Собственно, об Олимпиаде. Я уже говорила, что я не люблю Олимпиаду, что Олимпийские игры, точно так же, как Всемирный банк или организации, защищающие права человека, могут служить классическим примером того, во что вырождается бюрократия, классическим примером того, что даже если в первом поколении вы имеете каких-то людей, которые говорят: «Мы не будем гоняться за прибылью, мы будем гоняться за счастьем всего человечества», то уже во втором поколении, буквально через пару десятков лет, а иногда и через десять лет эта организация действительно не гоняется за прибылью и начинает заниматься воровством или кумовством.
Кстати, лучшего всего это было описано даже не на примере Всемирного банка или Олимпийских игр. Лучше всего это было описано гениальным психологом Бруно Беттельхеймом в его книге об Ордене Франциска Ассизского. С Франциском Ассизским было то же самое: человек проповедовал птичкам, человек не любил современных ему церковных орденов, зажравшихся, сытых. Ровно через несколько лет после его смерти францисканцы были такой же зажравшийся и сытый орден – птичкам уже никто не проповедовал.
Идеалы Пьера де Кубертена, который, как и Святой Франциск, проповедовал птичкам, они, конечно, забыты. Потому что если задать себе самый простой вопрос – а почему мы соревнуемся в беге, прыжках, спортивной гимнастике, художественной гимнастике, а не в акробатике и не в канатоходстве. Ответ очень просто. Потому что всё, что происходит под куполом цирка – акробаты, канатоходцы, воздушные гимнасты, – они зарабатывают себе на жизнь своим трудом, они зарабатывают себе на жизнь своим телом. И это нормально.
Если объявить Олимпийские игры по акробатике, наверное, это будет также зрелищно и даже гораздо более зрелищно, чем кёрлинг. Но тогда будут не нужны олимпийские чиновники, тогда будут не нужны все эти гигантские базы, которые строятся для олимпийского резерва. Потому что какая база? Вот он цирк. Т.е. это великое утверждение, что на Олимпийских играх соревнуются любители, оно превратилось в великую ложь, потому что соревнуются профессионалы, но эти профессионалы отличаются от акробатов или воздушных гимнастов тем, что они не могут сами заработать себе на хлеб, они являются рабами олимпийских чиновников.
Посмотрите, совершенно парадоксальная вещь, я в интервью «Коммерсанту» читала. Крюков и Панжинский, наши лыжники, которые выиграли серебряную и золотую медаль, в одной комнате живут в отеле. Вот интересно, вся эта кодла, несколько сот человек, которых привезли на частных самолетах, первым классом, которых поселили в «Русском доме», снятом за безумные деньги в центре Ванкувера, вот эта вся кодла, которая там пела, плясала, жрала черную икру, пила шампанское, она в номере отеля вдвоем живет, втроем или все-таки в одиночку.
А ведь безумно важна каждая деталь в подготовке спортсменов: вдвоем в номере отеля просто тяжело жить, если ты готовишься к Олимпийским играм. Это такая маленькая история, почему профессионалы не участвуют в Олимпийских играх.
Другая часть этой истории – почему увеличивается количество олимпийских медалей. Разыгрывали комплект 40 медалей, сейчас разыгрывают 80. Всё время включают такие виды спорта, которые, извините, не очень зрелищные, но зато плодят количество чиновников.
Коррумпированы ли Олимпийские игры, коррумпированы ли олимпийские чиновники, предубеждены ли они? Да, безусловно, иначе бы мы никогда не получили право проводить Олимпиаду в Сочи. Проведение Олимпиады в единственном субтропическом городе России, в городе, где горка вверху, а отели стоят внизу, где до сих пор не понятно, как будут доставлять зрителей из отелей на горку, где до сих пор не построено ни одного олимпийского объекта, где они были даже не заложены в тот момент, когда мы в Гватемале с красной икрой, черной икрой и русской водкой уговаривали Олимпийский комитет принять нашу заявку. Всё это нельзя объяснить здравым смыслом.
Я не знаю, имели ли при этом место деньги, или просто Путин поехал отдохнуть, или поехал на охоту, или не знаю, на что он там поехал, с принцем Монако Альбертом. Принца Монако, знаете, и в 18 веке не сильно ценили в Европе, а сейчас-то уже совсем нет шансов у принца Монако, допустим, с Бараком Обамой куда-то поехать, чтобы Барак Обама его уговорил проводить Олимпийские игры где-нибудь в Америке.
Может быть, сыграл свою роль отдых с товарищем Путиным. Может быть, сыграл свою роль замечательный прием, который комиссии организовали в Сочи, как ее поселили в отеле-бутике имени Дерипаски, отделанном тем же человеком, который отделывает апартаменты бельгийской королевы. Может быть, хорошо для них сплясали. Может быть, удачно показали им этот аэропорт, который вообще-то еще не функционировал, но туда специально нагнали бюджетников с чемоданами.
Короче говоря, только необъективностью и коррумпированностью Олимпийского комитета можно объяснить то, что Сочи выиграли эту заявку. Но всё имеет свои пределы. Можно организовать «Русский дом» в Гватемале, можно туда завезти лед, на котором будет танцевать Плющенко, можно снять в Китае во время Олимпийских игр замок. Настоящий замок сняли, точную копию европейского замка, который построили китайцы. В низу этого замка были замечательные винные погреба. Когда все напились, разорили винные погреба. Разумеется, заплатили за всё это, насколько я знаю.
Люди реально думали, что Олимпиада – это и есть черная икра, русская водка и поохотиться с принцем Альбертом. А все-таки оказалось, что еще надо бегать, прыгать и стрелять, и оценки при этом ставит не Басманный суд, и не в «Русском доме» они ставятся.
Ведь вы подумайте, нет ни одной страны в мире, в которой спортивные чиновники были бы до такой степени приближены к телу. Смотрите, у нас Леонид Тягачев, тренер Путина по горным лыжам, на какой высоте он стоит. У нас г-н Ротенберг, тренер Путина по дзюдо... Где-нибудь еще есть страна, в которой тренер президента по дзюдо занимается водкой, портами, снабжением «Газпрома», снабжением железных дорог? Сколько для г-на Тягачева всего построено, горнолыжных трасс, какое количество олигархов подписали то на то, то на это. Лисина – на стрелковый спорт, Прохорова – на биатлон.
Господин Тягачев совершенно спокойно рассказывает, как он приходил к Ходорковскому от имени Путина просить денег на горнолыжную трассу, а Ходорковский, сукин сын, не дал. Это всё рассказывается на голубом глазу. И количество денег, которое перепорчено, не поддается описанию, близость к телу не поддается описанию. Этого нет ни в Канаде, ни в какой-нибудь даже Южной Корее, которая, кстати, очень любит выделываться на Олимпийских играх.
И вот эта история с Олимпийскими играми, она потрясающую вещь показала. Даже там, где этот режим ставит целью добиться максимальных успехов, он не может их добиться. Кто у нас взял медали? Иван Скобрев, который выиграл две медали, тренировался у итальянского тренера. А как же все эти наши гигантские траты, подписанные олигархи и так далее?
Крюков и Панжинский, которых я уже упоминала. А это фактически члены молодежной сборной. Их тренер Юрий Каминский – это сравнительно молодой тренер. Там какие-то спринтерские дисциплины, ну давайте и их пошлем. Ни один воспитанник Юрия Каминского, насколько я понимаю, не уехал с Олимпиады без медали. А он не главный тренер. Наберите в «Яндексе» Юрий Каминский и наберите в «Яндексе» Тягачев, и что у вас чаще вылезет. Медали принесли воспитанники Каминского, который просто человек, тренирующий людей по западной методике, понимающий, что сейчас не 19-й и не 20-й век.
Биатлонистка Анастасия Кузьмина не попала в нашу сборную. За Словакию она выиграла золото и серебро. Может мне кто-нибудь объяснить, каким образом женщина, выигравшая золото и серебро, не попадает в нашу сборную? По каким критериям.
http://www.echo.msk.ru/programs/code/659777-echo/