Свет и цвет |
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета.
В иерархии цветов первое место занимает золотой. Это одновременно и цвет и свет.
Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и золотой ассист (ассист – в иконописи: лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежды, волос и т. п.; символизирует присутствие Божественного света) на одеждах Богородицы и ангелов – все это служит выражением святости.
С утратой глубинного понимания смысла иконы золото превращается в декоративный элемент и перестает восприниматься символически. Церковные интерьеры, иконостасы, киоты, оклады изобилуют позолоченной резьбой, дерево имитирует металл, а в XIX веке применяют и фольгу.
Золото было всегда дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон часто заменялся другими, близкими цветами – красным, зеленым, желтым (охра).
Красный цвет особенно любили на Севере и в Новгороде. Краснофонные иконы весьма выразительны. Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк.12, 49; Мф. 3, 11), в этом огне выплавляется золото святых душ.
Зеленый цвет употребляется в школах Средней Руси – Тверской и Ростово-Суздальской. Зеленый цвет символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого Духа, цвет надежды. Охра, желтый фон – цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нем. К сожалению, с течением времени фон на иконах становится все глуше, как и человеческая память об изначальных смыслах, данных нам через зримые образы для постижения Образа Незримого.
Наиболее близко по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также является цветом и светом одновременно. Но применяется белый цвет гораздо меньше золотого. Белым цветом пишутся одежды Христа (например, в композиции «Преображение» – «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не сможет выбелить», Мк. 9, 3).
Белый цвет (он же – свет) – соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность к божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, Источника света (Блаженный Августин в «Исповеди» так обозначает свою оторванность от Бога: «И увидел Я себя далеко от Тебя, в месте неподобия»).
Черным цветом изображается ад, в остальных случаях, употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется обычно темно-красным, коричневым, но не черным. В преображенном мире нет места тьме, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1, 5).
Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Технология написания предполагает определенные стадии работы, которые соответствуют наложению цветов от темного к светлому: например, чтобы написать лик, сначала кладут санкирь (темно оливковый цвет), затем производят вохрение (накладывание охр от темной к светлой), затем идет подрумянка, и в последнюю очередь пишут пробела, белильные движки. Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека, выявляющего в нем свет. Обожение и есть уподобление свету, ибо о Себе Христос сказал: «Я свет миру» (Ин. 8, 12), и ученикам Он говорил то же: «Вы – свет мира» (Мф. 5, 14).
Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо «Царство Божье внутри вас есть» (Лк. 17.21).
Фон в иконе всегда ровный по цвету и свету. Слово «фон» переводится с греческого языка как «свет», он символизирует свет духовного мира.
Эффект свечения существенно усиливается использованием кристаллических пигментов. Свечение создает представление воздушности и невесомости изображения, что пробуждает чувство его нематериальности и одухотворенности.
|
|
Обратная перспектива |
Начитавшись в выходные энциклопедии по православию, хочу поделится информацией о православной иконе. Всего будет три части: «Обратная перспектива», «Лик и жест», «Свет и цвет».
Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри.

«Прямая» (линейная) и «обратная» перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая мир – Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором – предельная условность.
Пространство не от мира сего обладает свойствами, отличными от свойств земного пространства, не доступными телесному зрению и не объяснимыми логикой здешнего мира. Возникает обратная перспектива: предметы тоже расширяются при их удалении от зрителя.
Что же дает применение обратной перспективы в иконописи? Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний». Во многом впечатление об иконе, как об окне, связано с использованием обратной перспективы. Следуя «расходящимся» лучам, глаз применяет обратную перспективу и к иконе целиком, «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы «наплывая» на него. Если предположить наличие наблюдателя с обратной стороны иконы, за плоскостью изображения, то для него все предметы, изображенные в обратной перспективе, окажутся изображенными в перспективе прямой, «правильной». Для глаза, приученного к прямолинейной перспективе, изображение на иконе кажется как бы «вывернутым наизнанку». Может быть, именно так появилось изречение, что «не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас».
В качестве характерного примера можно привести, например, икону Николая Чудотворца. Евангелие, которое держит святитель, на первый взгляд производит очень странное впечатление. Передняя грань книги развернута всей плоскостью на зрителя, но при этом видны все 4 (!) боковых обреза книги, причем каждая из граней дана под своим углом, мало связанным с изображением остальных граней. Ни под одной из точек зрения вам в жизни не удастся увидеть такого. Значит, иконописец рассматривает предметы не из одной точки, он как будто разглядывает объемный предмет последовательно с разных сторон и переносит увиденное на плоскость иконы. Перед нами своего рода развернутый «чертеж» предмета, дающий разные виды на одной плоскости. Иконописец показывает природу предмета, дает зрителю увидеть то, что «классический» рисунок скрыл бы от него. Для каждой грани иконописец выбирает свою, наиболее выгодную плоскость, немного развернутую относительно той, в которой грань находилась бы при рассмотрении предмета целиком с одной из точек зрения.
Изображение предметов одновременно с разных сторон характерно и для ликов. Изображение объемного лика Николая Чудотворца «развернуто» на плоскости. Видны одновременно фас и оба профиля, и макушка. Уши и щеки образа показаны так, как будто голова святого повернута боком к плоскости иконы. Иконописец дает рассмотреть лик со всех сторон, во всех чертах и тонкостях.
Обратная перспектива древнее линейной. Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры. И представляется весьма знаменательным, что и сами авторы первых трудов по линейной перспективе Ибн аль-Хайсам (X–XI века), и Эразм Вителлий (XIII век) считали уменьшение размеров тел при их удалении от наблюдателя обманом зрения, что, конечно же, верно.
Отвергая «наивную точку зрения о наивности манеры иконописцев», отец Павел Флоренский в своем труде «Обратная перспектива» говорит о том, что обратная перспектива была вполне осознанным принципом художественного творчества в иконописи, позволяющим не глядеть на мир снаружи, из-за рамы картины, разместив точку схождения лучей где-то там, в происходящем на полотне, не мир полагать средоточием внимания человека, но, напротив, человек есть средоточие того, что смотрит на него с картины-иконы, а смотрит на него символ Бога живого, символ всего того несуществующего, но сущего, что составляет содержание веры, символ любви, страдания и милосердия.
|
|
Отвергнуться себя |
Что со мной происходит в последнее время трудно поддается логическому объяснению. Вроде бы все есть – семья, ребенок, благополучие материальное, без излишеств, но хватает на жизнь, и большего не надо мне. Есть любимый мужчина, любимый мной навсегда, и совсем безъответно чувство мое к нему и я это прекрасно понимаю.
|
|
Яблочное море |
Море яблок у меня во дворе, полюбуйтесь на это зрелище. И доски-мостики перекинутые через него, от одной тропинки к другой. И еще сладкий запах, который я так люблю, особенно сильный по утрам и вечерам.
Представьте все это, почувствуйте этот медовый солнечный аромат и хорошее настроение вам обеспечено)



А я на работе вдыхаю запахи пижмы и клевера. Маша нарвала мне, около поликлиники. Вырвалась на свободу после бесконечных очередей и побежала по большому лугу неподалеку. Потом подбегает ко мне с цветами и говорит захлебываясь:
– Я знаю, знаю почему улица Луговая называется, тут же луг есть – умозаключила она.
– Да, конечно, и улицу назвали из-за того, что этот луг есть – говорю я, а сама удивляюсь, я бы не додумалась до такой простой вещи.
Побольше бы вот таких улиц с простыми названиями: Луговая, Цветочная, Земляничная, Яблочная, наконец. Побольше бы…
|
|
Машины карапульки |
|
|
Полевые цветочки |
Cовершено невозможно, но она действительно существует. Клумба из полевых цветов, здесь в городе, на ул. 8 Марта. Полюбуйтесь на эту тонкую красоту)


|
|
Колючий друг |
Я раньше только догадывалась о его существовании в нашем саду. Да он живет, и может не один, а целым семейством) думала я, по вечерам подкладывая ему еды в тарелку. Конечно он существует, говорила я себе утром находя эту тарелку пустой и его продукты жизнедеятельности на садовых дорожках.
А сейчас здесь пора клубничная началась и ежики вышли на свет) и на ягодный запах конечно. Вот так сталкиваются нос к носу любители клубники.



|
|
Мои соседи |
Как-то писала Саше, что у меня на подоконнике, здесь на работе, валяются цветочки сирени, неизвестным образом оказавшиеся здесь. Я тогда подумала, что форточка открыта и наверно ветер занес их сюда. А вчера вечером увидела, откуда эти цветочки. На окне стоит деревце большое, кажется это березка, не знаю точно.

Так она зацвела, нежно-сиреневыми цветами.
Только вчера заметила, подняла голову вверх и увидела их)

А еще у меня рядом с компьютером стоит маленький кактус. Рядом со мной с нового года, девчонки из переплетного цеха подарили. У него за это время рожки выросли, как будто появилось лицо.)
Меня не будет здесь две недели, и некому будет поливать его и заботится о нем.
Вот и заберу его с собой.

|
|
И совсем их не четыре… |
Вчера спрашиваю у Маши:
– Что же это такое сверху на ниточках висит?
– Да это же магические диски, которые обычных девочек превращают в волшебниц!

Я воспринимаю эту информацию как должное, да висят там сверху, такие волшебные штуковины, значит должны там висеть. Я то думала, своим приземленным умом, что это гирлянды или облака разноцветные на ниточках.)
Потом спрашиваю:
– А почему четыре? Их вот четыре на рисунке.
– Эх, да не четыре их! Вот сколько.
Сказала она и перевернула рисунок, а на обороте вот что!)

|
|
Чужие правила жизни, как свои |
Таня утром пишет мне: «Станислав Говорухин: Жан-Жак Руссо в «Эмиле» пишет, что библиотека Эмиля будет состоять всего из одной книги. Вы думаете, это Библия? Нет, это «Робинзон Крузо». И пока у человечества не испортится вкус, ее надо считать самой великой. И я всегда так считал, но стеснялся произнести вслух, пока не наткнулся на эти строки. Робинзон Крузо — это человек, который ни при каких обстоятельствах в силу величия своего духа не мог погибнуть.»
Все правила жизни Станислава Говорухина здесь
http://www.esquire.ru/articles/22/wil/govorukhin/
Почитала, поулыбалась, коечто не приемлю, принимаю многие вещи. И про черный ящик тоже, свою замечательную Лену вспомнила. Только глубокое отчаяние может сподвигнуть человека на написание писем Путину, Медведеву, не важно кому, некоему всемогущему лицу, всесильному, вот стоит ему пальцем пошевелить и все твои проблемы решатся в одночасье. А самому шевелиться и не хочется и лень.
Но не в случае с Леной, она для меня как Жана Д`Арк наших дней. За других, не за себя просит, пишет письма, ходит по кабинетам. Такой неофициальный профсоюз в ее единственном лице на заводе, где работает она.
Спрашиваю ее:
– Лена, зачем тебе все это нужно?
– Но ведь должен их кто-то защищать. Не могу я молчать, пройти мимо несправедливости.
Иногда жизнь ставит нас перед выбором, подумала я, и человек поступает именно так, а не иначе, по-другому не может просто.
Но возвращаясь к Робинзону Крузо. Решила перечитать, думаю с Машей вместе.
Конечно эта книга может показаться для нее слишком взрослой, по реакции посмотрю, если заинтересуется будем вместе читать, хотя кто его знает даже не осознавая, душа может впитывать. Я помню плакала над некоторыми вещами когда читала сама, мне лет 12 было.
|
|