В далеком детстве мне, как и многим моим сверстникам ужасно хотелось встретить Новый год в многолюдии, на каком-нибудь красивом балу, где все кружится, веселится и сверкает. Но новогодние балы были в кино, вместо фейерверков и петард мы взрывали в кострах найденные боевые патроны, дома на елках задумчиво мерцали свечи, пахло хвоей и воском, мерно тикали часы-ходики, а из черной тарелки репродуктора слышался голос Левитана. Били куранты, потом пацанва выкатывалась на улицу и от души дурачилась.
Прошло много лет и новогодние балы стали реальностью, правда без киношного веселья и блеска, но зато с новогодними "Огоньками" - "Страна встречает Новый теле-год, гляди в экран чесной народ, не промахнись, пусти рюмашку точно в рот. И помни- утром буде все наоборот..."
Безумно далекий 1977-й я встречал там, где "...мы трудную службу сегодня несем вдали от России..." Забугорье, гарнизон, Дом офицеров флота (ДОФ), телевидение на иностранном языке. ДОФ - единственная отдушина для широкой славянской души. В здании три десятка помещений... а количество желающих встретить Новый год в коллективе зашкаливает. 31-го с обеда ДОФ уже похож на улей - топот ног, звон тарелок, хлопают двери, где-то двигают столы, кто-то тащит стулья, в актовом зале электрики колдуют над елкой...
К 21.00. по местному времени ( по московскому это 23.00. час.) все готово. Широко распахнуты двери всех помещений, накрытые столы сверкают белизной скатертей, запахи еды смешиваются с ароматами духов, вавилонское столпотворение нарядных людей рассасывается по комнатам, рассаживается за столами, потирает руки в предвкушении застолья. В каждой комнате появляется свой распорядитель-тамада, гул голосов становится сдержаннее - все ждут команды адмирала на проводы старого года. В нашей комнате заканчивает облачаться Снегурочкой хорошенькая медсестра Сашенька из госпиталя и симпатичный рослый мастер морской инженерной службы Денис, которому под густую бороду привязывают грелку, куда, по замыслу он будет сливать ту водку, которой его будет угощать щедрый народ.
Без этих предохранительных мер, он до последних комнат и залов попросту не дойдет не дойдет, а по традиции, он обязан поздравить все столы.
Наконец их динамиков внутренней связи раздается голос адмирала, который дает "добро" на проводы старого года. Слышен грохот отодвигаемых стульев, звон рюмок (шампанское будет открыто за пять минут до двенадцати). После короткой речи адмирала, распорядители берут застолье под свой контроль. Атмосфера становится все более непринужденной, по неписанной традиции до двенадцати нужно как минимум трижды поднять рюмки ( за некоторыми столами успевают и больше). В 23.55. начинается канонада открытия шампанского, все снова встают с наполненными бокалами в руках, в торжественном молчании дослушивают новогоднее поздравление, транслируемое по радио и сосредоточенно отсчитывают бой кремлевских курантов. Последний удар тонет в дружном "ура" и звоне бокалов.
Новый год начался.
Дед Мороз со Снегурочкой обходят столы по ранее утвержденному плану, начиная с адмиральского и далее. Адмирал строго следит, чтобы шампанское и коньяк, которым их угощают было принято вовнутрь - номер с грелкой тут не проходит. В итоге и Дед Мороз и Снегурочка возвращаются в начальную точку отправления если не на ушах, то уж точно на одном крыле.
Актовый зал зовет сверкающей елкой и танцевальной музыкой, а за столами рождаются песни, все это превращает аудиопространство Дома офицеров в какофонию - кто кого переорёт. Побеждают "Песняры" и "...Я прийшов - тебе нема підманула-підвела..." Двери всех помещений открыты настежь, поэтому все три этажа дружно подхватывают то, что начинают орать в одной из комнат. К танцевальной программе переходят где-то к 3--му часу ночи. Постепенно веселье затухает, кто-то спит "мордой в салате", кто-то лениво стучит на биллиарде, некоторые подкрепляются по второму разу, все темные углы заняты обнимающимися и целующимися парами, к главному подъезду прибывают машины для развозки командирских тел по домам. Все реже слышится "Вася, ты меня уважаешь?" пустеют столы и вешалки в гардеробе, гаснет елка и начинается первый день блаженного отдыха.
К 15-ти часам 1-го января все снова за столами, но уже нет тех дружных песен - предновогоднее веселье сменилось новогодним застольем.
Все, Новый год вступил в свои права...