-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2009
Записей: 3497
Комментариев: 5979
Написано: 16393


12.Ступени сознания - "Манипуляции Сознанием и Мифы о развитии человека"

Суббота, 30 Января 2010 г. 23:02 + в цитатник










 (700x525, 28Kb)
 (336x67, 22Kb)





13.Ступени сознания - "Пойми свои чувства" (секрет счастья)
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119774628/



СТУПЕНЬ - 9: Манипуляции Сознанием и Мифы о развитии человека.

«Все люди равны, но некоторые люди равнее».
Дж. Оруэлл

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
М. Монтень

«Против кого дружим?»
Фаина Раневская


**********************
 (336x67, 22Kb)



От далекой древности до наших дней многие учения о че­ловеке в той или иной форме постулируют два основных этапа в развитии человека. В рамках этой книги эти этапы мож­но назвать этапами группового и индивидуального развития; человека же, проходящего через эти этапы, условимся называть человеком коллективным и человеком индивидуальным.
Человек коллективный отождествляет себя с группой себе подобных по внешним признакам, стремясь при первой воз­можности слиться с ними. Иногда из человека коллективного вырастает человек индивидуальный, главным отличием кото­рого является умение отделиться от окружающих — и тогда он становился лидером, вокруг которого сплачиваются носи­тели коллективного сознания.
В Древней Индии людей, вступивших на этап индивидуально­го развития, называли «дважды рожденные». Предполагалось, что такой человек рожден не только телом, но и сознанием. Все остальные причислялись к телесно отделенным друг от друга, но объединенным определенными верованиями носителям «группо­вого сознания», добровольно отождествляющим себя с ценнос­тями клана, семьи, сословия, нации, религии или государства. Однако, поскольку в каждой из групп «коллективных людей» имелся свой лидер, мы имеем право предположить, что именно лидеры на определенном этапе развития человечества и начали укреплять веру в то, что разделение на группы необходимо, как необходимы и определенные нормы поведения в этих группах.
Таким образом, различие между коллективным и индивиду­альным человеком заключалось в том, что один производил идеи, а другой им следовал.
Поначалу люди, обладающие индивидуальным сознанием, во всех государствах считались высшей кастой и являлись ду­ховными наставниками государственных правителей.
Когда времена просветленных правителей государств, по­добных царю Соломону, ушли в прошлое и бескорыстные об­ладатели властью стали встречаться все реже, коридоры го­сударственной машины стали ареной борьбы для многих нечистоплотных людей, духовная преемственность власти была нарушена, а религиозные учения, в которых правители вскоре распознали еще один инструмент власти, стали в боль­шей степени служить политическим ценностям, чем опреде­лять их. Многие же обладатели «индивидуального сознания» вместо того, чтобы балансировать действующую власть ду­ховными наставлениями, сами использовали силу своего со­знания в борьбе за власть, объединившись в группы по ин­тересам — и тем самым снова деградировали к сознанию коллективному.
Возможно, именно в это время возникли организованные ре­лигии, а истинные критерии духовности наставников правите­лей были вытеснены занимаемыми ими местами в религиозной иерархии. Впрочем, утратив духовную силу, с тех пор ни одна из религий уже не могла влиять в должной мере на общественную жизнь. Мы почти не знаем исторических примеров, когда какой-нибудь правитель искал бы для себя духовного наставника — но мы знаем о многочисленных случаях, когда религиозные деятели сами искали благосклонности сильных мира сего.
Вполне естественно, что у оторвавшихся от измерения личного развития правителей возникла потребность в созда­нии инструментов для манипуляций общественным сознани­ем для управления массами. К их счастью, у человека коллек­тивного, представители которого и составляют основную массу любого народа, всегда сохраняется потребность к при­надлежности к какой-либо группе по внешним признакам, что и делает его весьма уязвимым перед любыми идеями, отожде­ствляющими его с какой бы то ни было группой, — особенно если эти идеи обильно сдобрены страхами перед какой-нибудь внешней угрозой. С тех пор все, что нужно было правителю, чтобы управлять сознанием «человека коллективного», — это вовремя очертить пределы группы, в рамках которой они хо­тят распространить свою власть и обозначить ее понятием го­сударства, класса, сословия или нации; затем объединить ее символами, общими для всех управляемых (сословные обы­чаи, жизненный уклад, материальное благосостояние, рели­гия, язык, место жительства и пр.). Еще нужно было затем объявить о наличии внешнего врага, угрожающего целостно­сти или ценностям этой группы, а также объявить «символы принадлежности к группе» священными и непреходящими во времени ценностями, заодно потешив гордыню управляемых.
Известный со времен Макиавелли постулат «разделяй и вла­ствуй» полностью подтверждает этот постулат. Что же луч­ше всего разделяет людей в современном мире?
Разделяющими людей по признакам «символов принадлеж­ности» и отделяющими их от остального человечества и одно­временно от самих себя системами в современном мире выс­тупают идеологии.
Манипуляциями сознанием я называю воздействие на тол­пу политических, корпоративных и религиозных идеологий, создаваемых с целью борьбы за власть над какими-то аспек­тами других людей. Взаимоотношения политических и рели­гиозных идеологов и толпы по определению не могут выйти за рамки манипулятивных ролей Преследователя (функция наказания), Спасателя (функция распределения) и Жертвы (перераспределение привилегий в пользу другого сословия или группы вследствие ротации властных фигур и кланов). Сегод­ня групповые манипуляции часто называются громкими сло­вами (маркетинг, менеджмент, паблик рилейшнз, церковная или государственная политика), однако их суть от этого не меняется. Те, кто ставит людей в положение Жертв, бездумно отдающих, по меньшей мере, свои голоса (а то и время, и день­ги) в пользу чужого процветания, рано или поздно оказыва­ются в позиции Жертвы сами, как только очередная идеоло­гия показывает миру несостоятельность своих ограничений.
Любая идеология, как и любая власть, создается манипулято­рами с целью прихода к власти или ее удержания и потому мани-пулятивна по определению. Идеология призывает нас ощущать себя Жертвами из-за ущемленности некоей идеи (государствен­ной, национальной, религиозной, классовой и пр.). Преследовать (критиковать, осуждать) тех, кто эту самую идею ущемляет, и Спасать тех, кто ей не следует.
Конечно же, людей с расширенным сознанием, ощущающих себя Гражданами Земли, манипуляторы включить в свои игры уже не могут. И потому ищущим власти выгодно играть на на­шем страхе перед неизвестным и сужать наше сознание до идеи о собственной исключительности в рамках класса, нации, ре­лигии или хотя бы клана потребителей определенного товара или услуги, подкрепляя ее разговорами о «национальном», «го­сударственном», «сословном» или «классовом» самосознании (я использовал кавычки, потому что групповое самосознание мо­жет зародиться только после индивидуального). В зависимос­ти от вида идеологии, атрибутами такой исключительности могут объявляться «единственно правильная» вера, нацио­нальные традиции и обычаи, язык или идея сильного государ­ства и даже, как мы уже отметили, потребление определен­ных товаров или услуг.

Миф 1. О духовности как форме интеллектуального накопления

«Блаженны нищие духом». Иисус Христос

Смысл этого Мифа в том, что для того, чтобы стать духов­ным, достаточно насытить свой интеллект определенной информацией. Обладающий такой информацией гордится своей «духовностью», как бы говоря всем: смотрите, я следую единственно верным идеям; я занят общественно полезной де­ятельностью; я выучил все молитвы и ритуалы; я читаю все нужные книги; я знаю все праздники и понимаю смысл обря­дов; с помощью своих знаний я могу излечивать людей или отводить порчу; я могу исполнять желания.
Насыщающие интеллект абсолютизируют свою традицию и с пренебрежением относятся к остальным формам пути как к неистинным. Они предают анафеме инакомыслящих и пре­небрегают ищущими. Именно для них указание о блаженстве нищих духом.
Они имеют ответы на все наши вопросы, но не в состоя­нии найти ответов на свои собственные — или хотя бы при­знаться в этом.
Такая трактовка духовного развития делает стремящихся к информации заложниками манипуляторов, обладающих тако­го рода информацией или ее трактовками, которые, конечно же «в интересах истинной веры», объявляются окончательны­ми и не подлежащими пересмотру.
Околдованные этим мифом — наиболее ярые последова­тели современных религий или модных духовных лидеров. Обладая некоей информацией (о единственно правильной вере или религии; о предстоящем конце света; о том, что спасутся только уверовавшие в Христа, Аллаха или Иегову; о том, ка­кой учитель истинный, а какой нет; о правилах, методиках или упражнениях, которых нужно придерживаться, чтобы стать святым или просветленным, и так далее), они видят свою мис­сию в том, чтобы донести ее как можно до большего числа людей, гордясь собственной принадлежностью к истинной вере и мнимым опережением прочих в своем духовном развитии.
Пришедшая на консультацию девушка рассказала, что ее проблемы начались после того, как ее... покрестили во взрослом возрасте.
«Я не хотела креститься — мать настояла. Двадцать лет я ведь жила без этого — и ничего».
«Почему не хотели? Вы не верили раньше в Бога?» — спросил ее я.
«Да нет, и раньше верила, но в своего, внутреннего. Так хорошо до крещения было — я с ним беседовала, он мне на все вопросы отвечал... А как покрестилась и стала в церковь ходить — совсем запуталась. То нельзя, это плохо, спасутся только уверовавшие, согрешивших ждет геенна огненная... Запугали, в общем. Теперь черти в аду даже по ночам снят­ся. Ни молитвы, ни пост не помогает — вот, решила к вам прийти».
«Прежде всего, давайте правильно определим вашу про­блему. Я вижу ее как религиозную зависимость. Если вы со­гласны, я помогу вам избавиться от нее. А потом и страх уйдет».
«Я на все согласна, только поскорей. Кошмары заму­чили, уже спать по ночам не могу, темноты и то стала бо­яться».
Через несколько консультаций девушка заявила о том, что ее состояние улучшилось. В церковь она больше не ходит.

Миф 2. О духовности как умении или мастерстве

«Возбужденный ученик, пересказав чудеса, которые демонстрировал в его присутствии его учитель, спро­сил последователя другого течения:

1. А насколько велик твой учитель?
2. А мой учитель настолько велик,
3. последовал ответ, — что он мо­жет себе позволить ничего из этого и не делать».
Из древней дзен-буддистской притчи

Согласно этому мифу, духовный человек обладает некими умениями или дарами, которых нет у других.
Как следствие этого положения, духовен и достоин учить других (или помогать им) лишь тот, кто молится, медитирует, соблюдает обряды, лечит, колдует, вычисляет по звездам, мо­жет исполнить желания других людей — или, по крайней мере, чем-нибудь их удивлять.
Одержимые этим Мифом ходят на массовые лечебные се­ансы знаменитостей; выискивают самых престижных и изве­стных астрологов, колдунов, целителей и экстрасенсов; до изнеможения медитируют со своими гуру на открытие третьего глаза или подъем кундалини; путешествуют в астрал и вызы­вают духов; открьвают чакры и изучают способы защиты от вампиров; практикуют прием психоделических средств и ри­туальные жертвоприношения; ходят на известные тренинги или к знаменитым психологам часто потому, что знают: это — круто.
Иногда то же самое делают и растущие люди. Однако, в от­личие от первых, они делают это для других целей.
Объединяясь по признакам обладания или стремления до­стичь какого-то умения или мастерства, последователи это­го Мифа могут, бесспорно, на какой-то момент расширить свое сознание, получить определенного рода толчок к даль­нейшему развитию или открыть в себе нечто новое. Однако в большинстве случаев те, кто застревает на подобного рода занятиях, быстро привносят в сообщество дух неравенства и соперничества, ажиотаж вокруг информации и жажду само­утверждения и наживы. Сферой же практического примене­ния их знаний чаще всего становится мнимо благотворное воздействие на судьбы других людей с неосознанной целью заявить всему миру о своей продвинутости — или же с впол­не осознанной целью собственного обогащения.
Прошедший первый этап тренингов во всемирно изве­стной тренинговой компании мой знакомый отказался от последующего обучения. На мой вопрос, почему он это сделал, он ответил так: «Я видел их выпускников, прошед­ших все три этапа. Слишком уж старательно они улыбают­ся; слишком стремятся прослыть «продвинутыми» и «ус­пешными».
Я вспомнил, что в последнее время количество людей, попадавших ко мне на психотерапию после последнего эта­па этих тренингов, значительно возросло.
* * *
Ушедшая из некогда известной в Киеве эзотерической школы девушка так описала последнюю встречу с руково­дителем школы:
«Он упрекал нас в том, что мы недостаточно хорошо за­нимаемся. А в заключение сказал: «Вы не цените того, что я вам предлагаю. Ведь, научившись этому, вы сможете, на­пример, влюбить в себя любого человека помимо его воли! Ведь эти знания дают такую власть над людьми, что вы и представить себе не можете!»

Миф 3 О невозможности духовного пути без чьего-либо руководства

«Непоколебимая надежда — сила. Надежда, смешанная с сомнением, — трусость. Надежда, смешанная со страхом, — слабость».
Г. Гурджиев

Сторонники этого Мифа — постоянные клиенты действую­щих церквей, тоталитарных сект и околодуховных тусо­вок. Они хвастаются своими учителями и яростно спорят, кто из них достиг просветления. Человеку, находящемуся в поис­ке, они авторитетно заявляют, что он ничего не сможет дос­тичь в одиночку, и направляют его в церковь (к гуру, экстра­сенсу, астрологу).
Некоторая частица правды имеется и в этом мифе — с оп­ределенного этапа человеку нужен Водитель. Но он приходит далеко не к каждому и лишь после того, как самую важную часть пути ты уже прошел к нему сам. Водитель не может зая­вить о своем предназначении — человек должен сам прочув­ствовать его роль в своей жизни и обратиться к нему с просьбой о помощи. И кроме того, истинный Водитель не принадлежит никакой традиции — он создает свою.
Бизнесмен, отказавшийся от посещений церкви после нескольких сеансов психотерапии, вскоре рассказал мне следующую историю:
«Видимо, они сразу стали ощущать нехватку моих по­жертвований. Звонит мне вчера батюшка и говорит с лег­ким таким упреком: «А у меня вчера был день ангела. Вот, кто ходит к нам регулярно, — тот знал». Я чуть не поперх­нулся, когда это услышал, — ведь он же на моем чувстве вины таким вот образом пять лет сидел, а я даже этого не понимал!»

Миф 4 От духовного учителя должно исходить только приятное

«Получив удар по голове, вопрошав­ший с воплями убежал от Мастера. Встретив его ученика, он попытал­ся разжалобить его: —А еще говорят, что твой учитель — добрейший человек! Видишь, как он со мной обошелся! — Ну что ты, он был очень добр к тебе. Будь я на его месте, я бы вооб­ще мог тебя убить».
Из дзен-буддистской притчи

Согласно этому мифу, истинный духовный учитель — не­что вроде палочки-выручалочки, которая автоматичес­ки решает все проблемы идуших за ним по жизни. Если этот учитель истинен, — как бы говорят сторонники этого мифа, — он должен всем нравиться и всем должно быть с ним только хорошо. От такого учителя следует ждать лишь светлого, доб­рого, приятного и общественно приемлемого поведения. Ра­зумеется, современные попы всех мастей любой ценой пыта­ются соответствовать народным ожиданиям: всегда чистые и опрятные, вежливые и убедительные, они изо всех сил стара­ются стать хорошими для всего мира одновременно.
Не секрет, что сторонники такого мифа оставляют за со­бой право решать, какое же поведение или проявление учите­ля должно считать приемлемым и несущим добро, а какое — нет. Однако, если они считают, что обладают достаточным умом для того, чтобы судить о действиях учителя, имеет ли для них смысл считать его более продвинутым, чем они сами, и получать учение из его рук?
Мастера дзен были не очень разборчивы в методах стимуляции личного роста. Кто-то получал просветление через беседу; кто-то — через удар по голове. Даже на современных психологичес­ких тренингах люди очень часто нарушают правила обществен­но приемлемого поведения. Однако нарушение обычных норм об­щения не может быть признано плохим, если человек вынес из этой ситуации пользу.

Миф 5 О духовности как способе легкой и приятной жизни

«Излечивая, я отдаю людям свою жизнь — на меньшее никто не согла­сен, а большего у меня нет».
Из телеинтервью Алана Чумака

Из этого мифа вытекает то, что духовный человек не дол­жен иметь каких-то жизненных проблем или неурядиц. Трудности могут быть у обычных людей — у людей же духов­ных их быть не может (а если они есть, то о них надо молчать, чтобы не дискредитировать истинную веру). Сторонники этой теории яро вербуют новых последователей в свои направле­ния, заявляя им нечто вроде «иди с нами, и у тебя все начнет получаться» (вылечишься, женишься, разбогатеешь).
Истинный же смысл духовности заключается не в уходе от трудностей, а в осознании их полезности, мужестве, с кото­рым человек принимает их вызов и проходит через трудную полосу в сжатые сроки, обращая ее опыт на пользу своему ус­пеху.
На вопрос, почему она ушла из церковной общины, одна из уча­стниц группы личного роста Центра «Мерла» ответила так: «Если к ним приходишь с проблемой, у них на все вопросы один ответ — «Молись».

Миф 6 Чтобы следовать духовному пути, нужно отречься от мира

«Гватемалы, например, не суще­ствует. Я это точно знаю, потому что был там».
Ж.Арно

Своеобразным противовесом предыдущего мифа и прекрас-ой защитой для всякого рода псевдоучителей является верование, что идущие по духовному пути должны отречься от всех жизненных благ, раз уж им не представляется возмож­ности их достигнуть или за них побороться. Им следует нало­жить на себя всевозможные запреты и ограничения; отказы­вать себе в удовольствиях; научиться жить бедно и неприхот­ливо; бросить работу, родных, друзей и занятия, которые мешают их духовной практике или плохо совмещаются с ней. Компенсацией же за все описанные лишения у таких лю­дей должно стать чувство собственной продвинутости и ис­ключительности, а также презрение ко всем тем, кто проме­нял свет духа на низменные мирские удовольствия.
Мне известен случай, когда гинекологи в открытую со­ветовали женщине завести себе любовника — ее организ­му срочно требовалась мужская энергия, а муж уже давно не жил с ней. Однако женщина не посмела нарушить хрис­тианские заповеди — итогом стало возникновение опухо­ли на яичнике. Только в ходе лечения ее уговорили усилить лечебные процедуры психотерапией. Начав консультиро­вать ее, психотерапевт столкнулся с огромным количеством агрессии в адрес мужчин, их полового поведения и соб­ственной сексуальности. В ходе занятий женщина посте­пенно избавилась от претензий к мужу и признала требо­вания своей сексуальной природы. Она не отказалась со­всем от своих верований, но дала себе право смотреть на них более широко — и потому разрешила себе поиск дру­гого партнера.
Вскоре опухоль ушла, хотя женщина даже не завершила курса прописанных ей лечебных процедур.
Как говорил Будда, мы не должны верить на слово ничему, что не подтверждается нашей собственной жизненной прак­тикой (я цитирую его только потому, что он не считал свое мировоззрение религией и настаивал на духовной практике своих последователей, а не на накоплении предрассудков). Если нам посчастливится найти действительно целостного человека и спросить его о духовности, он скорее всего засме­ется в ответ, чтобы ответить нам: «Я не знаю, что называется духовным, а что — нет. Просто Я Так Живу». Любая духовность абсурдна, покуда она не является предметом осознанного, то­тального, а самое главное — приносящего радость выбора. И потому устанавливать жесткие формы, по которым должно протекать духовное развитие, — невозможно.
Однако возможно прикоснуться к переживанию, которое объединяет всех людей, независимо от их верований или тра­диций.
Ибо сказано: Бог есть любовь.
Но познать любовь возможно, только поняв свои чувства.
продолжение следует...
С.Хохель

 (700x525, 55Kb)




 (336x67, 22Kb)












 (42x49, 3Kb)
Метки:  

Процитировано 1 раз

Лада-Аледа   обратиться по имени Суббота, 21 Апреля 2012 г. 00:58 (ссылка)
Как научиться радоваться жизни здесь и сейчас?
Ссылка: http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119548958/

НЕ ДРУЖИТЕ С НЫТИКАМИ И НЕУДАЧНИКАМИ!
Ссылка: http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119476562/


1.Ступени сознания - "Сложи свою цену".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119622355/

2.Ступени сознания - "Новое Образование для Человека Успеха".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119623031/

3.Ступени сознания: Стремящиеся к успеху и их типы
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119623421/

4.Ступени сознания - "Мысли положительно"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119624265/

5.Ступени сознания - "Научись быть плохим
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119627027/

6.Ступени сознания - "Раскрепости сознание
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119630797/

7.Ступени сознания - "Овладей энергией секса"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119631115/

8.Ступени сознания - "Подружись с деньгами".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119700497/

9.Ступени сознания - "Выбирай трудности".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119704029/

10.Ступени сознания - "Осознай свои границы"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119706672/

11.Ступени сознания - "Приручи манипулятора"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119709249/

12.Ступени сознания - "Манипуляции Сознанием и Мифы о развитии человека".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119764860/

13.Ступени сознания - "Пойми свои чувства" (секрет счастья)
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119774628/

14.Ступени сознания - "Выгони внутренних демонов"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119776319/

15.Ступени сознания - "Поставь заслонки сознания"
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119777749/

16.Ступени сознания - "Научись жить в радости."
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119780669/

17.Ступени сознания - "Создай партнерские отношения".
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119780729/

18.Ступени сознания - "Сделай Мечту реальностью" (Живи тотально здесь и сейчас)
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post119780932/

Цикл статей Psychologies: Найти свой путь(шаг 1).
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post120641371/

Цикл статей Psychologies: Найти свой путь(шаг 2).
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post120641538/

Цикл статей Psychologies: Найти свой путь(шаг 3).
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post120642290/

Цикл статей Psychologies: Найти свой путь(шаг 4).
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post120642989/

Цикл статей Psychologies: Найти свой путь(шаг 5).
http://www.liveinternet.ru/users/3508005/post120643736/
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку