-Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Владимир_Образцов

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) НАШ_САД
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) АРТ_АРТель Helenlibra

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.01.2010
Записей: 251
Комментариев: 77
Написано: 466





Без заголовка

Среда, 26 Июня 2019 г. 00:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Ирина_Александровна [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Достоевский о России - её врагах и друзьях.


"Не будет у России таких ненавистников, завистников, клеветников и врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит. Я очень люблю славян, но знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, потому что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят себе у Европы ручательство и покровительство их свободе в защиту от России.

Начнут они непременно с того, что убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись, спаслись от порабощения жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени.

Долго они не в состоянии будут признать бескорыстия России. Они будут беспрерывно трепетать за свою «свободу» и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.

Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.

У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать.

России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении.

Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их, что они существуют на свете потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия..."


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.М.Достоевский, ПСС в 30-ти томах, ПУБЛИЦИСТИКА И ПИСЬМА. тома XVIII-XXX, ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ, ноябрь 1877, том 26, глава II, параграф III, издательство «НАУКА», Ленинград, 1984 год.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. 




Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (кстати, участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна( в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор- вторым.

Ф.М.Достоевский родился во флигеле Мариинской больницы для бедных.

Всю жизнь два старших брата, Михаил и Фёдор, оставались самыми близкими людьми.

Кроме старших, детей в семье Достоевских росло ещё пятеро: Варенька, Андрей, Верочка, Николай и самая младшая - Александра.

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали.

М.А.Достоевский, отец писателя. 1823 год. 





Но была добрая и ласковая матушка




М.Ф.Достоевская, мать писателя. 1823 год.

Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну.

Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

Читались труды историка Карамзина, писателей и поэтов: Державина, Лажечникова, Загоскина, Жуковского и, конечно же, Пушкина. 

Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович писал что "брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи... Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть...". Гибель Александра Сергеевича Пушкина юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: "Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать - Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину".

  • C 1834 года, юных Фёдора и Михаила определяют в пансион Л.И.Чермака, который располагался на Басманной улице, где они учились до 1837 года. О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.М.Каченовский: "...это был сериозный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона...".

Как уже сообщалось выше, зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя.

  • А ровно через год, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище. Но Михаила туда не могут зачислить по состоянию здоровья и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревеле.

Фёдор Михайлович Достоевский не очень любил распространяться о службе и учёбе в Инженерном училище, как во время учёбы, так и после. Наверное, это связано с тем, что он поступил туда только по воле отца, который умер в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию. И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, болезни, которая преследовала Фёдора Михайловича до конца жизни.
 

Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н.Шидловским. Вот что писал он брату Михаилу: "...О, какая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною...". Достоевский просто отдыхал в общении с ним душою от повседневных занятий в училище.

Годы, проведённые в училище, можно считать годами становления Достоевского - писателяВот что писал Григорович, который был другом Достоевского и который учился вместе с ним: "Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места... Во время перемены его всегда можно было... найти... с книгой". 

Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее подмечать те жизненные ситуации, которые так здорово умел воплощать на бумаге Гоголь. В дальнейшем, Достоевский в этом плане не уступал Гоголю.

  • После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год добивается увольнения от военной службы и вместе с Д.В.Григоровичем (уже известным в определённых кругах писателем) снимает квартиру, где оба занимаются писательским трудом. 
  • В мае 1845 года Достоевским написано первое произведение, которое он назвал "Бедные люди". Но первой пробой пера был перевод романа Бальзака "Евгения Гранде", который был опубликован в 1844 году.

Достоевский прочитал роман "Бедные люди" Григоровичу, который в свою очередь показал  Н.А.Некрасову, а тот со словами "Новый Гоголь явился!", отнёс книгу В.Г.Белинскому. Восхищённый Виссарион Григорьевич Белинский позвал к себе автора и сказал: "Да вы понимаете ли сами-то, ...что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали... Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!". Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: "Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни".

Достоевский остался верный своему дару, но пути с Белинским у него разошлись (Белинский был атеистом). Однако впоследствии Достоевский не раз вспоминал с благодарностью великого критика.

Роман "Бедные люди" был напечатан в "Петербургском сборнике". И именно после этого автор произведения стал широко известен. И так же, как Некрасов, многие считали его продолжателем традиций Гоголя. Но, в отличие от Гоголя, Достоевский описывает своих героев глубже именно с психологической стороны.

После "Бедных людей" Достоевский пишет целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Это повести: "Двойник", "Хозяйка", "Роман в девяти письмах", "Господин Прохарчин", "Ползунков" и, к радости многих, несколько повестей о "мечтателях". Появлению произведений о "мечтателях" предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием "Петербургская летопись"(1847), в которых он объяснил причину появления "мечтателей" в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они ("мечтатели") уходят в свой вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но самым "главным" мечтателем у Достоевского был главный герой повести "Белые ночи". Главный герой повести понимает, что невозможно всю жизнь жить в своих мечтах. И при первом же столкновении с реальной жизнью он терпит поражение.

Затем Достоевский начинает писать роман "Неточка Незванова". Но не успевает дописать его.
  • Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая I пришли жандармы , арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

Этому аресту предшествовало следующее событие: в марте 1846 г. на Невском проспекте подошёл незнакомец в чёрном плаще и спросил Достоевского: "Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?" Так началось знакомство с бывшим служащим министерства иностранных дел М.В.Буташевичем-Петрашевским.

И начиная с весны 1847 года писатель становится постоянным членом кружка петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти.

На одной из "пятниц" писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Чтение этого "преступного" письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского.
  • По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: "Вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь - это строка из письма, написанное из крепости брату.
  • За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, Фёдор Михайлович сильно интересовался всем тем, что происходило на свободе, просил брата присылать ему больше книг и написал один рассказ "Маленький герой".

Всё это время велось следствие, во время которого обвинённый писатель отрицал все предъявленные ему обвинения. Он не выдал никого из своих товарищей, ссылаясь на свою неосведомлённость. Но военный суд признал Достоевского "одним из важнейших преступников" и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни. 



Обряд казни петрашевцев на Семёновском плацу. Казнь позже была заменена каторгой, однако лично император Николай I добавил: "Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни". Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. 
А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854 года. 


Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в книге "Записки из мёртвого дома"(1860), в котором он красноречиво показал разные типы каторжников: и настоящих головорезов, потерявших всё человеческое; и тихих, кротких людей, которые не выдержали солдатской службы и убили своего офицера; и вовсе невинных, обвинённых в преступлении, хотя не участвовавших в нём. 

В остроге Достоевский был душевно одинок, из-за того что арестанты зачастую не хотели с ним общаться, считая его дворянином, человеком из другого мира. Но и там он умудрился написать (хотя там это строжайше запрещено) сочинение, которое известно как "Сибирская тетрадь", куда он записывал свои мысли, тюремные песни, пословицы и т.д. "Сибирская тетрадь" и стала основным материалом при создании "Записок из мёртвого дома".

 

В феврале 1854 года Достоевского, по решению того же суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон, где он пытается писать. Но ни одного произведения он в ссылке так и не закончил, наверное ему мешал солдатский быт. Однако Достоевский был уже известным писателем в своих кругах и благодаря этому он становится другом областного прокурора Врангеля, который присутствовал на расстреле петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе. Благодаря этому знакомству с Врангелем, рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул

    Достоевский в форме унтер-офицера.1858 год

 

В начале 1857 года Достоевский женится. Его женой становится вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна ИсаеваОн влюбился в неё, ещё когда она была замужем, с первого взгляда, но у Марии Дмитриевны был очень сложный характер, и поэтому брак был неудачным. 





М.Д.Исаева, первая жена Достоевского

  • Достоевского выручает лишь литературная работа и он делает наброски к произведениям "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", которые были закончены уже после ссылки. 
  • Семья поселяются в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Но ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или хотя бы в Москве, а поселяют жить в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабре 1859 года, ровно 10 лет спустя после "казни" на Семёновском плацу, он вновь оказывается в Санкт-Петербурге.
  • По возвращении из Сибири Достоевский фактически начинает руководить журналом "Время", который был основан его братом Михаилом в 1861 году. И первое крупное произведение, написанное Фёдором Михйловичем после ссылки, было опубликовано именно в первых номерах "Времени" в начале 1861 года. Называлось оно "Униженные и оскорблённые", а главным героем был Иван Петрович, воплотивший в себе некоторые факты из жизни самого автора.



  • Почти в то же время выходит в свет художественное произведение "Записки из Мёртвого дома", в котором Достоевский красноречиво описал жизнь в Сибирском остроге. 
  • В апреле 1863 года журнал "Время" был закрыт цензурой за статью "Роковой вопрос", посвящённую польскому восстанию, написанную сотрудником Н. Н. Страховым. 
  • Но в 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала, который стал называться "Эпоха",одним из сотрудников которого был опять Фёдор Михайлович, который в этом же году пишет "Записки из подполья". Многие литературные критики называют это произведение прологом к зрелому романному творчеству.
  • В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Фёдора Михайловича это был тяжёлый удар и к тому же все основные заботы, связанные с "Эпохой" свалились на его плечи, но журналу это все равно не помогло и в феврале 1866 года издание вынуждено было закрыться. 



Ф.М. Достоевский во второй половине 60-х гг. Х1Х века.

  • Ещё до смерти жены (в 1862 г.) Достоевский влюбился в молодую и пылкую Аполлинарию Суслову, которая очень тяготела ко всему революционному и сразу заинтересовалась недавно отбывшим наказание по политическому делу Достоевским. Писатель делает ей предложение, но она, авантюристка по складу характера отклоняет его и уезжает из России с другим мужчиной. Но Достоевский догоняет её в Париже и они путешествуют по Европе уже вместе целых два месяца. Но в конце концов Суслова порывает с Достоевским из-за сильного пристрастия Достоевского к игре в рулетку (он проиграл всё, включая её драгоценности). До весны 1871 года, Достоевский продолжал периодически посещать игорные дома во вред себе и своим родным. А что до Сусловой, то Фёдор Михайлович поддерживал с ней контакт (они переписывались) до мая 1867 года, когда он был уже вторично женат. Но писатель не забыл её и описал в образе Полины в романе "Игрок".



  • Достоевский остался без средств к существованию и заключил с книгоиздателем Стелловским кабальный договор, по которому Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года написать новый роман для готовившегося к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет терял право собственности на все свои сочинения.
Но он никак не мог ничего написать. И когда оставался месяц, он по совету друзей нанял стенографистку и за 28 дней продиктовал ей роман "Игрок", тем более психологию и тактику игрока в рулетку Достоевский знал как никто другой. А спустя короткое время Фёдор Михайлович делает той самой стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной предложение. В том же 1866 году Достоевский продиктовал новой стенографистке свой бессмертный роман "Преступление и наказание", который был полностью завершён в следующем году. Анна Григорьевна вспоминала: "Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи". 

Роман "Преступление и наказание" стал, по сути, первым отечественным детективом, главный смысл которого заключается в том, что самое страшное наказание после совершённого преступления происходит в душе человека, а не на каторге или где бы то ни было ещё.
  • 15 февраля 1867 года Анна Гирогьевна Сниткина стала женой Достоевского. И это был по-настоящему счастливый брак. С 1867 по 1871 годы писатель вместе с новой женой, спасаясь от кредиторов, проводит за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Они попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось частично расплатиться с долгами, он смог вернуться в Петербург. 
Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман "Идиот", который был опубликован в журнале "Русский вестник" в 1868 году.

Вот что писал Достоевский о замысле этого произведения: "Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека ... На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление это безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо".Достоевский попытался воплотить образ Христа в главном герое романа - князе Мышкине.

  • В 1871 году Достоевский пишет роман "Бесы", в котором "бесы" - это анархисты, идеи которых всё чаще стали во второй половине Х1Х века проникать в российскую действительность. 
  • С 1872 года семья Достоевских, у которых двое детей – Люба и Федя, каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит в небольшом городке Старая Русса в Новгородской губернии.
Это дети Достоевского: Люба и Федя.1878г



Именно здесь были написаны многие главы "Братьев Карамазовых", а так же целиком роман "Подросток». 

  • В 1870-ые годы Достоевский находился на пике своего таланта, его часто приглашали на различные благотворительные вечера и собрания, где он читал отрывки из своих произведений и стихотворения Пушкина, которого он ценил выше других поэтов. Он становится признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.
  • В 1877 году было написано великое произведение - роман "Братья Карамазовы",который является своеобразным итогом творческого пути Достоевского. 
В центре романа находится история семьи Карамазовых - отец семейства Фёдор Павлович и его сыновья: старший Дмитрий, средний Иван младший Алёша, а также незаконнорожденый Смердяков. 

В раннем наброске Достоевский писал про братьев: "Один брат - атеист. Отчаянье. Другой - весь фанатик. Третий - будущее поколение, живая сила, новые люди". Где "живая сила"? Безусловно, это Алёша (имя Достоевский дал герою в честь своего маленького сына, умершего от эпилепсии, болезни, передавшейся ребёнку по наследству; писатель считал ,что сын умер вместо него), которому удаётся в конце романа объединить их чувством высокого религиозно-этического "братства", противостоящим "химическому разложению" окружающего общества, основанного на эгоизме, издевательстве богатого и сильного над слабым и беззащитным.

  • Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стало его знаменитое выступление на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве, которое произошло 8 июня 1880 года и на котором присутствовали самые известные писатели и генерал-губернатор Москвы. Это выступление было, бесспорно, самым лучшим на том празднике.
Достоевский сказал: "Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению тёмной дороги нашей новым направляющим светом. В этом смысле Пушкин есть пророчество и указание." 

После этого выступления, ночью, Фёдор Михайлович подойдя к только что открытому памятнику, положил венок к ногам своего великого учителя и поклонился ему до земли. И надо сказать, что такое отношение и любовь к великому поэту, Достоевский пронёс через всю жизнь, начиная с самого детства.

  • 26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручку на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. Физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Утром 28 января Достоевский сказал жене: "...Я знаю, я должен сегодня умереть!" В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей. 

Источник биографии : http://tnu.podelise.ru/docs/index-353298.html


Александр Суханов

Среда, 02 Января 2019 г. 12:00 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ Барды в "Музыкальной гостиной" «Александр Суханов «Аист улетает в облака, унося мечту свою на крыльях...»»

«Аист улетает в облака, унося мечту свою на крыльях...»

 
 

Александр Алексеевич Суханов родился в 1952 году, в Саратове. Учился в музыкальной школе по классу скрипки (окончил с отличием). Закончил математическую школу с серебряной медалью. По его собственным словам, интерес к авторской песни и желание петь возникло после просмотра фильма «Вертикаль» и альпинистских песен Высоцкого, прозвучавших в картине.

Способности к математике привели его на мехмат МГУ. Там же он пошел в клуб самодеятельной песни при университете, начал ездить на слеты туристической песни.

 



После окончания университета поступил в аспирантуру и защитился на кандидата физико-математических наук. Преподавал в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. В 1981 году Суханов вернулся в родной университет, где стал работать в лаборатории вычислительных методов МГУ.

Суханов начал писать песни примерно сразу после окончания школы. В его репертуаре более 150 произведений.  Читать далее

 

Без заголовка

Вторник, 11 Декабря 2018 г. 23:53 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ Кирк Дуглас: «Старость – у человека в голове»

Кирк Дуглас: «Старость – у человека в голове»

 Кирк - один из последних живущих звёзд «золотой эры» Голливуда. 9 декабря 2018 года ему «стукнуло» 102!

 

Если вы хотите чего-нибудь добиться, у вас должно хватать мужества на неудачи.

 

Я говорю сыновьям, что у меня в детстве были преимущества, которых они лишены. Я родился в самой ужасной нищете. Мне некуда было двигаться, кроме как вверх.

 

Давайте детям больше свободы. Пусть делают ошибки. Не заваливайте их советами. Уважайте в ребенке личность. Это как игра в кости: ты их кидаешь и смотришь, что выпадет.

 

Чем ты старше, тем глубже чувствуешь любовь.

Читать далее


Без заголовка

Суббота, 08 Декабря 2018 г. 21:58 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ Юрий Визбор «Не верь разлукам, старина...»

 

Юрий Иосифович Визбор прожил всего 50 лет, но успел сделать так много, что его многогранное творчество до сих пор служит вдохновением и глотком чистого горного воздуха для последних поколений романтиков, мечтателей и бродяг, что еще остаются среди нас.

 
 

Журналист и писатель, киносценарист и кинодраматург, актер и художник и, конечно же, автор-исполнитель песен, один из основоположников авторской песни.

О Визборе и его творчестве написано достаточно много и многими талантливыми людьми. Поэтому сделаем лишь небольшой обзор его пути и творчества.

Юрий Визбор родился в 1934 году в Москве. Свое первое стихотворение он написал в 14 лет и уже в школе научился играть на гитаре.

Студенческие годы

После окончания школы в 1951 году, он поступает в МГПИ (Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина). В МГПИ уже существовали прочные традиции песенного жанра среди студенчества, идущие рука об руку с туризмом. Визбор органично вливается в это движение. Совершает пешие и байдарочные походы по Подмосковью и Карелии, рождаются его первые песни, сразу же ставшие очень популярными: «Мадагаскар», «Парень из Кентукки» и др.

 



Служба в армии

В 1955 году Визбор оканчивает институт по специальности «Русский язык и литература» и по распределению начинает работать учителем в средней школе в Архангельской области. Но уже в том же году призывается в армию, проходит службу радистом в Карелии. Читать далее


Без заголовка

Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 11:25 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ ВЕСЁЛЫЙ ХУДОЖНИК MARIUS VAN DOKKUM И ЕГО МИЛЫЕ СТАРИКИ

Старость не так страшна, если рядом ваша вторая половинка!!!

 

ba56a0ae924c (650x657, 67Kb)



Гоня хандру повсюду
То шуткой, то пинком.
Я, и состарясь, буду
Веселым стариком.

Не стану по приказу
Тощать среди диет,
А буду лопать сразу
По множеству котлет!

Всегда по строгой мере
Пить соки. А тайком,
Смеясь, вздымать фужеры
С армянским коньяком...

Эдуард Асадов

61fb07d8b415 (650x647, 62Kb)

 

4a319eb79d70a7c9dcc53dfbbc7d3cccb2bb4a212969581 (700x676, 32Kb)

Читать далее

 


Понравилось: 1 пользователю

Без заголовка

Четверг, 15 Ноября 2018 г. 11:08 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ Михайловское. Признание Пушкина в любви к другу


Михайловское - фамильное имение Пушкина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!» Эти строки многие помнят со школы, так Пушкин горячо выразил свои чувства к лицейскому другу Ивану Пущину, который приехал навестить его в усадьбе Михайловское. Увидев внезапно любимого друга утром во дворе своего дома, радостный Пушкин выбежал к нему навстречу босиком на мороз. 

Пущин вспоминал о радостном моменте: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке…» 


Михайловское осенью

Читать далее

 

 

 


Без заголовка

Пятница, 28 Сентября 2018 г. 22:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

✨ Три хита латиноамериканской классики

 

Латиноамериканская классика (академическая музыка) - это совсем не то, что европейская. Во-первых, она не загружена академизмом европейского образца (минимум симфоний, ораторий и струнных квартетов), и в-третьих, имеет очень яркий национальный облик. Поэтому она быстро заняла нишу где-то между серьёзной и развлекательной музыкой и стала необыкновенно популярной во всём мире.

Вот три самых ярких хита.

 Эйтор Вила-Лобос. Ария из Бразильской бахианы №5.  

Вила-Лобос - фигура №1 в музыкальной культуре Бразилии.

 
  

Размах его деятельности огромен, как и объем его творчества. Но в Европе он прославил своё имя одной прекрасной Арией (а точнее, Кантиленой) из его Бразильской бахианы №5. Она написана для ансамбля виолончелей и сопрано. Большая часть этой Арии - вокализ (пение без слов), но ближе к концу есть текст о вечернем пейзаже с розовыми облаками и грустной Луной.

Бразильские бахианы - это девять сюит для разных исполнительских составов, в которых Вила-Лобос сделал попытку придать бразильский колорит баховским формам. Или наоборот)  Читать далее

Без заголовка

Четверг, 21 Июня 2018 г. 19:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«Танго Для Двоих»

Танго  в  эту  ночь  бессонно,  оно  не  смеет  спать, 
Оно  сегодня  нам  с  тобой  принадлежит. 
Это  танго – танго  для  влюбленных, 
Забытое  давно,  как  старое  вино,  нам  головы  кружит. 




Без заголовка

Понедельник, 04 Июня 2018 г. 21:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Славка_Ядин [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЖЕНЩИНЫ БЕЛАРУСИ - Евфросинья Полоцкая


***
Появление у восточных славян сначала свободолюбивой Рагнеды, а затем великой полоцкой просветительницы Евфросиньи не только дало мощный толчок развитию книжности и просвещения, но также заложило фундаментальные основы для создания институтов защиты прав человека, политической дипломатии, культурно-образовательных центров, где шло формирование национального самосознания.

001 (510x498, 242Kb)

От раннефеодальной Полоцкой державы, прародины белорусов, нас отделяют восемь столетий. Именно из ХII века, “яко луна солнечная”, пронизывает исторические пласты свет имени, без которого немыслимо представить культурный и духовный расцвет восточных славян. Это — Евфросинья Полоцкая (светское имя Предслава, 1102(?)-23.V.1173, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича), одна из самых просвещенных женщин своего времени.
000 (600x632, 324Kb)
ИЗ ИСТОРИИ ЖИЗНИ:
20 мая 1122 года дом полоцкого князя Святослава Всеславича был охвачен тревогой: пропала старшая дочь князя, юная красавица Предслава. Не смыкала глаз княгиня София, мать Предславы, горько рыдала маленькая княжна Гордислава, ничто не могло ее утешить. Не находил себе места князь Святослав Всеволодович. Ему не давали покоя воспоминания о последних событиях, предшествовавших исчезновению княжны...
С малых лет Предслава отличалась столь же необыкновенной красотой, сколь и удивительной одаренностью. Уже в раннем возрасте она обнаружила такую любовь к чтению, способность к иностранным языкам, склонность к сочинению собственных текстов и страсть к искусству, что поражала не только своих родителей, но и весь многочисленный род Всеславичей. Слава о прекрасной княжне простиралась далеко за пределы Полоцкого княжества.
Когда Предславе исполнилось двенадцать лет, множество молодых князей поспешило предложить ей руку и сердце. Но юная красавица отказывала всем женихам. Поначалу родители не решались принуждать ее к супружеству, хотя ранний брачный возраст в те времена был обычным на Руси. По единодушному мнению князей-братьев Всеславичей, Предслава своей несравненной красотой и гордым, независимым нравом очень была похожа на их прабабку Рогнеду Рогволодовну. Не желая, чтобы ее праправнучка повторила печальную участь Рогнеды-Гориславы, они считали: лучше подождать, пока благоразумная Предслава сама не выберет себе жениха.
Все изменилось, когда Предслава после очередного сватовства откровенно призналась отцу, что тяготится мирской жизнью, пренебрегает всеми земными благами, отказывается от супружества с кем бы то ни было из смертных мужей, а желает посвятить себя великим трудам, удалившись в монастырь. Удивленный Святослав Всеславич возразил дочери, сказав ей, что монастырская келья - это участь вдовы, а не молодой, знатной и прекрасной княжны. Тогда же Святослав Всеславич объявил Предславе свое решение обручить ее с достойнейшим из князей, хотя бы и против ее воли. Предслава не стала возражать отцу, но на следующий день тайно ушла из дома.
Три дня родственники-Всеславичи, дружинники и бояре разыскивали полоцкую княжну. 23 мая перед родителями Предславы предстал гонец, объявив, что их дочь находится у своей тетки Романии, настоятельницы женского монастыря. Когда князь Святослав и княгиня София прибыли в монастырь, то увидели свою дочь, облаченную в иноческий наряд, и узнали обо всем происшедшем.
Едва отец стал настаивать на ее замужестве, Предслава тайком покинула княжеские хоромы и укрылась в монастыре, где игуменьей была ее родная тетка, княгиня Романия. Предслава умоляла постричь ее в монахини, однако Романия не соглашалась. Видя молодость и красоту племянницы, она несколько дней уговаривала ее изменить свое решение.И лишь убедившись в твердости и осмысленности решения племянницы, велела постричь Предславу. При крещении прекрасная княжна была наречена именем Евфросиния, что в переводе с греческого языка означает «благоразумная».
Горько заплакали родители прекрасной полоцкой княжны. А юная Евфросиния утешала их, советуя не плакать, а радоваться тому, что они имеют дочь свою, «обрученную с Христом, бессмертным Женихом Небесным». Не догадывались князь Святослав и княгиня София, что добродетели и благодеяния их дочери Евфросинии Полоцкой будут почитать при жизни, а после смерти она будет причислена к лику святых.

002 (511x700, 356Kb)

Уникальны форма и содержание «Жития преподобной Евфросинии, княжны полоцкой» - памятника древнерусской литературы. В «Житии Евфросинии Полоцкой» нет сообщений о чудесах, знамениях, пророчествах, исцелениях. Оно описывает события реальные, невыдуманные, повествует о непрестанной деятельности неутомимой княжны-монахини. Здесь переписанные книги и созданная библиотека, основанные монастыри и открытая школа, воздвигнутые соборы и несравненные произведения ювелирного искусства.
Намереваясь по примеру киевской княжны Янки Всеволодовны основать в Полоцке свой монастырь и открыть в нем школу для девочек, Предслава-Евфросиния задумала прежде составить для него библиотеку. Вскоре после пострижения юная монахиня упросила полоцкого епископа Илию поселиться в специально устроенной для нее при Софийском соборе келье-«голубце», где «и начат книги писати своими руками».

Затем перешла к основанию храмов, монастырей и при них — первых скрипториумов, откуда книги передавались в новые, ею же созданные школы, где право на обучение предоставлялось всем, без учета сословного положения и пола.

004 (700x419, 423Kb)

Эти прогрессивные начинания подкреплялись введением программы таких необычных для того времени предметов, как природоведение, риторика.

003 (516x520, 243Kb)

Одна из первых женщин-политиков, искусный дипломат и миротворец, Евфросинья умела быть не только милосердной к страждущим, но также прекращать междоусобные княжеские войны.

005 (700x525, 510Kb)

Нельзя не сказать еще об одной стороне культурной жизни Полоцка во времена правления княжны-настоятельницы Евфросинии. Н. Серегина в 1988 году отыскала в древних списках неизвестный ранее музыкальный текст - певческий цикл о Евфросинии Полоцкой. Серегиной удалось доказать, что он относится к последней трети ХII столетия и, наверное, был создан в последние годы правления или сразу после кончины преподобной княжны Евфросинии.
Евфросиния Полоцкая прожила долгий по тем временам век. В конце своей жизни она решила отправиться в дальнее путешествие, чтобы увидеть своими глазами святые места Византии и Палестины. Быть может, ее не покидало предчувствие, что именно там ей суждено окончить свою жизнь. Когда родственники и окружающие узнали о намерении своей Евфросинии, они со слезами на глазах стали умолять ее не оставлять их и отечества своего. Евфросиния утешала всех, говоря, что хочет помолиться о родной земле и о своих соотечественниках в тех святых местах. Оставив подробный устав и управление двумя монастырями своей родной сестре Гордиславе-Евдокии, Евфросиния в сопровождении своего двоюродного брата Давида и другой сестры Звениславы-Евпраксии направилась сначала в Константинополь, где была с великими почестями принята византийским императором и патриархом. Из Константинополя Евфросиния проследовала в Палестину. В Иерусалиме Евфросиния Полоцкая вознесла молитвы у Гроба Господня и обошла все святые места в окрестностях Иерусалима.
Во время паломничества в Иерусалим Евфросиния тяжело заболела. Она не смогла последовать на Иордан, не смогла вернуться и в родной Полоцк. 23 мая 1173 года Евфросиния Полоцкая скончалась и была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого неподалеку от Иерусалима.
Родственники Евфросинии, Давид и Евпраксия, возвратившись в родную страну, поведали горожанам Полоцка о кончине и месте погребения княжны-настоятельницы. Тогда же было решено ежегодно праздновать в Полоцке память преподобной Евфросинии, игумении полоцкой, в 23-й день месяца мая.
В 1187 году Иерусалим был захвачен султаном Салах-ад-дином, который за выкуп отпустил православных русских монахов Феодосийского монастыря вместе с мощами преподобной Евфросинии, княжны полоцкой. В том же году они были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Правивший в то время в Полоцке племянник Евфросинии добился провозглашения своей покойной тетки святой и установления повсеместного празднования дня преподобной Евфросинии Полоцкой...
В 1910 году по просьбе жителей Полоцка останки княжны Евфросинии, причисленной к лику святых, были перенесены в Спасский собор, где находятся и поныне.

007 (435x700, 483Kb)

Она стала символом морального обновления восточнославянского средневековья.

006 (525x700, 450Kb)

А здесь несколько фотографий из нашего спектакля
"КРЫЖ ВЕРЫ, альбо КОЛА ВЕЧНАСЦІ"

000Р° (466x700, 178Kb)
Предслава...

008 (700x466, 206Kb)
Моление о Беларуси...

009 (700x525, 244Kb)
Поклон...
***
Подготовил Славка_Ядин
(продолжение следует)
Люба-Любушка


Понравилось: 1 пользователю

Без заголовка

Понедельник, 04 Июня 2018 г. 21:07 + в цитатник
Это цитата сообщения [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Учебник по русской истории для взрослых...

После окончания школы человек сильно взрослеет, а историческое сознание его остается сказочно-детским. Уж таковы до сих пор методики школьного преподавания истории. Это - не правильно... Конечно, грамотный и интересующийся историей человек может накупить себе учебников для ВУЗов и... попытаться в них самостоятельно разобраться. Но это сомнительный успех единиц. Да и написаны они не для вечернего чтения. А кругом агрессивно-популярная среда, гораздая на продажу соблазнов исторического тела...

Ниже ПРОБНАЯ глава (№2) из задуманного учебника. Для обсуждения. Всё в процессе доработки, после которого пробный вариант отправится в корзину.

 

 

9 век.

Начало русского государства

 

Основные деятели:

Рюрик,

Аскольд и Дир,

Олег

 

Хронология:

8 - 9 вв –  основание первых центров русской цивилизации. Города: Ладога (городище ок. Любша 750 г), Изборск, Сарское городище (предшественник Ростова). Чуть позже  (9 -10 вв) возникли Полоцк,  Белоозеро, Киев, Чернигов, Смоленск-Гнездово .

Середина 9 в– приглашение легендарного князя Рюрика и возникновения русского государства (по летописи – 862 г) .

882 г – поход Олега с малолетним Игорем (сыном Рюрика?) на Киев. Провозглашение Киева столицей Руси восточнославянской.

911 г – поход Олега на Константинополь и договор Руси с греками.

912 г – легендарная смерть Олега.

 

Ход событий

На просторах Восточно-Европейской равнины Русское государство  возникло в середине 9 в. Название свое оно получило от некой «руси», происхождение которой до сих пор не разгадано. От Балтики до Черного моря  «русь» возглавила разнородное население. Это были не только племена славян, но также угро-финнов, балтов и др. Причем, все эти племена задолго до прихода "руси" уже объединялись в племенные или даже ранне-государственные  союзы. Cреди разных народов славянам выпала удача оказаться определяющей культурно-исторической силой/основой.

Летописная легенда увязывает название «русь» с приглашением «варяжского» князя Рюрика и относит его к 862 г. Дата, конечно же, условна. Например, византийские и западноевропейские источники говорят о первом нападении народа рус (рос) на Константинополь еще в 860 г.

Постоянное русское летописание укоренилось только в 11 веке. То есть через 200 лет после событий, положивших начало русскому государству. Разумеется, сами летописцы уже не застали в живых очевидцев тех давних времен. О деяниях предков-основателей они могли записать только смутные предания или легенды. Эта сказочная легендарность начальной истории Руси теперь не позволяет нам точно установить время или достоверно определить участников и причины событий. Но, поскольку всякая легенда основана на реальных основаниях, то мы можем понять хотя бы основное направление развития нашей ранней истории или угадать ее как бы сверхзадачу.

 

Наши летописи приписывают этот военный поход киевским правителям Аскольду и Диру. Им же ок. 866 г. приписывают такой важный государственный шаг, как первое принятие христианства на Руси. По летописям эти предводители числятся подручниками Рюрика. Но тогда получается, что либо Рюрик пришел ранее 860 г, либо русь Аскольда-Дира существовала независимо от Рюрика. Как самостоятельное русское княжество. Вот вам и загадка! А вот и другая: одни летописи говорят об основании Рюриком города Ладоги, другие – о приглашении его в Новгород. Но археологические раскопки уже довольно точно определили, что Ладога появилась за 100 лет до летописного Рюрика, а Новгород только через 100 лет после. Так куда же приглашали легендарного основателя Руси?

А в западноевропейских «Бертинских анналах» под 839 г. есть очень четкое упоминание о послах народа «рус» и их правителе «кагане». В те времена этот тюркский по происхождению титул использовали правители аварского государства на Среднем Дунае и хазары на Нижней Волге. И опять выходит загадка: так норманны или тюрки стоят во главе и начале Руси? Имеются так же и другие упоминания о народе рос-рус, но все они так же неопределённы и сомнительны.

Историки пока не могут дать точного ответа на вопрос, когда и где началась Русь. Они ищут эту Русь на берегах Балтики, Черного моря, в скандинавских фьордах или в южно-русских степях, на острове Рюген или на Дунае, в Крыму или в Пруссии, среди финских озер или в протоках Фрисландии. Пока поиски не увенчались безоговорочным успехом. Но следует четко уяснить две стороны этой загадки:

1. Какой бы ни была «изначальная Русь» - славянской или не славянской, родо-племенным или уже государственным объединением, - но эта «русь» явно существовала до указанного в летописи 862 г. и , по-видимому, вне пределов расселения восточных славян.

2. Пришедшая на Восточно-Европейскую равнину «изначальная Русь» встретила здесь уже объединенные в ранне-государственные союзы славян, угро-финнов, балтов и других племен.

В предшествующей главе мы говорили о различии понятий государство и государственность. Это различие надо постоянно учитывать, читая что-либо  из ранней истории. И когда вам встречаются разнообразные научные теории или околонаучные сказки о возникновении или основателях Русского государства, то очень кстати припомнить, что государственностьу восточных славян появилась задолго до 9 в. и пришедшей к ним «руси». Ведь еще в 4–8 вв. различные славянские племена входили в состав готской, гуннской, булгарской, аварской и хазарской держав. А также взаимодействовали с государственными наследниками Рима: на юге – с Византией, на западе – с империей Карла Великого. Включаясь в чужие государственные образования, как добровольные или вынужденные союзники, наши предки неизбежно вырабатывали и свои идеалы и понятия о государственной власти. Не удивительно, что к 8 - 9 вв. у славян повсеместно складывается собственная цивилизация – то есть начальная городская культура. А над обычным родо-племенным обществом начинает возвышаться боярская и княжеская власть, выборная или наследственная. А ведь это и есть первые и основные признаки государства.

Совершенно очевидно, что основой Древней Руси в 9 веке стали государственные устремления восточных славян и их союзников. Не надо забывать, что легендарный князь Рюрик был приглашён уладить противоречия в уже существующем государственном союзе разнородных племен, состоявшем как из славян – ильменских и кривичей, так и из угро-финнов – чуди, веси и мери. Здесь, надо уточнить, что угро-финских племен было больше, чем упоминается в летописи, а кривичи сами представляли собой племенной союз славян, балтов и угро-финнов. В таких обстоятельствах «изначальная русь», пришедшая с Рюриком, явилась лишь объединяющим династическим стягом, боевым знаменем или политическим девизом. Такие разноплеменные объединения происходили в древности сплошь и рядом. Иные вскоре распадались, другие продолжали свое развитие в веках. Можно найти множество примеров, когда какое-нибудь главенствующее племя (или даже только династия – род) давало название будущей нации.  Подобным образом появились англичане, французы, болгары, венгры… и многие другие народы.

О происхождении Руси, Рюрика и первых русских князей существует множество версий или гипотез – как научных, так и совершенно фантастических. Но с какой бы теорией не пришлось столкнуться, всегда надо помнить, что даже среди научных теорий – ни одна до сих пор не преодолела порога гипотезы (предположения), а поэтому не может считаться доказательнее других.

Тем не менее, во множестве теорий можно разобраться.

Все теории делятся на два лагеря: норманистов и антинорманистов. Разделение не самое умное, но за два столетия споров весьма укоренившееся.

Камень преткновения тут довольно прост. Первое научное объяснение происхождения русского государства дали в 18 веке приглашенные в Россию немецкие ученые Шлёцер, Миллер и Байер. Не станем принижать их труды и заслуги, но все же необходимо сделать поправку на не слишком высокий уровень исторической науки того времени. Утверждая происхождение Руси от скандинавов норманнов, немецкие исследователи попросту подгоняли русскую историю под знакомую им западноевропейскую схему. Ведь там норманны оставили более заметный след и были как раз в почете. Найдя в русских летописях упоминания о заморских варягах, европейские специалисты нимало не усомнившись, решили, что и здесь, на просторах будущей России действовала та же знакомая им «научная» сила. Так возникла «норманнская теория». Ну, чего вы хотите от науки эпохи "теплорода"? А ведь история в те времена и вовсе была на уровне литературных упражнений. У норманизма нет ни малейших преимуществ перед другими научными гипотезами. Но он появился первым и за два столетия успел настолько распространиться по многочисленным трудам и учебным пособиям, что стал играть роль психологической установки, или дурного предубеждения, заставляющего повсюду и во всем видеть и искать только «норманнские» истоки.

Все остальные теории происхождения Руси можно смело считать анти-норманнскими. Но их тоже следует подразделить:

1. Южно-балтийская теория – происхождение Руси от западно-славянских племен на южно-балтийском побережье (Герберштейн, Гедеонов, Кузьмин);

2. Средне-дунайская – от западно-славянских племен на среднем Дунае (Кузьмин, Андреев);

3. Индо-иранская – от потомков скифо-сарматских племен, населявших южно-русские степи и Северное Причерноморье.

Кроме того, имеются достаточно обоснованные для уровня научной гипотезы прусско-балтская, угро-финская, кельтская и даже хазаро-иудейская (Вернадский, Прицак) теории.

К сожалению, в историческую науку часто вмешиваются политические пристрастия и спекуляции. Конечно же, не избежал этого и давний спор норманистов и их противников. Чтобы выбраться из застарелого и бесплодного политического спора, надо просто понять, что привычные для нашего современника представления редко подходят для оценки давнего прошлого. Посудите сами. Ведь во времена Рюрика не было еще никаких современных наций. Французы, итальянцы, испанцы, англичане, поляки и тд. и тп. появятся лишь 500 лет спустя. Не было так же по-современному четких государственных объединений, границ, учреждений или законов. Всё это возникнет лишь 1000 лет спустя. Поэтому в 9 веке восточные славяне, приглашая к себе "заморского князя", нимало не заботились о пресловутой "национальной гордости". Ведь они сами были, так сказать, основателями будущей нации, стояли в ее начале и… могли позволить себе действовать по своему произволу и соответственно своим, а не нашим, современным понятиям о свободе, господстве, подчинении и законности. В этом-то всё и дело! Наши предки не страдали комплексом национальной неполноценности, поэтому не смущались пригласить к себе даже  правителя со стороны. Условия княжеской власти детально оговаривались, поэтому для последующих доверительных отношений важнее были благородство его происхождения и доброе имя, а вовсе не «паспортная национальность».

 

Широко распространено заблуждение, будто норманнская теория принижает самостоятельность восточнославянских племен, тогда как антинорманисты якобы защищают и выступают под патриотическим знаменем. Но для настоящего научного спора историков это явное недоразумение! Враждебное противопоставление норманистов и их противников ломится в науку из политизированной публицистики и популярной литературы. Поэтому следует подчеркнуть: во всех противоборствующих научных гипотезах о происхождении Руси речь всегда идет о каком-либо слиянии или плодотворном сотрудничестве славянства с инородными племенами.

 

Норманнская теория утверждает союз славян с так называемыми «норманнами». То есть с германцами Скандинавии 8 - 10 веков. В те времена это были: норвежцы, свеи или даны. Вообще, эту гипотезу лучше бы назвать сейчас балтийско-североморской, поскольку ее сторонники предлагают искать истоки «руси» на северо-западных скандинавских берегах Балтийского моря.

Но разве антинорманская южно-балтийская теория отрицает союз славян с германцами? Кто сказал? Она говорит лишь о взаимодействии наших предков с ними на более раннем этапе, в эпоху Великого переселения народов 4 - 7 вв. Тогда славяне, осваивавшие просторы восточной и центральной Европы, особенно, южные берега Балтики неизбежно должны были встретить там германцев: готов, ругов, вандалов, гепидов и др. или остатки этих племен. А вполне вероятно, что там были еще и остатки кельтов, влияние которых прослеживается и в германских, и в славянских культурах.

В средне-дунайской гипотезе так же предлагается не менее сложное славяно-кельто-германское слияние 5 - 7 вв. да еще и при влиянии тюркоязычного Аварского каганата (еще раз вспомните 839 г. «Бертинских анналов»!).

Гипотеза индо-иранского происхождения Руси обращает внимание на то, что в лесо-степном пограничье Восточно-Европейской равнины славяне объединялись со скифскими, а вероятнее, с сарматскими ираноязычными племенами еще в 4 в. (анты). Как пример часто приводят восточнославянское племя северян или северов, которое в 8 - 9 в. расселялось близ Чернигова, явно южнее других, и, возможно, получило свое название не от северной стороны света, а от иранского слова syava - «чёрный». А ведь скифские государства существовали еще во времена Геродота, то есть без малого за 1500 лет до Рюрика.

Научность истории заключается не в точности линейных измерений, а в точности определений. До сих пор бедой исторической науки является размытость ее научных терминов, пришедших невесть откуда.

Поэтому хотелось бы немного остановиться на еще одной широко распространенной ошибке. Слова норманны, викинги и варяги – вовсе не являются синонимами и не могут друг друга произвольно заменять. К сожалению, этим грешат даже профессиональные историки. А что уж говорить о популярных авторах и прочих фантазёрах.

Запомните: варяги не всегда норманны, а норманны не всегда викинги.

Разумеется, любой исторический термин условен. Важно четко осознавать условия его применения. Именно в этом состоит строгость гуманитарных наук. Разберем указанные выше слова.

Норманны – буквально «северные люди». Такое название франкские (французские) летописцы дали германским племенам, населявшим Скандинавию и совершавшим в 8 - 10 веках набеги на более южные области Европы. Термин вполне можно признать историческим и научным. Но ошибочно представлять норманнов как некий единый народ. Читая исторические труды, полезно всегда задавать вопрос: о каких именно норманнах идет речь? Ведь в каждом случае на протяжении 300 лет это будут либо разные племена, либо участники совершенно разных по своим причинам исторических событий. Ватага скандинавских разбойников, впервые в 793 г. напавших на британский монастырь на острове Линдисфарн, это вовсе не те же норманны, которые почти через столетие в 885 г. под предводительством конунга Зигфрида осаждали Париж. Следует также различать, по крайней мере, три культурно-исторических ветви норманнов: норвежцев, данов, свеев. Схожие по языку и обычаям, они все-таки действовали по разным историческим причинам и направлениям, враждовали между собой и создали разные государства.

Викинги – это вопиющий пример одного из самых неудачных терминов в исторической науке. Скорее всего, он возник по недоразумению литературных историков 17 -18 вв. Поэтому это термин литературный, художественно-романтический, киношный, попсовый… какой угодно, но никак не исторический. Сами норманны так называли только морских разбойников (пиратов). Причем, не только норманнского происхождения и чаще с оттенком осуждения, а вовсе не героики. Современная попкультура превратила термин «викинг» в пустой эвфемизм, заменяющий слова «воин» или «норманнский воин». Зачем эта подмена? Разве только ради банальной поэтической экзотики. 

К сожалению, термин весьма укоренился не только в популярной, но даже в научной литературе. И ученые мужи позволяют себе рассуждения о культуре викингов. А разве было такое племя? Конечно, нет! В определенном смысле по частоте употребления термина  «викинг» можно определять профессиональный уровень историка.

Любое подробное рассмотрение норманских походов показывает, что это были вовсе не случайные набеги разбойного сброда, а хорошо организованные предприятия норвежких, датских или иных конунгов. То есть деяния вполне государственные. Разумеется, какие-то ватаги морских разбойников существовали в морях Северной Европы, действовали самостоятельно или могли принимать участие в общих походах норманнов или под их прикрытием. Но вовсе не разбойники определяли исторический путь развития Северной Европы и Скандинавии в 8–10 вв. И потому совершенно не понятно, почему государственных деятелей, претендующих на королевские короны надо уравнивать со случайными грабителями на морской дороге.

Иными словами: хотите разобраться в истории – раз и навсегда выкиньте  викингов из головы! Это кажется трудным, но иначе, ничего, кроме расхожих заблуждений, с этим лживым словечком вы не посеете и не пожнете.

Варяги – этот термин распространен в русской историографии. Происхождение его загадочно. Его используют русские летописи, известные только с 11 века. И в  то же самое время похожее слово «варанги» (Βάραγγοι - баранги) появляется в греко-византийских источниках. Но не понятно русские «варяги» происходят от византийских «барангов» или наоборот. У византийцев «варанги» – это всего лишь наемные воины из Северной Европы. Причем, не только норманны. Что касается русских летописцев, то они называют варягами различные народы, проживавшие в те времена по берегам Балтийского и Северного морей. Давайте вспомним: «Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе…» Учитывая, что по берегам указанных северных морей проживали и германцы, и славяне, и балты, и финнно-угры, и даже кельтоязычные народы,  наши варяги получаются понятием более широким, чем скандинавские норманны.  Существование слова «варяг» до 11 века не известно. И, вполне вероятно, что во времена Рюрика такого понятия ни у славян, ни у «руси» не было. А попросту наш летописец через 200 лет решил, что это знакомое ему словечко наиболее подходит для определения Рюрика и «Руси». Ему так казалось, а нам теперь разбираться. Есть вообще давнее предположение (идущее еще от австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, 16 в), что наш летописец мог попросту спутать неизвестное для него название западно-славянского племени вагров с более поздним, но знакомым ему понятием варягов-варангов. И в самом деле – «послали к варягам к руси» и «послали к ваграм, к руси» – звучит очень похоже… И теория заманчива, и имеет свои обоснования. Но неопровержимых доказательств пока нет.

 

И еще одну условность научной терминологии надобно обсудить. Что такое Скандинавия, которую определяют родиной норманнов? Из курса школьной географиии, все сразу представляют себе большой полуостров на севере Европы похожий на собаку. Однако, хвост (Кольский п-ов) и значительная восточная (русская) часть задней лапы этому географическому «зверьку» не принадлежат. Что же касается исторической скандинавии, то тут у «собачки» и вовсе отрезают всю заднюю финнскую «ногу», но взамен бросают перед ее носом изрядную кость в виде Ютландского полуострова (Дания). Получается, что географическая и историческая Скандинавия – вещи различные. И вот, что интересно. Первыми знаменитыми выходцами из «географической» Скандинавии из легендарной Скандзы (с территории современной Швеции) следует признать племя готов, перевернувших в 4 - 5 веке всю Римскую империю. За ними бодро поспешают переселенцы из «исторической» Скандинавии (с полуострова Ютландия) инглы (англы), саксы и юты, завоевавшие в 5 веке Британские острова. Однако, ни готов, ни англо-саксов историки обычно скандинавами не называют. Тем более не называют их норманнами или викингами. А разве походы готов и англосаксов чем-то отличались от «норманнских»? И разве не логично предположить, что мы имеем дело лишь с разными волнами переселения германских племен в ходе Великого переселения народов. И здесь примечательно, что память о готах и о готских королях 4 - 5 вв. (Германарихе, Теодорихе) столетиями сохранялась в устных преданиях у более поздних «скандинавов-норманнов» и были записаны лишь в 12-13 вв.

Какой же вывод нам необходимо сделать из всего выше изложенного? – Имея дело с историей ранней Руси нужно осторожно и внимательно относится к историческим терминам.  Не разбрасыватся ими, а всегда учитывать их условность. Иначе ничего доброго из вашей истории не получится.

Для наглядности приведу простой логический пример. Всем известен такой металл, как латунь, который люди с успехом используют в различных областях своей жизни. Но в таблице Менделеева такого металла нет. Ведь латунь – это не химический элемент, а их сплав – меди и цинка. Примерно так и с пресловутыми «викингами». Художественные фантазии с подобным термином вполне допустимы. Читайте на здоровье приключенческие романы… Но, если с вами говорят о «викингах», это не об истории. Строить строгую научную историческую теорию необходимо на четко определенных научных понятиях.

В завершение разбора теорий и терминов хочется сказать. Увлекаясь поисками мельчайшего германо-скандинавского влияния на восточное славянство, не следует забывать, что отнюдь не меньшее, а то и большее влияние на формирование русского государства и народа было оказано со стороны угро-финской, тюркской и греко-византийской культур. Поэтому не стоит сводить проблему происхождения Руси к вопросу о случайном названии. Ведь важнее вопрос о сущности…

 

***

Власть первого летописного русского князя Рюрика поначалу распространялась лишь на северные области Восточно-Европейской равнины. Летописи отдают ему во владение Новгород, Изборск, Белоозеро и Ростов. И пусть никого не смущает, что кроме Изборска (основан в 8 в.), все остальные города в этом списке появились уже в 10 в., то есть на целое столетие позже Рюрика. Просто летописец использовал современные ему названия городов как центров областей, некогда подвластных первому русскому князю.

За время своего княжения Рюрик вполне мог подчинить себе соседние Полоцк и Смоленск (в то время на месте Гнёздово) и даже далекий южный Киев, подчинявшийся тогда хазарам. Тут надо учитывать, что в ранних государствах господство часто лишь провозглашалось, а не существовало реально. Поэтому киевские «князья» Аскольд и Дир вполне могли признавать главенство или старшинство Рюрика, оставаясь при этом правителями относительно самостоятельными в своих действиях.

После смерти Рюрика (879) ему наследовал Игорь, который по малолетству оказался под опекой родственника Олега. В 882 г.Олег предпринял поход на юг, убил Аскольда и Дира и, захватив Киев, провозгласил этот город новой столицей Руси.

Таким образом, откуда бы ни выводилось происхождение Руси, но к концу 9 века основная часть восточных славян (кроме волынян и радимичей), а также угро-финские племена (чудь, весь, меря и др.) и какие-то балтские племена были вовлечены в относительно единое русское государство под управлением одной княжеской династии. Позднее она получила условное название «Рюриковичей». Господствующей, основополагающей культурой (язык, верования, обычаи, образ жизни) определившей дальнейший ход истории нового государства стала культура восточнославянских племен. В центре возникшей державы находились истоки и водоразделы основных рек Восточно-Европейской равнины, и ключи от этих речных торговых путей, соединяющих Балтийское, Черное и Каспийское моря оказались в руках у русских киевских князей. В 911 г., заключив письменный договор с Византией, Русь утвердила себя в качестве новой, постоянной и весьма мощной политической силы в Восточной Европе.

 

Рюрик  (продолжение следует, а равно и подбор картинок ;-)

 


Без заголовка

Понедельник, 04 Июня 2018 г. 21:01 + в цитатник
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шансон-Портал представляет «ВЕРА ИНБЕР - ДЕВУШКА ИЗ НАГАСАКИ»

Вера Инбер | фото Михаила Озерского, РИА новости
    
     Таки Да! Эта Песня была Создана в Одессе!
     Автор Песни: Вера Инбер.
     Да, да, та самая Вера Инбер, известная советская поэтесса.

     Вера Инбер родилась в Одессе в 1890 году. Ее отец, Моисей Шпенцер, владел солидным и известным научным издательством «Матезис». Мама, Ирма Бронштейн, преподавала русский язык и заведовала еврейским училищем для девочек. В доме этой образованной буржуазной семьи в Стурдзиловском переулке одно время жил и двоюродный брат матери Лёвочка. В жизни Веры Инбер дяде Льву предстояло сыграть роковую роль.
  

Вера Инбер
  
     Верочка закончила гимназию, начала писать стихи и поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов. Из-за слабого здоровья учёбу она не закончила и уехала лечиться в Швейцарию, а оттуда попала в Париж — мировую столицу нового искусства. Вера очутилась в самой гуще богемной жизни, познакомилась с художниками, поэтами и писателями, эмигрировавшими во Францию из России. Один из них, журналист Натан Инбер (он сократил свое имя до модного Нат) стал её мужем. В Париже Вера и сама выпустила несколько книг стихов. Увы, критики её не очень приветствовали, а стихи называли жеманными. Это странное слово означает «слишком манерными, кокетливыми».


Поиск сообщений в Владимир_Образцов
Страницы: [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь