-ћетки

аналитическа€ психологи€ арт-терапи€ борьба с терроризмом борьба с экстремизмом исследование случаев обвинений в педофилии криминальна€ психологи€ майкл джексон медицина и право мониторинг психологических ресурсов направлени€ психотерапии новости в мире новости вокруг коронавируса новости здравоохранени€ новости культуры новости медицины новости науки новости украины новости харькова о. николай стремский окружающа€ среда пам€тные даты политические новости украины православие православное духовенство православные праздники праздники профайлинг профайлинг и психологи€ безопасности профили личности психологическа€ безопасность психологическа€ экспертиза психологические проекты психологи€ безопасности психологи€ безопасности и профайлинг психологи€ и психотерапи€ психологи€ и соционика психологи€ личности религи€ и культура символдрама событи€ харькова социальна€ психологи€ соционика соционика и психологи€ творчество фонд "город без наркотиков" христианское духовенство христианство и культура художественна€ фотографи€ экологическа€ психологи€ экологический фотокомпас

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –услан_≈слюк

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.07.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 14220


‘ранкл и Ћэнгле: краткий обзор

ѕ€тница, 23 ќкт€бр€ 2020 г. 17:10 + в цитатник
»нтегральна€ психологи€, соционика психологии. Ќебольшой обзор теорий ¬. Ё. ‘ранкла и его последовател€ ј. Ћэнгле, где вы€вление информационных типов авторов этих подходов послужит своеобразным компасом, содействующим точному размещению их учений на карте интегральной теории психологии.
 
–≠–Ї–Ј–Є—Б—В–µ–љ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–є –њ–Њ–і—Е–Њ–і (700x524, 226Kb)
 
 
Ћоготерапи€ ¬иктора ‘ранкла – экзистенциально-гуманистическое направление психологии, в центре которого вопросы поиска и анализа смыслов существовани€. —огласно ‘ранклу, логотерапи€ основываетс€ на трех пон€ти€х: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. јвтор такого подхода утверждал, что движущей силой человеческого поведени€ €вл€етс€ стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, даже в ситуаци€х предельных, кажущихс€ абсурдными.
 
¬ соционике специфику про€влени€ невроза св€зывают с особенност€ми «болевой функции» каждого информационного типа. ¬ определЄнном роде, проблематика «неврозов современности», с которыми работал ‘ранкл, точно отображает страхи Ё—» (’ранитель) по болевой функции (интуиции возможностей) – страх запутатьс€ в возможност€х, сложность выбора путей, потребность обрести устойчивое направление жизни. “ака€ личностно-типологическа€ специфика выбранного ‘ранклом направлени€ работы отнюдь не умал€ет его выдающихс€ достижений, объективности описанной проблематики, собранных статистических данных (о ноогенных неврозах современности).
 
  слову, учение о «комплексе неполноценности» (если более точно – малоценности) јльфреда јдлера выросло также из болевой функции (информационного типа Ё»Ё), в основе его лежало описание переживани€ физической малоценности, неполноценности органов, что впоследствии приобрело у јдлера более широкую трактовку.   слову, та же сама€ тенденци€ – много описаний физических уродств, ужасов по белой сенсорике, заметно у ‘ридриха Ќицше (Ё»Ё), развивавшего подходы, близкие к учению јдлера.
 
ѕо ‘ранклу, свобода воли человека св€зана с волей и ответственностью, в то врем€ как: «…совесть служит самым надЄжным органом дл€ того, чтобы искать экзистенциальный смысл, потому что только ответственные волевые акты соответствуют как свободе человека так и реальной «стоимости» ситуации и необходимой/требуемой ценности» (с.108 в книге јльфреда Ћэнгле «¬оплощЄнна€ экзистенци€», - ’арьков: «√уманитарный ÷ентр», 2019). јльфрид Ћэнгле также отмечает: «Ќеоспорима€ заслуга ¬иктора ‘ранкла состоит в том, что своей антропологией и экзистенциальным пониманием смысла он ввЄл в психологию эту человеческую категорию и, как никто другой, отстаивал, обосновывал, научал ей и практиковал еЄ» (там же, с.108).
 
ќпира€сь на метод феноменологии, как радикального субъективизма, т.е. довери€ к внутреннему опыту, непосредственным субъективным переживани€м, ‘ранкл обращаетс€ к духовно-ценностному миру, где делает важные научные открыти€.  ак пишет ј. Ћэнгле: «ќдним из наибольших достижений ‘ранкла было открыто затронуть тему бессмысленности предписанных судьбой и безысходных страданий и описать психологически-практический способ обращени€ с ними с помощью своей идеи о ценност€х отношени€» (там же, с.134).
 
” јльфрида Ћэнгле ценности отношени€ станут важной, значительной частью его работ. “емы диалога с другими и собой, встречи, внутреннего голоса совести – это сильно звучит в работах јльфрида Ћэнгле (верси€ информационного типа – Ё»»).  ак пишет Ћэнгле в книге «PERSON: Ёкзистенциально-аналитическа€ теори€ личности: сборник статей. – ћ.: √енезис 2005), в главе «ѕерсональный поворот в экзистенциальном анализе: «ћы же теперь благодар€ совершЄнному повороту, понимаем человека не только как «открытого миру» (Ўелер), но в той же мере и «открытого по отношению к самому себе» (с.105), «¬ своЄм внутреннем мире мы обнаруживаем чувства, аффекты, желани€, интуитивное чутьЄ. –аскрытие по отношению к самому себе необходимо, потому что во мне есть что-то, что хочет быть прожитым» (с.105-106). “ак же он пишет: « огда мы занимаем позицию в соответствии с совестью – собственным чутьЄм относительно ѕравильного, - тогда мы соотносимс€ со своей сущностью» (с.108), «“акой ход мыслей приводит нас к парадоксу: чем более персонально мы себ€ ведЄм, тем в большей степени участвуем в том, что €вл€етс€ общим дл€ всех людей» (с.109), «Ќахождение своего, действительно своего —обственного делает нас способными к диалогу с ƒругим, превращает я в “ы дл€ ƒругого. Ћишь в соотнесении с собственной интимностью мы €вл€емс€ не эхом внешнего мира, не копией чужого оригинала, не программируемым аппаратом, а собеседником с собственными переживани€ми, иде€ми, решени€ми – короче говор€, „еловеком, который может удивить своей самобытностью, оригинальностью и свободой» (с.109).
 
ѕродолжа€ развивать научный подход ¬иктора ‘ранкла, а также продолжа€ аналитику ценностей по аспекту белой этики (интровертной этики), в отличие от упора на волю и стойкость, јльфрид Ћэнгле привносит в свой подход больше лиризма и интуиции, тонких описаний внутреннего мира, диалога с собой и другим, тончайшее структурирование теории личности при помощи феноменологического метода. ¬ то же врем€, обе теории €вл€ютс€ полноценным противовесом редукционистским и механистическим подходам в психологии.
–убрики:  ѕсихологи€ и психотерапи€
—оционика
Ќаука
ћетки:  
ѕонравилось: 3 пользовател€м

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку