом производстве наукоёмкой продукции, то она упала до величин, сравнимых со статистической погрешностью. И вообще все наши успехи теперь не выходят за её рамки. Сравнивать их не только с рекордными достижениями Китая, но и со скромными успехами мировой экономики стало стыдно!
Зато неравенство и падение в распределяемых доходах и в накапливаемых имущественных богатствах у нас — наивысшие в мире!
Мы уже сейчас видим, что эти «российские собственники» спешно оформляют себе запасные иностранные паспорта. Пока — запасные. Но ведь достаточно им отказаться от российского гражданства, как эти «запасные» паспорта сразу становятся основными.
«Ну это либо — будет, либо — нет», — успокаивают из «Белого дома», что на Краснопресненской набережной. Но в отличие от чиновников нам придётся уважаемых россиян разочаровать. Ладно, не будем гадать относительно намерений нынешних хозяев российской экономики. Но вот что уже решено и «проштамповано», так это их дети, их наследники. Они уже не являются и не будут впредь гражданами России! Они практически все поголовно учились и учатся за рубежом, у них уже имеется гражданство страны пребывания. У них именно там все связи и все главные жизненные интересы. И с Россией их уже ничто не связывает!
Вот он, первый дефект в нашей экономике... Что обсуждать всякие планы и стратегии развития нашей экономики (и главное — с кем?), если реальные хозяева её — далеко от России и давно не живут её интересами.
Второй дефект — даже если признать важность выбора пути развития России для тех, кто сейчас стоит во главе «экономического блока» правительства, то обнаруживается: во всех предлагаемых ими сценариях нет ни слова о том, как мы будем жить без нефтедолларов. Разве они вечны? Между тем были времена, когда наша страна долго жила и успешно развивалась без всяких нефте - и газодолларов. Были также и времена, когда мировые цены на нефть (и газ) резко падали, и они могут вернуться.
А санкции? При худшем варианте может случиться так, что наши нефть и газ станут вообще не нужны нашим традиционным покупателям. И ещё: следует помнить, что наши запасы углеводородов хоть и велики, но совсем не бесконечны. И что мы тогда будем делать, когда их вычерпаем? Конечно, мы знаем, что есть множество стран в мире, которые никакого сырья не экспортируют. Наоборот, они это сырьё покупают в других странах и, тем не менее, в целом живут совсем неплохо. Примеры? Германия, Япония, среди наших соседей — Швеция и Финляндия. И вот совсем свежие примеры: Южная Корея, Китай.
Почему нам про их опыт ничего не говорят? Почему нас убеждают, что без экспорта нефти нам не выжить? В советское время в нашей стране были созданы многие промышленные отрасли, которых в России прежде вообще не было: авиастроение, приборостроение, химическая промышленность, производство современных материалов, сплавов, искусственного каучука, синтетических волокон и т.д. Но после 1991 года мы всё это уничтожили.
Россию уже оставили без ума. И это страшно.