-–убрики

 -¬идео

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в √ил€зутдинов

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 951


»стори€ ———–!

¬торник, 28 ƒекабр€ 2010 г. 20:16 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕолковник_—ј “оварищ —“јЋ»Ќ оказалс€, как всегда, прав! „ечн€

 (286x224, 26Kb)
........ќт турок горцы знали о неудачах правительства –—‘—–, и слабость ћосквы их воодушевл€ла. ѕрезидиум съезда сидел под портретом имама Ўамил€ и сме€лс€ —талину в лицо: Ђ—ейчас мы хоз€ева положени€, мы диктуем правила игрыї. ƒавить на них пустыми угрозами значило потер€ть еще и —еверный  авказ.

ѕосле дебатов съезд согласилс€ признать советскую власть только формально. Ќо при неприменных услови€х: если жители казачьих станиц будут депортированы в глубинные районы –оссии, а их земли передадут вайнахам и если центральное правительство не будет вмешиватьс€ в дела республики, а ее основным законом ћосква признает шариат и адат.

Ёто был ультиматум с издевательским привкусом. “елеграф из  ремл€ отстукивал: уступать! » —талин был вынужден прин€ть услови€ съезда.


 азачьи семьи вышвыривали безжалостно. Ѕез компенсаций, которые вайнахи получали в  азахстане в 1944 году. Ёто было не трудно делать. ј вот как совмещать в одном государстве цивилизованные нормы закона с адатами? ¬се равно, что в коммунальной квартире поселить богомольную девственницу с дебоширом- насильником.

 ак растут на планете реликтовые деревь€, так сохранились на ней и реликтовые этносы. ∆ивут с €зыческих времен по родовому традиционному праву. ” одних племен до сих пор считаетс€ нормой потчевать желанного гост€ теплой печенью свежеукокошенных пленников, у другихЧ бросать со скал жертвенных молодок Ч красавиц. Ќо это, слава Ѕогу, где-то там далеко, за мор€ми да за джунгл€ми.

» вайнахи придерживаютс€ древних обычаев предков, строго соблюда€ неписанные законыЧ адаты. ” каждого клана, то есть тейпа свой адат. ј на вопрос: сколько тейпов у вайнахов, остр€ки-чеченцы отвечают:
Ч —колько в наших горах ущелий или долин, столько у нас и тейпов. ” каждого клана сво€ гора, и чем выше она, тем знатнее тейп. ѕотому что на склонах высокой горы можно прилепить больше саклей.

јдаты 170 тейпов (а столько их насчитали ученые) диктуют разные стандарты в отношени€х с вайнахами соседних родов, в поведении с гост€ми, в расчетах за причиненный друг другу моральный и материальный ущерб.

≈сли ты столкнул с вершины горы булыжник, вызвавший камнепад на аул, то по адату ќдного ”щель€ должен заплатить дес€ть быков, а по адату ƒругого ”щель€ Ч двадцать. ≈сли ты поджег дом горца из знатного рода, то по адату “ретьего ”щель€ выложишь намного больше, чем за такой же дом простолюдина. ј если вор из знатного рода украл у теб€ кон€ и, упав с него где-то, дал дуба, то по адату „етвертого ”щель€ теб€ как хоз€ина скакуна-бедоносца родственники погибшего об€заны тоже отправить на тот свет. ѕредварительно заплатив небольшой штраф за умыкнутое животное (у знатного рода больше силы). „то называетс€, полное торжество справедливости по-туземному. » таких Ђеслиї очень много. ƒаже процедуры кровной мести не всегда похожи друг на друга.

» только к государству и инородцам (иноверцам, г€урам) у всех адатов одинаковый подход. »стинному чеченцу не пристало уважать чьи-либо интересы, кроме лично своих и интересов своего племени. ќн должен презирать государство и всех инородцев, обворовывать их, грабить, заниматьс€ разбоем. ј если кто-то начнет мешать, того разрешаетс€ отправл€ть на тот свет.

јдаты учат: Ђ√осударство Ч это ничто, клан Ч всеї, Ђ¬оровство Ч доблестьї, Ђ¬се иноверцы Ч врагиї и т.д.

¬айнахам полагаетс€ с раннего возраста приучать своих детей к налетам и разбо€м. ¬ этой св€зи припоминаю одну историю.

¬ послевоенные годы, когда € еще был юнцом, наша семь€ в ”сть- аменогорске подружилась с чеченской семьей д€ди ’амида. ќн был молчаливый спокойный кавказец, всегда думавший о чем-то своем. я снабжал семью д€ди ’амида свежей рыбой с »ртыша, а он шил дл€ нашей семьи кирзовые тапки из голенищ старых сапог. — обувью тогда было чрезвычайно трудно.
ƒетей ’амида привечали в нашей избушке, а мен€ Ч в его саманухе.

ѕотом вайнахи вернулись на  авказ, € вырос, отучилс€, пожил еще в  азахстане, а затем перебралс€ в ћоскву работать в центральной газете. ƒрузь€-чеченцы мен€ вычислили по публикаци€м.

¬ конце 70-х годов они привезли постаревшего д€дю ’амида в московскую глазную больницу, и он приказал им найти мен€, чтобы € помог ему купить в столице мощный насос. ƒом старика выше от речки по склону горы метров на триста Ч коромыслом воду на огород не натаскаешьс€. ј сильных насосов, да еще не на электричестве, а на бензине, в продаже не было.

 огда мне передали его просьбу, € пон€л, что тут нужен промышленный агрегат. » пригорюнилс€: где же его доставать? Ќо не хотелось тер€ть лицо перед стариком-горцем, и € разбилс€ в лепешкуЧ через знакомого директора завода добыл списанный механизм. ≈го отреставрировали и подарили д€де ’амиду.

„ерез год € приехал в √розный по журналистским делам. ѕо велению д€ди ’амида друзь€-чеченцы вытащили мен€ пр€мо из гостиницы и повезли в горы за ¬едено посмотреть, как хорошо работает насос. ќн действительно тарабанил усердно, проталкива€ хрустальную воду к огородам и д€ди ’амида, и его соседей.
ј потом мен€ привезли в глухое ущелье на шашлык из черного барана. Ѕезлюдное ущелье, покрытое сплошным лесом Ч на его дне проселочна€ дорога упиралась в водопад Ч негласно считалось собственностью ’амидовского рода.

ѕод шашлык-машлык, как выражались хоз€ева пикника, да под конь€кЧ мань€к (чеченский конь€к Ђ»ллиї слегка отдавал керосином) пошли откровенные разговоры. ¬айнахи признались, что это ущелье их учебный полигон. «десь они тренировали подростков устраивать засады, соверша€ налеты на обозы и одиночный транспорт. ќттачивали технику нападени€, чтобы не нарыватьс€ на ответные пули.

я спросил: неужели их тейп собираетс€ промышл€ть набегами? –одственники д€ди ’амида Ч люд образованный, пообтерлись в столичных вузах. » старались объ€снить своему гостю все как-то пом€гче. јргументированнее. Ќатаскивают подростков на вс€кий случай, ответили мне, дл€ соблюдени€ традиций. ѕо своему адату они должны обучать детей разбойному ремеслу, иначе соседние кланы начнут относитьс€ к их роду как к сборищу отступников от горских обычаев.

¬ теснинах  авказа, где все на виду друг у друга, по€снили мне хоз€ева, важнее даже не быть правоверным чеченцем, а в глазах сородичей и соседей Ч казатьс€ им. ¬айнахи Ч это наци€ показных, внешних эффектов, дл€ них ритуал намного важнее самого существа дела. ј „ечн€ Ч ярмарка “щеслави€.
¬ ней люб€т демонстрировать друг перед другом, у кого выше забор, кто больше пленил рабов в набегах на —таврополье, у кого богаче добыча на грабеже поездов.
Ђ“ы не можешь украсть даже барана!ї Ч эти слова бросают в лицо вайнаху, чтобы унизить его.

ќбразованные чеченцы-хоз€ева были решительно не согласны с расхожим грузинским мнением, будто Ѕог слепил их плем€ из этнического мусора. Ќо быть в заложниках у аморальных обычаев еще с €зыческих пор им претило. Ќадо как-то выкарабкиватьс€ из тенет прошлого. Ќо как?! Ќа пикнике мы ответа на этот вопрос не нашли.

»з всех кремлевских небожителей —талин лучше, чем кто- либо знал законы адатов.
» тогда, в 1921 году, после √орского съезда он как €рый государственник был встревожен мысл€ми о перспективах страны.

—еверный  авказ официально превращалс€ в зону воровства и разбо€. ¬ рай дл€ кучки потрошителей, именуемой знатью или элитой, и в ад дл€ честных людей. ќн становилс€ территорией грызни между кланами за добычу. „ерной дырой беспредела, бесправи€, куда начнут исчезать материальные и людские ресурсы. Ќе останови этот процесс, и дыра начнет расшир€тьс€, поглоща€ все новые регионы.

¬ождю народов и во сне не могло приснитьс€, что через несколько дес€тилетий, с приходом к власти Ѕориса ≈льцина вс€ –осси€ превратитс€ в ¬оруй-страну и начнет жить по законам вайнахских адатов.

—амым главным на всем пространстве этой ¬оруй-страны станет клан Ђ—емьиї из Ђ ремлевского ущель€ї. —акли олигархов густо облеп€т его тейповую горуЧ  ремль, и их обитатели состав€т свой адат, по которому они получат право быть кастой неприкасаемых.  лан Ђћосковского ”щель€ї начнет жить по своему комфортному дл€ знати адату.  ое-какие различи€ будут между адатами Ђѕитерского ”щель€ї, Ђ“атарского ”щель€ї, ЂЅашкирского ”щель€ї, Ђ убанского ”щель€ї, Ђѕриморского ”щель€ї и т.д. и т.п. Ќо все адаты возведутс€ на одной идеологической базе: Ђ√осударство Ч это ничто, клан Ч всеї.

—о временем приспичит искать замену старейшине касты неприкасаемых Ч президенту –оссии. » в режиме междусобойчика (по согласованию с вожд€ми Ѕнай Ѕрита) кланы начнут т€нуть наверх человека, который стерег бы установленный ими разбойный пор€док, презирал нормы христианской морали и активно участвовал в набегах на материальные ценности, созданные мозолистыми руками народа.

ѕотом настанет черед еще одной смены старейшин, потом еще... » так год за годом –осси€ будет превращатьс€ в Ђѕравовое Ќичтої, в аморфное образование, где честному человеку станет Ђи жить невмоготу и вешатьс€ сил не хватитї. —ами же неприкасаемые станут рассматривать ¬оруй-страну как территорию дл€ охоты за сверхприбыл€ми, а эти сверхприбыли Ч превращать в дворцы и виллы на взморь€х «ападной ≈вропы.

» вот получили вайнахи после √орского съезда казачьи земли на равнинеЧ много земли (было выселено около 70 тыс€ч терских казаков). ѕаши, сей, живи как живет остальной мир. Ќо далеко не все желали братьс€ за плугЧ не привыкли работать.  уда проще было сбиватьс€ в банды и устраивать набеги на сопредельные территории.

ќперативные донесени€ в ћоскву сообщали: на базарах Ўато€, ¬едено и ”рус-ћартана длинными р€дами открыто лежало оружие на продажуЧ пулеметы ЂЋьюисї, Ђћаузерыї, ЂЌаганыї, кавалерийские и пехотные винтовки.  то и откуда его доставл€л?  онтрабандисты из “урции горными тропами (чеченска€ диаспора в “урции насчитывала дес€тки тыс€ч человек). — этим оружием вайнахи забирали скот у соседей, очищали магазины и склады, пускали под откос поезда и грабили их.

ƒва дес€тилети€ центральна€ власть пыталась утихомирить вайнахов. ’от€ √орскую республику декретом ћосквы разделили на автономные образовани€ и в них создали советские администрации из национальной интеллигенции Ч улучшени€ не последовало. ¬айнахский бандитизм стал приобретать массовый характер: в походы за добычей пускались целыми аулами.  рупные вооруженные формировани€ чеченцев и ингушей безбо€зненно совершали опустошительные рейды по районам ƒагестана, √рузии, —таврополь€. Ќаграбленным добром и русскими рабами тоже открыто торговали на базарах.

ѕротив бандгрупп силами чекистов было организовано несколько локальных карательных акций. ќни ничего не дали. “огда центральна€ власть решилась на крупномасштабную операцию Ч ее провели в конце августа Ч начале сент€бр€ 1925 года войска —еверо- авказского военного округа (— ¬ќ).
¬ отчете штаба — ¬ќ от 19.09.25г. говорилось: Ђќпераци€ была построена на стремительном разоружении крупными силами наиболее бандитски настроенных районов с применением максимума репрессий...ї
—олдаты окружали плотным кольцом такие аулы, как ƒай, јчхой, Ќахчу- елой и другие, требовали в двухчасовой срок сдать оружие и выдать главарей. ≈сли ультиматум не выполн€лс€, по аулам открывали огонь из артиллерийских орудий.

Ќет смысла пересказывать документ, предоставлю слово самому отчету штаба — ¬ќ. ¬от отрывок из него:
Ђ—ледует отметить также сопротивление ”рус-ћартана, €вл€ющегос€, в сущности, столицей „ечни. ≈му предъ€влено т.  оролем (командиром части. Ч јвт.) требование сдать 4000 винтовок и 800 револьверов, но фактически было сдано чуть более 1000 винтовок и около 400 револьверов. “ребованию выдать шейхов ”рус-ћартан хот€ и пассивно, но долго (с б-го по 9-е) сопротивл€лс€.
ƒл€ убеждени€ ”рус-ћартана потребовалс€ артиллерийский обстрел из 900 снар€дов и авиационна€ бомбежка, разрушивша€ 12 домов.
–епрессии выразились в воздушной бомбардировке 16 аулов, ружейно-пулеметном артиллерийском обстреле 101 населенного пункта из общего количества 242 аула. —реди населени€ во врем€ обстрела было убито 6 человек и ранено 30 (женщин и ƒетей из кольца окружени€ предварительно выводили. Ч јвт.), убито 12 бандитов, взорвано 119 домов (уничтожали дома бандитских главарей. Ч јвт.).
»зъ€то более 300 человек бандэлемента, самыми видными из которых €вл€ютс€: Ќажмудин √оцинский, јтаби Ўами- лев, Ёммин јнсалтинский (активные проводники политики јнкары.Ч јвт.).
«а врем€ операции изъ€то 25 298 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемет и около 80 тыс€ч патроновї.


¬айнахский край представл€л из себ€ что-то вроде выгребной канализационной €мы в многосемейном доме. “олько вычерпал, отдышалс€ и оп€ть завон€ло, потекло через край.

¬есной 1930 года пришлось вновь проводить чекистско-войсковую операцию. ”течка информации (а куда без нее, если участвовали чекисты. Ч јвт.) позволила горцам прин€ть превентивные меры, и улов был не очень богатый. Ђ«а врем€ операции в „ечне с 16 марта по 10 апрел€,- докладывал в ћоскву зам. начальника штаба — ¬ќ —.ѕ.”рицкий,Ч изъ€то 1500 единиц огнестрельного и 280 единиц холодного оружи€, 122 человека бандэлемента, из них руководителей повстанческого движени€ Ч 9ї.

„ерез два года еще одна операци€ Ч подавление антирусского м€тежа, начатого в Ѕеное под предводительством имама ћуцы Ўамилева. Ѕандиты пытались уничтожить местные гарнизоны, нефтепромыслы —терт- ертча, разрушить станцию √удермес и железнодорожные мосты.  ак €вствовало из записки ќсобого отдела — ¬ќ, по наущению своих покровителей из јнкары вайнахи стали переключатьс€ с бытового разбо€ на диверсионные акции. ћ€теж был подавлен.
ѕотом операции проходили еще несколько раз, пока не началась ¬елика€ ќтечественна€ война. ј о том периоде € уже рассказал.

ћожет быть, эта иде€Ч не возвращать депортированных вайнахов на их родину Ч созрела у —талина еще во врем€ проведени€ операции Ђ„ечевицаї. Ќо никаких документов на сей счет нет. ј вот следы маневров власти вокруг вайнахской проблемы в начале 50-х годов в архивах остались.

ѕосле прин€ти€ американцами чудовищного плана Ђƒ–ќѕЎќ“ї и дрейфа “урции в р€ды сателлитов —Ўј перед руководством ———– встал вопрос: как быть с —еверным  авказом Ч топливной базой страны? »з-за его выгодного географического положени€ получить контроль над  авказом всегда мечтали и ѕерси€ и ‘ранци€ и јнгли€ и, конечно, “урци€. —колько раз она, родима€, пыталась отт€пать у –оссии этот кусок! “еперь “урци€, науськиваема€ американцами, будет лезть напролом.  огда решитс€ на это? Ќе сегодн€, так завтра Ч как прикажут хоз€ева. Ќо ведь прикажут, если уже подготовили дл€ сброса на —оветский —оюз 300 атомных бомб. Ќе зр€ столько их самолетов-разведчиков бродило над территорией ———–.

 ак легко раним на голове младенца родничок, так совершенно не защищен, у€звим дл€ советской державы —еверный  авказ, заселенный вайнахами. » если родничок у младенца со временем закостенеетЧ здесь же пульсирующей опасности не будет конца.
¬айнахи Ч это посто€нна€ брешь в обороне страны на стратегическом направлении. «начит они не вправе возвращатьс€ на свою родину, а на их земл€х должны расположитьс€ навсегда казачьи станицы, русские поселки, аварские аулы. Ёто будет надежна€ опора державы на —еверном  авказе. ј сам —еверный  авказ перестанет быть глубокой чувствительной занозой в заднице страны Ч ни сесть, ни встать без резкой боли.

ѕолагаю, что так думали политики в  ремле, обтачива€ идею создани€ в  азахстане „ечено-»нгушской автономной области. ћесто дл€ нее присмотрели на границе с братским  итаем Ч надежным партнером по утихомириванию американо-турецких амбиций. ћеньше 400 тыс€ч вайнахов проживало в  азахстане и  иргизии. ѕростора и гор там Ч сколько душе угодно.

 азахстанский плавильный котел уже работал на полную мощность Ч этнографический продукт получалс€ качественный. ¬ республике преобладало русское население. Ќо сюда были сосланы немцы с ѕоволжь€, корейцы с ƒальнего ¬остока, турки- месхетинцы и греки из √рузии и  рыма, здесь же обосновались уйгуры, латыши и эстонцы.
ќни обогащали культуру и жизненный опыт друг друга. ћеста в этом интернациональном котле вполне хватало и вайнахам Ч дл€ постепенной выплавки из них законопослушной нации. ќни ассимилируютс€, научатс€ у соседей работать и уважать иную веру, отвыкнут жить по адатам. »х страсть к набегам и грабежам? ќтвад€тс€ и от этого. ћесхетинцы, немцы или уйгуры себ€ в обиду не дадут, а двигать за добычей в соседний  итай Ч себе дороже! ” ћао особо не забалуешь Ч вернешьс€ с отрубленными кист€ми рук. ƒа и оружие здесь не раздобудешь. ј вайнахи без оружи€ Ч это хромой волк с вырванными клыками.

 азахи тоже придерживались родо-племенных отношений. ќни делились на —тарший, —редний и ћладший жузы, а в самих жузахЧ на уйсунов, оргынов, найманов, каракесеков и проч. Ќо степн€ки жили по общеприн€тым нормам, а свои обычаи примен€ли дл€, так сказать, внутреннего пользовани€.

¬ 1950 году никого из спецпереселенцев, а только вайнахов освободили от об€зательных поставок государству продуктов питани€, стали выдел€ть им льготную ссуду под строительство индивидуальных домов в  азахстане. ћатериальными поблажками московска€ власть давала пон€ть, чтобы они укорен€лись в республике. √руппам чеченцев разрешили съездить на родину дл€ разведки Ч там все земли, аулы были зан€ты другими. » новые власти √розного с подачи  ремл€ твердо сказали, чтобы вайнахи не мылились, бритьс€ на  авказе им не придетс€.

—оздавать „ечено-»нгушскую автономную область хотели как бы на добровольной основе Ч Ђпо просьбе труд€щихс€ї. ƒиаспора должна была сама изъ€вить желание остатьс€ в  азахстане. »з ÷  ¬ ѕ(б) ушло в ÷   ѕ(б)  азахстана негласное указание провести собрани€ в чечен-городках. ќни состо€лись в —емипалатинской, ѕавлодарской,  арагандинской и ¬осточно- азахстанской област€х.

ƒаже из протоколов этих сходок видна напр€женна€ подковерна€ борьба вокруг создани€ „ечено-»нгушской јќ в республике. ћолодежь уже вкусила иную жизнь и выступала, не огл€дыва€сь, за то, чтобы остатьс€: Ђ«десь когда теб€ принимают на работу или начисл€ют зарплату, не смотр€т, из какого ты тейпа. » почет не тому, кто из знатного клана, а тем, кто лучше работаетЧ в шахте, на стройке,в леспромхозеї.

¬ усть-каменогорских чечен-городках на  омострове и Ѕабкиной ћельнице уже проголосовали за постановление: остатьс€! Ёто молодежь делала погоду: Ђ«десь хорошо плат€т, дают деньги на строительство домаї. Ќо и там, и тут местный партийный работник вводил к финалу собрани€ полуслепого старика Ч устаза (устаз Ч богоизбранный, св€той человек, которому надо поклон€тьс€.Ч јвт.), и тот говорил:
Ч Ќаш дом там, где могилы предков. Ќельз€ мен€ть родину на деньги. ќдумайтесь!
¬се замолкали. » ход собраний мен€лс€.

¬ это же врем€ ÷  ѕ(б)  азахстана поручил местным партийным органам дать оценку морального состо€ни€ вайнахских диаспор. ¬идимо, дл€ того, чтобы лучше представл€ть, с кем придетс€ иметь дело в новом автономном образовании на своей территории. ’арактеристики пришли очень резкие. Ќапример, зав отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ¬осточно- азахстанского обкома Ќ.ѕетров (почему-то эти отделы занимались национальными вопросами) 31 марта 51-го года сообщал заведующему такого же отдела ÷   ѕ(б) «еленскому (вс€ переписка велась под грифом Ђстрого секретної:
Ђ—реди чеченов (во всех документах называли их так. Чјвт.) имеют место феодально-родовые пережитки и элементы национальной вражды, разжигаемые по отношению к другим национальност€м, приведшие к нежелательным последстви€м, имевшим место в ”сть- аменогорске и Ћениногорске (подразумевались локальные чеченские погромы в ”сть- аменогорске, предшествовавшие большому апрельскому 51 года. Ч јвт.).
„ечены плохо работают, спекулируют, совершают преступлени€ї
.

¬идимо, из ÷   ѕ(б)  азахстана была дана тиха€ команда заматывать идею с созданием „ечено-»нгушской јќ, настраива€ вайнахов на отказ обустраиватьс€ в республике.  азахов можно пон€ть: зачем им беспокойные Ђквартирантыї? «ачем садитьс€ за один достархан с потрошител€ми?

—талин, конечно, знал обстановку в республике. Ќе случайно за усть-каменогорским чеченским погромом он заподозрил провокацию местных властей. » выразил неудовольствие Ђќрлу ¬остокаї Ч так вождь уважительно называл первого секретар€ ÷   ѕ(б)  азахстана ∆умаба€ Ўа€хметова.
Ќо дело посчитал легко выправимым. Ќе в добровольном, так в добровольно-принудительном пор€дке решитс€ вопрос с автономной областью. ¬рем€ не торопило Ч вайнахи удалены с —еверного  авказа, сид€т себе в казахстанском садке. —овсем не мешают стране. «ачем большой шум вокруг маленькой промашки казахов. ѕусть они вместе с вайнахами еще немного подумают над таким хорошим предложением  ремл€.

„то конкретно Ч непри€тные повороты на  орейской войне или спешна€ милитаризаци€ «ападной ≈вропы Ч отвлекло вожд€ от этой проблемы? Ќеизвестно. Ѕольше он к ней не возвращалс€. ј потом похоронили его самого.

ѕосле смерти —талина идею о создании „ечено-»нгушской јќ в  азахстане или  иргизии (там руководство податливее) озвучил и начал пробивать выдвиженец и при€тель ’рущева министр внутренних дел ———– Ќиколай ƒудоров. Ќо вдруг Ќикита —ергеевич скомандовал Ђ—топ!ї и дал идее задний ход. ќн раскручивал кампанию по разоблачению культа личности —талина, и лыко о Ђнезаконно депортированном народеї неплохо ложилось в строку.

  вайнахам в  азахстане зачастили чиновники: надо писать жалобы в ћоскву на геноцид узурпатором невинных горцев. » письма пошли Ч первый зампред —овмина ———– ћико€н собирал их у себ€ в папки. ¬ июле 1956 года јнастас »ванович решил прин€ть делегацию вайнахов. ѕрин€л, погоревал с ними о их несчастной судьбе. “ут же со спецпереселенцев сн€ли все ограничени€, а вскоре вышел указ ѕрезидиума ¬ерховного —овета Ђќ восстановлении „ечено-»нгушской ј——– в составе –—‘—–ї.

 азахское руководство с радостью помогало вайнахам убиратьс€ из республики. ќни потоками хлынули на свою родину и с криками: ЂЌам ’рущев разрешил!ї стали вышвыривать из домов русские, осетинские и аварские семьи. Ќачались кровавые столкновени€, которые продолжаютс€ по сей день.

” любого решени€ власти всегда имеютс€ два результата Ч на короткое врем€ и на дальнюю перспективу. »ногда они совпадают, но чаще всего Ч нет.

—амо решение о возвращении вайнахов Ч на первый взгл€д, благоразумное Ч на самом деле было чисто популистским шагом, пропагандистской акцией дл€ подн€ти€ авторитета Ќикиты —ергеевича в глазах либералов. ¬ласть поставила крест на интересах дес€тков тыс€ч русских, аварских, осетинских, лакских семей, которые в 1944 году по ее же призыву переехали в „ечено- »нгушетию на посто€нное место жительства. Ќо теперь были вынуждены уматывать в спешном пор€дке. ј что в перспективе?

–осси€ сама обрекла себ€ на вечную головную боль, вновь превраща€ вайнахскую территорию в очаг нестабильности, в бикфордов шнур. Ёмиссары “урции и стран Ѕлижнего ¬остока, подстрекаемые —Ўј, будут пытатьс€ с помощью этого шнура запалить весь  авказ, чтобы получить контроль над бассейном  аспийского мор€. ј точнее Ч над его природными ресурсами.

ѕодозреваю, что в такой трактовке проблемы кто-то может учу€ть запашок великодержавного шовинизма. ћол, а как же права многострадального вайнахского племени? ¬ том-то и дело, что создание их автономной области было, на мой взгл€д, в интересах и самих чеченцев и ингушей.

Ѕыть посто€нно в эпицентре геополитических схлесток держав за важный регион дл€ них оказалось непосильной ношей. » дл€ других р€дом с ними Ч тоже. –усскоговор€щее население „ечено-»нгушской ј——–Ч русские, украинцы, белорусы, евреиЧ составл€ло в 1989 году 326,5 тыс€чи человек. ј по переписи 2002 года Ч осталось 48 тыс€ч, на 278,5 тыс€чи меньше. √де они Ч убиты, бежали от произвола с котомками за плечами? ¬ласть не дает ответа.

ƒа и самих вайнахов погибло в дев€ностые годы около 40 тыс€ч человек.
ƒавно началс€ их »сход из „ечни. ѕо некоторым данным, республику уже покинуло около 600 тыс€ч вайнахов Ч многие переехали жить в другие города –оссии, подальше от —еверного  авказа. ј многие вернулись в ставшие им родными  азахстан и  иргизию. “ам сейчас такие большие диаспоры, что впору создавать автономную область.

ј кто осталс€ в „ечне? “е, кому не по карману переезды и две внушительные по численности группы мужчин. ќдна из них бегает с автоматами по горам, называ€сь боевиками, а друга€ гон€етс€ за ними с удостоверени€ми властных структур.
ѕотом они мен€ютс€ местами.

ј русские регионы снабжают их всем, что необходимо дл€ жизни Ч прежде всего продуктами питани€. Ќу и деньгами, разумеетс€. „тобы бегали веселее.

ѕолторанин



walterianets   обратитьс€ по имени Re: »стори€ ———–! (÷итата) —реда, 29 ƒекабр€ 2010 г. 01:27 (ссылка)
 руто. —талин - гений. ќстальные - быдло.

LI 7.05.22
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку