-ћетки

авиаци€ акварель арми€ археологи€ афоризмы бактерии брать€ наши меньшие в.сундаков вода война врем€ вселенна€ грибы дети долгожители древние цивилизации еда живой мир живопись жизнь жизнь на земле забавы загадки загадки истории земл€ изобретени€ иллюзии иллюзи€ интеллект исследовани€ как это сделано катаклизмы катастрофа кино климат космос красота кризис круги на пол€х ложь луна любовь манипул€ции сознанием марс механизмы манипул€ции микромир мировоспри€тие мироустройство мозг мудрость мужчины и женщины муравьи национальные особенности необъ€снимое необычное нло обон€ние оружие пам€ть пейзаж пирамиды питание погода портрет праздники предсказани€ приколы притчи птицы путешестви€ растительный мир религи€ рисунки ручна€ работа сад - огород сад-огород сверхвозможности скульптура смерть солнечна€ система солнце сон стихи€ странности страх счастье тайны мира тать€на черниговска€ тело человека тест факты флот фобии фото цветы чувства экстрим юмор €. кедми €зык

 -

–адио в блоге
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

ƒобавить плеер в свой журнал
© Ќакукрыскин

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќаблюдатель_сущего

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.09.2009
«аписей: 5449
 омментариев: 4622
Ќаписано: 11667


—ообразительность крыс вызывает восхищение!

ѕ€тница, 06 јвгуста 2010 г. 22:28 + в цитатник

 —ера€ напасть


 ѕохоже, у нас есть все шансы вернутьс€ в средневековье. “огда крысы были таким же страшным бедствием, как чума, которую, кстати, они и разносили. ¬ 1347году, например, они буквально оккупировали ≈вропу. —лучилось это после землетр€сени€ в районе  аспийского мор€. ”бега€ от катаклизма, полчища грызунов пустились на «апад. »х продвижению не помешала даже полноводна€ ¬олга.

 јрмада крыс уничтожала на своем пути пол€ и амбары. »х истребл€ли тыс€чами, травили €дами и даже... отлучали от церкви. ¬ конце концов грызуны пали жертвами той же чумы. Ќо одновременно погибли миллионы людей. — тех пор такие страшные нашестви€ крысиной орды не повтор€лись, однако о полной победе человека в этой войне вопрос не вставал никогда: крысы отличаютс€ потр€сающей жизнестойкостью и плодовитостью.

  репость крысиных зубов превышает крепость стали, которую они в состо€нии разгрызать, так же, как и бетон. ќни могут прыгать на высоту до двух метров, свободно проплывают несколько километров (зафиксированный рекорд — 29 км), хорошо ныр€ют и ход€т даже по проволоке. Ёти качества вырабатывались на прот€жении 50 миллионов лет: крысы по своему биологическому возрасту — в 25 раз старше человека.

  огда-то крысы жили только в ¬осточном  итае. — развитием мореплавани€ они расселились по всему свету. —егодн€ необжитыми остались лишь јнтарктида да некоторые острова в јрктике. » вовсе не потому, что там слишком холодно —ерые грызуны способны размножатьс€ даже при температуре минус 20 градусов. ѕросто в заснеженных пустын€х мало людских поселений, а следовательно, пищи.

 ѕо подсчетам ученых, попул€ци€ крыс составл€ет сейчас более 10 миллиардов особей. “о есть в среднем на жител€ планеты приходитс€ по две крысы. ¬ –име, например, живет около 15 миллионов крыс, в Ќью-…орке — более 12 миллионов. –екорд держит ћехико — несколько дес€тков миллионов особей.


  рыса особенно любит столичную жизнь. ќна легко осваиваетс€ в большом городе, запоминает распор€док дн€ человека и существует с ним бок о бок, не попада€сь лишний раз на глаза. Ќо самое главное оружие серого зверька — высокий уровень интеллекта.

 ќпыты московского зоолога Ћ.¬.  рушинского показали, что крысы в 82 процентах случаев успешно справл€лись с экспериментальными задачами. ѕри этом они намного опередили кошек, которые показали лишь 52 процента успешности, и вплотную приблизились к собакам (85 процентов), дельфинам, слонам и человекообразным обезь€нам.

 ¬добавок у них исключительно тонкое обон€ние.  ак установили калифорнийские ученые, среди всех сп€щих животных, на которых направл€ли пучок рентгеновских лучей, просыпались от них только крысы. »сследовани€ доказали, что они ощущают лучи отделом мозга, который управл€ет органами обон€ни€. ѕолучаетс€, что рентгеновское излучение дл€ крыс имеет запах.
ѕо свидетельству главного санитарного врача ћосквы Ќикола€ ‘илатова, крысы способны выдерживать очень высокий уровень радиации. ¬ ходе одного опыта крысу расстреливали из дефектоскопа силой в 300 рентген в час. ѕосле чего она преспокойно встала и ушла. Ќаходись в такой же ситуации человек, он бы просто погиб от лучевого ожога.

 ”м крыс про€вл€етс€ прежде всего в добывании пищи. –ассказывают, как ловко они воруют €йца. ќдна обхватывает €йцо передними лапами, а втора€ тащит ее в нору за хвост. ѕохожа€ техника примен€етс€ и при краже сметаны: крыса опускает в банку хвост, а потом дает облизать его остальным. ѕри этом они очень осмотрительны: ни за что не станут есть подозрительную пищу всем скопом. –оль дегустатора возьмет на себ€ сама€ прожорлива€ и любознательна€ особь. » если от нового блюда ей не поздоровитс€, сородичи сделают соответствующие выводы. ћатерые пасюки не допуст€т к опасной приманке молодых. ќттолкнут их, с громким писком прижмут к земле. ј затем передадут сигнал об опасности другим. ¬от почему пытатьс€ изводить крыс с помощью €дов бесполезно. Ѕолее того, отравленна€ особь об€зательно найдет воду, начнет интенсивно пить и проведет дезинтоксикацию — промоет себе организм.

 
—ообразительность крыс вызывает восхищение. Ќедаром ћинобороны —Ўј пытаетс€ поставить их себе на службу.  ак сообщают информагентства, американские исследователи придумали способ тренировки крыс, который позвол€ет научить их отыскивать наркотики и взрывчатку. ѕо словам ƒжеймса ќтто из Ѕалтиморского университета, он и его коллеги обучили крыс подниматьс€ на задние лапки, когда те чувствуют запах кокаина в лаборатории. ѕри этом специальный датчик отслеживает движени€ животных и передает в компьютер сигнал об их местонахождении. Ќоу-хау — дозатор пищи, соединенный с датчиком, который позвол€ет автоматизировать процесс обучени€. ѕр€ча наркотики в пищу, исследователи внушают крысам, что обнаружение контрабанды св€зано с удовольствием ћетод тренировки напоминает известные приемы дедушки ƒурова. ¬ начале обучени€ лакомые кусочки подают сверху, заставл€€ грызуна вставать на задние лапки. „ерез три недели тренировок один запах кокаина заставл€ет крыс проделывать то же самое. »скать наркотики с помощью крыс-ищеек легче, чем с собаками: крыса инстинктивно посто€нно обнюхивает пространство вокруг себ€. ј небольшие размеры позвол€ют ей забиратьс€ в самые потайные места.

 ¬ообще в опытах с крысами в јмерике наблюдаетс€ своеобразный бум. ¬ Ќью-…орке группа ученых оснастила крысу «дистанционным управлением». — помощью вживленных в мозг животного электродов действи€ его можно профаммировать на рассто€нии до 500 метров. Ёти результаты опубликовал в нынешнем году солидный научный журнал Nature. ѕ€ть лабораторных грызунов, с которыми работали представители университета ƒрексель, нельз€ считать запрофаммированными роботами. «верьки способны выполн€ть команды только после специальной подготовки. ¬ мозг каждой крысы ученые имплантировали три электрода толщиной в волос. ќдин из них св€зан с центром удовольстви€. ƒва других ведут к отделам мозга, которые реагируют на сигналы левой и правой части усов: с их помощью животное ориентируетс€ в пространстве. Ёлектроды соединены с радиопередатчиком на ошейнике крысы.  омплекс приборов дополн€ет миниатюрна€ видеокамера. »спытани€ проводились в лабиринте. ”ченые стимулировали электроды, выполн€ющие функции усов, а когда крыса поворачивала в нужном направлении, сигналы посылались в центр удовольстви€. ћаршрут следовани€ определ€лс€ с помощью ноутбука. «атем животных испытывали в естественных услови€х. ѕод управлением исследователей они бежали вдоль узких труб или по подвесной платформе, карабкались на деревь€ и прыгали с высоты. ќказалось, что можно заставить их вылезать на открытые, хорошо освещенные пространства, чего обычно крысы не делают. ”ченые полагают, что в будущем такие грызуны облегчат задачу спасателей при катастрофах.   примеру, управл€емые крысы смогут обнаруживать жертв землетр€сени€ намного эффективнее, чем собаки, а также искать мины и проводить разведку на территории непри€тел€. ¬ подобном применении грызунов заинтересовано ћинобороны —Ўј, которое выделило деньги на этот проект.

 ѕопытки получить пользу от крыс встречались и на постсоветском пространстве. ѕравда, интерес про€вл€ли не к интеллекту животных, а к их феноменальной прожорливости. »зобретатель из Ќарвы, к примеру, предложил оригинальный способ переработки отходов на крысиной ферме. «верьки не только поедают все органические отходы, пережевывают полиэтилен, резину, пластмассу и кожу. ќт такого рациона крысы тучнеют и постепенно перестают двигатьс€. “огда их усыпл€ют и перемалывают. »змельченный продукт идет на корм личинкам специальных мух, вырабатывающих гумус. ¬ результате этого цикла ферма превращает всевозможные отходы в плодородную землю. ¬ основе цикла изобретатель положил такие расчеты: суточные отходы от одного человека полностью способны «переработать» дес€ть крыс за 24 часа.

 ¬прочем, проект не нашел поддержки у городской администрации. “огдашний директор охраны службы здоровь€ “аллина покл€лс€, что не выдаст разрешение на строительство фермы: «ƒес€ть крыс на одного эстонца — это слишком опасно».

 —пециалисты –осавиакосмоса разработали установку јќƒ— — автоматическую охранно-дезориентационную систему. ƒействие прибора, внешне представл€ющего собой небольшую коробочку, довольно простое. —тоит одной крысе, обнюхива€ незнакомый объект, прикоснутьс€ к установке, как у нее возникает раздражение центров паники, которое передаетс€ всей попул€ции. ¬ результате животные покидают территорию, у них по€вл€етс€ на нее своеобразный запрет. “акой прибор установлен в  ремле.  ак говор€т в ћосковском фонде содействи€ санитарно-эпидемиологическому благополучию населени€, он по€вилс€ там после того, как однажды крысы съели перчатку ≈льцина, оставленную в его кабинете. ј потом изр€дно наследили на важных государственных бумагах.

 Ѕольшинство же росси€н прибегают к традиционному способу — звонку на дезинфекционную станцию. ќднако ждать чудес от ее сотрудников не стоит. ƒаже в ћоскве на профилактическую борьбу с грызунами выдел€ют всего 100 рублей в год на один дом. «аметим, что только выезд сотрудника обходитс€ вдвое дороже. ƒа и зараженное место нужно посещать не реже одного раза в мес€ц. Ќо этого правила никто не соблюдает: нет денег. ѕотому и вспышки заболеваний, переносимых грызунами, стали чаще. ¬ 2000 году в столице было зарегистрировано 35 случаев геморрагической лихорадки, один — тул€ремии, 46 — лептоспироза. ¬ 2001 году — 75, шесть и 58 случаев соответственно. —пасет ли положение чудо-прибор? ¬ –осавиакосмосе уверены — безусловно, да. ’от€ все оп€ть-таки упираетс€ в деньги. Ќо если все-таки удастс€ с помощью прибора прогнать из домов всех грызунов сразу, они просто посел€тс€ во дворах и на улицах, будут шныр€ть у нас под ногами. ќднако не все так безысходно: уничтожить крыс можно. ѕродолжительность жизни одной особи не более двух лет, а в экстремальных услови€х — без еды и крова — они не размножаютс€.

  

√де обретаютс€ счастливые крысы 


 Ќикто не знает, сколько точно крыс живет в храме селени€ ƒешнок. ѕо словам местных жителей, их не менее двадцати тыс€ч. —о всей »ндии сюда стекаютс€ паломники, чтобы покормить крыс и выразить им свою почтительность. Ётот храм — единственное место на «емле, где люди поклон€ютс€ крысам.

 ¬ толпу людей, держащих путь в этот храм, редко затешетс€ иностранец. ¬ селение ƒешнок, что лежит на крайнем западе »ндии, в пустыне “ар, можно добратьс€ на поезде — этой ленивой змее, припорошенной пылью. Ѕлиз пакистанской границы поезд еле идет. Ќочи здесь холодны; дни знойны. ¬етер гонит от одной страны света до другой пыль и песок.  ому из иностранцев придет в голову мысль сойти на полустанке, забытом Ѕогом? ќчень немногим энтузиастам.

 «ато местные туристы притекают сюда круглый год. ќсенью же, во врем€ дурги-пуджи — празднества, проводимого в честь богини ƒурги, их ручейки сливаютс€ в бурный поток. ƒес€тки тыс€ч паломников посещают селение, где обычно живет около двадцати тыс€ч человек.  роме того, ƒешнок насел€ют те странные существа, которые прославили это селение по всей »ндии — хвостатые и ушастые чародеи, готовые по своей прихоти выполн€ть просьбы людей.

ѕутешествие с крысой на голове

 
ѕо кафельным плиткам, выстилающим храмовый двор, шмыгают, семен€т, перекатываютс€ полчища крыс. ќни ничего не бо€тс€. Ѕегают из угла в угол, скачут, а потом мигом раствор€ютс€ в воздухе, исчеза€ в одной из нор.

 Ѕезмолвный покой храма нередко нарушают крысиные стычки ¬от пара самцов, встав на задние лапы, задирает друг друга ѕорой в углу дворика собираетс€ до сотни зверьков “ак же быстро они скрываютс€ в расщелинах, €мах, канавках

 ¬от уже более шести веков крысы, насел€ющие ƒешнок, чувствуют себ€ в полной безопасности ќни доверчиво греютс€ на солнышке, выбравшись на порог храма ќни привыкли есть пр€мо из рук людей ¬се, что возбудило их интерес, они обнюхивают Ќикто из гостей не ужасаетс€, увидев, как к тарелке с его едой прильнул крысенок и тычетс€ туда носиком  рысы заботливо кружат возле оставленных вами сумок и, наконец, полные довери€ и расположени€, вскакивают вам на колени, стоит только присесть

  ак во всех индийских храмах, здесь имеют обыкновение ставить обувь перед двер€ми и обходить св€щенные покои босиком —делать это нелегко стоит замешкатьс€, как по ногам начинают карабкатьс€ любопытные крысы »ные из них забираютс€ под одежду, и посетитель в немом волнении чувствует, как по его колен€м и бедрам передвигаетс€ здоровенный крысак

 ≈сли не прогон€ть животных, то вскоре — в пр€мом смысле слова — они ус€дутс€ вам на голову, лишь пощелкива€ по лбу лапками ¬оистину в этом храме √осподнем нет места робкой душе

 ѕодобна€ бесцеремонность крыс как будто не волнует индийцев ќни смотр€т на зверьков совсем иными глазами, чем мы ѕо их мнению, один вид св€щенной крысы приносит вам счастье, — особенно если она — альбинос

 —тар и млад любит этих зверьков «алог любви — готовность служить, например, приносить любимым крысам сладости, фрукты, молоко ѕорой целые семьи склон€ютс€ с угощением перед норкой, где живет крыса-альбинос ≈сли та и впр€мь покажетс€ из укрыти€, ее гости свет€тс€ радостью этот день у них будет прекрасным ѕо старинным предани€м, местный раджа, приезжа€ поклонитьс€ грызунам, никогда не трогалс€ в путь, пока его не удостоит своим посещением бела€ крыса

 »так, миновав большой внутренний двор, поломники попадают во второй двор, немного поменьше ¬ нем расположена алтарна€ комната

 »ерархи€ помещений сродни иерархии в обществе ¬нешний храмовый двор доступен дл€ каждого ¬нутренний — лишь дл€ представителей высших каст, к каковым относ€т и иностранцев ќднако приблизитьс€ к св€тыне позволено лишь индийцам

 «амерев в приделе, ведущем к св€тыне, верующие позванивают в колокольчики, подвешенные к потолку, бросают сладости в миски, возле которых горстками вьютс€ крысы, и, наконец, клан€ютс€ образу богини  арни ћата, почти каса€сь лбом пола и скрыва€ лицо среди пушистых спинок животных

 
ѕодобные нравы вызывают у европейцев приступы дурноты Ћучше не гл€деть, как крысы, нырнув в миску с молоком, плещутс€ там, выставл€€ наружу голые хвосты

 ј каково приближатьс€ к алтарю, отданному в полное владение крысам ѕод ногами перекатываютс€ остатки сладостей и крысиный кал ¬онь уже не шибает в нос, а плотно закладывает его ¬ темноте предстоит еще одно испытание надо встать на колени, умудрившись не задеть и не задавить ни одну из крыс

 »ндийцы хорошо понимают разницу между храмовыми крысами и простыми пасюками, живущими где-нибудь в доме или на свалке. «ќбычно мы ненавидим крыс, как и вы, — признаетс€ один из местных кресть€н. — ¬ доме мы их ловим, а поймав, уносим куда-нибудь подальше в пустыню». ќднако убивать крыс или травить их €дом здесь немыслимо. ƒелать это воспрещает вера. ¬едь индийцы полагают, что после смерти они сами могут стать крысами. “ак что прибить зверька — все равно что прикончить себе подобного.  аждый из нас, по законам реинкарнации, в новой жизни может оказатьс€ серым, хвостатым зверьком.

 ’рамовые крысы, по словам кресть€н, выгл€д€т иначе, чем дикие, — все равно как аристократы. ќни мельче, темнее и шерстистее простых крыс.

 ѕроисхождение у храмовых крыс, в самом деле, знатное. »х считают детьми богини  арни ћата,.которые пришли поклонитьс€ своей матери. ≈й и угождают люди, привеча€ ее шустрых, хвостатых отпрысков. »ндийцы храмовых крыс так и называют — «детки».  то же она,  арни ћата?

 ’рам в ƒешноке посв€щен богине  арни ћата. ¬ отличие от большинства других божеств индийской мифологии,  арни ћата — реальна€ женщина. ≈е истори€ прекрасно иллюстрирует индийские воззрени€ на богов и людей. ќни близки античным взгл€дам, согласно которым боги жили и действовали среди людей. “ак же считают и индийцы.

 ќтношени€ людей и богов, по их мнению, не прекратились в те давние мифические времена. Ѕоги и сегодн€ живут среди людей, вмешиваютс€ в их судьбы, наставл€ют несведущих и, по воле своей, мен€ют течение мирских дней, вынужда€ реку жизни то клокотать событи€ми, то мерно растекатьс€ по равнине, где вновь ничего не происходит.

 ѕо вере индийцев, не исключено, что новорожденный ребенок стал инкарнацией (воплощением) божества. »менно так случилось с простой женщиной  арни ћата! ¬ ее человеческом воплотилась богин€ ƒурга, более знакома€ нам по другому ее имени —  али.

 Ёто воинственна€ и благородна€ богин€. —воим оружием — стрелами и мечом — она истребл€ет врагов. Ѕогин€ охвачена прекрасным намерением извести из подлунного мира все зло. Ќо действует она беспощадно. Ќавод€ пор€док, она, как хирург, кромсает тело человечества, отсека€ его больные части — отдельных людей. »ногда операци€ оказываетс€ очень мучительной и кровавой. “ак, на известном изображении богини  али в  алькутте ее меч обагрен кровью, а ше€ обвита св€зкой из отрубленных человечьих голов.

 ќбсто€тельства рождени€ и смерти  арни ћата выдавали в ней существо не от мира сего. ћать вынашивала ее 21 мес€ц.  огда же 3 окт€бр€ 1388 года малышка по€вилась на свет, она сразу заговорила. ≈й суждено было говорить на людском €зыке много дольше сверстников. ƒева-богин€ прожила €кобы 151 год 6 мес€цев и 2 дн€. —вой истинный облик она не замедлила открыть супругу в первую брачную ночь. ћожно представить себе, как удивилс€ бедный ƒепа, когда, откинув полог повозки, скрывавший суженую, увидел, как впилась в него взгл€дом сама богин€ ƒурга. „етыре руки ее бр€цали оружием; тело сверкало украшени€ми; под ногами же колыхалс€ живой тигр, на спине которого она восседала. ≈го избранница открыла ему, что она не равна судьбой смертным женщинам и что его ждет необычна€ жизнь. ≈му надлежало сделать еще один выбор: либо в св€тости жить с ней, либо плодить детей, но уже расставшись с богиней и став мужем ее сестры. ќн, согласно преданию, выбрал второе.  арни ћата, согласно своему предназначению, стала удивл€ть мир разными чудесами.

 ѕередавали много историй, св€занных с  арни ћата, наход€щейс€ среди людей. “ак, она излечила своего отца от укуса кобры; оказавшись в пустыне, сотворила из воздуха сосуды с водой; умела пробуждать погибших воинов к жизни; превращалась во льва, чтобы растерзать разбойников, воровавших скот. ќсобенно же легко ей давалось умение командовать войском. ¬едома€ своим божественным провидением, она одерживала победы в бою.

  арни ћата жила в то врем€, пишет австралийский историк ћакс ’аркурт, когда правители –аджастхана — древней страны, на земл€х которой лежит ƒешнок, — нещадно обращались с подданными. ¬ стране зрело недовольство. » тогда проста€ пастушка  арни ћата сделалась заступницей обиженных и униженных. ≈е советы равно выслушивали и царь Ѕиканера, и его противник— правитель ƒжодхпура. ѕеребива€ царские думы, она сама принимала решени€. ќна стала собирательницей земли –аджастханской, побужда€ местных царьков заключать союзы и единить свои владени€. “ак, из разных клочков земли сшивалась нова€, больша€ страна.
Ћишь однажды хитроумна€ пастушка, чь€ судьба была не в пример счастливее участи ∆анны д'јрк, не сумела выполнить задуманного: она не спасла одного из своих четырех сыновей, утонувшего в св€щенном озере. (“ут в старинных предани€х ощутима неув€зка, поэтому предположим, что речь идет о сыновь€х, рожденных от союза ее мужа и ее сестры.)

 ”знав о гибели сына,  арни ћата воззвала к яме, ловкому богу смерти, готовому схватить любого, и повелела вернуть юношу. яма посмел ей перечить. “огда, взъ€рившись, богин€-пастушка избавила всех своих потомков от мрачной хватки ямы. “еперь, едва один из них умирает, как тут же рождаетс€ вновь и, прин€в маску, укрываетс€ в доме богини — под личиною крысы!

 “о, что человек происходит от крысы, убеждены все 513 семей, проживающих ныне в ƒешноке и нос€щих фамилию ƒепават. ¬се они — пр€мые потомки пращура ƒепа. «десь же,'в селении, выситс€ храм их прародительницы —  арни ћата. ¬ нем нашли приют все люди их рода, когда-то жившие на «емле. ќни снуют под ногами, плавают в чашке с молоком, забираютс€ в обувь. Ёто — их предки, убереженные от пропастей смерти в божьем жилище. » это — дети детей, что когда-нибудь €в€тс€ на свет. »бо в нескончаемом кругу превращений — считают члены семей, нос€щих фамилию ƒепават, — суждено, однажды умерев, вернутьс€ в мир крысой, а, скончавшись вновь, по€витьс€ на свет ребенком.

 « огда € умру, то воскресну в образе крысы, и € рад этому, — говорит смотритель храма ћурар ƒан ’арам. — “огда и мен€ будут почитать как св€того». ƒиди ’аран, учитель английского €зыка в местной школе, увер€ет, что видел среди крыс своего отца. ѕри жизни тот торговал спиртным за воротами храма. ¬скоре после его смерти из храма выскочила крыса, чего они €кобы не делают никогда, и, прибежав на место, где все было пропитано алкоголем, лизнула пару капелек и оп€ть унеслась прочь.

 Ѕыть может, именно сознание того, что твои предки ежеминутно пребывают р€дом и ты можешь, зайд€ в храм, взгл€нуть на них, так повли€ло на местных жителей, — но любой из п€ти тыс€ч человек, членов рода ƒепават, прекрасно знает свою родословную и может сказать вам, от кого из четырех детей  арни ћата он происходит и к какой ветви семейства относитс€.

 –одовитость здесь ценитс€. ѕожертвовани€, приносимые в храм, дел€тс€ между семь€ми ƒепават сообразно их родовитости. Ќаследникам боковых ветвей достаетс€ меньша€ дол€, а вот столбовые фамильные дороги осыпаны золотом: «крысина€ рента» приносит большой доход.

 —вое происхождение здесь вспоминают посто€нно.  аждый мес€ц потомки одного из четырех сыновей  арни ћата заступают на очередное дежурство в храме. —емь€, на которую выпал жребий, весь этот мес€ц безвыходно живет в стенах храма. ћужчины на четыре недели бросают свою работу, сп€т на простых циновках среди бегающих по ним крыс и три раза в день, на рассвете, в обед и на закате, совершают богослужение.

 “аким образом, вс€ жизнь клана ƒепават сосредоточена вокруг храма. Ќемудрено, что, вгл€дыва€сь в крыс так же пристально, как мы в своих домочадцев, местные жители начинают приписывать зрерькам уникальные способности. ” нас талантливы наши дети, у них — их крысы.

«ƒетки, — говорит тот же ƒиди ’аран, — живут более двухсот лет!» ќдин из храмовых сторожей рассказывает, что крысы помогли выжить во врем€ чумы.  огда шесть лет назад в индийском городе —урат вспыхнула чума, перепуганные жители стали уезжать в ƒешнок, чтобы избежать дыхани€ смерти. ¬ храме им давали пить воду, которую пили крысы, и, представьте себе, никто из приехавших не заболел!

 ¬ыходкам крыс здесь внимают, как выкрикам пифии. ≈сли зверек надкусит конфету, считают, что та осв€щена. Ќадкушенные сладости
собирают; их называют «прасад», «св€щенные кушань€», и раздают среди членов рода ƒепават.

 Ќо не все из местных ход€т в храм молитьс€. »ные спешат сюда отдохнуть— пообщатьс€ с при€тел€ми, почитать газету, заключить торговую сделку, а то и просто поспать — под скрежет крысиных лапок. “ак, мирска€ суета вплетаетс€ в канву св€щенных легенд — как это бывает во многих индийских храмах.

 ...ќт таинственного до обыденного всего один шаг. ¬от почему, перевод€ дух от удивлени€, замечаешь, что отголоски этой веры видны и среди наших представлений о мире. Ќам тоже порой кажетс€, что вокруг нас разлита незрима€ божественна€ сила, котора€ побуждает нас помогать другим или добиватьс€ справедливости. √раница между видимыми и невидимыми, может быть, вовсе не так непроницаема, как представл€етс€ сухим рационалистам? » не все ли равно, где таитс€ благодать, вдохновл€юща€, укрепл€юща€ человека, просвещающа€ его мысли о таинственной гармонии жизни?!



 

 

–убрики:  »нтересные ‘акты
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



майолика   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 јвгуста 2010 г. 09:49 (ссылка)
да, животные очень умные,но вызывают чувство страха и отвращени€
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 јвгуста 2010 г. 22:29ссылка
” мен€ тоже, но дл€ кого-то св€щенные твари.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку