Название: «Невероятный Халк» («The Incredible Hulk»)
Жанр: боевик, фантастика, триллер
Слоган: «В гневе он вам не понравится!»
Длительность: 114 мин
Страна: США
Год: 2008
Режиссер: Луи Летерье
В ролях: Эдвард Нортон, Лив Тайлер, Тим Рот, Уильям Херт, Тим Блэйк Нельсон, Тай Баррелл, Кристина Кэбот, Питер Менса
Автор сценария: Зак Пенн
Оператор: Питер Мензис мл.
Композитор: Крэйг Армстронг
Продюсер: Ави Арад, Стэн Ли
Из истории вопроса
Издательство комиксов «Марвел Комикс» (Marvel Comics) является одним из крупнейших в своей сфере. Ему принадлежат права на известнейших персонажей: Железного человека, Людей Икс, Халка и др. Прибыли его, особенно в последние годы – на волне повышенного интереса Голливуда к приключениям супер героев, баснословны. Доходы издательства от кинодеятельности складываются из выплат за право экранизации и процентных отчислений от проката. Но то ли конечный результат не удовлетворял боссов «Марвела», то ли необходимость отдавать большую часть доходов кинокомпаниям казалась не разумной, однако было принято решение создать в рамках издательства полноценное киноподразделение, которое и курировало бы создание экранизаций. Под этот проект была набрана новая команда и процесс, что называется, пошел. Первыми работами новой структуры стали громкие премьеры этого года: «Железный человек» и «Невероятный Халк».
В свое время Халк был очень популярен, истории о нем часто экранизировались, но большого, полноценного кинофильма он удостоился лишь в 2003 году. Проект был доверен талантливому режиссеру из Тайваня, звезде фестивального кино Энгу Ли. Выбор казался необычным только на первый взгляд, если окинуть взором фильмографию Ли, видно, что он вполне западный режиссер: на тот момент в его послужном списке были и викторианская мелодрама «Разум и чувства» (Sense and Sensibility, 1995) – экранизация романа классика английской литературы Джейн Остин, и ретро-драма «Ледяной шторм» (The Ice Storm, 1997) – камерная история американского семейства пытающегося приспособиться к жизни в респектабельных 70-х после бурных времен хиппи, и, наконец, «Погоня с дьяволом» (Ride with the Devil, 1999) – вестерн времен американской гражданской войны.
Начиная с 2000-го года – со времен выхода «Людей Икс» (X-Men, 2000) – появилась тенденция привлекать к экранизациям комиксов не традиционно жанровых режиссеров, а артхаусных мастеров, фестивальных фаворитов. Съемки «Людей Икс», например, были доверены Брайану Сингеру, прогремевшему до этого своим интеллектуальным криминальным боевиком «Обычные подозреваемые» (The Usual Suspects, 1995). Позже «Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005) снял британский кино-вундеркинд Кристофер Нолан, привлекший к себе внимание психоделическим триллером «Помни» (Memento, 2000). Однако, к собственному сожалению, МирСоветов должен отметить, что «Халк» в исполнении Энга Ли вышел не очень убедительным. Возможно, как раз эта причастность к «серьезному» кино и сказалась: не было у Ли опыта обращения с такими огромными бюджетами. Касса «Халка» была не очень плохой, но в целом намного меньше ожиданий. Вопрос о возможном продолжении и превращении фильма в сериал повис в воздухе. И вот только спустя 5 лет, в рамках своей новой стратегии «Марвел» решил перезапустить историю о Халке.
Создатели фильма присоединились к экологической ассоциации – «Toronto Green-Screen Initiative», целью которой является сокращения вредных выбросов и отходов во внешнюю среду в результате кинодеятельности. Производственный процесс строился в соответствии с экологическими нормативами: использовались преимущественно органические материалы, экономичные двигатели и силовые установки, биотопливо, проводилась сортировка отходов и т.д. Создатели фильма говорили что «Невероятный Халк» – зеленый фильм, причем не только из-за цвета главного персонажа, но и благодаря экологичности его производства.
Сюжет
Брюс Баннер, наделенный жутким даром превращаться в зеленого рычащего гиганта во время нервного перевозбуждения, переживает по этой причине неприятный опыт общения с властями.
Чтобы избежать пристального внимания со стороны «органов», он тайно уезжает в Бразилию, где, совмещая работу упаковщика на фабрике безалкогольных напитков с занятиями по спецметодике, помогающей контролировать собственное психическое состояние, ведет размеренную жизнь в фавелах. Пока однажды преследователи из Пентагона не выходят на его след. Пускаясь в бега, Баннер решает вернуться в США, чтобы встретиться с тайным доброжелателем, переписку с которым он вел во время пребывания в Бразилии.
Постановка
«Перезапуск» – вот, пожалуй, самое актуальное на сегодня слово в Голливуде. Перезапуск истории, не являясь римейком формально, является таковым по сути. Не желая окончательно обрывать связь нового фильма с известным в прошлом проектом, авторы, тем не менее, стараются во многом откреститься от него. Создается ситуация, при которой новый фильм ассоциируется с былой славой, но при этом не воспринимается как продолжение старых недостатков. Для этого полностью обновляется творческая часть команды: актеры, режиссер, сценарист, часто композитор, меняются декорации и стиль повествования.
Так было, например, с «Бэтменом» – выдающийся сериал, к своей четвертой части полностью выродился в нечто несусветное. Вариантов реанимации фильма было множество, окончательное решение было принято в пользу обновления проекта и съемок приквела (предыстории), которая, по сути, является римейком. И если первый фильм новой серии – «Бэтмен: Начало», еще отсылает нас к ранней истории человека–летучей мыши, то второй уже показывает совершенно новый вариант взаимоотношений Бэтмена и Джокера, являясь по факту римейком «Бэтмена» 1989 года Тима Бартона.
Похожая ситуация сложилась и с «Суперменом» который концу 80-х стал походить на клоунскую комедию с ряжеными персонажами. В 2006 году был выпущен фильм «Возвращение Супермена» (Supermen Returns) повествующий о сыне Супермена, заявленный как сиквел.
Первоначально предполагалось привлечь Луи Летерье к работе над фильмом «Железный человек», но позже – после прихода в проект Джона Фавро, было решено передать Летерье «Невероятного Халка».
Авторы «Халка» приняли этот метод за основу. Не удовлетворившись фильмом 2003 года, они полностью обновили актерский состав, сменили режиссера и сценариста. Но если в случае с теми же «Бэтменом» и «Суперменом» были объективные причины для замены актеров, например перенос действия фильма во времени, или, например, смерть исполнителя главной роли (Кристофер Рив), то «Халк» был обновлен просто из-за опасений, что старые лица вызовут в памяти зрителей прежнее неудовольствие. Времени же с момента выхода предыдущего фильма прошло немного. Фильм «Невероятный Халк» в этом смысле воспринимается редакцией МирСоветов вообще как уникальный случай: по прошествии всего 5 лет, средней успешности проект, который в любой другой ситуации предали бы забвению, был реанимирован. Единственным посылом и движущей силой съемок продолжения были амбиции боссов «Марвела». Естественно, сюжет нового фильма – это отдельная, отличающаяся от предыдущей части, история. Но схема построения его та же: загнанный ученый скрывается от безжалостных военных, желающих сделать из него подопытное существо. Персонифицирован враг в лице генерала Росса. Единственным другом Баннера является его любимая Бетти Росс, по совместительству дочь генерала.
Уильям Херт – исполнитель роли генерала Росса, рассказывал, что в своей работе опирался на образ Капитана Ахаба, одержимого бесконечным преследованием Моби Дика.
Оставляя в стороне законно возникающий в такой ситуации вопрос: «а зачем собственно нужен новый фильм?», можно сказать – продолжение заметно увлекательнее первой части.
«Халк» является одним из немногих комиксов созданных по принципу триллера-преследования – практически беспроигрышной формулы, позволяющей снять экшн нон-стоп. Вот этой-то возможностью не воспользовался Энг Ли, разбавив свой фильм изрядной долей мелодрамы, тем самым, застопорив действие не способное на «ватных ногах» нестись вперед. Сделав же основным злодеем отца главного героя, режиссер окончательно превратил то, что должно было стать энергичной бойней с преследованием, в череду семейных, почти кухонных разборок.
Именно режиссеру Луи Летерье принадлежит инициатива сделать образ Халка более жестким и мрачным и наполнить новый фильм большим количеством экшн-сцен.
Авторы «Невероятного Халка» по полной воспользовались предоставленным шансом. Новый «Халк» реализует классическую схему: жертва убегает, хищник догоняет.
Действие не провисает ни на минуту, ритм выдержан отлично, и фильм превращается в полноценный, полномасштабный боевик, полностью оправдывая свое жанровое название: то, что здесь происходит иначе, как боевыми действиями назвать нельзя. Военные разворачиваются во всю мощь своих тренированных организмов, не выказывая никакого уважения ни к общественной собственности, ни к гражданскому населению. За армейских вообще можно порадоваться – здесь они продемонстрировали все великолепие своего милитаристского цинизма, и взрастили в своей среде отменного злодея – Эмиля Блонски. Враги у супергероев последнее время какие-то не выразительные, стеснительные даже. Блонски – великолепный злодей, яростный и беспричинный, тем он и хорош – зло немотивированное ужасает сильнее. Он злой, потому что так ему удобнее и комфортнее. Единственным, пожалуй, мотивом его поведения можно считать желание быть круче всех, а это сильный аргумент.
В оригинальном комиксе Эмиль Блонски является агентом КГБ.
Финальная битва двух противников, венчающая все их противостояние, одна из самых впечатляющих мутантских разборок за последние несколько лет, выливающаяся в смертельный бой диких самцов-хищников, руководствующихся не разумом, но звериными инстинктами. Отрадно, что авторы не стали вдаваться в размышления о темной стороне личности человека, пытаясь представить фильм новым вариантом истории доктора Джекила.
По словам Луи Летерье, сцены превращения Баннера в Халка были созданы под влиянием фильма «Американский оборотень в Лондоне» (An American Werewolf in London, 1981), в котором превращение человека в оборотня также было показано как мучительный болезненный процесс.
Родная среда комикса – это урбанизированное пространство, стеклянно-стальной частокол: чтобы было, где порезвиться, раззудить плечо, разрушения произвести. В «Халке» эта формула отчасти нарушается: действие развивается в городских трущобах – бразильских фавелах. Прилепленные друг к другу картонные домики, хаотично покрывающие панцирем холмы на окраинах мегаполиса, простирающиеся на многие километры, представляют собой картину не менее живописную, чем идеальной формы квадраты кварталов какой-нибудь многомиллионной метрополии. Погоня, снятая в этом экзотическом антураже вышла одной из самых красивых за последнее время в кино.
Актерский состав
«Марвел», приятно удививший кастингом в «Железном Человеке», порадовал и в «Невероятном Халке». Замечательные, но слегка подзабытые актеры отлично вписались в роли. По мнению МирСоветов, играющий Баннера актер Эдвард Нортон, человек совсем не героической внешности, идеально подходит для изображения измученного преследованием, вечно оглядывающегося беглеца.
Сцена, в которой измученный Брюс Баннер прибывает в Арктику, чтобы совершить самоубийство, не была включена в финальную монтажную версию, из-за опасений, что она произведет слишком сильное отрицательное воздействие на подростковую аудиторию.
Исполнив однажды роль страдающего раздвоением личности в «Бойцовском клубе» (Fight Club, 1999), здесь он изображает уже раздвоение физическое. Интеллектуал, выпускник Йеля, Нортон обладает неординарным литературным талантом и часто привлекается к работе над сценариями. Именно Нортон придумал сюжет «Халка».
Отличный дуэт с ним составила Лив Тайлер, которая как-то незаметно превратилась из школьницы снимавшейся в клипах «Аеросмит» в красивую молодую женщину и талантливую актрису.
Ну, и, конечно же, Тим Рот в роли плохого парня. В злодеях он знает толк – еще со времен фильма «Роб Рой» (Rob Roy, 1995) безумный злодейский блеск, кажется, не пропадает в глазах его персонажей.
«Невероятный Халк» интересен, в первую очередь, не как художественное произведение, но как событие в киноиндустрии: переснять почти провальный фильм через короткий период времени, и добиться успеха и расположения зрителей – это случай почти уникальный, имеющий шансы войти в продюсерские учебники. Но и в качестве достойного киноразвлечения фильм также срабатывает. 3,5 балла из 5 – замечательный пример того, как должен выглядеть удавшийся летний блокбастер: дорого, зрелищно, динамично.