-Метки

аналитическая психология арт-терапия борьба с терроризмом борьба с экстремизмом исследование случаев обвинений в педофилии криминальная психология майкл джексон медицина и право мониторинг психологических ресурсов направления психотерапии новости в мире новости вокруг коронавируса новости здравоохранения новости культуры новости медицины новости науки новости украины новости харькова о. николай стремский окружающая среда памятные даты политические новости украины православие православное духовенство православные праздники праздники профайлинг профайлинг и психология безопасности профили личности психологическая безопасность психологическая экспертиза психологические проекты психология безопасности психология безопасности и профайлинг психология и психотерапия психология и соционика психология личности религия и культура символдрама события харькова социальная психология соционика соционика и психология творчество фонд "город без наркотиков" христианское духовенство христианство и культура художественная фотография экологическая психология экологический фотокомпас

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Руслан_Еслюк

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 14145


Психологическая безопасность

Среда, 10 Августа 2011 г. 18:36 + в цитатник

В предыдущем посте были затронуты вопросы концепции информационно-психологической безопасности. Продолжаю исследование этой темы:

 

3330929_rak (425x425, 29Kb)

 

Что касается упоминавшегося Проекта закона об информационно-психологической безопасности В.Н. Лопатина, этот законопроект был представлен в моём предыдущем посте в полемическом, диалогическом ключе, поскольку, на мой взгляд, не столь однозначен, в том виде, в котором был представлен авторами законопроекта. Точными сведениями не располагаю, однако скорее всего этот законопроект не был принят.

Особенно вызывает вопросы статья 15 об исключительных случаях применения специальных средств и методов информационно-психологического воздействия. Как указывается в статье 15:

"1. Применение специальных средств и методов информационно-психологического воздействия разрешается органам и организациям, входящим в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности в следующих случаях:

1) без согласия субъекта, в отношении которого применяются такие средства и методы:

в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству".

Какие средства здесь подразумеваются, какие именно методы воздействия и не приведёт ли это к манипуляциям в политических или субъективно-эгоистических, а то и криминальных целях?.. В таких общих формулировках принятие данного закона может быть достаточно спорным. На мой взгляд, в целом верно выделенное в законопроекте направление поиска, законотворчества, все-же требует существенной доработки, конкретизации, исключениях тех положений, которые могут привести к подавлению демократических свобод человека.   

Отец (диакон) Андрей Кураев высказывается по поводу ряда подобных законопроектов в книге "Почему православные такие "упёртые"?" (Украинская православная церковь, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2007. - 511 с.). В отношении законопроекта В.Н. Лопатина отец Андрей выразил скепсис, отмечая расплывчатость, недостаточную ясность формулировок и то, что такой закон можно трактоват по разному, даже в таком русле: "По тем критериям, которые имеются в законопроекте, Русская Православная Церковь может быть поставлена вне закона. Например, предлагается преследовать людей, виновных в "Блокировании на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственном привитии ему синдрома зависимости" (Ст. 5. 1). Но ведь в любом (даже в школьно-светском) воспитании есть элемент суггестии. Мы знаем, что и в православном монастыре проповедь и воспитание направлены на то, чтобы человек ощутил себя именно послушником у своего духовного руководителя" (с.253).

Истина в словах отца Андрея, безусловно, есть, некоторые люди могут трактовать этот закон по разному, однако, мне представляется, что в описанном им примере, есть достаточное преувеличение. Специалисты, если это действительно квалифицированные специалисты, прекрасно понимают разницу между воспитательной суггестией в светских школах или православных монастырях, и суггестией деструктивных сект и культов, к примеру, таких как дианетика. С гораздо большей симпатией отец Андрей высказывается в отношении другого законопроекта: "И только законопроект, который предлагает депутат В.Илюхин остаётся в рамках нормальной науки. Он говорит о том, о чём говорить действительно надо: есть информационное воздействие на человека, т.е. воздействие рекламы, воздействие пропаганды и идеологии. Но если есть человек и есть попытка вторжения в его жизнь, - то должны быть и ясные критерии того, насколько допустимо это вторжение. Нужно ли защищать человека от промывки мозгов? Да, нужно. Законопроект Илюхина это пробует делать" (с.252).

Отец (диакон) Андрей Кураев:

  

3330929_velikopost_3_originalxq (700x512, 82Kb)

 

Деструктивно-манипулятивное воздействие современной рекламы, потребительской идеологии на общество активно обсуждается и в психологической науке. И регулировать эту сферу законодательно весьма нужно. Как говорил апостол Павел: "К свободе призваны вы, братья!". Христианство в своё время по-настоящему открыло для человечества уникальность отдельной личности и её духовной свободы, по-новому поставило многие духовные вопросы, придавая им обострённую этически-духовную перспективу. И Церковь в первую очередь обращается к сознательности человека, учит ясности сознания, мысли, ясности чувствований, что должно стать защитой от любого вида манипуляций, которые происходят в наше время.

Патриарх Кирилл в книге "Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии" (М: Даниловский благовестник, 2009. - 208 с.) говорит о тех принципах и основах, на которых должен строиться диалог Церкви с молодёжью: "...сформулировать своё слово к молодёжи мы должны на простом и ясном языке. Очевидно, что оно должно быть искренним, сопряжённым с реальными нуждами молодого человека, проникнутым любовью к этим людям, вне зависимости от того, насколько они приятны или открыты для общения. И если молодые люди почувствуют, что Церковь обращается к ним с искренней любовью, что наша братская благорасположенность к ним согрета тёплым и открытым чувством, отмечена дружеской готовностью протянуть руку и не имеет ничего общего со стремлением навязывать наш собственный выбор и систему ценностей, вот тогда эти молодые люди будут нас слушать" (с.9-10).

 

3330929_2429860_Patriarh_i_molodezh_razgovor_bez_diplomatii (336x537, 32Kb)

 

***

В 2007 году в Харькове был создан Департамент психологической безопасности, который является структурным подразделением Харьковского отделения  Украинской секции Международной полицейской ассоциации. Международная полицейская ассоциация создана в 1950 году сотрудниками Скотланд-Ярда Великобритании для сотрудничества и обмена опытом между полицейскими разных стран. Как отмечается в информационной справке Харьковского Департамента психологическй безопасности:

"Департамент психологической безопасности является некоммерческой, политически и религиозно нейтральной организацией.

Основная цель его создания – защита прав и свобод граждан, оказание информационно-консультативной, психологической и юридической помощи людям, подвергшимся психологическому насилию и негативному воздействию со стороны организаций тоталитарной и деструктивной направленности, действующих в Украине, а также консолидация всех конструктивных сил, небезразличных к данной проблеме";

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА:

- развитие механизмов защиты прав и свобод граждан путем инициации процессов приведения украинского законодательства, судебной и административной практики в соответствие с нормами европейского и международного права;

- содействие созданию условий для формирования открытого и демократического общества в Украине;

- оказание информационно-консультативной, психологической и юридической помощи людям, пострадавшим от психологического насилия и других форм незаконного психологического  воздействия;

 - анализ и систематизация информации о  деятельности тоталитарных, деструктивных и культовых организаций;

- информирование правоохранительных органов о выявленных фактах незаконной деятельности организаций деструктивной и культовой направленности;

- разработка практических рекомендаций, методической литературы, организация проведения лекций, семинаров, конференций, круглых столов с целью информирования населения о существующих  формах и методах психологического насилия и манипулирования сознанием;

 - взаимодействие с правоохранительными структурами, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

 - осуществление другой деятельности по данному направлению, не противоречащей «Положению о Департаменте» и действующему законодательству Украины".

 

Начальник Харьковского Департамента психологической безопасности - к.п.н. Дубовик Игорь Михайлович:

3330929_DubovikI_M_ (250x280, 10Kb)
 

 

Как отмечается на сайте Департамента: "Объявленная в Украине и России на законодательном уровне свобода совести, по сути, обернулась "свободой" религиозных групп и культов, которые вовлекают в секты тысячи и тысячи наших сограждан. И одной из главнейших причин, порождающих размах сектанства, специалисты считают незащищённость наших людей (от посягательства на их свободу, на их психику) на законодательном уровне".

Департамент психологической безопасности действует в тесном сотрудничестве со многими государственными и общественными организациями, прежде всего с Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). В частности, в 2009 году Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим от имени духовенства и мирян Харьковской епархии, выразил благодарность и признательность Президенту Украинской секции Международной полицейской ассоциации, генералу армии А.В. Василишину за создание и активную деятельность Департамента психологической безопасности.

Официальный сайт Харьковского Департамента психологической безопасности: http://dpb-ua.org/  

 

***

Как отмечается на сайте Департамента психологической безопасности, в настоящее время в Украине происходит бесконтрольный рост разного рода псевдорелигиозных и тоталитарных сект, негативно влияющих на людей, чему причиной несовершенство законодательства, а также взаимодействия между государственными, общественными, правоохранительными организациями. В этом направлении идёт активная работа по улучшению ситуации.

Во многих странах мира проблеме манипулирования сознанием уделяется много внимания на самом высоком уровне. Так во Франции, при премьер-министре создана межминистерская миссия, президент которой занимается координацией действий различных ведомств, задействованных в решении этого вопроса. При государственной юридической службе Бельгии в 1998 году был учреждён Центр информации о деструктивных организациях, члены которой назначаются Палатой представителей. Хотя, как такового закона, который бы чётко определял сферу манипулирования сознанием, не существует и в Европе. Основной упор при выявлении и разоблачении деструктивных организацией делается на уголовную составляющую: мошенничество, изолирование, насилие и т.д.      

Как отмечает руководство Харьковского Департамента психологической безопасности: "Сейчас, как никогда, необходима консолидация всех сил, для выработки совместной стратегии противодействия разрушительным силам, информирования населения, защиты граждан от психологического насилия, создания и продвижения необходимых законопроектов".

   

Как я уже писал в предыдущем посте, на мой взгляд, ситуация с выявлением широкомасштабной международной психологической операции "Аль-Кайды", может значительно повлиять на формирование новой концепции информационно-психологической безопасности во всём мире. Здесь важно опираться на принципы системности, понимания целостных взаимосвязей вопросов психологической безопасности, формирования таких теорий, которые смогут системно охватить все задействованные здесь области и включить их в поле зрения органов психологической безопасности. В данном контексте я говорю с одной стороны о научных теориях, которые смогут целостно охватить вопросы психологической безопасности, а с другой стороны, практически-прикладных моделях создания наиболее эффективных вариантов работы единых служб, занимающихся вопросами психологической безопасности.  

 

***

К слову, сейчас я занят не только изучением деятельности издательства "Эксмо". Уже длительное время в поле моего научного внимания такая тоталитарная организация, доставляющая проблемы Интерполу, ФБР, а после начала перестойки и органам МВД Украины и России, как дианетика Рона Хаббарда. Кандидат философских наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, социальный психолог Евгений Новомирович Волков  уже много лет детально занимается разоблачением культа дианетики и псевдорелигиозного учения Л.Р. Хаббарда. Да и не только этим, а вообще вопросами манипулярования сознанием и борьбы с таким пагубным явлением. На его сайте размещено много материалов об этом, в частности обзор экспертиз и выводов по деятельности "Центров Саентологии" и "Центров Дианетики", а также рекомендации по поводу новых, комплексных экспертиз

http://evolkov.net/cults/scientol/articles/Volkov.E.Soc.psych.ecolog.expert.of.scientol.html 

Я нахожусь в переписке по эл. почте с Евгением Новомировичем. Некоторое время назад он прислал мне новое детальное экспертное заключение по поводу дианетики и саентологии. В будущих постах постараюсь немного передать смысл этого заключения, правда, целиком привести заключение не смогу. Что касается деятельности Е.Н. и его научных взглядов вообще, то если я полностью поддерживаю и разделяю оценку учения Хаббарда, с его предубеждением в отношении психоанализа согласиться не могу. Теория архетипов само-регуляции психодуховной сферы человека, и в частности мандала архетипов психической саморегуляции (Р.П. Еслюк, 2010), показала, что все основные направления психотерапии, несмотря на значительные противоречия во взглядах на психическое, являются частью единой, диалектико-логически упорядоченной системы. Сюда же относится и глубинная психология, вместе с психоанализом, эффективно работающим в области бессознательных мотиваций и символов.

Обстоятельная и весомая, подтверждаемая фактами, критика учения Хаббарда содержится в книге профессора А.Л. Дворкина "Сектоведение". Хотя, если говорить о его книге вообще, о концепции его работы, то, на мой взгляд и взгляд ряда критиков, есть существенный консервативный уклон.

 

3330929_6E0A370F3E3C491FBE992A6DDAF33F40_mw800_mh600_s (313x480, 40Kb)

 

На этом сайте изложены факты плагиата со стороны Хаббарда и описано, какие открытия учёных он присвоил себе: http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_bojenov.htm    

Большая подборка материалов с критикой дианетики: http://theme.orthodoxy.ru/dianetics/ 

 

На мой взгляд, такую организованную тоталитарную секту, как "Церковь Саентологии", опирающуюся на псевдорелигиозную идеологию и использующую в практическом плане псевдонаучные методы (вульгарный психоанализ, лишь внешнее подобие научных методов), и отрицательное влияние на общество этой организации, можно будет нейтрализовать только силами более развитых, интегрированных психотерапевтических организаций. Собственно, для задачи развития мировой психотерапии и психологии, объединения, выхода на новый уровень развития и был создан международный Проект "Единая психотерапия и психология"... 

 

***

Родоначальник интегративного движения в психотерапии и психологии, один из самых влиятельных творцов религиозно-ориентированной парадигмы психотерапии, швейцарский учёный, психотерапевт, культуролог Карл Густав Юнг:

 

3330929_jung (500x568, 40Kb)

 

Эмблема психологии:

 

3330929_Emblema_Psihologii (482x391, 29Kb)     

 

***

Приложение:

Посты на Лиру по "книжному делу":

Книжное дело: обобщения и др.: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post178969519/ 

Три месяца с момента первой публикации: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post177232280/

Анализ книги Кирилла Казанцева "Народный мститель": http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post176957118/

Дополнительно о специфике пс. операций: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post173704295/       

Обобщающий пост со ссылками: http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post172709103/        

 

Рубрики:  Психология и психотерапия
Религия, Вера
Культура
Борьба с терроризмом и экстремизмом
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям