-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Shinkarchuk_Anatoly

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.09.2009
Записей: 301
Комментариев: 112
Написано: 583

Анри Матисс

Среда, 20 Июня 2012 г. 11:37 + в цитатник
Цитата сообщения Зоя_Яр Один из любимийших художников...

Анри Матисс
 
  Ну и подборочка....поклон собравшему ...
[info]drugsnboobs
 
«Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности. Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».

Автопортрет в полосатой майке (1906)



Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в пос ледний день 1869 года в городке Ле Ка то-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, — вспоминал позже Матисс, — я почувствовал себя в раю...»

Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Поставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбе-ром Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.

Обеденный стол (1897)



Голубой горшок и лимон (1897)



Фрукты и кофейник (1899)



По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Идеи мастера, считавшего, что главное в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».

Посуда на столе (1900)



Посуда и фрукты (1901)



Очертания Нотр-Дам ночью (1902)



Мастерская на чердаке (1903)



Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В это время Матисс познакомился с Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.

Площадь в Сен-Тропе (1904)



Роскошь, покой и наслаждение (1904)



Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины критики нашли «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Поклонники этой группы нашлись сразу. Лео Стайн и его сестра, Гертруда (знаменитая писательница), приобрели нашумевшую картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его работу «Роскошь, покой и наслаждение». Стайны подружились с художником. Эта дружба в его судьбе значила многое. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.

Женщина в шляпе (1905)



Мадам Матисс (1905)



В 1909 году Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка — «Танец» и «Музыка». Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».

Танец (1909)



Музыка (1910)



В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области — гравюру и скульптуру. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.

Марокканский пейзаж (1911-1913)



Красные рыбки (1911)



Портрет жены художника (1912-1913)



Ивонна Ландсберг (1914)



Три сестры. Триптих (1917)



Лауретт с чашкой кофе (1917)



Мавританская ширма (1917-1921)



Обнаженная спина (1918)



Монтальбан (1918)



Интерьер с футляром от скрипки (1918-1919)



Чёрный стол (1919)



Женщина перед аквариумом (1921)



Открытое окно (1921)



Поднятое колено (1922)



Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета. Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити.

В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию.

Танец (1932-1933)



С началом Второй мировой войны Матисс чуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал.

Розовая обнажённая (1935)



В 1940 году он официально оформил развод с Амели, а чуть позже у него обнаружили рак желудка. Художнику сделали две очень сложные операции. На долгое время Матисс оказался прикованным к постели.

Портрет Делекторской (1947)



Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Когда спустя годы они встретились вновь, Матисс узнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение». Оформлением Капеллы он занялся сам.

Интерьер Капеллы чёток в Вансе (1950)



Одалиски

Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов).

Одалиска в красных шароварах (1917)



Одалиски (1923)



Одалиска с зеленым шарфом (1923)



Одалиска, гармония в красном (1926)



Одалиски на софе (1928)



Одалиски (1928)



Одалиски в прозрачной юбке. Чёрно-белая литография (1929)



Джаз

В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом «импровизаций в цвете и ритме» под названием «Джаз», который бы явился визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера. Работая над ним, художник вырезал фигуры из листов окрашенной гуашью бумаги, «лепя скульптуры живым цветом» и «оживляя» свои детские воспоминания о катании на санках, цирковых клоунах, гимнастах и ковбоях.

Пара ножниц стала инструментом, позволившим ему решить актуальные проблемы цвета, формы и пространства. «Бумажные силуэты, - цитируем Матисса, - дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков».

Икар (1947)



Цирк (1947)



Лошадь, всадник и клоун (1947)



Санки (1947)



Ницца

Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет - «мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск». Матисс как-то признался одному из своих друзей: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья. Только в Ницце, вдали от Парижа, я забываю обо всем, спокойно живу и свободно дышу».

Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса - из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна - таких, как «Женщина у окна» .

Интерьер, Ницца (1919)



Женщина у окна (1924)



Бумажные женщины

В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур.

Цумла (1950)



Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году - по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году он еще дважды ездил туда. За несколько лет до первой поездки в Марокко на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. В 1910 году он посетил в Мюнхене выставку исламского искусства, а позже исколесил Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.

Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Здесь он написал знаменитые картины «Вид из окна» и «Вход в казба».

Вид из окна (1912)



Вход в казба (1912)



Донести непосредственное переживание жизни

«Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык», - писал Матисс. Когда художник, знающий про себя, что он есть не пустая величина в искусстве, изрекает подобные максимы, то он говорит, прежде всего, о своем творчестве. Вопрос: какие новые знаки в пластический язык ввел сам Матисс? А многие. За внешней простотой его картин иногда этого не углядишь - кажется, что «так смог бы каждый».

Морской пейзаж (1905)



Окно (1905)



Интерьер с девушкой (1905-1906)



Портрет Андре Дерена (1905)



Счастье существования (Радость жизни) (1905-1906)



Море в Коллиуре (1906)



Лежащая обнаженная (1906)



Цыганка (1906)



Восточные ковры (1906)



Матрос II (1906-1907)



Роскошь I (1907)



Голубая обнаженная (1907)



Музыка (эскиз) (1907)



Берег (1907)



Мадам Матисс в красном платье в полоску (1907)



Натюрморт в голубых тонах (1907)



Грета Молл (1908)



Игра в шары (1908)



Голубая скатерть (1909)



Обнажённая на солнечном пейзаже (1909)



Натюрморт с 'Танцем' (1909)



Разговор (1909)



Сатир и Нимфа (1909)



Девушка с чёрной кошкой (1910)



Красные рыбки (1911)



Цветы и керамическая тарелка (1911)



Испанский натюрморт (Севилья II) (1911)



Семейный портрет (1911)



Манильская шаль (1911)



Интерьер в баклажанах (1911-1912)



Красные рыбки в интерьере (1912)



Танец с настурциями (1912)



Голубое окно (1912)



Сидящий Риффиан (1912-1913)



Арабский дом кофе (1912-1913)



Натюрморт с апельсинами (1913)



Вид Нотр-Дама (1914)



Интерьер с тазом и с красной рыбкой (1914)



Жёлтая штора (1914-1915)



Студия на набережной Сент-Мишель (1916)



Лауретт в зелёном на чёрном фоне (1916)



Лауретт в белом тюрбане (1916)



Окно (1916)



Натюрморт с головой (1916)



Марокканцы (1916)



Урок музыки (1917)



Лотарингский стул (1919)



Урок живописи (1919)



Ставни (1919)



Обнажённая, испанский ковёр (1919)

ч

Сидящая женщина (1919)



Женщина на диване (1920-1922)



Ню на голубой подушке (1924)



Интерьер с фотографией (1924)



Ню лёжа (1924)



Декоративная фигура на фоне орнамента (1925-1926)



Обнажённая в кресле (1926)



Балерина, гармония в зелёном (1927)



Дама в голубом (1937)



Музыка (1939)



Интерьер с этрусской вазой (1940)



Леда и лебедь (1944-1946)



Интерьер в красном цвете. Натюрморт на синем столе (1947)



Египеская занавесь (1948)




Источники: anrimatiss.ru, smallbay.ru, staratel.com.
Рубрики:  Живопись
Жизнь
удивительное
гений
гениальность
искренность
Франция
Париж
художник
ИСКУССТВО
образы
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку