-Метки

акварель акупрессура аудиокнига баклажаны бисквит бохо стиль брюки валяние выращиваем огурцы вышивка крестом вышивка по трикотажу дуплет жакет крючком жакет спицами жаккард журнал мод журналы по вязанию закуски из квадратов из мотивов ирландское кружево кайма крючком кайма спицами канапе кетчуп комбинирование с тканью кошки куркума лимфатическая система лоскутное шитье малина маска для волос маска для лица маски для волос маски для лица мастика для торта молния на кокетке немецкий язык нут обвязка края оверлок огород ожирение осознанность палантин спицами переделка одежды платье крючком платье спицами подкормка растений пуловер спицами пэчворк реглан сверху рукав русский язык салфетки спицами сетка в ирландском кружеве сидераты стёжка сумка мк топ крючком топ спицами туника крючком туника спицами тунисское вязание узор спицами узоры крючком узоры спицами укороченные ряды филейное вязание филейное кружево фильм цигун шаль крючком шаль спицами шнурковое кружево элементы ирландского кружева элементы ирланского кружева юбка яблочный пирог

 -Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мудрава

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 23320


Моделирование рукавчика

Понедельник, 03 Марта 2014 г. 00:18 + в цитатник
Это цитата сообщения Lehjjla [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Моделирование рукавчика)

Рукавчик)

4751030_2308147500_2_2_3 (360x462, 22Kb)

ДАЛЕЕ
Рубрики:  шитьё/моделируем,конструируем,шьём

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Творожно-картофельные галушки

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 22:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Imra [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Творожно-картофельные галушки

Картофель вареный – 300г

Творог – 300г

Яйца – 1 шт.

Соль

Мука – 250-300г

Масло сливочное – 3 ст. ложки

Читать далее...
Рубрики:  кулинария/вегетарианские рецепты

Метки:  

Лечим печень

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 22:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Konstancia [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лечим печень


Последнее время муж начал постоянно жаловаться на то, что у него болит печень.
Я перерыла интернет и нашла замечательный рецепт, которым мы его и вылечили.

Нам нужно размочить в 100 гр. воды четыре грамма сухой полыни, затем проварить ее в течении нескольких минут, воду слить и смешать полынь с 300 грамм меда. Подержать некоторое время (но не кипятить) эту смесь на огне до загустения. Вот и все, принимать средство по чайной ложке два раза в день на голодный желудок.
Облегчение наступает очень быстро, буквально через два-три дня, но принимать лекарство нужно не менее недели, чтобы получить стойкий результат.

Есть еще один хороший рецепт на основе меда. Только в этот раз мед нужно смешать с протертыми ягодами калины в равных пропорциях. Это лекарство нужно принимать не до, а после еды.
Как видите и то, и другое лекарство приготовлено на основе меда. Мед с калиной - не менее эффективный, но мы все же остановились на меде с полынью.

 

Рубрики:  Медицина/медицинский справочник

Метки:  

Три способа выполнения реглана

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyudmila2807 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Три способа выполнения реглана

4445_15 (150x188, 10Kb)4446_16 (150x164, 6Kb)4447_17 (150x123, 7Kb)
Реглан - это скошенная линия плеча. Реглан может выполняться разными способами:
1 вариант: От горловины: когда изделие начинают вязать одной деталью от горловины и прибавляют для регланных скосов петли, потом изделие разделяют на спинку, перед и рукава.
2 вариант: Реглан в круговом вязании: когда детали, связанные до проймы (рукава, перед и спинку) соединяют в одну деталь, вяжут ее по кругу и выполняют регланные убавки.
3 вариант: Обычный реглан: когда детали выполняются отдельно, на каждой детали выполняются регланные убавки и затем детали сшиваются в изделие.

Расчет реглана для изделия, которое вяжется от горловины

Сделать расчёт петель для начала работы.
Свяжите контрольный образец и рассчитайте по нему плотность вязания (2,5 петли в 1 см, спицы 2). Измерьте окружность шеи, например 36 см (имеется в виду женская модель 48-го размера).
Умножив плотность вязания на 36, получите число 2,5 п.х36 см = 90 п. Из полученного числа вычтите петли линий реглана (4 линии). Если предположим, что каждая состоит из одной петли, то нужно вычесть 4 п: 90п-4п=86п. Оставшееся число (86) разделите на 3 равные части: 86п:3=28п и 2п в остатке.
1-я часть (28п) – для спинки.
2-я часть (28п) – для двух рукавов, по 14п каждый.
3-я часть (28п) – для переда.

Если есть остаток, то присоедините его к петлям переда: 28п+2п. остатка = 30п. Кроме этого к переду следует прибавить еще несколько петель, вычтя их из рукавов. Каждый рукав нужно сузить на 1,5 см. При данной плотности вязания 4 п. Следовательно, из каждого рукава нужно вычесть по 4п:14п-4=10п. Прибавьте к переду петли, взятые из рукавов: 30п+8п=38п.

Если спереди модель на застежке, то число петель ширины планки нужно приплюсовать к первоначальной цифре расчета, т.е. к цифре 90. Например: ширина планки 10п, тогда 90п+10п=100п. 100п – это число, необходимое для начала работы.

Описание работы

Наберите на спицы 100п из вспомогательной нити и провяжите 2 подготовительных ряда лиц. петлями (кромка). Затем разделите вязание на части, приведенному ранее расчету, начиная от краев полотна к средине.
Отметьте цветной нитью петли планки и линий реглана. После этого провяжите шерстяной нитью один ряд изн.петлями и со следующего ряда начинайте основной узор, используя частичное вязание. Это нужно для того, чтобы горловина спинки была выше горловины переда на 4-5см.
Для частичного вязания петли рукавов разделите на 4 части, а горловину переда – на 6-8 частей, не включая планку.
Дальше



Серия сообщений "Техники спицами":

Часть 1 - Бейки, зубчатый край спицами
Часть 2 - Планки поперечные, цельновязаные, пришивные
...
Часть 20 - Обработка планок. МК от Любови Галдиной
Часть 21 - Закрученная кайма спицами
Часть 22 - Три способа выполнения реглана
Часть 23 - Обработка горловины при вязании платочной вязкой
Часть 24 - Реглан сверху (частичное вязание). Теория
...
Часть 28 - Вязание реглана сверху. Подборка статей
Часть 29 - Технология вязания воротника с двойной планкой
Часть 30 - Вязание от горловины в картинках


Рубрики:  Вязание /видео и уроки

Метки:  

Вязание реглана сверху. Подборка статей

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:46 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyudmila2807 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Вязание реглана сверху. Подборка статей

1. Вязание ирландского пуловера сверху вниз
2. Вязание реглана сверху
3. Расчёты при вязании свитера регланом сверху
4. Секреты идеальной посадки по фигуре при вязании реглана сверху
5. Воротничковые тонкости при вязании реглана сверху

Вязание ирландского пуловера сверху вниз

Славы ирландскому пуловеру досталось пока меньше, чем более знаменитым ажурным кружевам с зеленого острова. Узнают о нем обычно вязальщицы только после более внимательного изучения узоров спицами, именуемых "аранами", которые "не любят" уродующих их сложных выкроек. Большинство журналов по ручному вязанию выходят из этой ситуации просто - предлагают к работе модель для свободного или очень свободного облегания, которые идут далеко не всем и уместны скорее как одежда для прогулки по свежему воздуху и не более.
Ирландский пуловер по классическим правилам всегда вяжется от горловины вниз и это дает возможность примеривать работу по мере вязания и вносить нужные поправки, распуская по необходимости всего лишь несколько рядов, а не целые детали. По мнению многих профессионалов ручного вязания именно такой способ вязания изделий из "аранов" позволяет создать красивую вещь, которая будет прекрасно смотреться как на широких мужских плечах, так и на узких женских.

irlandskiy-pulover-1 (412x478, 62Kb)Ирландский пуловер отличает обязательное наличие широких полосок с узорами на плечах (в народе их именуют "погонами"), которые позволяют избежать уродующих узор плечевых швов. Ширина его определяется в первую очередь желанием рукодельницы и колеблется от 5 до 15 см для женщин и от 7 до 25 у мужчин. Нужно только помнить правило: чем шире "погон", чем свободнее должна быть модель.
Начинают работу с вязания воротника на коротких круговых или чулочных спицах. Классический воротник ирландского пуловера - труба длиной от 15 до 30 см без шва, выполненная резинкой 1х1 или 2х2. Только очень широкие "погоны" вяжут на всех петлях воротника, обычно достаточно примерно половины от всего количества. Оставшиеся петли оставляют открытыми и переносят на вязальные булавки. На спинку и перед приходится по половине оставшихся петель, но это не обязательное правило. Допускается изменять их количество в сторону переда или спинки, учитывая особенности фигуры (сутулость, большая грудь или живот).

irlandskiy-pulover (410x373, 73Kb)"Погоны" выполняются узором из кос, который обычно делает незаметным отсутствие плечевых скосов. Необходимость в небольших поправках может возникнуть у обладателей роскошной фигуры или покатых плеч. В этих случаях петли для спинки и переда набирают не сразу все по краям "погонов", не забывая и о тех, что были отложены на вязальных булавках, а постепенно, по мере выполнения нужного для плечевого скоса угла вязания. Петли самих "погонов" в вязании спинки и переда не участвуют, их переводят на вязальные булавки и оставляют для рукавов. Работой высшего качества считается ирландский пуловер, выполненный без боковых швов, поэтому мастера вязания вяжут спинку и перед отдельно друг от друга по ширине будущих рукавов, затем переводят работу на длинные круговые спицы и ведут вязание по кругу до завершения.
Дальше



Серия сообщений "Техники спицами":

Часть 1 - Бейки, зубчатый край спицами
Часть 2 - Планки поперечные, цельновязаные, пришивные
...
Часть 26 - Простые шаги к аккуратной интарсии
Часть 27 - Как пришить воротник к свитеру (МК от китайских мастериц)
Часть 28 - Вязание реглана сверху. Подборка статей
Часть 29 - Технология вязания воротника с двойной планкой
Часть 30 - Вязание от горловины в картинках


Рубрики:  Вязание /видео и уроки

Метки:  

Обработка планок. МК от Любови Галдиной

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Lyudmila2807 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

об. МК от Любови Галдиной

getImage (42) (640x467, 275Kb)
1. С изнаночной стороны изделия набираем из кромочных лицевые петли.
2. Вяжем планку: 1, 3, 7 и 9 ряды - изн. петли; 2, 4, 5, 6, 8 и 10 ряды - лицевые петли.
getImage (15) (640x480, 303Kb)getImage (16) (640x480, 233Kb)
3. Подгибаем планку и с лицевой стороны пришиваем кеттельным швом (последнее фото).
4. Двойная планка готова. Если она немного стягивает край изделия, можно аккуратно её растянуть и отпарить с изнанки утюгом.
getImage (17) (640x480, 223Kb)getImage (18) (640x480, 218Kb)
Дальше



Серия сообщений "Техники спицами":

Часть 1 - Бейки, зубчатый край спицами
Часть 2 - Планки поперечные, цельновязаные, пришивные
...
Часть 18 - Вязание с эффектом "плиссе" и складок
Часть 19 - Вязание от горловины
Часть 20 - Обработка планок. МК от Любови Галдиной
Часть 21 - Закрученная кайма спицами
Часть 22 - Три способа выполнения реглана
...
Часть 28 - Вязание реглана сверху. Подборка статей
Часть 29 - Технология вязания воротника с двойной планкой
Часть 30 - Вязание от горловины в картинках


Рубрики:  Вязание /видео и уроки

Метки:  

Секрет успеха вшивания молнии

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:41 + в цитатник
Это цитата сообщения sharm [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Секрет успеха вшивания молнии




Постоянная проблема: как ровно и аккуратно вшить молнию.

Читать далее...
Рубрики:  шитьё/мастер классы по шитью

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Воротник с лацканами (шитье)

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:36 + в цитатник
Это цитата сообщения tanchya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Воротник с лацканами (шитье)

Видео-урок по шитью отложного воротника с лацканами.
Новый рисунок (2) (700x348, 9Kb)
Рубрики:  шитьё/мастер классы по шитью

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Юбка бежевая брюггским кружевом

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:25 + в цитатник
Это цитата сообщения vizar [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Юбка бежевая брюггским кружевом




159727-5fd28-37173747-m750x740-u63ff6 (481x460, 186Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Вязание /крючком

Метки:  

Воротник узором "Ананас"

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:05 + в цитатник
Это цитата сообщения Luyda52 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Воротник узором "Ананас"

43 (700x525, 110Kb)
ИСТОЧНИК
Читать далее...
Рубрики:  Вязание /крючком

Метки:  

акварели Mohammad

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 21:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Tanita_Cat [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пусть в Сердце распускаются Цветы... Прекрасные акварели Mohammad Yazdchi



Расцветайте, как цветы... Жизнь неповторима...
Без колебания превращайте ее в яркие и большие соцветия...
Пусть прекрасные цветы распускаются в вашем Сердце и в вашем доме...
Дайсаку Икеда






СМОТРЕТЬ ДАЛЕЕ...
Рубрики:  Искусство

Метки:  

Окантовка изделия уголками

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Мама_Дина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Окантовка изделия уголками.



Рубрики:  шитьё/пэчворк
шитьё/мастер классы по шитью

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Туника "Гармония Космоса" от alisa777

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Luyda52 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Туника "Гармония Космоса" от alisa777

00 (385x700, 147Kb)
ИСТОЧНИК
Читать далее...
Рубрики:  Вязание /вязание ирландское
Вязание /крючком

Метки:  

Баночный массаж

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:29 + в цитатник
Это цитата сообщения Капочка_Капа [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Баночный массаж

Баночный массаж

много видео по массажу

 

 Баночный массаж сочетает в себе воздействующие факторы банок и массажа.

Приемы массажа

Серия сообщений "уход за собой":
Часть 1 - ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА КАСТОРОВОГО МАСЛА...
Часть 2 - Рецепты SPA-ванны
...
Часть 31 - Баночный массаж
Часть 32 - Уменьшаем объемы баночным массажем!
Часть 33 - Баночный массаж
Рубрики:  Медицина/массаж

Метки:  

способ узкой подгибки на лёгкой ткани МК

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:27 + в цитатник
Это цитата сообщения Йоркшир [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шитьё. Оригинальный способ узкой подгибки на лёгкой ткани. МК

 

4183882__2_ (525x700, 87Kb)

Я узнал эту технику от одного портного - и она произвела революцию моих швейных навыков. Теперь я могу создать самые узкие подгибки, которые не вьются!

Материалы :
 
Лента-сетка/канва, ткань для подгибки (шифон, шелк, органза)

Читать далее...
Рубрики:  шитьё/мастер классы по шитью

Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Психотравматические отношения

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:19 + в цитатник
Это цитата сообщения ЛИЧНЫЕ_ОТНОШЕНИЯ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Психотравматические отношения

222 (604x604, 52Kb)Отношения – основа жизни человека. И некоторые нарушения привязанности в отношениях с родителями носят психотравматический характер, хотя об этом мало кто подозревает. Родители и семья дают уверенность, силу, устремления или, наоборот, разочаровывают, делают бессильным, депрессивным. Отношения с самого рождения необходимы человеку, иначе он бы не смог выжить. Отношения дают ощущение почвы под ногами, они - основа для продолжения жизни. Если, рождаясь, ребенок не получает привязанности в отношениях с родителями, то это - психотравма. Родители бывают разные. Одни не уделяют внимания детям, так как папа занят зарабатыванием денег, а мама вечно поглощена приготовлением еды и другими домашними заботами. При этом оба по своему считают, что много дают своим детям. Другие отвергают своих детей, отказываются понимать и удовлетворять их потребности, так как сами проецируют на детей свои потребности и ждут от них поддержки. Третьи систематически избивают своих детей, унижают и оскорбляют их, поскольку сами когда то подвергались насилию и унижению. Четвертые подвергают их сексуальному насилию, поскольку в их душе глубокая рана от насилия над ними в их детстве. Большинство родителей передают детям свои страхи, тревоги, гнев или ненависть, агрессию.
Читать далее...
Рубрики:  психология/психология брака

Метки:  

Повелитель интеллекта

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:17 + в цитатник
Это цитата сообщения light2811 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Неочевидное-вероятное. Т.В. Черниговская. Повелитель интеллекта

Неочевидное-вероятное. Т.В. Черниговская. Повелитель интеллекта

  •  

Что является критерием ума - образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом и мудростью? Как влияет степень развития интеллекта на способность человека изменять свою жизнь к лучшему? Обо всем этом вы узнаете, посмотрев новый документальный фильм Анатолия Малкина "Повелитель интеллекта" из цикла "Неочевидное-вероятное".



 

Рубрики:  психология/осознанность

Метки:  

О женских судьбах

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:12 + в цитатник
Это цитата сообщения light2811 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Без заголовка

 

 

Травмы поколений


Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.

И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Похоронка, «десять лет без права переписки», или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких. Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть. Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Иногда прорывается гнев. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Нет, она не него злится – на судьбу, на свою поломанную жизнь, на того, кто ушел и оставил и больше не поможет.

 

Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Ему не говорят, что случилось (особенно если он мал). Или он даже знает, но понять не может. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью, без обмена с ней взглядами, улыбками, звуками, ласками, без того, чтобы читать ее лицо, распознавать оттенки чувств в голосе. Это необходимо, заложено природой, это главная задача младенчества. А что делать, если у матери на лице депрессивная маска? Если ее голос однообразно тусклый от горя, или напряжено звенящий от тревоги?

Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации. Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться

Конечно, у всех все по-разному. Запас душевных сил у разных женщин разный. Острота горя разная. Характер разный. Хорошо, если у матери есть источники поддержки – семья, друзья, старшие дети. А если нет? Если семья оказалась в изоляции, как «враги народа», или в эвакуации в незнакомом месте? Тут или умирай, или каменей, а как еще выжить?

Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет. Многие помнят, наверное, бабушек, которые просто физически не могли сидеть без дела. Уже старенькие совсем, все хлопотали, все таскали сумки, все пытались рубить дрова. Это стало способом справляться с жизнью. Кстати, многие из них стали настолько стальными – да, вот такая вот звукопись – что прожили очень долго, их и болезни не брали, и старость. И сейчас еще живы, дай им Бог здоровья.

В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий, такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.

Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»…. Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…» Там еще много очень точного сказано, и если кто не читал эти две книги, то надо обязательно.

Самое страшное в этой патологически измененной женщине – не грубость, и не властность. Самое страшное – любовь. Когда, читая Санаева, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо. Их так пережитый голод изнутри грыз, что плач живой девочки, родной, любимой, голос этого голода перекрыть не мог.

А другую мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.

А самое ужасное – что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное – чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности – не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить. Очень-очень медленно это выветривается, а нам-то в детстве по полной досталось, няньку, которая половой тряпкой по лицу била, кто не спал днем, очень хорошо помню.

Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует. Сам собой занят. За младшими смотрит. Добивается успехов. Очень старается быть полезным. Только полезных любят. Только удобных и правильных. Тех, кто и уроки сам сделает, и пол в доме помоет, и младших уложит, ужин к приходу матери приготовит. Слышали, наверное, не раз такого рода рассказы про послевоенное детство? «Нам в голову прийти не могло так с матерью разговаривать!» — это о современной молодежи. Еще бы. Еще бы. Во-первых, у железной женщины и рука тяжелая. А во-вторых — кто ж будет рисковать крохами тепла и близости? Это роскошь, знаете ли, родителям грубить.

Травма пошла на следующий виток.

Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения. Надо еще не забывать, что матерей-то многие дети не очень сильно и видели, в два месяца – ясли, потом пятидневка, все лето – с садом на даче и т . д. То есть «прокатывала» не только семья, но и учреждения, в которых «Страшных баб» завсегда хватало.

Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. А тут вообще мир и оттепель, и в космос полетели, и так хочется жить, и любить, и быть любимым. Впервые взяв на руки собственного, маленького и теплого ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот он. Вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей. Или ради одного ребенка, которого она любит так страстно, что и помыслить не может разделить эту любовь еще на кого-то. Она ссорится с собственной матерью, которая пытается отстегать внука крапивой – так нельзя. Она обнимает и целует свое дитя, и спит с ним вместе, и не надышится на него, и только сейчас, задним числом осознает, как многого она сама была лишена в детстве. Она поглощена этим новым чувством полностью, все ее надежды, чаяния – все в этом ребенке. Она «живет его жизнью», его чувствами, интересами, тревогами. У них нет секретов друг о друга. С ним ей лучше, чем с кем бы то ни было другим.

И только одно плохо – он растет. Стремительно растет, и что же потом? Неужто снова одиночество? Неужто снова – пустая постель? Психоаналитики тут бы много чего сказали, про перемещенный эротизм и все такое, но мне сдается, что нет тут никакого эротизма особого. Лишь ребенок, который натерпелся одиноких ночей и больше не хочет. Настолько сильно не хочет, что у него разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.

Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Это выше его сил. Он счастливо сливается с ней, он заботится, он боится за ее здоровье. Самое ужасное – когда мама плачет, или когда у нее болит сердце. Только не это. «Хорошо, я останусь, мама. Конечно, мама, мне совсем не хочется на эти танцы». Но на самом деле хочется, ведь там любовь, самостоятельная жизнь, свобода, и обычно ребенок все-таки рвет связь, рвет больно, жестко, с кровью, потому что добровольно никто не отпустит. И уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. Ведь она «всю жизнь отдала, ночей не спала». Она вложила всю себя, без остатка, а теперь предъявляет вексель, а ребенок не желает платить. Где справедливость? Тут и наследство «железной» женщины пригождается, в ход идут скандалы, угрозы, давление. Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.

Некоторые ведут свою роль так искусно, что ребенок просто не в силах уйти. Зависимость, вина, страх за здоровье матери привязывают тысячами прочнейших нитей, про это есть пьеса Птушкиной «Пока она умирала», по которой гораздо более легкий фильм снят, там Васильева маму играет, а Янковский – претендента на дочь. Каждый Новый год показывают, наверное, видели все. А лучший – с точки зрения матери – вариант, если дочь все же сходит ненадолго замуж и останется с ребенком. И тогда сладкое единение можно перенести на внука и длить дальше, и, если повезет, хватит до самой смерти.

И часто хватает, поскольку это поколение женщин гораздо менее здорово, они часто умирают намного раньше, чем их матери, прошедшие войну. Потому что стальной брони нет, а удары обиды разрушают сердце, ослабляют защиту от самых страшных болезней. Часто свои неполадки со здоровьем начинают использовать как неосознанную манипуляцию, а потом трудно не заиграться, и вдруг все оказывается по настоящему плохо. При этом сами они выросли без материнской внимательной нежной заботы, а значит, заботиться о себе не привыкли и не умеют, не лечатся, не умеют себя баловать, да, по большому счету, не считают себя такой уж большой ценностью, особенно если заболели и стали «бесполезны».

Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? От кого-то же надо было детей родить?

С этим сложно. Девочка и мальчик, выросшие без отцов, создают семью. Они оба голодны на любовь и заботу. Она оба надеются получить их от партнера. Но единственная модель семьи, известная им – самодостаточная «баба с яйцами», которой, по большому счету, мужик не нужен. То есть классно, если есть, она его любит и все такое. Но по-настоящему он ни к чему, не пришей кобыле хвост, розочка на торте. «Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то мешаешь полы мыть. Не играй с ребенком, ты его разгуливаешь, потом не уснет. Не трогай, ты все испортишь. Отойди, я сама» И все в таком духе. А мальчики-то тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Психоаналитики бы отметили еще, что с отцом за маму не конкурировали и потому мужчинами себя не почувствовали. Ну, и чисто физически в том же доме нередко присутствовала мать жены или мужа, а то и обе. А куда деваться? Поди тут побудь мужчиной…

Некоторые мужчины находили выход, становясь «второй мамой». А то и единственной, потому что сама мама-то, как мы помним, «с яйцами» и железом погромыхивает. В самом хорошем варианте получалось что-то вроде папы дяди Федора: мягкий, заботливый, чуткий, все разрешающий. В промежуточном – трудоголик, который просто сбегал на работу от всего от этого. В плохом — алкоголик. Потому что мужчине, который даром не нужен своей женщине, который все время слышит только «отойди, не мешай», а через запятую «что ты за отец, ты совершенно не занимаешься детьми» (читай «не занимаешься так, как Я считаю нужным»), остается или поменять женщину – а на кого, если все вокруг примерно такие? – или уйти в забытье.

С другой стороны, сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах или в рассказах старших множество отцов просто встали однажды утром и ушли – и больше не вернулись. Вот так вот просто. И ничего, нормально. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали. Искренне считали, что ничего не должны «этой истеричке», которая осталась с их ребенком, и на каком-то глубинном уровне, может, были и правы, потому что нередко женщины просто юзали их, как осеменителей, и дети были им нужнее, чем мужики. Так что еще вопрос, кто кому должен. Обида, которую чувствовал мужчина, позволяла легко договориться с совестью и забить, а если этого не хватало, так вот ведь водка всюду продается.

Ох, эти разводы семидесятых — болезненные, жестокие, с запретом видеться с детьми, с разрывом всех отношений, с оскорблениями и обвинениями. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей, которые так хотели любви и счастья, столько надежд возлагали друг на друга, а он/она – обманул/а, все не так, сволочь, сука, мразь… Они не умели налаживать в семье круговорот любви, каждый был голоден и хотел получать, или хотел только отдавать, но за это – власти. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, просто потому, что, кроме одиночества никогда ничего не видели.

В результате – обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют.

У мужчин на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами. Потому что мальчику надо, жизненно необходимо походить на отца. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб? Был очень смелым, дрался с врагами – и погиб? Или того хуже – известно только, что умер? И о нем в доме не говорят, потому что он пропал без вести, или был репрессирован? Сгинул – вот и вся информация? Что остается молодому парню, кроме суицидального поведения? Выпивка, драки, сигареты по три пачки в день, гонки на мотоциклах, работа до инфаркта. Мой отец был в молодости монтажник-высотник. Любимая фишка была – работать на высоте без страховки. Ну, и все остальное тоже, выпивка, курение, язва. Развод, конечно, и не один. В 50 лет инфаркт и смерть. Его отец пропал без вести, ушел на фронт еще до рождения сына. Неизвестно ничего, кроме имени, ни одной фотографии, ничего.

Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.

В моем классе больше, чем у половины детей родители были в разводе, а из тех, кто жил вместе, может быть, только в двух или трех семьях было похоже на супружеское счастье. Помню, как моя институтская подруга рассказывала, что ее родители в обнимку смотрят телевизор и целуются при этом. Ей было 18, родили ее рано, то есть родителям было 36-37. Мы все были изумлены. Ненормальные, что ли? Так не бывает!

Естественно, соответствующий набор слоганов: «Все мужики – сволочи», «Все бабы – суки», «Хорошее дело браком не назовут». А что, жизнь подтверждала. Куда ни глянь…

Но случилось и хорошее. В конце 60-х матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками. Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. Не знаю только, кто он. Конечно, в год все равно приходилось отдавать, и это травмировало, но это уже несопоставимо, и об этой травме в следующий раз. А так-то дети счастливо миновали самую страшную угрозу депривации, самую калечащую – до года. Ну, и обычно народ крутился еще потом, то мама отпуск возьмет, то бабушки по очереди, еще выигрывали чуток. Такая вот игра постоянная была – семья против «подступающей ночи», против «Страшной бабы», против железной пятки Родины-матери. Такие кошки-мышки.

А еще случилось хорошее – отдельно жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Тоже поставим когда-нибудь памятник этим хлипким бетонным стеночкам, которые огромную роль выполнили – прикрыли наконец семью от всевидящего ока государства и общества. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая – автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.

 

 

Третье поколение начинает свою взрослую жизнь со своим набором травм, но и со своим довольно большим ресурсом. Нас любили. Пусть не так, как велят психологи, но искренне и много. У нас были отцы. Пусть пьющие и/или «подкаблучники» и/или «бросившие мать козлы» в большинстве, но у них было имя, лицо и они нас тоже по-своему любили. Наши родители не были жестоки. У нас был дом, родные стены.

Не у всех всё одинаково, конечно, были семье более и менее счастливые и благополучные.

Но в общем и целом.

Короче, с нас причитается. Но про это в следующий раз.

Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

«С нас причитается» — это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологии такое называется «парентификация».

А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не по годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей. Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась. Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень злилась на него после развода». У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.

А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень.

Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.

Или помните мальчика Рому из фильма «Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.

Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.

 

Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

Интересно, что при всем при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.

Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.

Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне не сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.

Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.

Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный…

Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник… Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы… В результате дети, выросшие в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.

Конечно, полученные и усвоенные в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми

Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного – это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!

А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь — не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует. Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться – ревность! – и вот уже мы получаем новый круг – депривированого, недолюбленного ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом. А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач! Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!

Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это – отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.

И вечная тревога, привычная с детства – а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?

В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они – прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше, да что там говорить, почитайте хоть вот этот журнал, и все увидите сами :)

Несколько дней назад мне звонила знакомая – из Канады! – с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей – у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила :) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.

К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми – дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает – все хуже.

Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.

Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.

Собственно, осталось еще немножко, почему это важно видеть и что со всем этим делать.

********

А теперь прозой — методологическое отступление.

Прежде чем перейти к следующему поколению, несколько моментов мне кажется важным проговорить.

Я уже привыкла, что сколько раз не пиши в конце или начале текста что-нибудь вроде «конечно, все люди и семьи разные и бывает все по-разному», всегда нн-ое число комментов будет следующего содержания: «а я не согласен, все люди и семьи разные и бывает все по-разному». Это нормально. Меня больше беспокоит, что кто-то и с тревогой спрашивает: а у нас все не так, мы что, не со всеми вместе?

Еще раз: я просто пытаюсь показать механизм передачи травмы. В ответ на вопрос «как так может быть, что травмированы люди, родившиеся через полвека после». Вот так вот может быть. Это ни в коем разе не означает, что именно так и только так, и что у всех так и вообще. Я показываю механизм передачи на одном, довольно частом примере «сюжетной линии». Бывает и по-другому, конечно.

Во-первых, как многие отметили, есть поколения «между», то есть со сдвигом на 10-15 лет. И там свои особенности. Некоторые комментаторы уже отмечали, что те, кто во время войны был подростками и слишком быстро стал взрослым, потом с трудом становились зрелыми людьми. Пожалуй, да, это поколение надолго сохранило «подростковость», авантюрность. Они и сейчас часто выглядят совсем не на свои 75. Кстати, оно оказалось очень талантливым, именно оно обеспечило расцвет кино, театра, литературы в 70-е. Именно ему мы обязаны какой-никакой, а фрондой совку. В подростковости есть свои плюсы. Но, возможно, именно потому фронда осталась фрондой, не став ничем более серьезным. Матерости не было. Со зрелым родительством было тоже не очень, с детьми стремились «дружить». Но это не самый тяжелый вариант, согласитесь. Хотя и травмы все те же их не миновали, и общая экзистенциальная тоска брежневского времени многих загнала в могилу раньше времени. Кстати, свою «вечную молодость» они, похоже, передали детям. У меня много друзей в возрасте около 50, и они выглядят совершенно не старше, а то и моложе нас, 40-летних, о которых речь впереди. Многое из того, что появилось в нашей стране впервые и вновь за последние годы, появилось именно благодаря тем, кому сейчас 50 с хвостиком. И многое из того, что появилось, долго не прожило, поскольку не хватало основательности.

Во-вторых, как многими было справедливо замечено, травмы в 20 веке шли волнами, и одна накрывала другую, не давая не то что зализать раны – даже осознать, что произошло. Это все больше истощало, снижало способность к сопротивлению. Именно беспомощные отцы 40-х годов рождения оказались неспособны защитить детей от Афгана. Ведь эта война не воспринималась ни священной, ни вообще сколько-нибудь оправданной, сами мальчики на нее отнюдь не рвались, да и на сильные репрессии власть была тогда не готова. Могли бы протестовать, и все бы закончилось раньше, но нет, ничего не было. Обреченно отпускали. И поди тут разбери, от чего больше травма – от самой войны или от этой пассивной беспомощности родителей. Точно так же возможны сдвиги в волнах травм внутри семьи: например, дочь «Страшной бабы» может тоже вырасти «железной», но чуть мягче, и тогда будет другой сценарий.

В-третьих, на массовые, народные травмы всегда накладывается история собственно семьи, в которой есть свои трагедии и драмы, болезни, предательства, радости и т. д. И все это может оказаться существенней исторический событий. Помню, как однажды в компании вспоминали события путча 91 года, а один мужик говорит: а у меня накануне сын с дерева упал и повредил позвоночник, боялись, что парализует, так что я не помню никакого путча. А моя бабушка рассказывала, что 22 июня 41 года была ужасно счастлива, потому что ночью у нее дочка родилась, и вроде понимала, что война и надо что-то другое испытывать, а счастье перекрывало все.

Наконец, вот что еще важно. То, как на ребенка влияет опыт родителей, зависит от двух противоположных стремлений. С одной стороны, ребенок стремится быть похожим на родителя, воспроизводить его жизненную модель, как самую известную и досконально изученную. С другой – люди в семье сцеплены друг с другом, как детальки в паззле, где у одного выемка, там у другого выступ. Ребенок всегда взаимодополнителен к родителям: они беспомощны – он супермен, они авторитарны – он пришиблен, они его боятся – он наглеет, они гиперопекают — он регрессирует. Если детей несколько, все попроще, они могут «распределить обязанности»: один может быть похож на родителя, а другой – дополнителен. Так часто и бывает. А если один? Какие причудливые формы это все приобретет? Плюс включается критичность к родительскому опыту и сознательные усилия «жить иначе». Так что как именно проявится травма в конкретном случае конкретного человека – никто заранее не скажет. Есть лишь сюжетные линии, потоки, в которых каждый барахтается, как может.

Естественно, чем дальше по времени от какой-то генерализованной травмы, типа Мировой войны, тем больше факторов и сложнее их взаимодействие, в результате получается все более сложная интерференционная картина. И, кстати в результате мы все сейчас живы и обсуждаем все это, а то бы целые поколения прямо ложились и помирали, травмированные. Но поскольку поток жизни идет, всегда все не так однозначно-обреченно.

Вот это все хотелось уточнить прежде, чем продолжить.

Дети прекрасно считывают телесные реакции взрослых. Даже тщательно скрываемые, просто на уровне холодного пота, сердцебиения, бледности. И если у взрослых есть объяснение в голове (пережил войну — боюсь звука самолетов), то у детей нет. А необъяснимые телесные реакции взрослых пугают ребенка еще больше, у него закрепляются свои панические реакции на те же обстоятельства. Это если не думать про реинкарнации и т. п. А если думать, так и подавно.

 

Людмила Петрановская - (р. 1967) — педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок». В статье для ЖЖ «А теперь прозой» (2010) автор размышляет о психотравмах поколений российских семей.

 

Рубрики:  психология/осознанность
психология/психология брака

Метки:  

Булочки "Розочки"

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 20:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Добрая_Фея [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Булочки "Розочки"

4303628_781f92_wmark (600x450, 49Kb)

Еще один вид булочек необычной формовки, ну что поделать нравится мне всякая фигурная необычная выпечка... спасибо автору!!!

Читать далее...
Рубрики:  кулинария/выпечка сладкая
кулинария/карвинг

Метки:  

расчет пройм и горловины

Суббота, 01 Марта 2014 г. 18:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Ирина_Зелёная [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Клад для вязания крючком,расчет пройм и горловины

 

Вот наткнулась на такую нужную информацию и при том на арабском форуме. Теперь спешу с вами поделиться. Тут есть и  расчет убавления проймы,плеча,выреза горловины,вообщем море подсказок и расчетов.

 4979645_6304562_98018 (699x266, 87Kb)
 

Рубрики:  Вязание /видео и уроки

Метки:  

Поиск сообщений в Мудрава
Страницы: 894 ... 509 508 [507] 506 505 ..
.. 1 Календарь