Цитата сообщения Алллок
Арапетская, или Аравийская, икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени её явления никаких не сохранилось. Одни относят её явление и прославление к началу IV века, называя конкретный год – 301. По другим же сведениям, явление Арапетской иконы относится к более раннему времени — I веку, и связано со святым апостолом Фомой во время его пребывания в Индии.
Другое название иконы – «О Всепетая Мати» – следует из церковно-славянской надписи на кайме мафория Божией Матери строфы 13-го кондака Великого Акафиста Пресвятой Богородицы: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». Слово Всепетая» означает «всеми прославляемая». Всепетой Божия Матерь называется также в Каноне молебном к Богородице (песнь 3, песнь 4).
На некоторых иконах Богородица увенчана широким царским венцом. Её облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишнёвого «облачного» мафория. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звёзд часто изображаются три оглавных ангела, которые иногда истолковываются как древний символический образ Троицы.
«О Всепетая Мати»
Такое именование иконы связано с тем, что на кайме мафория Богоматери написана по церковно-славянски строфа 13-го кондака Великого Акафиста: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Ее появление не было связано с прославлением какой-либо конкретной святыни. Образ в характерной для XVII в. усложненной иконографической интерпретации должен был явить символическое прочтение гимнографической темы.
Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трехчетвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Христа, одна из которых обозначена только кистью на уровне лика, подняты и лежат на груди Богоматери. Часто Мария увенчана широким царским венцом. Ее облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звезд изображены три оглавных ангела, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». Известно, что в XIX в. празднование иконы совершалось 6 октября.
Отличительными особенностями иконы из собрания Третьяковской галереи являются изображение Марии без венца и очень редко встречающееся левостороннее положение Младенца. Одеяние Христа подчеркивает «страстное» восприятие образа: Он облачен только в набедренный плат и гиматий, который на данной иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. Обращает на себя внимание и то, что помимо 13-го кондака на кайме мафория Богоматери помещены слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной воеводе победительная, яко избавляшеся от злых, благодарст...»