Мама — первый учитель для ребенка. При правильно организованных занятиях можно не только развить устную речь, но в какой-то мере исправить ее недостатки. Однако, если нарушения речи у малыша сильно выражены, необходимо обратиться к логопеду, пройти обследование и начать систематические занятия. Но как же узнать, нарушена речь у крохи или нет? Что ему полагается говорить по возрасту, а что еще рановато?
Этапы развития
Развитие речи малышей первого года жизни неразрывно связано с моторным развитием. Первый лепет вы можете услышать около 6 месяцев. Кроха лепечет неосознанно, подражая взрослой речи: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «ама-мама», «кха-ка». А вот начиная с 9 месяцев (а у многих и раньше) появляются лепетные слова: «бо-бо» (больно), «ам» (кушать), «а-а» (спать). Именно эти первые (или, как говорят логопеды, аморфные) словечки и можно считать полноценными словами.
После 9 месяцев многие детки радуют своих близких первым словом «мама». К первым словам годовалого малыша можно отнести «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пи» (пить), «ам». А чуть позже появляются звукоподражания: «му» (корова), «ав» (собака), «би-би» (машина). К 2 годам у малыша уже должна быть сформирована фразовая речь. Внимательной маме стоит насторожиться и обратиться к специалистам в том случае, если речевое и моторное развитие ребенка сильно отстает от нормы. Наблюдайте и записывайте, когда он начал держать головку, переворачиваться, сидеть, вставать, ходить. В некоторых случаях допустимы колебания в 1—2 месяца. Если малыш малоэмоционален, не реагирует на новые игрушки и предметы, не тянет к ним ручки, не узнает маму, ему нужно обязательно помочь, не откладывая. Помните, чем раньше начата работа по преодолению задержек речевого развития, тем эффективнее она будет.
Первый визит к логопеду
В 2 года предстоит совершить первый визит к логопеду. Первичная консультация всегда проходит в присутствии родителей. Если малыш плохо понимает обращенную к нему речь и не говорит предложениями (фразами), опытный логопед это всегда заметит и объяснит, что нужно делать.
Не стоит забывать о естественной скованности многих деток на первом приеме у специалиста. К сожалению, из-за своего упорного молчания и нежелания идти на контакт нередко такие малыши бывают причислены к отстающим в развитии.
Любая мама должна знать, что мнения одного специалиста никогда не бывает достаточно. Необходимо обратиться к трем логопедам и сделать на основании их заключений свой вывод. Грамотный опытный специалист, чувствуя, что ребенок неохотно идет на контакт, никогда не будет делать преждевременные выводы, а очень подробно побеседует с мамой и посоветует пройти ряд обследований, если это необходимо. Например, проконсультироваться с психоневрологом, ЛОР-врачом и окулистом. Иногда стоит сделать электроэнцефалограмму. И только на основании всех этих обследований и анализов сделает выводы.
Если вашему малышу в 2 года поставили диагноз «ЗРР» (задержка развития речи), то не стоит принимать это близко к сердцу. С определенной долей уверенности его можно поставить не раньше 3 лет. Бывает так, что через 2 недели после постановки такого диагноза кроха вдруг начинает много и активно говорить. Если у него нет дополнительных серьезных отклонений в общем развитии, скорее всего, ЗРР — это не более, чем перестраховка врачей.
Однако, если малыш и в 2,5 и в 3 года говорит плохо, его речь непонятна для окружающих, то необходимо не только тщательно обследовать его, но и определить в логопедический детский сад или логопедическую группу при массовом садике.
Занимаемся дома
Чтобы предупредить нарушения речи, мама может сделать многое. Систематические занятия дома помогут в этом. Заниматься нужно не меньше 3 раз в неделю, а лучше — ежедневно по 15—20 минут. Организуйте рабочее место маленького ученика: стол для занятий, удобный стульчик, полочка с книгами и рабочими тетрадями, зеркало. Обязательное условие — занятия должны нравиться ребенку. Добиться этого не так сложно.
* Во-первых, выбирайте время, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует.
* Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его неукоснительно.
* В-третьих, чувствуйте настрой крохи. Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель все-таки достигалась. Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно.
Давайте попробуем предложить малышу игры для развития речи.
Расширение словаря и развитие связной речи
Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните простыню, посадите кроху напротив, а сами спрячьтесь за импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил первым, кого встретил потом. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.
* Игрушки в миске с фасолью. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Пусть кроха достает их и называет, кладет рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек».
* Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушки! Простая игра помогает развить умение выделять последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, когда я скажу: дай машинку, мячик и елку».
* Обобщения и классификации — прекрасный способ расширить словарь. Положите перед ребенком много разных фруктов (или картинки с их изображением). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту) или найти среди картинок фрукты.
Развитие слухового внимания
Различные игры, направленные на развитие слухового внимания и фонематического слуха, помогают подготовить малыша к овладению чтением, а потом и письмом.
Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед крохой металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать, что прозвучало.
Артикуляционные упражнения
Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Занимайтесь 3—4 раза в неделю минут по 5—7.
Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только 1 игру на занятие, контролируйте время игры.
1. Игра с губками
«Трубочка и улыбка».
Покажите ребенку, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи — не только повторить, но и удержать «трубочку» 5—6 секунд. То же — с улыбкой.
2. Игра со щечками
«Надуй шарик»
Учите малыша надувать щеки и удерживать их в таком положении.
3. Дыхательные игры
«Подуй на свечку»
Зажгите свечку. Завораживает, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача крохи — задуть свечу резким, коротким выдохом.
«Кораблики»
Налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от пинг-понга. Задача: так подуть на шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.
«Снежинки»
Положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол.
Пальчиковые игры
Игра на подносе с манкой Нет ничего проще! Насыпьте тонким слоем манку на поднос. Вместе с малышом рисуйте пальчиком на манке разные картинки или геометрические элементы и фигуры и проговаривайте все-все слова одновременно с движениями пальчика.
Игры с массажем и проговариванием стихотворения
Массируете пальчики ребенка, читая стишок:
Этот пальчик в лес пошел (размять мизинец),
Этот пальчик гриб нашел (безымянный),
Этот пальчик чистить стал (средний),
Этот пальчик резать стал (указательный),
Ну а этот взял — и съел (большой палец),
Оттого и потолстел!
«Ежик»
А вот и работа для малыша: он должен сам и показывать игру, и проговаривать вслед за вами стишок:
Ежик, ежик колкий
(руки сцеплены в замок, покачивайте в такт словам),
Покажи иголки!
Вот они, вот они, вот они
(резко выпрямите пальцы рук).
Ежик, ежик колкий
(руки в замке с выпрямленными пальцами, покачивайте в такт словам),
Убери иголки!
Оп!
(Все пальчики резко опустите, уберите «иголки».)